Здавалка
Главная | Обратная связь

Основной вопрос и методология философии.



У основного вопроса философии две стороны: вопрос о первичности ивопрос о познаваемости.

Он называется основным,т. к. с него начинает формироватьсяфилософское мировоззрение.

Те из философов, кто считает генетически первичной объективную реальность, а сознание признает высшей фор­мой отражения этой реальности, оказывающей мощное об­ратное воздействия на бытие, являются материалистами.

Напротив, те, кто предполагает, что некоторое сверхъесте­ственное идеальное начало породило и продолжает опре­делять объективный миробъективные идеалисты, а те, кто полагают человеческое сознание творцом мира (а ино­гда и единственно существующей реальностью) субъек­тивные идеалисты.

То или иное решение основного вопроса философии де­терминирует решение других философских проблем. На­пример, признание того, что человеческое сознание является определяющим фактором развития общества, приводит к выводу о ведущей роли выдающихся личностей в исто­рическом процессе. Это, в свою очередь, порождает конкретное решение и метод воздействия на общественную систему — «нужно поставить во главу государства такого человека». Так мировоззренческий постулат становится методом действия (в данном примере субъективно-идеа­листическое мировоззрение оборачивается методом, уво­дящим от цели).

В этом проявляется методологическая роль филосо­фииопределение основных направлений, методов и при­емов, которые нужно использовать для эффективного це­ленаправленного воздействия человека на любой процесс.

Методология — это мировоззрение в действии. Поэто­му идеализм и материализм являются не только противо­положными мировоззренческими системами, но и противоположными методами познания и преобразования мира.

Кроме того, в истории философии сформировались еще две противоположные философские мировоззренческие методологические установки: диалектика и метафизика.

Диалектика — метод познания и преобразования действительности, основывающийся на положении о том, что все явления и процессы объективной и субъективной ре­альности представляют собой единство противоположно­стей (необходимости и случайности; сущности и явления; изменчивости и устойчивости; внешнего и внутреннего и т. п.), борьба между которыми составляет основу их воз­никновения, существования и развития.

Метафизика — метод познания и преобразования дей­ствительности, противоположный диалектике и связан­ный с отрывом и абсолютизацией в качестве чего-то само­стоятельно существующего отдельной стороны, момента, свойства единого целого, системы (необходимости или случайности; сущности или явления; изменчивости или устойчивости; внешнего или внутреннего и т. п.).

Герменевтика— метод, опирающийся на тол­кование текстов и реконструкцию их смыслов. Этот метод реализуется как постоянное дви­жение внутри герменевтического круга: понима­ние целого складывается из понимания частей, а целое, в свою очередь, определяет то, как долж­ны пониматься части. Именно в постоянной сме­не направления, в котором совершается движе­ние, то есть в постоянном переходе от смысла части к смыслу целого и обратно, и заключается основная черта герменевтики как философско­го и филологического метода.

Догматика— это восприятие мира через при­зму абсолютизированных суждений. Догматика свойственна религиозным учениям, однако в той или иной степени она присуща и философии.

Эклектика— это метод, в основе которого лежит произвольное соединение фактов и идей, не имеющих особых связей между собой. На основании подобного соединения идей и фак­тов, нередко эффектного и привлекающего вни­мание, делаются выводы, которые могут иметь внешне правдоподобный характер, однако в действительности являются безосновательными.

Софистика— метод, целью которого являет­ся доказательство какого-либо положения не­зависимо от того, являются ли истинными те ак­сиомы, на которые оно опирается. Другими сло­вами, цель софистики состоит в том, чтобы лю­бой ценой доказать положение, которое, возмож­но, не является истинным. Как правило, это дела­ется в том случае, если это выгодно говорящему. Возникла софистика в Древней Греции, а толч­ком для её возникновения послужила необходи­мость разработки методов победы в спорах.

 

Предмет философии.

Предметом философии является мир в целом, рассматриваемый в са­мых общих аспектах при особом выделении отношений «человек — мир».

В разные эпохи на первый план выходили рассмотрение мира в целом без каче­ственных различений элементов его структуры (античный космоцентризм); Бог и его проявления в мире (средневековый теоцентризм); человек как при­родное существо (ренессансный антропоцентризм), природа как объект на­учного исследования (философия Нового времени); отдельное человеческое сознание, язык, культурные структуры и пр. в современной философии.

 

8. Функции философии:

1. Мировоззренческая функция заключается в формировании картины мира, которая объясняет устройство мира, место человека в нём, а также основные принципы взаимодействия человека с миром.

2. Методологическая функция заключается в выработке наиболее общих методов познания окружающей действительности.

3. Критическая функция заключается в по­становке под сомнение существующих знаний и представлений о мире. Конечно, не всякое зна­ние заслуживает того, чтобы быть поставлен­ным под сомнение и быть разрушенным. Однако даже в том случае, если это знание в целом достовер­но, постановка под сомнение позволяет уточ­нить его, сделать более точным: формулируя контраргументы, а затем, опровергая их, мы все­гда делаем наши знания более точными и обо­снованными. Критическая функция помогает разрушить догмы и предрассудки, расширить горизонты познания, открыть новые перспек­тивы для него.

4. Аксиологическая (ценностная) функция по­могает людям выработать более чёткое оце­ночное отношение к разнообразным явлениям действительности на основании этических, мо­рально-нравственных и идеологических ценно­стей. Эпохи отличаются друг от друга по цело­му ряду признаков, однако ценностный аспект представляет собой едва ли не самое главное из отличий. Периодически в истории человече­ства происходят значимые переломы, когда су­ществующая система ценностей разрушается и на её месте устанавливается новая. Переход от эпохи к эпохе (от античности к средневековью, от средневековья к Возрождению, от Воз­рождения к Новому времени и т. д.) — яркий пример таких переходов.

5. Социальная функция заключается в объяс­нении общества, его структуры и основных сторон его жизни, а также закономерностей, кото­рые определяют его изменения и развитие. Лю­бое общество вырабатывает совокупность пред­ставлений, которые помогают ему поддерживать свою целостность.

6. Прогностическая функция философии зак­лючается в описании вариантов того, как могут развиваться события в той или иной области человеческой жизни. Это очень важно, посколь­ку зная, как могут развиваться события, человек может более разумно подходить к тому, как он строит своё поведение. Естественно, одна фи­лософия здесь бессильна: для того чтобы спрог­нозировать развитие событий, например, в об­ществе, необходимы социологические, полито­логические, экономические и иные знания. Од­нако лишь философия может обеспечить цело­стность подхода и предполагаемых вариантов. Кроме того, именно философия в состоянии дать объективную и непредвзятую оценку подобных прогнозов.

7. Общекультурная функция проявляется в том, что философия — это один из наиболее важных элементов духовной культуры общества. Влияние философии на духовную жизнь огром­но: она одновременно и стабилизирует культуру, и изменяет её. В этой функции фактически син­тезируются все функции, о которых мы говори­ли выше.

8. Практическая функция философии заклю­чается в том, что философия обеспечивает ко­ординацию между общечеловеческими ценнос­тями и поведением человека. Если животное действует под давлением своих чувств и жела­ний, то человек также опирается и на свое ми­ропонимание, на представления о том, как уст­роен мир.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.