Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).



 

В традиционной «Формуле профессии» (по Е.А.Климову) выделяются следующие обобщенные характеристики профессий. Позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности:

1) Типы профессий – по предмету труда: природа – П; техника – Т; человек – Ч; знаковые системы – З; художественный образ – Х.

2) Классы профессий – по целям труда: гностические Г; преобразовательные – П; изыскательные – И.

3) Отделы профессий – по средствам труда: ручные – Р; механические – М; автоматические – А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также – теоретические средства – Ф.

4) Группы профессий – по условиям труда: бытовой микроклимат – Б; открытый воздух – О; необычные – Н; моральная ответственность – М; экстремальные условия - Э.

Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию повар: предмет труда – природа (П) и художественный образ (Х), цели труда – преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда – ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда – необычные (Н).

К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например. при анализе профессии токарь ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» - Ответ «техника» его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника – это средство труда, а что является предметом, из «Формулы» непонятно…».

Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А.Климовым вариант «Формулы». Ниже представлена построенная на идеях Е.А.Климова «Схема анализа профессии» (см. Таблицу 2).

Вариант использования схемы в работе с классом (в игре «Угадай профессию»):

- сначала детям самим предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии;

- быстро обнаруживается, что они ее вроде бы «знают», но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны «конкретные вопросы»);

- и тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии;

- преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут);

- далее начинается собственно игра «Угадай профессию»: все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше – конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток).

Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации:

1. Клиент вообще не знает какую выбрать профессию:

- знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему) – на примере анализа 1-2-х профессий;

- игра с клиентом (консультант и клиент загадывают друг-другу профессии и пытаются отгадать их – см. выше);

- клиент обозначает привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессий (как бы обозначает с помощью схемы свои «пожелания»);

- совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по 5-7 профессий, соответствующих «желательным» характеристикам);

- последующее обсуждение (выбор варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» клиента).

2. Клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор:

- знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-2-х профессий);

- но после знакомства со схемой, клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант – пытается ее «отгадать» (из 5-7 вариантов);

- долее – обсуждение и возможная коррекция представлений клиента о своей профессии..

 

Таблица 2.

 

Схема анализа профессии.

 

Характеристики профессий Место для первого примера профессии - “таксист”[2] Место для кодирования загаданной профессии (для игры «Угадай профессию»)
Предмет труда: 1 – природа (животные, растения) 2 – материалы и заготовки 3 – дети 4 - взрослые 5 – техника 6 - транспорт 7 - знаковые системы (тексты, информация в компьютерах... ) 8 - художественный образ       взрослые техника, транспорт    
Цели труда: 1 - контроль, оценка, диагноз 2 - преобразовательная 3 - изобретательная 4 - транспортирование 5 - обслуживание 6 - собственное развитие   транспортирование обслуживание  
Средства труда: 1 - ручные и простые приспособления 2 - механические 3 - автоматические 4 - функциональные (речь, мимика, зрение, слух... ) 5 - теоретические (знания, способы мышления) 6 - переносные или стационарные средства     механические   функциональные  
Условия труда: 1 - бытовой микроклимат 2 - большие помещения с людьми 3 - обычный производственный цех 4 - необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность) 5 - экстремальные условия (риск для жизни и здоровья) 6 - работа на открытом воздухе 7 - домашний кабинет, лаборатория. мастерская   экстремальные      
Характер подвижности в труде: 1 – преимущественно сидя 2 – преимущественно стоя 3 – множество разнообразных движений 4 – длительная ходьба 5 – вынужденные статичные позы 6 – высокая избирательная подвижность определенных групп мышц       сидя  
Характер общения в труде: 1 - минимальное общение (индивидуальный труд) 2 - клиенты, посетители 3 - обычный коллектив (одни и те же лица... ) 4 - работа с аудиториями 5 - выраженная дисциплина, субординация в труде 6 – небольшой коллектив в замкнутом пространстве (экипажи судов, полярники, участники экспедиций)   клиенты    
Ответственность в труде: 1 - материальная 2 - моральная 3 - за жизнь и здоровье людей 4 - невыраженная ответственность     жизнь и здоровье  
Особенности труда: 1 - большая официальная зарплата 2 - льготы 3 - “соблазны” (возможность брать взятки, воровать, использовать оборудование организации... ) 4 - изысканные отношения 5 - встречи со знаменитостями 6 - частые загранкомандировки 7 – командировки по стране 8 - завершенный результат труда (можно полюбоваться) 9 – высокий престиж профессии 10- явно выраженная общественная полезность труда     “соблазны”     знаменитости    
Типичные трудности: 1 - нервное напряжение 2 - профзаболевания 3 - распространены мат и сквернословие 4 – повышенный риск судимости 5 - невысокой престиж работы 6 – очень маленькая зарплата 7 – общественно презираемый (осуждаемый) труд     нервы профзаболевания сквернословие  
Минимальный уровень образования для работы: 1 - без специального образования (после школы) 2 – краткосрочные курсы 3 - начальное профессиональное образование (СПТУ) 3 - среднее профессиональное образование (техникум) 4 - высшее профессиональное образование (вуз): - незаконченное высшее - бакалавриат - магистратура 5 - ученая степень (аспирантура, академия...) 6 – дополнительное профессиональное образование   начальное професс.    

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.