Понятие «формула профессии» (по Е.А.Климову).
В традиционной «Формуле профессии» (по Е.А.Климову) выделяются следующие обобщенные характеристики профессий. Позволяющие в закодированном виде представлять разные профессии и специальности: 1) Типы профессий – по предмету труда: природа – П; техника – Т; человек – Ч; знаковые системы – З; художественный образ – Х. 2) Классы профессий – по целям труда: гностические Г; преобразовательные – П; изыскательные – И. 3) Отделы профессий – по средствам труда: ручные – Р; механические – М; автоматические – А; функциональные, т.е. возможности и функции организма, а также – теоретические средства – Ф. 4) Группы профессий – по условиям труда: бытовой микроклимат – Б; открытый воздух – О; необычные – Н; моральная ответственность – М; экстремальные условия - Э. Например, с помощью «Формулы профессий» можно было бы так «закодировать» профессию повар: предмет труда – природа (П) и художественный образ (Х), цели труда – преобразовательные (П) и изыскательные (И), средства труда – ручные (Р) и функциональные (Ф), условия труда – необычные (Н). К сожалению, при практическом использовании «Формулы профессий» в традиционном варианте в классе иногда возникали недоразумения. Например. при анализе профессии токарь ученик спрашивает: «Какой предмет труда у токаря?» - Ответ «техника» его не устраивал, т.к. сообразительный ученик тут же возражал: «У токаря техника – это средство труда, а что является предметом, из «Формулы» непонятно…». Или, например, профессия «водитель автобуса». Из приведенной «Формулы» неясно, какая цель у водителя. Сказать школьникам, что водитель «преобразует» транспортное средство в пространстве, значит вызвать у них в лучшем случае улыбку… Таким образом, возникла необходимость несколько видоизменить и расширить предложенный Е.А.Климовым вариант «Формулы». Ниже представлена построенная на идеях Е.А.Климова «Схема анализа профессии» (см. Таблицу 2). Вариант использования схемы в работе с классом (в игре «Угадай профессию»): - сначала детям самим предлагается рассказать о какой-нибудь хорошо известной им профессии; - быстро обнаруживается, что они ее вроде бы «знают», но конкретно рассказать о многих ее особенностях не могут (им нужны «конкретные вопросы»); - и тогда преподаватель предлагает схему анализа профессии, в которой и содержатся опорные пункты для рассказа о любой профессии; - преподаватель предлагает выписать эту схему в тетрадях (на это уходит примерно 35-40 минут); - далее начинается собственно игра «Угадай профессию»: все делятся на пары (можно играть и втроем), каждый загадывает профессию (а еще лучше – конкретную специальность), кодирует ее в своей тетради, потом все обмениваются тетрадями и по закодированным характеристикам пытаются отгадать ее (можно отгадывать с трех попыток). Варианты использования схемы в индивидуальной профконсультации: 1. Клиент вообще не знает какую выбрать профессию: - знакомство со схемой (лучше иметь отпечатанную схему) – на примере анализа 1-2-х профессий; - игра с клиентом (консультант и клиент загадывают друг-другу профессии и пытаются отгадать их – см. выше); - клиент обозначает привлекательные для себя характеристики пока еще неизвестной профессий (как бы обозначает с помощью схемы свои «пожелания»); - совместное отгадывание (консультант и клиент на отдельных листочках выписывают по 5-7 профессий, соответствующих «желательным» характеристикам); - последующее обсуждение (выбор варианта, наиболее соответствующего «пожеланиям» клиента). 2. Клиент хочет уточнить свой уже сделанный выбор: - знакомство клиента со схемой (на примере анализа 1-2-х профессий); - но после знакомства со схемой, клиент сразу же загадывает свою избранную профессию, а профконсультант – пытается ее «отгадать» (из 5-7 вариантов); - долее – обсуждение и возможная коррекция представлений клиента о своей профессии..
Таблица 2.
Схема анализа профессии.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|