Здавалка
Главная | Обратная связь

Пояснительная записка



 

В Иркутской специальной школе закрытого типа находятся “трудные подростки”, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в силу своей противоправной деятельности. Несовершеннолетние правонарушители поступают в спецшколу по решению суда сроком на 1–3 года. Возраст наших воспитанников 11–17 лет.

Для большинства подростков спецшколы свойственна социальная и педагогическая запущенность, школьная неуспеваемость, низкая познавательная активность, задержка психического развития, умственное недоразвитие.

Большая часть девиантных детей и подростков имеют разной степени нарушения эмоционально–волевой сферы, ценностно–смысловой, снижен уровень правосознания, самосознания, слабый самоконтроль.

Среди наших воспитанников много подростков, имеющих склонности к лидерству. Но чаще данное качество используется ими в негативном русле.

Многие воспитанники достаточно социально адаптированы, активны, обладают организаторскими и коммуникативными способностями, желают быть в центре внимания. Зачастую лидерство проявляется с позиции силы, подчинение слабых, что является для них способом самовыражения, подчеркиванием своего превосходства, а также психологической защитой.

С сентября 2005г. в школе введена в действие система соуправления, которая предполагает наличие лидеров с социально–положительными установками, умеющих оказывать позитивное влияние на группу, продвигать ее в достижении цели, активизировать на социально–полезную деятельность.

Формирование позитивного лидера, направление имеющихся качеств в социально–позитивное русло обуславливает необходимость оказания психологической помощи подросткам, что подвело к созданию программы психолого–педагогического тренинга “Школа лидеров”.

Новизна данной программы заключается в специфике психологической работы с девиантными подростками.

В содержание данной программы вошли коррекционно–развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова “Тренинг социальной активности”, А.Ф.Шадуры “Тренинг жизненных навыков”, а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен).

Цель программы: подготовка социально–положительного лидера для участия в системе соуправления школы.

Задачи программы:

· Формирование навыков работы руководителя.

· Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности.

· Обучение навыкам социальной активности.

· Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих.

· Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме.

Программа “Школа лидеров” включает в себя 10 тренинговых занятий, каждое из которых содержит информационную и практическую части. Занятия проводятся в группе 6–10 человек, продолжительность – 1,5 часа, периодичность – 2 раза в неделю.

Участниками программы являются воспитанники спецшколы с достаточным уровнем коммуникативных и организаторских способностей, выявленных на диагностическом этапе. Наиболее приемлемой для данного контингента подростков явилась методика “КОС–1” В.В. Синявский, В.А. Федорошин, которая проводится и после окончания курса занятий, с целью отслеживания эффективности программы.

Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, способствующих планомерной и целенаправленной переориентации негативных лидерских устремлений в позитивное русло, развенчание образа криминального лидера с позиции силы. На каждом занятии подростки последовательно знакомятся с 10 законами лидера, которые оформляются в “Кодекс лидера”. “Кодекс лидера” находится в кабинете соуправления и служит “помощником” командиров отрядов.

Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему соуправления школы.

По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками “Школы лидеров” необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера.

Результатом проведения данной программы должно стать:

  • Умение подростков организовывать и руководить группой сверстников.
  • Наличие у подростков чувства социальной ответственности.
  • Эффективная деятельность участников тренинга в системе соуправления школы.

Тематический план занятий

№ п/п Занятие Цель занятия Вид работы (в часах)
Диагностическая работа Коррекционно-развивающая работа Консультативная работа Просвещение
Разбуди в себе лидера! – создание благоприятного социально-психологического климата – формирование установки на активную творческую работу 0,5 0,5   0,5
Лидер и порядок – развитие самодисциплины, самомотивации   0,5 0,5 0,5
Знание – сила – повышение мотивации к саморазвитию   0,5 0,5 0,5
Мужество – обучение навыкам преодоления трудностей – развитие уверенности в себе 0,2 0,8   0,5
Скромность – достоинство королей – развитие самокритики – развитие уверенности в себе   0,5 0,5 0,5
Лидер – человек действия – формирование навыков принятия решений; – развитие чувства социальной ответственности     0,5
Лидер и его команда – развитие навыков и умений, необходимых для уверенного поведения и эффективного взаимодействия – развитие умения поддерживать дружеские отношения с окружающими     0,5
Ваш стиль руководства – развитие умения организовать и направить работу группы 0,5 0,5   0,5
Ключ к успеху – стимулирование самомотивации, стремления к самосовершенствованию   0,5 0,5 0,5
Выбор будущего – закрепление приобретенных знаний, умений, навыков – ориентация на использование полученных ЗУНов в повседневной жизни     0,5

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

 

Занятие № 1

  1. Приветствие “Я рад с вами общаться…”.
  2. Упражнение-разминка “Как я себя чувствую”.
  3. Упражнение “Слепая геометрия”.
  4. Информирование: цель работы, структура работы, выработка правил группы.
  5. Тест “Капитан – рулевой – пассажир”.
  6. Информирование: I закон лидера – лидер обладает видением перспективы.
  7. Упражнение “Чикина-пшена”.
  8. Рефлексия.

Занятие № 2

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Времена года” .
  3. Информирование: II закон лидера – Лидер должен быть дисциплинированным.
  4. Упражнение “Тарелка”.
  5. Упражнение “Встаньте вместе”.
  6. Упражнение “Да – может быть – нет”.
  7. Упражнение “Сороконожка”.
  8. Рефлексия.

Занятие № 3

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Хлопки по кругу”.
  3. Упражнение “Опыт и знание”.
  4. Тест “Кто из вас лидер?”.
  5. Информирование: III закон лидера – лидер обладает мудростью.
  6. Задание – определение целей и выработка путей их достижения (по группам).
  7. Упражнение “Репортер”.
  8. Мозговой штурм.
  9. Упражнение “Аргентинский дождь”.
  10. Рефлексия.

Занятие № 4

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Японские машины”.
  3. Тест “Как я ориентируюсь в различных ситуациях”.
  4. Информирование: IV закон лидера – лидер обладает мужеством.
  5. Работа в группах: вербальный портрет уверенного, неуверенного, самоуверенного человека.
  6. Упражнение “Поводырь и ведомый”.
  7. Упражнение “Я лучше всех!”.
  8. Рефлексия.

Занятие № 5

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Японские бабочки”.
  3. Информирование: Vзакон лидера – Лидер обладает скромностью.
  4. Упражнение. “Горячий стул”.
  5. Задание – мои достоинства и недостатки.
  6. Упражнение “Атомы–молекулы”.
  7. Рефлексия.

Занятие № 6

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Ходим”.
  3. Информирование: VI закон лидера – лидер умеет принимать решения.
  4. Игра “Необитаемый остров”.
  5. Упражнение “Спиной к спине”.
  6. Рефлексия.

Занятие № 7

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Шурум-бурум”.
  3. Информирование: VII закон лидера – лидер устанавливает и поддерживает дружеские отношения.
  4. Игра “Воздушный шар”.
  5. Упражнение “Умей сказать “нет”.
  6. Упражнение “Связующая нить”.
  7. Рефлексия.

Занятие № 8

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Фью-фью”.
  3. Информирование: VIII закон лидера – лидер должен быть в доверии.
  4. Работа в группах: описать различные стили руководства.
  5. Мозговой штурм (по группам).
  6. Упражнение “Травинка”.
  7. Рефлексия.

Занятие № 9

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Слон – пальма – крокодил”.
  3. Информирование: IX закон лидера – Лидер развивает в себе способности руководителя.
  4. Задание – составление портрета лидера.
  5. Упражнение “Я – это Я”.
  6. Рефлексия.

Занятие № 10

  1. Приветствие “Здравствуй, лидер!”.
  2. Упражнение-разминка “Сантики-фантики”.
  3. Информирование: X закон лидера – Лидер излучает вдохновляющую силу.
  4. Упражнение “Самопрезентация”.
  5. Упражнение “Фото в середине”.
  6. Упражнение “Лодка”.
  7. Рефлексия в упражнении “Свеча”.
  8. Чаепитие.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ

Занятие № 1 «Разбуди в себе лидера!»

 

Цель занятия -создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.

 

1. Приветствие «Я рад с вами общаться…».

Участники вместе с тренером встают в круг, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.

 

2. Упражнение-разминка «Как я себя чувствую».

Цель: раскрепощение и сплочение группы. Члены группы становятся в круг. Один из участников выходит на середину круга выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Все остальные члены группы повторяют продемонстрированное действие и при этом говорят названное имя. Своё самочувствие может выразить каждый участник.

 

3. Упражнение «Слепая геометрия».

Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: « Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.

 

4. Информирование.

Ребятам объясняется цель работы, её структура. Затем совместно вырабатываются правила группы, которые можно оформить на плакате. Ребята и ведущие могут под правилами расписаться, тем самым, символизируя их принятие.

 

5. Тест «Капитан – рулевой – пассажир» (см. Приложение № 1).

 

6. Информирование: 1 закон лидера – «Лидер видит будущее»

Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть героем, героем – в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который способен увлечь за собой. Главное качество лидера – видение будущего.

Видение будущего – это загадочный феномен. Лидер живёт будущим как настоящим. Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. Человек, живущий будущим, не видит преград в достижении этого будущего. Так, например, Наполеон четко видел перед собой цель – завоевание Италии – но при этом не видел преграды – горы Альпы – поэтому он смог добиться чего хотел.

Нейрофизиолог Давид Ингвар на основании многочисленных опытов доказал, что лидеры видят будущее парадоксально: как воспоминание, как воспоминание о будущем. На этом феномене основан метод Леонардо да Винчи. Человек, используя этот метод, мысленно заглядывает в будущее, вживается в это состояние и в мельчайших подробностях представляет, что проблема уже решена. А потом как бы вспоминая, успешно справляется со сложной задачей.

Перспектива должно быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели. (Ребятам задается вопрос о том, есть ли у них цели и насколько они реалистичны.)

Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать поражения, - все эти качества позволяют лидеру добивать успеха».

После информирования проводится совместное обсуждение.

 

7. Упражнение «Чикина – пшена».

Цель – закрепление позитивного настроя на занятия. Участники образуют круг, ведущий говорит слова и показывает движения, все остальные, ходя по кругу и всё повторяют:

- «локти от себе»

- «колени до тебе»

- «бедра до заду»

- «ромена широка»

- «зенки де лупа»

- «язык на гора»

- «ходили -ходили - хоп!» (повторяется после каждых слов).

 

8. Рефлексия по занятию.

Что было легко, какие встретились трудности, самочувствие на данный момент.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.