Пояснительная запискаСтр 1 из 9Следующая ⇒
В Иркутской специальной школе закрытого типа находятся “трудные подростки”, нуждающиеся в особых условиях воспитания, в силу своей противоправной деятельности. Несовершеннолетние правонарушители поступают в спецшколу по решению суда сроком на 1–3 года. Возраст наших воспитанников 11–17 лет. Для большинства подростков спецшколы свойственна социальная и педагогическая запущенность, школьная неуспеваемость, низкая познавательная активность, задержка психического развития, умственное недоразвитие. Большая часть девиантных детей и подростков имеют разной степени нарушения эмоционально–волевой сферы, ценностно–смысловой, снижен уровень правосознания, самосознания, слабый самоконтроль. Среди наших воспитанников много подростков, имеющих склонности к лидерству. Но чаще данное качество используется ими в негативном русле. Многие воспитанники достаточно социально адаптированы, активны, обладают организаторскими и коммуникативными способностями, желают быть в центре внимания. Зачастую лидерство проявляется с позиции силы, подчинение слабых, что является для них способом самовыражения, подчеркиванием своего превосходства, а также психологической защитой. С сентября 2005г. в школе введена в действие система соуправления, которая предполагает наличие лидеров с социально–положительными установками, умеющих оказывать позитивное влияние на группу, продвигать ее в достижении цели, активизировать на социально–полезную деятельность. Формирование позитивного лидера, направление имеющихся качеств в социально–позитивное русло обуславливает необходимость оказания психологической помощи подросткам, что подвело к созданию программы психолого–педагогического тренинга “Школа лидеров”. Новизна данной программы заключается в специфике психологической работы с девиантными подростками. В содержание данной программы вошли коррекционно–развивающие занятия, упражнения, описанные в программах В.Б.Волкова “Тренинг социальной активности”, А.Ф.Шадуры “Тренинг жизненных навыков”, а также опыт отечественных и зарубежных специалистов, занимающихся данной проблемой (И. Вагин, А.Глущай, Б.Ньюмен). Цель программы: подготовка социально–положительного лидера для участия в системе соуправления школы. Задачи программы: · Формирование навыков работы руководителя. · Обучение приемам и методам организации и планирования деятельности. · Обучение навыкам социальной активности. · Развитие инициативности, целеустремленности, ответственности за себя и окружающих. · Формирование навыков коммуникативного взаимодействия в социуме. Программа “Школа лидеров” включает в себя 10 тренинговых занятий, каждое из которых содержит информационную и практическую части. Занятия проводятся в группе 6–10 человек, продолжительность – 1,5 часа, периодичность – 2 раза в неделю. Участниками программы являются воспитанники спецшколы с достаточным уровнем коммуникативных и организаторских способностей, выявленных на диагностическом этапе. Наиболее приемлемой для данного контингента подростков явилась методика “КОС–1” В.В. Синявский, В.А. Федорошин, которая проводится и после окончания курса занятий, с целью отслеживания эффективности программы. Излагаемая программа представляет собой систему взаимосвязанных занятий, выстроенных в определенной логике, способствующих планомерной и целенаправленной переориентации негативных лидерских устремлений в позитивное русло, развенчание образа криминального лидера с позиции силы. На каждом занятии подростки последовательно знакомятся с 10 законами лидера, которые оформляются в “Кодекс лидера”. “Кодекс лидера” находится в кабинете соуправления и служит “помощником” командиров отрядов. Обучение лидеров предполагает постепенное вовлечение в систему соуправления школы. По мере достижения заявленных задач предполагается приобретение участниками “Школы лидеров” необходимых знаний, умений, навыков, что и будет являться показателем эффективного лидера. Результатом проведения данной программы должно стать:
Тематический план занятий
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ
Занятие № 1
Занятие № 2
Занятие № 3
Занятие № 4
Занятие № 5
Занятие № 6
Занятие № 7
Занятие № 8
Занятие № 9
Занятие № 10
СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ Занятие № 1 «Разбуди в себе лидера!»
Цель занятия -создание благоприятного социально-психологического климата в группе; формирование установки на активную творческую работу.
1. Приветствие «Я рад с вами общаться…». Участники вместе с тренером встают в круг, поочередно называют свое имя и говорят фразу «Я рад с вами общаться», обращаясь при этом к рядом стоящему.
2. Упражнение-разминка «Как я себя чувствую». Цель: раскрепощение и сплочение группы. Члены группы становятся в круг. Один из участников выходит на середину круга выполняет некое действие, выражающее его самочувствие в настоящий момент. Все остальные члены группы повторяют продемонстрированное действие и при этом говорят названное имя. Своё самочувствие может выразить каждый участник.
3. Упражнение «Слепая геометрия». Участники встают в круг, берутся за руки и закрывают глаза. Инструкция: « Сейчас ваша задача, держась за руки с закрытыми глазами, выстроиться в квадрат (треугольник, круг, овал). Затем проводится обсуждение: что помогло справиться с заданием, что мешало.
4. Информирование. Ребятам объясняется цель работы, её структура. Затем совместно вырабатываются правила группы, которые можно оформить на плакате. Ребята и ведущие могут под правилами расписаться, тем самым, символизируя их принятие.
5. Тест «Капитан – рулевой – пассажир» (см. Приложение № 1).
6. Информирование: 1 закон лидера – «Лидер видит будущее» Лидер не обязательно должен быть самым умным или самым сильным. Он должен быть героем, героем – в собственном сознании и в глазах других людей. Это тот человек, который способен увлечь за собой. Главное качество лидера – видение будущего. Видение будущего – это загадочный феномен. Лидер живёт будущим как настоящим. Чтобы быть впереди других, нужно уметь жить будущим уже сегодня. Человек, живущий будущим, не видит преград в достижении этого будущего. Так, например, Наполеон четко видел перед собой цель – завоевание Италии – но при этом не видел преграды – горы Альпы – поэтому он смог добиться чего хотел. Нейрофизиолог Давид Ингвар на основании многочисленных опытов доказал, что лидеры видят будущее парадоксально: как воспоминание, как воспоминание о будущем. На этом феномене основан метод Леонардо да Винчи. Человек, используя этот метод, мысленно заглядывает в будущее, вживается в это состояние и в мельчайших подробностях представляет, что проблема уже решена. А потом как бы вспоминая, успешно справляется со сложной задачей. Перспектива должно быть достижимой, лидер должен ставить перед собой реалистичные цели. (Ребятам задается вопрос о том, есть ли у них цели и насколько они реалистичны.) Осознанный выбор пути, умение принять верное решение, знание того, как избежать поражения, - все эти качества позволяют лидеру добивать успеха». После информирования проводится совместное обсуждение.
7. Упражнение «Чикина – пшена». Цель – закрепление позитивного настроя на занятия. Участники образуют круг, ведущий говорит слова и показывает движения, все остальные, ходя по кругу и всё повторяют: - «локти от себе» - «колени до тебе» - «бедра до заду» - «ромена широка» - «зенки де лупа» - «язык на гора» - «ходили -ходили - хоп!» (повторяется после каждых слов).
8. Рефлексия по занятию. Что было легко, какие встретились трудности, самочувствие на данный момент.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|