Здавалка
Главная | Обратная связь

II. Структурные характеристики системы памяти



В настоящем разделе работы будут описаны посто­янные, структурные характеристики системы памяти. Основ­ными структурными подразделениями являются три компо­нента, схематически представленные на рис. 5; сенсорный регистр, кратковременное хранилище и долговременное хра­нилище.

Предъявление стимула сопровождается немедленной запи­сью его по соответствующим сенсорным параметрам. При­менительно к зрительной системе форма такой записи до­статочно хорошо известна. Действительно, специфические особенности зрительной записи (в том числе распад за не­сколько сотен миллисекунд первоначально точного зритель­ного образа) позволяют нам с уверенность рассматривать эту систему как самостоятельный компонент памяти. Очевидно, входная информация других сенсорных модальностей также подвергается некоторой первоначальной записи, неясно, од­нако, свойствен ли этим другим регистрам поддающийся оценке период распада информации либо какие-то иные характеристики, позволяющие считать их компонентами па­мяти.

Второй основной компонент нашей системы — это крат­ковременное хранилище. Это хранилище можно считать «опе­ративной памятью» индивида. Считается, что информация, поступающая в кратковременное хранилище, полностью сти­рается и исчезает; однако время, необходимое для исчезно­вения этой информации, здесь значительно больше по срав-


Рис.5. Структура системы памяти

нению с временем в сенсорном регистре. Характер информа­ции в кратковременном хранилище необязательно зависит от вида сенсорного входа. Например, слово, предъявленное ви­зуально, может быть передано посредством перекодировки из зрительного сенсорного регистра в кратковременную слухо­вую память. Поскольку слуховая кратковременная система будет играть важную роль в последующем обсуждении, мы будем пользоваться сокращением С-В-Я вместо термина «слу­ховая вербально-языковая система». Такой тройной термин используется нами потому, что разделить эти три функции, как увидим, совсем не просто.

Трудно точно оценить скорость распада информации в кратковременном хранилище, так как это определяется в значительной мере процессами, находящимися под контролем индивида. В случае С-В-Я системы, например, индивид может привести в действие механизмы повторения, удерживающие


информацию в КВХ, что сразу же усложняет проблему ко­личественной оценки структурных характеристик процесса распада. Имеющиеся данные, однако, позволяют предполо­жить, что информация, представленная в С-В-Я форме, сти­рается и утрачивается примерно за 15—30 сек. Сохранение информации других модальностей значительно менее понят­но, и — по причинам, которые будут обсуждаться ниже,— трудно указать конкретные значения соответствующих ско­ростей ее стирания.

Последним из основных компонентов нашей системы яв­ляется долговременное хранилище. От предыдущих оно от­личается тем, что сохраняющая здесь информация не стира­ется и не исчезает так, как это происходит там. Вся инфор­мация, оказавшаяся в сенсорном регистре и в кратковремен­ном хранилище, в конечном счете полностью утрачивается, тогда как в долговременном хранилище информация сохра­няется практически вечно (хотя она и может быть модифи­цирована или временно оказаться недоступной под влиянием новой информации). Большинство описанных в литературе экспериментов по изучению долговременной памяти относит­ся к хранению информации в С-В-Я форме; однако долгов­ременная память, очевидно, существует и в отношении ин­формации любой другой сенсорной модальности, как об этом свидетельствует способность к распознаванию стимулов, предъявляемых соответствующим органам чувств. В долгов­ременном хранилище может содержаться даже информация, которую нельзя отнести ни к одной из сенсорных модаль­ностей, примером чего является память о времени.

Движение потока информации между этими тремя систе­мами находится в значительной степени под контролем ин­дивида. Заметим, что под движением информации и перено­сом ее из одного хранилища в другое мы подразумеваем один и тот же процесс: копирование в одном хранилище инфор­мации, отобранной в другом хранилище. Такое копирование не предполагает удаления переносимой информации из места ее первоначального хранения. Информация сохраняется в том хранилище, откуда она переносится, и стирается там по законам, свойственным этому хранилищу. Рассмотрение дви­жения потока информации в системе мы начинаем с ее самой первой инстанции — входа сенсорного регистра. Следующей ступенью является контролируемое индивидом сканирование информации в регистре; в результате этого сканирования и связанного с ним поиска в долговременном хранилище ото-


бранная информация поступает в кратковременное хранили­ще. Мы полагаем, что перенос в долговременное хранилище происходит в течение всего того времени, пока информация находится в кратковременном хранилище, хотя количество и форма переносимой информации в значительной мере за­висят от процессов управления. Возможность прямого пере­носа информации в долговременное хранилище из сенсорного регистра показана на рис. 1 штриховой линией; происходит ли такой перенос в действительности, нам неизвестно. Нако­нец, имеет место перенос информации из долговременного хранилища в кратковременное, в большинстве случаев под контролем индивида; такой перенос сопровождает, например, решение задачи, проверку гипотезы и «мышление» в целом. Такое краткое описание системы порождает больше во­просов, чем дает ответов. Так, ничего не было сказано, на­пример, о причинах стирания информации в каждом из хра­нилищ памяти, а также о назначении ее переноса из одного хранилища в другое. Стремясь уточнить эти аспекты системы, мы переходим теперь к более детальному ее описанию, а также к обзору соответствующей литературы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.