Здавалка
Главная | Обратная связь

II. Мотивація навчальної діяльності учнів.



Оголошення теми та мети уроку.

Учитель.

Відомий критик Дмитро Писарєв зауважив: «Подробности и частности сосредоточивают в себе здесь весь художественный интерес... Здесь нет развития характеров, нет действия, а есть только изображение некоторых моментов внутренней жизни души, есть анализ». Критику належить точна і прониклива характеристика «діалектики душі» Толстого:

«Никто далее его не простирает анализа, никто так глубоко не заглядывает в душу человека,

никто с таким упорным вниманием, с такою неумолимою последовательностью не разбирает самых сокровенных побуждений, самых мимолетных и, по-видимому случайных движений души. Как разви-вается и постепенно формируется в уме человека мысль, через какие видоизменения она проходит, как накипает в груди чувство, как играет воображение, увлекающее человека из мира действительности в мир фантазии, как, в самом разгаре мечтаний, грубо и материально напоминает о себе действительность и какое первое впечатление производит на человека это грубое столкновение между двумя разнород-ными мирами — вот мотивы, которые с особенною любовью и с блестящим успехом разрабатывает Толстой... Везде мы встретим или тон­кий анализ взаимных отношений между действующими лицами, или отвлеченный психологический трактат, сохраняющий в своей отвлеченности свежую, полную жизненность, или, наконец, прослеживание самых таинственных, неясных движений души, не достиг-ших сознания, не вполне понятных даже для того человека, который сам их испытывает, и между тем получающих свое выражение в слове и не лишающихся при этом своей таинственности».

Спробуймо і ми дослідити «діалектику душі» головної героїні роману Анни Кареніної.

 

III. Робота над темою уроку.

• Робота з текстом.

Запитання та завдання.

Відтворіть життєву історію Анни Кареніної.

Знайдіть опис зовнішності жінки, що в її порт­реті є особливим ?

Які цитати свідчать про переконання і вчинки героїні ?Чи завжди переконання і вчинки збігаються?

Чому до Анни тягнуться діти ?

Доведіть, що Анна має чистий розум і добре серце.

— В якому віці Анна вийшла заміж за Кареніна і чому ?

Чи щиро Анна покохала Вронського ?

Чому героїня не вміє обманювати ?

— У чому особливість взаємин Анни із сином ?

Знайдіть в романі описи, де Кареніна говорить про своє ставлення до чоловіка, до Вронського, до дітей. Чи змінюється це ставлення протягом романної дії?

— Як сприймає Анну дворянське зібрання ?

Як "світ " говорить про її взаємини з Вронським ?

Як знайомі оцінюють спробу розлучення Анни ?

Як знайомі сприймають Кареніну після її повер­нення з-за кордону?

— Як було сприйнято самогубство Анни ?

Учитель.

Коли Анна зустрілася з Вронським у вагоні, у неї було відчуття бурі в її житті — передчуття "заборо­неного" щастя.

Толстой розвиває в "Анні Кареніній" одну із основних тем своєї творчості, тему відчуження світу від людини і велике бажання людства — бажання присвоєння всього світу людині. Анна Кареніна була готова полетіти назустріч всьому світу. І зрозуміло, що любов, яка виникла в світлій душі, жінка була готова подарувати цілому світу. Любов героїні висока і прекрасна, бо в ній відчувалась потреба життя і любові до всіх взагалі, і кожного окремо.

 

• Дослідження ставлення суспільства до кохання в ро­мані.

• Групова робота.

І група. Ставлення суспільства до кохання Анни

«Мать Вронского, узнав о его связи, сначала была довольна — и потому, что ничто, по ее понятиям, не давало последней отделки блестящему молодому человеку как связь в высшем свете, и потому, что столь понравившаяся ей Каренина, так много говорившая о своем сыне, была все-таки такая же, как и все красивые и порядочные женщины, по понятиям графини Вронской». (Часть II, Гл. XVIII)

«Большинство молодых женщин, завидовавших Анне, которым уже давно наскучило то, что ее называют справедли­вою, радувались тому, что они предполагали, и ждали только подтверждения оборота общественного мнения, чтоб обрушиться на нее всею тяжестью своего презрения. Они приго-тавливали уже те комки грязи, которыми они бросят в нее, когда придет время». (Часть II, Гл. XVIII)

«Позор и срам! — отвечал полковник. — Одного боишься — это встречаться с русскими за границей». (Часть ІІ, Гл. XXXI)

II група. Ставлення суспільства до кохання Вронського

«Он знал очень хорошо, что в глазах Бетси и всех светских людей он не рисковал быть смешным. Он знал очень хорошо, что в глазах этих лиц роль несчастного любовника девушки и вообще свободной женщины может быть смешна; но роль че­ловека, приставшего к замужней женщине и во что бы то ни стало положившего свою жизнь на то, чтобы вовлечь ее в прелюбодеянье, что роль эта имеет что-то красивое, величественное и никогда не может быть смешна...» (Часть II, Гл. IV)

 

III група. Ставлення до кохання Анни

"Моя любовь все делается страстнее и себялюбивее, а его все гаснет и гаснет, и вот чего мы рас-ходимся, и помочь этому нельзя. У меня все в нем одном, и я требую, чтоб он весь больше и больше отдавался мне. А он все больше и больше хочет уйти от меня. Мы именно шли навстречу до связи, а потом неудержимо расходимся в разные стороны. И изменить этого нельзя. Он говорит мне, что я бессмысленно ревнива, и я гово­рила себе, что я бессмысленно ревнива; но это неправда. Я не ревнива, а я недовольна...» (Часть VII, Гл. XXX)

"Я думаю, я думаю... если сколько голов, сталько умов, то и сколько сердец, сталько родов любви".

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.