Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 8. Работа с результатами анализа. (2 часа)



На занятии отрабатывается методика расчетов таблиц по учебному пособию.

Парахонская Г.А. Контент-анализ документов: Учебное пособие. Тверь. 2004. С.69-96.

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Темы для самостоятельной работы

Цель самостоятельной работы – проверить степень усвоения метода контент-анализа и техники его использования в различных исследованиях.

Самостоятельная работа представляет собой социологические мини-исследования, которые могут проводиться в группе или индивидуально. Каждое исследование предполагает подготовку пакета документов, как и в любом социологическом исследовании (включая программу, инструментарий, составление классификатора, построение выборки), сбор данных (анализ текстов), обработку и интерпретацию полученных данных, написание отчета.

 

Задание 1. Анализ содержания рекламы в газете.

1) Анализ содержания рекламы 1 номера газеты.

Выберите 1 номер какой-либо газеты (не рекламной) целиком.

В качестве единицы счеты выберите 1 рекламное объявление

Разработайте классификатор. Подсчитайте количество объявлений и объем газетной площади, которую они занимают.

Определите объем газетной площади (в долях страницы) рекламного объявления наименьшего размера.

Подсчитайте количество рекламных объявлений и их объем по отдельным группам по всей газете.

Проанализируйте результаты подсчетов и содержание рекламы в данном номере газеты.

Как соотносятся между собой разные группы рекламных объявлений по количеству и объему занимаемой площади? Какая группа объявлений преобладает по количеству и по объему? На кого больше ориентирована реклама? Подтвердите свои заключения данными таблицы.

Задание 2. Анализ содержания учебника истории. Используя методику, предложенную Храповым В. в статье «Кого дают в герои нашим детям?» (Знание-сила.1990. № 3.С.58-63), проанализировать любой учебник истории. Составить рабочую программу, классификатор. Сдать отчет о проведенном исследовании. (Задание выполняется группой) При выполнении задания необходимо дать внешний анализ документа (источника).

Задание 3. Анализ содержания публикаций в прессе. (Задание выполняется группой). Необходимо подготовить программу исследования, отобрать источники (формирование выборки).

Возможны варианты выполнения задания, в зависимости от темы, выбранной студентами. Например, «Образ старости в СМИ»; «Отношение к реформе образования», «Семейная политика государства», сравнение характеристик текстов разных каналов, исследование степени оперативности информации в различных источниках. По итогам работы готовится пакет документации и сдается отчет.

Задание 4. Анализ содержания программ политических партий. Используя структурно-логическую модель общества, предложенную В.Б. Тихомировым (Общая и прикладная политология: Учебное пособие/ Под общ. Ред В.И. Жукова, Б.И. Краснова.М., 1997. С.798-804.), проанализировать степень внимания к различным сферам жизни общества. Подготовить отчет по итогам исследования.

Задание 5. Анализ избирательной кампании (программ кандидатов, публикаций о кандидатах о прессе).

А) Используя структурно-логическую модель общества, предложенную В.Б. Тихомировым, проанализировать программы кандидатов, политическую рекламу.

Б) Используя методы Q – сортировки и шкалирование путем парного сравнения проанализировать отношение к кандидатам в прессе.

Литература:

1.Общая и прикладная политология: Учебное пособие/ Под общ. Ред В.И. Жукова, Б.И. Краснова М., 1997, С.798-804; 881-892).

2. Джарол Б. Мангейм, Ричард К. Рич Политология. Методы исследования. М.. 1997. С. 277-283.

 

Задание 6. Анализ речей политических деятелей.

Написать программу исследования. Разработать классификатор. Провести исследование и сдать отчет.

Литература.

Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.- С.228-237, 273-292.

Задание 7. Анализ ценностей в произведениях детской литературы. Используя методику анализа Парахонской Г.А. (Парахонская Г.А. Контент-анализ документов: Учебное пособие. _ Тверь, 2004. Гл.4. С.60-96) проанализировать сказку (по выбору студента). Составить программу исследования, дать внешний анализ текста. Разработать классификатор. Составить таблицы групп ценностей, рассчитать удельный вес групп ценностей по персонажам, Рассчитать коэффициенты отклонений групп ценностей, индексы предпочтений ценностей. Сделать выводы. Сдать отчет.

 

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Проблемная ситуация -противоречие в развитии социального объекта, несоответствие его функционирования потребностям дальнейшего развития. Например, противоречие между ценностными ориентациями молодого поколения и потребностями общества в воспроизводстве определенной системы норм и ценностей.

В научной проблеме фиксируется противоречие между знанием о потребностях общества и незнанием путей и средств их удовлетворения. Решение научной проблемы заключается в получении нового знания.

Объект - носитель проблемной ситуации, конкретная область социальной реальности, включенная в процесс научного познания. Выделение объекта осуществляется на основе анализа проблемы.

Предмет исследования- наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы исследования. Предмет анализа документов - это признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задач исследования.

Один объект может изучаться для решения различных проблем и предполагать несколько предметов исследования.

Цель исследования- модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы). Ожидаемым результатом может быть новое знание о структуре, функциях, формах развития социального объекта.

Задачиформулируютвопросы, на которые должен быть получен ответ для реализации целей исследования.

Гипотеза -научное предположение о структуре объекта, характере и сущности связей между частями объекта, факторах, обусловливающих эти связи, о механизмах функционирования и развития объекта. Гипотеза есть своеобразный прогноз ожидаемого решения исследовательской задачи.

Текст в контент-анализе рассматривается как определенная коммуникативная система элементов (совокупность сведений, оце­нок), имеющая относительно замкнутую структуру в соответствии с концепцией или замыслом автора. Текст состоит из простых и сложных высказываний, в которых заключены определенные мысли. Текст документа может рассматриваться как определенная наблюдаемая реальность, где условно могут быть выделены: действующие лица, их действия, свойства и результаты их действий, то, о чем они высказываются.

Категории анализа - это ключевые понятия исследования, в соответствии с которыми будут сортироваться единицы анализа (элементы содержания). Эти понятия обозначают эмпирические признаки текстовой информации, являющиеся результатом операционализации опорных теоретических понятий в концепции исследования.

Категории анализа должны:

· выражать теоретические понятия исследования;

· иметь соответствие в признаках (смысловых единицах) текста;

· быть взаимоисключающими (одни и те же элементы содержания не должны принадлежать разным категориям);

· быть исчерпывающими, т. е. охватывать все части содержания, определяемые задачами данного исследования;

· быть надежными, т. е. сформулированы так, чтобы у различных исследователей была достаточно высокая степень согласия по поводу того, какие части содержания следует отнести к той или иной категории.

Единицы контекста -части, на которые разделен текст, внутри которых может быть определена тема, идея, ситуация. В частности, единицей контекста может служить весь текст.

Смысловая единица анализа- часть содержания текста, которая может быть поставлена в соответствие категории анализа, имеет признаки, соотносящиеся с категорией анализа.

Смысловая единица анализа может выражаться:

· словом или словосочетанием (термином, именем, географическим названием, и т. п.);

· определенной темой, идеей, социальной ситуацией в единице контекста.

Индикаторы смысловой единицы - эмпирически наблюдаемые формальные (лингвистические) признаки текста, по которым определяется наличие в тексте смысловой единицы.

Единица счета- количественная характеристика единицы анализа; фиксирует регулярность, с которой встречается в тексте та или иная смысловая единица.

За единицу счета могут быть приняты:

1) единицы в системе «пространство - время»:

· в печатных текстах - число строк, абзацев, квадратных сантиметров площади, знаков, колонок, посвященных тому или иному вопросу, мнению, оценке;

· для кино, радио и телевидения - время, отведенное освещению определенного события, или метраж израсходованной кино - или магнитной пленки;

· удельный вес интересующих исследователя материалов в общем объеме сообщений канала коммуникации;

2) общее число материалов, опубликованных по теме исследования;

3) частота появления признака категории анализа (фиксируется каждое появление любого признака данной характеристики содержания);

4) частота внимания (число единиц контекста, содержащих признаки данной категории, повторение признака внутри единицы контекста не учитывается).

Подкатегории (качественные характеристики)- фиксируют свойства и признаки выделенных исследователем объектов (категорий) и могут быть использованы для классификации суждений (единиц анализа), появляющихся в содержании материалов.

Такими характеристиками могут служить следующие.

Локальность - географические, административные, производственные характеристики. Например, для страны в целом, для какой-либо территории, отрасли и т. п.

Время - фиксируетсядата начала, конца события, его длительность, прошлое, настоящее, будущее.

Интенсивностьпризнака - степень выраженности признака («сильно-слабо»).Лингвистическими показателями интенсивности могут служить вид глагола и интенсивность неглагольных модификаций (иногда, часто, регулярно).

Оценкакоммуникатором или другим субъектом оценки какого-либо факта, явления, события и т. п. объекта, выделенного исследователем (предмета оценки). Субъект оценки - это лицо, которое приписывает ценность какому-то предмету и тем самым выражает свое отношение к этому предмету. Предмет оценки - те объекты, которым приписывается ценность.

По своему характеру оценки делятся на

· абсолютные (шкалы «хорошо - безразлично - плохо»; «положительно - нейтрально - отрицательно») и

· сравнительные («лучше - равноценно - хуже»).

Иногда в шкалу абсолютной оценки включают деление «сбалансированное отношение», сочетающее элементы положительной и отрицательной оценки.

Свое отношение коммуникатор (или другой субъект оценки) к различным событиям, явлениям может выразить:

- открыто, путем использования оценочных суждений («это плохо», «мне не нравится» и т. п.);

- в скрытой форме, выбором слов, стилем, путем изображения событий, явлений как вполне соответствующих (несоответствующих) господствующим нормам и ценностям данного общества.

Модальность отражает целевую установку сообщения, отношение его содержания к объективной действительности. Понятие модальности охватывает утверждения типа «обязан», «не обязан», «разрешено», «запрещено», отношение коммуникатора к содержанию своего высказывания (уверенность, сомнение), его отношение к лицам, к которым обращено высказывание (желательность, просьба, побуждение, приказание).

Форма отражения коммуникатором определенных событий бывает:

- прямой (коммуникатор ссылается только на факты);

- косвенной (коммуникатор ссылается на чье-то мнение).

Тип авторавсего материала или «цитируемого мнения». Для этого необходимо вначале провести группировку авторов, необходимую для решения задач конкретного исследования.

Классификатор(кодификатор, рубрикатор)- методический документ, предназначенный для выделения и регистрации признаков текстовой информации. В классификатор включаются:

· общие данные о документе, которые подвергаются кодированию;

· категории (подкатегории) анализа и их коды;

· список наблюдаемых индикаторов для каждой категории.

Проектирование классификатора включает:

1. Построение категорий анализа, эмпирическую интерпретацию выделенных опорных понятий на основе сопоставления языка концепции исследования и языка анализируемых текстов.

2. Определение индикаторов (или признаков) категории в тексте.

2.1. Терминологическое уточнение в языке текста документа фиксируемых признаков категории анализа. Определение категории через фиксируемые термины текстовой информации.

2.2. Устранение двусмысленности и пересечений признаков двух или нескольких категорий (обеспечение взаимоисключаемости).

2.3. Определение случаев фиксации признаков категории анализа не терминологически, а по смыслу единиц анализа. Установление, когда допустима регистрация признаков по смыслу, а когда недопустима.

3. Установление единиц счета. Определение возможности квантификации категорий анализа в текстовых структурах. Анализ интенсивности проявления признаков категорий, их повторямость в тексте. Выбор единиц счета и способов их измерения в тексте.

Бланк анализа(регистрационная карточка) - методический документ, используемый для регистрации отдельных единиц и категорий анализа.

Инструкция кодировщику- методический документ контент-аналитического исследования, который содержит:

· общую характеристику документов, используемых в качестве источника информации;

· принципы отбора документов для анализа;

· правила отбора, анализа, регистрации признаков;

· правила принятия решений в случаях расхождения смысловых обозначений, категорий анализа со смыслом текстовой информации;

· процедуры, выполняемые после завершения анализа (первичная обработка, составление сводной таблицы и т. п.).

К инструкции может быть приложен терминологический словарь категорий анализа.

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ РУБЕЖНОГО КОНТРОЛЯ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.