Здавалка
Главная | Обратная связь

Активность и активизация в профессиональном



Самоопределении.

 

Если все-таки клиент проявит стремление стать настоящим субъектом построения своей профессиональной судъбы, то возникает вопрос: каким образом помочь ему занять активную позицию? Но тогда важно самим разобраться, что такое активная позиция? и какие методы могут считаться активизирующими? Многие ответы на данные вопросы найдут свое отражение в специальном пособии "Активные методы профессионального самоопределения», поэтому мы можем ответить на них лишь в самом общем виде.

Активная позиция самоопределяющегося человека предполагает: 1) готовность увидеть проблему самоопределения; 2) попытки самостоятельного ее решения; 3) готовность самому обратиться за помощью к профконсультанту; 4) готовность выполнять определенные требования взаимодействия с профконсультантом; 5) готовность самостоятельно совершать определенные действия за рамками профконсультации (по рекомендации психолога); 6) готовность взглянуть на свою жизненную ситуацию (а также на ситуацию в обществе) несколько по-другому, что требует определенного мужества; 7) готовность пойти на определенные внутренние компромиссы как при работе с профконсультантом (например, ограничить себя во времени), так и при самостоятельном достижении конкретных профессиональных целей (например, отказаться от удовлетворения некоторых сиюминутных желаний ради достижения более важных целей) и т.п.

К сожалению, далеко не все клиенты готовы к такой позиции и тогда возникает необходимость «активизировать» их. Общая схема такой активизации:

1. Установление эмоционально-доверительного контакта с клиентом (важно не превратить это в «очаровывание» клиента своими методиками, своим «авторитетом» или своим обаянием).

2. Совместное уточнение проблемы клиента: здесь психолог мог бы использовать такие методы оценки ситуации самоопределения, которые не только будут понятны клиенту, но и помогут ему самому оценить свою ситуацию

3. Совместное решение проблемы клиента: здесь психолог-профконсультант может использовать такие средства, которые позволят клиенту увидеть как решается проблема, а по возможности и включиться в совместное ее решение

4. Совместное подведение итогов работы. для чего также желательно использовать методы, понятные и доступные клиенту.…

5. Своевременное снижение активности самого профконсультанта с тем, чтобы дать возможность самому клиенту решать свои проблемы, чтобы не «довлеть» над ним своим авторитетом.

Суть активизации заключается не столько в том, чтобы «очаровать» или даже заинтересовать клиента, но и в том, чтобы вооружить клиента средствами для самостоятельного решения своих проблем. При этом на первых порах профконсультант больше выступает как инициатор активности. Он как бы демонстрирует в присутствии клиента способ решения проблемы (или рассуждает на сложные темы), но именно для того. чтобы тут же предложить использовать это средство самому клиенту. Таким образом, клиент постепенно приобщается к решению своих проблем. Активность как бы «передается» клиенту.

В итоге получается схема: изначальная активность профконсультанта – активизация клиента в совместной деятельности с психологом – активность самого клиента (при несколько ослабевающей инициативе профконсультанта).

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.