Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное

Учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан

факультета управления и социологии

Л.Е. Мошкова

 

УЧЕБНО – МЕТОЖИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ДОКУМЕНТОВ

 

Для студентов 4 курса очной формы обучения
факультета управления и социологии

Специальность 040201.65 «Социология»

 

Обсуждено на заседании кафедры Составитель:

доцент, к.и.н.

Г.А. Парахонская

 

24 февраля 2012г.

Протокол № 7

 

Зав. кафедрой

В. А. Михайлов

 

 

Тверь 2012


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель показать возможности использования метода в социологических исследованиях

Задачи:

познакомить с этапами и процедурами контент-анализа документов;

научить разрабатывать кодификатор, отбирать единицы анализа, обрабатывать и анализировать полученные данные;

научить студентов использовать метод контент-анализа в социологических исследованиях, отработать навыки использования метода.

Появившись на рубеже XIX-XX вв. в американской журналистике, контент-анализ начал интенсивно развиваться в 1950-х гг. Были сформулированы общие теоретические принципы формализации данных документальных источников, приемов анализа текстов. В процессе коммуникации содержание сообщения занимает центральное место. Это и реализация намерений коммуникатора, и возможные реакции получателя сообщения.

Объективный, систематичный анализ совокупности текстов снабжает исследователя надежной информацией о тенденциях общественного развития. Применение процедуры измерения при анализе текстов сделало возможным получить точные, объективные данные. Крайне трудоемкие процедуры обработки данных при помощи контент-анализа существенно облегчаются при использовании ЭВМ.

Применявшийся вначале для изучения эффективности массовой пропаганды контент-анализ также использовался для изучения широкого круга проблем гуманитарного знания и социальных наук, нашел широкое распространение в социологических исследованиях для анализа официальных и неофициальных документов.

Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащейся на страницах газет, в передачах радио и телевидения, в рекламных сообщениях, но нередки обращения социологов к этому методу для анализа менее объемной информации (писем, речей политических деятелей, программ политических партий). Техника контент-анализа широко используется в политологических исследованиях.

Успешное освоение курса возможно только при опоре на знания методики и техники социологических исследований, общей социологии и истории становления контент-анализа.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Тема Лекции Практические занятия Самостоятельная работа
1. Виды документальных источников.
2. Методы анализа документов
3. Проблема достоверности документальной информации
4. Основные направления использования контент-анализа
5.История появления и развития метода контент-анализа
6.Цели обращения исследователя к методу анализа содержания
7. Вида формализованного анализа документов
8. Этапы и процедуры контент-анализа
7. Информационно-целевой анализ содержания текстовых источников
8. Особенности работы с различными видами документов
9.Контент - анализ рекламы
10. Использование контент-анализа в изучении политических кампаниях
11. Контент-анализ произведений художественной литературы
12. Возможности использования контент-анализа при изучении личных документов
13. Использование контент-анализа в изучении проблем социализации
14. Анализ содержания сообщений СМИ по различным проблемам  
Итого
     

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

I. МЕТОДЫ АНАЛИЗА ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ.

Тема 1. Виды документальных источников и методы их анализа.

Понятие документа. Классификация документов. Использование документов в социологических исследованиях. Особенности документальных источников. Достоинства и недостатки метода анализа документов.

 

Тема 2. Методы анализа документов.

Традиционный и формализованный методы анализа документов. Дискурс-анализ. Их особенности, достоинства, недостатки. Характеристика метода контент-анализа. Назначение и целесообразность применения контент-анализа. Основные нормативные требования. Процедура контент-анализа.

 

Тема 3. Основные направления использования контент-анализа.

Выявление и оценка характеристик текста как показателей определенных сторон изучаемого объекта. Выяснение причин, породивших сообщение. Оценка эффекта воздействия сообщения. Типы контент-анализа: поисковый, контрольный, качественный, количественный, непосредственный, косвенный, структурный.

 

Тема 4. История появления и развития метода контент-анализа.

Появление контент-анализа и его использование американскими журналистами в конце Х1Х - нач. ХХ вв. Исследования Дж. Спида, Д. Уилкокса, Д. Уилли. Исследование Дж. Вудворта. Введение в научный оборот методических принципов анализа содержания. Недостатки ранних американских методик. Количественные и качественные характеристики текста. Определение условий необходимых для контент-анализа: объективность, систематичность, репрезентативность материалов, понятие «количественного» анализа. Использование контент - анализа в американской социологии и журналистике в годы 2-й мировой войны. 6 типов анализа документов, выделяемых Р.Мертоном. Тесты Г. Лассуэлла (метод обнаружения), изучение техники пропаганды. «Лассвелловская» школа контент-анализа.

Опыт формализованного анализа документов в советской социологии. Социологизация литературоведения. Изучение специфики содержания газет, определение тенденций освещения тем действительности, конкретизация деятельности средств массовой информации.

Использование метода контент-анализа в отечественной и зарубежной беллетристике (Б.Берельсон, П. Сальтер). Опыт анализа текстов СМК в современном мире. Исследование комиксов М. Шпигельмана, К. Тервиллингера и Феринга (1950 г.). Опыт исследования публикаций российских газет в конце ХХ века.

Использование контент-анализа для исследования межличностной коммуникации. Работа У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918).

Вклад в методологию анализа текстов Ч. Осгуда. Методика оценочного анализа утверждений.

Включение отечественных социологов в процесс изучения массовой коммуникации с использованием метода контент-анализа (исследования А.В. Баранова, ученых Тартуского университета, В. Шляпентоха, Б. А. Грушина). Применение метода контент-анализа в крупных социологических проектах.

 

Тема 5. Цели обращения исследователя к методу анализа содержания.

Возможности контент-анализа изучать разных участников коммуникативного процесса с помощью анализа текстов. Содержание общения как результат действия всего процесса коммуникации. Исследование коммуникатора Г. Лассуэллом и Н. Лейтесом. Исследование группы Стэнфордского университета под руководством Ч. Баша (1950 г.). Изучение целей коммуникаторов. Воздействие информации на аудиторию. Изучение аудитории по текстам: стереотипы сознания, предпочтительные модели поведения, знания о политических личностях. Фундаментальное и прикладное исследование. Стратегический и тактический характер исследования.

II. ЭТАПЫ И ПРОЦЕДУРЫ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА.

Тема 6. Подготовительный этап. Процедура контент- анализа.

Разработка программы анализа документов. Определение проблемной ситуации. Определение целей и задач исследования. Объект и предмет исследования. Разработка общей концепции. Определение и интерпретация понятий. Предварительное описание исследования. Построение гипотез.

Процедура контент-анализа. Определение предмета анализа документов. Категории анализа. Единицы анализа. Признаки и показатели смысловой единицы. Индикаторы. Количественные характеристики содержания (единицы счета). Объем внимания. Частота появления. Частота внимания. Качественные характеристики. Временные характеристики. Интенсивность. Оценка объекта. Модальность. Форма отражения событий коммуникатором. Тип автора.

Построение выборки. Отбор источников информации. Отбор документов. Критическое отношение к документам. Построение классификатора. Конструирование инструмента для измерения и регистрации единиц анализа. Разработка программы последующей обработки зарегистрированных данных. Разработка методических документов.

Тема 7. Сбор данных.

Внешний анализ документов. Анализ, измерение и регистрация данных в бланках, протоколах, карточках. Составление сводных (суммирующих) таблиц.

 

Тема 8. Обработка и анализ данных.

Ручная обработка данных. Перевод данных в машинные носители и машинная обработка. Статистическая обработка по программе анализа. Исчисление показателей. Процедуры подсчета, приспособленные для контент-анализа. Коэффициент Яниса. Использование метода Q – сортировки и шкалирование методом парного сравнения. Определение надежности. Группировка по периодам. Анализ аттестационных характеристик. Корреляция между классами аттестационных оценок. Анализ и оценка эффективности применения метода. Степень соответствия полученных данных целям исследования. Подготовка отчета.

 

Тема 9.(III.) Информационно-целевой анализ содержания текстовых источников.

Текст как иерархия коммуникативно-познавательных программ. Логико-фактологическая цепочка текста. Коэффициент информативности. Проверка надежности методов исследования документов. Выявление коммуникативной избыточности текста.

Тема 10 (IV). Особенности работы с различными видами документов.

Анализ содержания сообщений средств массовой информации по проблемам экономики. Программа исследования. Методические особенности конкретного социологического исследования. Контент-анализ рекламы в газете. Анализ содержания личных документов. «Личные документы» и «документы личного происхождения». Автобиографии. Сочинения. Письма. Дневники. Мемуары. Их особенности и оценка надежности. Контент-анализ должностных инструкций. Опыт исследования документов. Контент-анализ произведений художественной литературы.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Парахонская Г.А. Контент-анализ документов: Учебное пособие.- Тверь: Твер. гос. ун-т, 2004.

2. Рабочая книга социолога. М., 2005.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Бадалян Л.Г. Нетрадиционная методика анализа межпартийной борьбы // Социологические исследования. 1990. № 10. С. 43 – 54.

2. Борисов С. Б. Личные документы как источники суицидологической информации (некоторые проблемы социологии суицидального поведения) // Социологические исследования. 1993. № 8. С. 62 - 65.

3. Грошев И.В. Гендерная невербальная коммуникация в рекламе // Социологические исследования. 1999. № 4. С.71 – 77.

4. Гусева И. А., Лысакова И. П. Восприятие молодежью газетной лексики // Социологические исследования. 1989. № 6. С.85-88.

5. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич. Политология. Методы исследования: Пер. с англ. М. 1997.

6. Капитонов Э. А. Социология ХХ века Ростов-н/Д. 1996.

7. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Кн. 2. Организационно-методические проблемы опроса. Анализ документов. Наблюдение. Эксперимент / Отв. ред. В. Г. Андреенков, О. М. Маслова. М., 1990.

8. Мангейм Дж. Б., Рич Р. К. Политология: Методы исследования. М., 1997.

9. Как провести социологическое исследование / Под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. М., 1990.

10. Костенко Н. В., Оссовский В. Л. Ценности профессиональной деятельности. Киев, 1986.

11. Кравченко Е. И. Мужчина и женщина: взгляд сквозь рекламу // Социологические исследования. 1993. № 2. С. 117 - 131.

12. Манаев О.Т. Опыт контент-анализа альтернативной прессы Белоруссии // Социологические исследования. 1991. № 8. С.32 – 44.

13. Массовая информация и общественное мнение молодежи / В.Л. Оссовский. Киев, 1990.

14. Методологические и методические проблемы контент-анализа. М., 1973.

15. Ньюман Л. Неопросные методы исследования // Социологические исследования. 1998. № 6. С.119 – 129.

16. Основы прикладной социологии: В 2 т. М., 1995.

17. Общая и прикладная политология. Учебное пособие. Под общ.ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. М.: МГСУ: «Союз». 1997.

18. Парахонская Г.А. Динамика ценностей и ее отражение в детской литературе // Динамика социально-политических процессов в современном обществе. Сб. науч. трудов. Тверь: ТвГУ, 1997. С.75-96.

19. Парахонская Г.А. , Парахонский В.А. Анализ ценностей в произведениях детской литературы. Тверь, 1997.

20. Парахонская Г.А. Случайна ли победа д’Артаньяна?: Политогический анализ // Совершенствование образовательно-воспитательного процесса в школе и в вузе. Тверь, 1997. С.120-132.

21. Практикум по социологии / В. Я. Нечаев и др. М., 1992.

22. Проневская И.В. Образ жизни семьи в средствах массовой информации (опыт контент-анализа) // Вестн. МГУ. Сер. 18. 2003. № 4. С.159-165.

23. Пэнто Р., Гравиц М. Методы социальных наук. М., 1972.

24. Семенов В. Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях. Л., 1983.

25. Силласте Г.Г. Русские в ближнем зарубежье // Социологические исследования. 1992. № 12. С. 111 – 117.

26. Социально-психологический портрет инженера /Под ред. В.А. Ядова. М., 1977.

27. Силласте Г. Г. Русские в ближнем зарубежье // Социологические исследования. № 12. 1992. С. 111-117.

28. Федотова О.Н. Контент- аналитические исследования средств массовой информации и пропаганды. Учебно-методическое пособие. М.: МГУ. 1988.

29. Храпов В. Кого дают в герои нашим детям? // Знание-сила. 1990. № 3. С. 58-63.

30. Федотова Л.Н. Анализ содержания – социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М., 2001.

31. Шалак В.И. Контент-анализ. Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологи, экономики, рекламы. М., 2004.

32. Ядов В. А.Социологическое исследование: методология, программа, методы. Самара,1995.

33. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М. 1998.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА.

Курс состоит из теоретического и практического блоков. Теоретическая часть включает знакомство с историей становления метода контент- анализа, вкладом отечественных и зарубежных ученых в становление метода, освоение категориального аппарата.

Практическая часть заключается в освоении методики и техники применения контент-анализа.

Работа на семинарских занятиях предполагает знакомство с существующими методами исследования текстов. На семинарских занятиях отрабатываются умения и навыки работы с текстами. При подготовке к семинарским занятиям необходимо ориентироваться на текст программы курса. Подготовка предполагает изучение обязательной и дополнительной литературы.

Практическая работа включает несколько типов заданий:

1) вопросы, упражнения, изучение публикаций исследователей, использовавших метод контент-анализа;

2) самостоятельную работу с различными типами текстов.

В процессе изучения курса студенты должны выполнить 7 заданий для самостоятельной работы. Для получения зачета необходимо выполнить все задания. Темы некоторых заданий могут быть согласованы с преподавателей. Зачет ставится только в том случае, если выполнены все задания по 3-м модулям. Выполнение заданий для самостоятельной работы проверяется преподавателем на семинарах и консультациях.

На последнем семинарском занятии студенты готовят работу по анализу одного произведения детской литературы и докладывают результаты своего исследования. Анализ формирования системы ценностей на основе произведений для детей (анализируется сказка) дает возможность проследить процесс социализации в обществе и сравнить системы ценностей различных народов.

Студенты должны уметь разрабатывать программу исследования, готовить всю документацию, обрабатывать и интерпретировать результаты. Студенты должны уметь объяснить свои действия на любом этапе исследования (включая не только отчет, но и промежуточные этапы, непосредственную работу с текстами).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.