Здавалка
Главная | Обратная связь

Традиционно выделяемые факторы выбора профессии.



 

Е.А.Климов выделяет основы профессионального выбора и называет три главные составляющие - «три кита» профориентации: 1) учет желания работать по данной профессии («хочу»); 2) учет способностей, возможностей освоить данную профессию и способности продуктивно работать в дальнейшем («могу»); 3) учет потребностей народного хозяйства в выбираемой профессии («надо»). Правда, в последнее время уместнее говорить не о потребностях народного хозяйства. а о «потребностях рынка», что воспринимается большинством современных подростков с полным пониманием (хотя над «потребностями народного хозяйства» раньше посмеивались).

Выделяются также более конкретные факторы выбора профессии (по Е.А.Климову): 1) учет своих интересов и склонностей; 2) учет способностей; 3) учет престижности выбираемой профессии; 4) учет информированности о ней; 5) учет позиции родителей; 6) учет позиции одноклассников, друзей и сверстников; 7) учет потребностей производства («рынка»), а также 8) наличие определенной программы действий по выбору и достижению профессиональных целей – с личной профессиональной перспективы (ЛПП). ЛПП считается удачной в том случае, когда она строится с учетом всех перечисленных факторов. В работе со школьниками факторы выбора профессии обозначаются в виде «восьмиугольника», а при оценки (или при самооценке) ситуации профессионального выбора линиями обозначаются связи ЛПП с теми или иными факторами (например. если ЛПП строится без учета данного фактора, то линия не проводится). В таком виде «восьмиугольник основных факторов выбора» наглядно отражает консультируемого подростка и позволяет ему самому уточнить свои профориентационные проблемы.

А.И.Зеличенко и А.Г.Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов труда, позволяющих не только анализировать конкретную трудовую деятельность и выделять основные мотивы выбора тех или иных профессий:

1. Внешние факторы:

1.1. Давление: рекомендация, советы, указания со стороны других людей, а также примеры героев кино, литературных персонажей и др.); требования объективного характера (служба в армии, материальное положение семьи...); индивидуальные объективные обстоятельства (состояние здоровья, способности...);

1.2. Притяжение-отталкивание: примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны “социального преуспевания” (моды, престиж, предрассудки);

1.3. Инерции: стереотипы наличных социальных ролей (семейные, членство в неформальных группах...); привычные занятия (возникшие под воздействием школьных предметов, увлечений...).

2. Внутренние мотивационные факторы:

2.1. Собственные мотивационные факторы профессии: предмет труда; процесс труда (привлекательный-непривлекательный, эстетические аспекты, разнообразие-однообразие деятельности, детерминированность-случайность успеха, трудоемкость работы, индивидуальный- коллективный труд, возможности развития человека в данном труде... ); результаты труда;

2.2. Условия труда: физические (климатические, динамические характеристики работы); территориально-географические (близость месторасположения, необходимость разъездов...); организационные условия (самостоятельность-подчиненность, объективность-субъективность в оценке труда...); социальные условия (трудность-легкость получения профессионального образования, возможности последующего трудоустройства; надежность положения работника; свободный-ограниченный режим; социальный микроклимат...);

2.3. Возможности для реализации внепрофессиональных целей: возможности для общественной работы; для достижения желаемого общественного положения; для создания материального благополучия; для отдыха и развлечений; для сохранения и укрепления здоровья; для психического самосохранения и развития; для общения.

Выделение (и осознание) подобных факторов позволяет профконсультанту и клиенту лучше осознавать, чем именно определяется их конкретный профессиональный и жизненный выбор.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.