Здавалка
Главная | Обратная связь

Самоопределения в эпоху становления «рыночных отношений».



 

Проблема неясности социально-экономической ситуации в современной России порождает возможность для спекуляции по этому поводу и, в итоге, сильно дезориентирует самоопределяющихся молодых людей и самих профконсультантов. До сих пор неясно, что это за «рынок» построен в России.

Многие убеждены, что в основе современных российских проблем лежит неблагоприятная экономическая ситуация. Но вот некоторые выдержки из данных Счетной палаты РФ, которые официально были распространены в Госдуме. С 1992 года из нашей страны вывезено 400 миллиардов долларов… В этом (1999) году Россия должна выкачать из недр 300 миллионов тонн нефти. При стоимости одной тонны по нижней планке (70 долларов) - мы обязаны иметь от нефти 21 миллиард долларов. А в бюджет от нее попадает только 700 миллионов. Кто ответит, куда уходят остальные 20 миллиардов? Газа мы производим на 23 миллиарда долларов. Из них лишь 1,6 миллиарда идет в бюджет. Каждый год леса мы продаем на 10 миллиардов долларов. Но я готов выдать ценный приз тому. Кто найдет в бюджете хоть копейку доходов от лесного комплекса. По подсчетам института Роскомрыболовства, мы рыбопродуктов добываем на два десятка миллиардов долларов. А где эти миллиарды? И все это в ситуации, когда ведущие (лучшие, образованные, опытные, элитные) экономисты и политические деятели страны прилагают огромные усилия, чтобы занять у Международного валютного фонда очередные 5 миллиардов долларов.

Правильно сказал в свое время известный английский писатель Т.Карлейль: «Любая реформа, кроме моральной, бесполезна»… Но это в полной мере относится и к самоопределению. На первый план выходит не столько традиционное самоопределение в мире профессий, а именно самоопределение в смыслах своей жизнедеятельности в конкретной социально-исторической ситуации, в том числе, и моральное, нравственное, т.е. собственно личностное самоопределение.

Вот что пишет психолог Б.С.Братусь о ситуации в современной России: «…вся наша перестройка куплена слишком дорогой ценой: сколько людей сидело в лагерях, тюрьмах, психиатрических больницах!…И вот, наконец, диктатура пала! И что? Поле битвы досталось мародерам… Мы живем в каком-то бандитском государстве… Россия – страна, в которой человек всегда чувствует, что его не уважают. Человеческое «я» здесь никак не охраняется» (см. Интервью с Б.С.Братусем, 1998, с. 18).

Самое удивительное во всей нынешней ситуации то, что основная масса населения начинает привыкать к существующему положению и хочет лишь одного: «Лишь бы хуже не было»… Именно такая пассивная позиция массы определяет формирование стереотипов самоопределения в стагнирующем обществе. Например, сейчас очень распространен тип авантюриста, для которого нет ни прошлого, ни будущего, который живет только настоящим моментом. Это люди, у которых «разорванная биография», которые не готовы к полноценному планированию своих жизненных перспектив, но которые, благодаря своей предприимчивости и распространенной в их среде беспринципности, демонстрируют определенные «успехи» в приобретении дорогих вещей и реализации норм «красивой жизни». Часто такие люди выступают «образцами для подражания» для многих самоопределяющихся подростков, поэтому для теории и практики профессионального самоопределения крайне важно осознать психологические механизмы возникновения и восприятия таких «образцов». У многих людей есть неосознаваемое стремление хоть в чем-то походить на людей «успеха» и на «знаменитостей».

Известный философ Ортега-и-Гассет уже давно отмечал, что «главная черта современной социальной жизни – ее «омассовление», где «современные массы – это не прежние социальные «низы», а продукт именно индустриального общества, порождающего особый тип «массового человека. Оортега-и-Гассет выделяет основные характеристики «массового общества»: потребительский паразитизм; воинствующий примитивизм (право на вульгарность); нигилизм (право на безнравственность).

Характеризуя “массовое общество”, Р.Бредбери писал: “Люди ни о чем не говорят... Сыплют названиями - марки автомобилей, плавательные бассейны - и ко всем прибавляют: “Как шикарно!”. Произведения классиков сокращены до пятнадцатиминутной радиопередачи... Как можно больше спорта, игр, увеселений - пусть человек всегда будет в толпе, тогда ему не надо думать... Слово “интеллектуальный” стало бранным словом”. Примечательно, что бэрчисты (крайне правые полуфашисты - “Общество Дж.Бэрча”) сожгли в свое время дом Р.Бредбери... И, видимо, не зря Р. Бредбери в качестве эпиграфа к своему знаменитому рассказу “451o по Фаренгейту” выбрал слова: “Если тебе дадут линованную бумагу - пиши поперек” ...

Как отмечал еще в 50-е годы известный американский социолог Р.Миллс, «людей, живущих в обществе, превратившемся в инертную массу, не волнует ничего, кроме одолевающих их личных забот и невзгод, истинного смысла и источника которых они, однако, не сознают… Задача либеральных институтов, как и задача широкообразованных людей, заключается в том, чтобы постоянно превращать личные невзгоды людей в общественные проблемы и рассматривать общественные проблемы под углом зрения их значимости для жизни индивидуума» (см. Миллс, 1959, с.424-425).

Научить школьника рассматривать свои проблемы в контексте развития общества и всей культуры – это прежде всего сформировать у него иммунитет против манипуляции со стороны различных «официальных» идеологов, и прежде всего, со стороны современных средств массовой информации, которые по мнению многих психологов, и формируют «стандартного человека», равнодушного к проблемам общества.

Нередко в основе «массового сознания» лежит чувство зависти к тем, кто «намного благополучнее». Именно зависть порождает ущемление чувства собственного достоинства (по Дж.Ролзу) и неудовлетворенности своей жизнью. Часто зависть становится мощным стимулом для активности по реализации ценностей «стандартного успеха», но в этом случае человек как бы добровольно обделяет себя, лишаясь возможности соприкасаться с высшими достижениями Культуры и, тем более, участвовать в позитивном строительстве Культуры. Как отмечает К.Муздыбаев, зависть наиболее агрессивна по отношению к своим близким и знакомым (или к коллегам из своей «тусовки»), но при этом завистливый человек готов многое простить незнакомому человеку, добившемуся общепризнанного «успеха». Более чужие и далекие «люди успеха» могут даже стать объектами преклонения и подражания.

При этом следует отличать зависть от чувства справедливости: зависть – это стремление занять место того, кому завидуешь (чтобы со временем завидовали самому завистнику), а справедливость – это стремление изменить неправильный порядок распределения благ и морального одобрения со стороны окружающих людей и всего общества. В каком-то смысле чувство справедливости – это утопия, т.к. завистники будут всегда, но все-таки у каждого конкретного человека есть выбор (это также ситуация самоопределения): либо становится завистником, либо развивать в себе чувство справедливости и, во многом исходя из этого, планировать свою жизнь…

В целом, можно выделить следующие характеристики массового общества, оказывающие огромное влияние на профессиональное и личностное самоопределение:

1. Стандартность идеалов и ценностей, что предполагает «единую шкалу», единую «линейку» для оценки жизненного успеха. В современном мире – это, прежде всего, деньги, престиж, известность.

2. Недопустимость иных вариантов счастья. Например, если какой-то человек, восприняв еще в школе ценности «массового общества» всю свою жизнь посвятил накоплению денег, приобретению дорогих и модных вещей и т.п., и вдруг обнаруживает, что кто-то. не имея всего этого, намного счастливее, чем он, то естественно, ему захочется «доказать» именно свое право на большее счастье… В итоге оформляется целая система воздействия на тех, кто счастлив не так, как «положено» (в современном мире – это система воздействия через СМИ, которые буквально смакуют «прелести жизни» знаменитостей и миллионеров, как бы «ставя на место» простолюдинов, возомнивших из себя «настоящих людей»). А простолюдины легко поддаются на такое воздействие и начинают мечтать о том, о чем «положено» мечтать и чего многие их них, скорее всего, никогда не достигнут в своей жизни. Вот такое получается самоопределение на уровне «массового сознания».

3. Цинизм «массового общества». Часто «стандартные», т.е. перечеркивающие личностную уникальность ориентации рекламируются на фоне престижных разговоров о «личностном росте», о «самоактуализации», о «самотрансцендентности» и других понятий, ничего общего не имеющих с ценностями «массового общества». Но в том-то и парадокс ситуации, что обыватели (и подыгрывающие им «специалисты») очень любят, когда все обставлено очень «благородно». Примером цинизма последних дней является надпись на бомбах, сбрасываемых НАТО на Югославию в рамках печально известной «гуманитарной акции»: «Извини, но бывают и неприятные дни». И все это при полном одобрении людей массы…

4. Особой характеристикой массового сознания является «жажда обольщения» со стороны тех политиков и деятелей культуры, которые во многом определяют жизнь общества.. В.Райх в работе «Психология масс и фашизм» объяснял это сексуальной неудовлетворенностью, направляемой в итоге на харизматического диктатора. При этом он отмечал, что главная опора фашизма – в среде образованных домохозяек, которые в свое время с радостью голосовали за Фюрера… Известно высказывание диктатора Б. Муссолини: «Толпа любит сильных мужчин. Толпа как женщина…». Другой известный диктатор, Наполеон 1 откровенно признавался: «У меня только одна любовница – это Франция. Я ложусь с ней».

С Московичи говорит даже о новой стадии капитализма – «информационном капитализме», когда с помощью великолепных СМИ формируется отношение людей к самым разным явлениям общественной жизни, но именно такое отношение, которое отвечает не столько интересам этих людей, сколько тем. кто реально правит обществом. Появился даже тип людей более страшный, чем традиционный «человек массы» – это «человек публики». Публика – это и есть миллионы телезрителей, которые уже не собираются на городские площади, а сидят в своих уютных квартирах перед современными телевизорами и, будучи не в состоянии разобраться в огромном количестве информации, обращают взоры к очаровательному телекомментатору, который умело все им растолковывает.

Самое страшное, отмечает С.Московичи, что уже не сотни тысяч, а десятки миллионов телезрителей по поводу каких-то событий думают одинаково. Мы бы сказали, что многие из них перестают быть субъектами самоопределения, превращаясь в объекты изощренной манипуляции.

Но при этом каждый убежден, что думает самостоятельно (человек находится один в комнате и у него нет сильных подозрений, что это еще более благоприятная ситуация для манипуляции, ведь телекомментатор именно ему убедительно заглядывает в глаза и именно ему ласково улыбается, когда пытается убедить его в чем-то). К сожалению, похожие механизмы «обольщения» людей массы проявляются и при формировании у них стереотипов «жизненного успеха», что сильно влияет и на профессиональное самоопределение. Особенно это относится к подросткам, наиболее подверженным такого рода влияниям.

К сожалению, описанные механизмы формирования «стандартных жизненных ориентаций» во многом напоминают механизмы формирования «массового сознания» при фашистских диктатурах (см. работы С.Московичи, В.Райха, Э.Фромма и др.). Интересные рассуждения о фашизме приводит Ю.Нагибин: «Откуда берется фашизм? Да ниоткуда он не берется, он всегда есть, как есть холера и чума, только до поры не видны, он всегда есть. Ибо есть охлос, люпмены, городская протерь и саблезубое мещанство, терпеливо выжидающее своего часа. Настал час – и закрутилась чумная крыса, настал час – и вырвался из подполья фашизм, уже готовые к действию». Ю.Нагибин: «Фашизм – прекрасный строй… он снимает с души ответственность, освобождает от мук совести и от самой совести, он всю ответственность берет на себя».

Близкие мысли о фашизме высказывает И.Эренбург: «Фашизм родился от жадности и тупости одних, от коварства и трусости других»… Как известно, сам термин «фашизм происходит от итальянского слова – fascio, fascismo – «пучок», «связка», «объединение» (так и вспоминается знаменитое «мы вместе», «нас много и мы едины»…), что лишний раз свидетельствует о связи фашизма с идеей единства действий и мыслей, т.е. связи с массовым сознанием.

Как известно, фашизм официально был побежден в 1945 году, но преодолен ли фашизм на уровне «общественного сознания», как некая психологическая реальность. События последнего времени (включая и бомбардировки Югославии, а главное – равнодушное и даже одобрительное к ним отношение значительной части образованных европейцев) свидетельствуют о реальности данного явления. Правда, в современных условиях корректнее говорить о «неофашизме», поскольку нынешние диктаторы и манипуляторы общественным сознанием открещиваются от «классического» фашизма первой половины ХХ века. Но тогда возникает вопрос: возможно ли профессиональное самоопределение в условиях «массового общества» с известными ценностями примитивизма и самодовольства, которые нередко и формируют основу для фашизма?

Да, возможно, но именно здесь важны разные варианты такого самоопределения. Например, можно не обращать внимания на происходящие в обществе непростые процессы и просто выбирать профессию, чтобы «хорошо зарабатывать» и «весело проживать отведенные годы» - это как раз то, что пропагандируется любой тоталитарной системой: «Хорошо делай свое дело, получай заработанное, но не суй свой нос в общественные дела»… . Но можно выделять для себя и более благородные смыслы, например, стремиться хоть в чем-то улучшить не только свою жизнь, но и жизнь окружающих людей и всего общества, обеспечивая, таким образом, и лучшее будущее для своих детей…

Естественно, простому человеку сложно противостоять тоталитарной системе (системе массовой информации, а точнее – тотальной системе манипуляции общественным сознанием). Более того, в открытом противодействии «системе» человек может вообще не добиться никаких жизненных успехов. Поэтому, более разумно было бы сначала подумать об обеспечении своих «тылов», т.е. сначала приобрести профессию, добиться определенного положения в обществе, а уже потом, обеспечив себе морально-волевые, оганизационно-профессиональные и другие «тылы», постараться сделать что-то, действительно, значимое. Конечно, есть риск потерять на пути построения таких «тылов» свое достоинство или просто растерять свой творческий и субъектный (человеческий) потенциал, но надо все-таки реально смотреть на ситуацию.

Подлинная субъектность самоопределения – это не одноразовый поступок (это скорее одно из проявлений «мничности» – по В.В.Петухову), а разумно выстроенная перспектива, длящаяся во времени и имеющая своей целью что-то, действительно, значительное. Значительность «длящегося поступка» (по М.К.Мамардашвили) не столько в его «масштабах», а именно в готовности противопоставить себя стереотипам «массового сознания» и, именно таким образом, реализовать свою сущность, самость и т.п..

Но лучше совершать такие поступки, когда все-таки обеспечены «тылы». В этом случае человек, во-первых, получает больше шансов на достижение своих высоких целей (в случае первоначальных неудач), во-вторых, снижается риск глубокого внутреннего кризиса, который человек может и не вынести, а в-третьих, снижение риска быть подвергнутым репрессиям (включая и современные варианты репрессий, выражающиеся в создании невыносимого, оскорбительного «общественного мнения» о таком человеке).

Именно тогда, когда самоопределяющийся человек сумеет соотнести свои скромные профессиональные и жизненные достижения с более глобальными смыслами, его жизнь окажется, действительно, насыщенной, он как бы выйдет за рамки предначертанного ему пространства самоопределения и сможет, таким образом, в своей конкретной профессиональной деятельности обрести смыслы личностного развития.

 

 

Контрольные вопросы к разделу 9:

 

1. Как связаны профессиональное самоопределение и проблема чувства собственного достоинства?

2. Какую роль играет в профессиональном самоопределении чувство зависти? В чем принципиальное отличие зависти от чувства справедливости?

3. Какую роль играют современные средства массовой информации (СМИ) в формировании профессиональных и жизненных стереотипов?

4. Каковы основные проблемы самоопределения в современном мире (в условиях распространения ценностей «массового общества»)?

5. Возможно ли профессиональное и личностное самоопределение в условиях фашизма? Почему?

 

Литература к разделу 9:

 

1. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. – М. М.: Международные отношения, 1998. – 256 с.

2. Интервью с Б.С.Братусем/ Влияние современной американской психологию на практическую психологию в России (под ред. М.Котэ, А.Г.Лидерса). – М., 1998, с. 5-23.

3. Карасев Л.В. Философия смеха. – М.: Российский гуманитарный университет, 1996. – 224 с.

4. Кьеза Дж. Прощай, Россия! – М.6 ТОО «Гея», 1997. – 271 с.

5. Миллс Р. Властвующая элита. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1959. – 543 с.

6. Московичи С. Век толп. – М.: Центр психологии психотерапии, 1996. – 478 с.

7. Муздыбаев К. Психология зависти// Прикладная психология, №1, 1998, с. 86-95.

8. Петухов В.В. Природа и культура. – М.: Тривола, 1996. – 124 с.

9. Пряжников Н.С. Психологический смысл труда. – М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 352 с.

10. Райх В. Психология масс и фашизм . – СПб.: Университетская книга, 1997. – 380 с.

11. Ролз Дж. Теория справедливости. – Новосибирск: Изд-во НГУ, 1995. – 536 с.

12. Чередниченко Г.А. Школа массовая и элитарная: перемены в деятельности и карьеры учащихся/ Профессиональное самоопределение выпускников общеобразовательных школ. Сб. научных трудов (под ред. В.Н.Шубкина, Д.Л.Константиновского). – М.: РАО, РАН, Институт социологии, 1996, с. 50-61.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.