Здавалка
Главная | Обратная связь

III. Робота над темою уроку.



• Розповідь вчителя про основні етапи життя та твор­чості Л.М.Толстого, духовні та творчі шукання письмен­ника за планом:

1. Походження.

2. Дитинство.

3. Освіта.

4. Початок літературної діяльності.

5. Військова кар'єра.

6. Подорожі Європою.

7. Педагогічна діяльність.

8. Сім'я і нащадки.

9. Розквіт творчості: «Війна і мир» , «Анна Кареніна».

10. Літературна критика творів Шекспірівського корпусу.

11. Релігійні пошуки.

12. Відлучення від церкви.

13. Участь Толстого в московському переписі населення 1882 року.

14. Останні роки життя. Смерть і похорон.

15. Філософія творчості та життя.

16. Критика Толстого і толстовства.

17.Світове визнання. Пам'ять.

Підчас цієї розповіді застосовуються такі види роботи: перегляд фотогалереї «Толстой і Ясна Поляна», виразне читання вчителем уривку із повісті «Дитинство» (глава "Маман"), презентація та коментування фото «Лев Толстой в юності, в зрілі роки та старості», презентація пор­третів письменника.

 

• Бесіда.

Яке враження на вас справила розповідь про життєвий та творчий шлях Л.М. Толстого?

Чи встановлені вами аргументи щодо ствер­дження геніальності цього письменника?

Чи відповідають за змістом запропоновані вис­лови про геніальність з віхами життя Л.М. Толстого?

 

• Учитель

Відомий художник Крамськой, якого запро­сили намалювати портрет письменника, згадував у листі Іллі Рєпіну про зустрічі з Толстим: « ...граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный... На гения смахивает». Так художнику вдалося роз­пізнати глибину натури Толстого.

 

• Робота з епіграфом.

• Аналіз уривків із щоденникових записів письменника.

Из д невниковых записей

Год

17апреля.... Я был несчастливейший из людей, ежели бы не нашел цели для моей жизни — цели общей и полезной...

18 апреля.Я написал вдруг, много правил и хотел всем им следовать; но силы мои слишком слабы для этого. Теперь же я хочу дать себе одно только правило и прибавить к нему другое только тогда, когда я уже привыкну следовать одному Первое правило, которое я назначаю, єсть следующее: № 1. Исполняй все то, что ты определил быть исполнену.

Год

1. Целью каждого поступка должно быть счастье ближнего.

2. Довольствоваться настоящим.

3. Искать случав делать добро...

Правила исправления:

Бойся праздности и беспорядка... Бойся лжи и тщеславия... Запоминать и записывать все полезные сведения и мысли... Не верить мыслям, родившимся в споре... Не повторять чужих мыслей...

Год

1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для окончательного зкзамена в университете.

2) Изучить практическую медицину и часть теоретической.

3) Изучить язык французкий, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский.

4) Изучить сельское хозяйство, как теоретическое, так и практическое.

5) Изучить историю, географию и статистику.

6) Изу­чить математику, гимназический курс.

7) Написать диссертацию.

8)Достигнуть средней степени совершенства в муыке и живописи.

9) Написать правила.

10) Получить некоторые познания в естественых науках.

11) Составить сочинения из всех предметов, которые буду изучать.

Примечание. Самое удивительное, что большую часть зтой огромной программы. Л.Н.Толстой выполнил!

Год

Ноября.

Когда же, когда, наконец, перестану

Без цели и страсти свой век проводить,

И в сердце глубокую чувствовать рану,

И средства не знать, как ее заживать.

Год

18марта.... вот моє новое правило, кроме тех, которые я давно поставил себе, — быть деятельным, рассудительным и скромным.

21 сентября.Моя главная цель в жизни есть добро ближне­го и цели условные — слава литературная, основанная на пользе, добре к ближнему..

Год

5сентября. Москва....Вонь, камни, роскошь, нищета, разврат. Собрались злодеи, ограбившие народ, набрали солдат, судей, чтобы оберегать их оргию, и пируют

Жить в Ясной. Самарский доход отдать на бедных... Никольский доход (передав землю мужикам) точно так же. Себе, то есть нам с женой и малыми детьми, оставить пока доход Яс­ной Поляны, от 2-х до3-х тысяч (Ставить на время, но с единственным желанием отдать и его весь другим, а самим удов-летворять самим себя, есть ограничить как можно свои потребности и больше давать, чем брать, к чему и направлять все силы и в чем видеть цель и радость жизни).., Меньших воспитывать так, чтобы привыкли менше требовать от жизни. Учить их тому, к чему у них охота, но не одним наукам, а наукам и работе.

Год

1 января. Москва....Собственность как она теперь — зло... Не было ложки, было полено — я выдумал, потрудился и вырезал ложку. Какое же сомненье, что она моя ?.. Но собственность, ограждаемая насилием — городовым с пистолетом, —это зло.

30 марта.Лег в 11 и встал очень рано. Ходил на чулочную фабрику. Свистки значат то, что в 5 мальчик становится за станок и стоит до 8. В 8 пьет чай и становится до 12. В час становится и до 4. В 4 — становится до 8. И так каждый день. Вот что значат свистки, которые мы слышим в постели.

21 июня....Пропасть просителей. Обделенные землею вдовы, нищие. Как мне тяжело, потому что ложно. Я ничего не могу им делать. Я их не знаю. Их слишком много. И стена между мной и ими.

Год

27ноября....Задача всех одна: из своего положення богатства, больших требований и отсутствия полезного труда для людей, выучиться жить с меньшими требованиями и не желать больших и выучиться делу наверно полезному людям.

7 декабря....Вчера думал, служить людям ? но как, чем слу­жить ? не деньгами, не услугами телесными даже, расчистить каток, сшить сапоги, вымыть белье, посидеть ночь с больным. Все это хороню, может быть, и дурно, и, в сущности, бесполезно. Одно полезно, одно нужно —это научить его жить добро. А как это сделать? Одно средство: самому жить хорошо.

Год

23, 24, 25, 26 февраля. Москва....Политического изменения, социального строя не может быть. Изменение только одно нравственное, внутреннее человека. Но каким путем пойдет это изменение ?

30 апреля. Москва....думал: вот семь пунктов обвинительного акта против правительства. 1) Церковь, обман, суеверие, траты. 2) Войско, разврат, жестокость, траты. 3) Наказание, развращение, жестокость, зараза. 4) Земледелие крупное, ненависть, беднота города. 5) Фабрики — убийство жизни. 6) Пьянство. 7) Проституция.

Год

30 августа. 1990. Ясная Поляна.72 года. Во что же я верю? — спросил я. И искренне ответил, что верю в то, что надо быть добрым: смиряться, прощать, любить. В это верю всем существом...

23 ноября 1900 года. Москва....1) Ми, богатые классы, разоряам рабочих, держим их в грубом непрестанном труде, пользуясь досугом и роскошью. Мы не даем им, задавленным трудом, возможности призвести духовный цвет и плод жизни: ни поэзии, ни науки, ни религии.

Год

21 марта 1902....4)Говорят, вернитесь к церкви. Но ведь в церкви я увидел грубый, явный и вредный обман.

18 июля 1904.Ясная Поляна....Моя жизнь погублена, испорчена этой ужасающей праздностью. Как бы хотелось предостеречь других от такой же погибели.

Год

31 июля 1905. Ясная Поляна...Сидим во дворе, обедаем, десять кушаний, мороженое, лакей, серебро, и приходят нищие, и люди добрые продолжают есть мороженое спокойно. Удивительно!!!

... Русская революция должна разрушить существующий по­рядок, но не насилием, а пассивно, неповиновением.

Год

26 октября 1907. Ясная Поляна....7) (Очень важное). Непротивление злу насилием — не предписание, а открытый, сознанный закон жизни для каждого отдельного человека и для всего человечества — даже для всего живого.

Год

19 апреля 1908. Ясная Поляна....Чувствую большую тяжесть от глупой благотворительности внешней в соединении с безумной роскошью жизни своей.

З июня. Ясная Поляна. 1908.Третьего дня получил пись­мо с упреками за моє богатство и лицемерие и угнетение крестьян, и к стыду моему, мне было больно. Нынче целый день грустно и стыдно.

Из "тайного" дневника 1908 года

2 июля 1908. Ясная Поляна.Когда я спрошу себя: что же мне нужно — уйти от всех. Куда ? К богу, умереть. Преступно желаю смерти...

Год

7 января....Нет беспощадной тоски, есть только не перестающий стыд перед народом. Неужели так и кончу жизнь в этом постыдном состоянии ?

26октября.Все больше и больше тягочусь этой жизнью.

 

• Бесіда.

Що дають нам для розуміння особистості пись­менника його щоденникові записи ?

Якою людиною був Л. Толстой ?

— Які моральні принципи сповідував?

 

• Творча робота. Асоціативний портрет.

• Лев ТолстойЯсна Поляна, «зелена палиця», російський народ,...







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.