Типы и уровни самоопределения человека.
Типы самоопределения выделяются по критерию диапазона маневра в рамках данной деятельности: - в конкретных трудовых действиях и операциях (на простых, конвейерных производствах, где творчество работника сильно ограничено данной технологией); - на конкретном трудовом посту (диапазон маневра несколько расширяется, т.к. одно и то же задание можно выполнять разными способами); - в рамках специальности; в профессии; жизненное самоопределение (диапазон еще больше расширятся, т.к. человек может реализовать себя и во вне профессиональной деятельности); - личностное самоопределение (не просто освоение социальной роли или выполнение ее по-своему, но и создание новых ролей, принимаемых в данном обществе… - «социальное нормотворчество» – по А.В.Петровскому и А.Г.Асмолову); - самоопределение в культуре (стремление оставить след в истории, выйти за рамки времени своей жизни – это не только в «творческих» профессиях…). При этом возникает вопрос: что же такое личность и чем личностное самоопределение отличается от самоопределения в культуре? – В свое время известный философ Э.В. Ильенков писал: “…личность обнаруживает себя тогда и там, когда и где индивид в своих действиях и продукте своих действий вдруг производит результат, всех других индивидов волнующий, всех других касающийся, всем другим близкий и понятный, короче - всеобщий результат, всеобщий эффект... Неповторимость подлинной личности состоит в том, что она по своему открывает нечто новое для всех, лучше других и полнее других выражая “суть” всех других людей, своими делами раздвигая рамки наличных возможностей”. Самоопределение в культуре предполагает не только принятие человека его окружением (как в случае с «личностью»), но скорее даже - принятие потомками (а окружающие современники могут и не принять… - это характерно уже для «гения» или для «универсума» – по В.И.Слободчикову). Интересно, что «святой» в этом случае – это человек, которого и потомки не все могут принять, а лишь «высшие силы» (или по-настоящему «посвященные» люди) способны оценить по-достоинству… Уровни самоопределения выделяются по критерию самостоятельности и творчества при реализации каждого типа: 1) агрессивное непринятие данного типа или разрушение имеющихся возможностей (деструктивный уровень – примеры…); 2) избегание деятельности «по-тихому» (всяческое «улынивание» от работы, от деятельности по данному типу); 3) работа «по инструкции» (пассивный уровень); 4) стремление что-то сделать по-своему (усовершенствовать отдельные элементы труда -–начало творчества); 5) стремление усовершенствовать деятельность в целом и максимально реализовать свои возможности (творческий уровень). Для наглядности выделенные уровни и типы можно представить в виде схемы: по оси координат обозначить типы, по оси абсцисс – уровни. Можно также рассмотреть для сравнения различные «случаи самоопределения». Первый «случай»: тип – самоопределение в конкретному трудовому посту (человек живет в городе, где сильная безработица, и вынужден соглашаться на любую, самую примитивную работу); но уровень творчества у него – пятый, т.е. максимальное творчество (это такой человек такой, который в любое дело стремится вложить свою душу). Второй «случай»: тип – самоопределение в культуре (например, это отпрыск знаменитых и богатых людей, у которого масса возможностей, особый круг общения, родители о нем наверняка вспомнят в мемуарах, место в истории ему обеспечено…), но уровень – агрессивное непринятие данного типа (пьет, употребляет наркотики, презирает своих благородных родителей и все такое, т.е. человек не использует возможности и даже разрушает свою ситуацию…). Можно задаться риторическим вопросом: кто из этих двух людей Вам симпатичнее, и на месте какого человека вы хотели бы оказаться?… Выделение типов и уровней самоопределения ставит важнейшую проблему: как реализовать возможности (типы) через свое творческое отношение к труду (уровни). В реальности самоопределяющийся человек должен стремиться к расширению своих возможностей (освоение нового типа самоопределения), а также к реализации своих возможностей (переходу на новый уровень самоопределения). Можно даже выдвинуть следующее интересное предположение: для большинства молодых людей более важны именно типы (как стремление расширить свои возможности, вплоть до комичных примеров. когда подросток мечтает о «богатом наследстве» от какой-то неведомой бабушки в Америке…), а для большинства уже работающих, взрослых людей все в большей степени становятся важными именно уровни самоопределения (как стремление максимально реализовать уже имеющиеся возможности и освоить уже выбранное дело)… Все это также следует учитывать в профконсультационной практике.
Контрольные вопросы к разделу 3:
4. Справедлива ли точка зрения, согласно которой человек выбирает не столько профессию, сколько образ жизни? Почему? 5. Чем вызвана необходимость в универсальной типологии профессиональных и жизненных выборов? 6. Приведите пример «внешних» и «внутренних» профессиональных выборов. 7. В чем сущность «событийного подхода» в профориентации?
Литература к разделу 3:
1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. – М.: Прогресс, 1988. – 400 с. 2. Гинсбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка// Мир психологии и психология в мире, 1995, №3, с. 21-28. 3. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с. 4. Розин В.М. Психология судьбы: программирование или творчество// Вопросы психологии, 1992, №1, с. 98-105. 5. Сколько Вам лет? Линии жизни глазами психолога (под ред. А.А.Кроника). – М.: Школа-Пресс, 1993. – 112 с.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|