Здавалка
Главная | Обратная связь

Средством общения служит взаимный обмен информацией между войнами (ее сообщение и восприятие).

Тема № 2. Воинский коллектив как разновидность общности людей

Занятие №1 лекция

Учебные и воспитательные цели:

1. Довести до слушателей требования руководящих документов по организации воспитательной и социально-правовой работе в Вооруженных Силах Республики Казахстан.

2. Изучить со студентами сущность воспитательной и социально-правовой работы, методологические, научно-теоретические основы, принципы и задачи воспитательной работы, основные формы и методы воспитательной работы в воинских коллективах.

Учебные вопросы:

1СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА ВОИНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

 

Литература: -

-Конституция (Основной закон) РК., 1995 г., ст. 36

-Военная доктрина РК., (Указ Президента Республики Казахстан от 21 марта 2007 года № 299.)

-Закон Республики Казахстан «О воинской обязанности и военной службе»

-Устав внутренней службы Вооруженных Сил Республики, ст. 153, 154

-Психологическая работа в части. В.М. Бирбков, ВИ, Алматы 2000, стр. 225-230.

-Методические рекомендации, ВИ, Алматы 2000, стр. 8-20.

-Военная психология, М. Воениздат, 1972 г.;

-Военная педагогика и психология, М. Воениздат, 1986 г.

-Общая и юридическая психология, ч.1, 1996 г., М. Еникеев.

-Альбом схем.

1. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА

 

В процессе сплочения и развития воинского коллектива достигается морально-политическое и организационное единство личного состава подразделения.

Условия успешных действий коллектива:

а) общие, согласованные позиции членов коллектива по главным вопросам политической жизни и военной службы, формирующиеся на основе политико-морального единства воинов, общности их мировоззрения, убеждений и жизненных принципов;

б) навыки взаимодействия и общения как в процессе деятельности, так и в быту, связанные с четкой и гибкой структурой распределения обязанностей, руководства и подчинения, а также нормы и способы регуляции совместной жизни и деятельности;

в) войсковое товарищество и боевая дружба, то есть взаимоотношения, обусловленные межличностными чувствами взаимного доверия, уважения и ответственности друг за друга.

г) уважение и соблюдение традиции, боевые реликвии и воинские ритуалы.

Система внутриколлективного общения - это совокупность разнообразных контактов между воинами: служебных и личных, информационно-познавательных и эмоциональных, двусторонних и многосторонних; управленческо-дидактических, воспитательных и партнерских и т. д.

Средством общения служит взаимный обмен информацией между войнами (ее сообщение и восприятие).

Общение характеризуется:

-предметом и содержанием (тем, о чем и что именно говорится);

-способом передачи информации (устная речь, письмо, исполь­зование неречевых средств - мимика, жесты);

-согласованным, единым, одинаково понимаемым языком (в том числе и условным, искусственным, переговорная таблица, список условных наименований и сигналов).

Мотивы общения - явления межличностного, взаимного порядка, потому что стремление к общению с одной стороны должно встретить аналогичное стремление другой или хотя бы благожелательный отклик.

Диффузное мнение - это разнобой во взглядах и в суждениях. Воины имеют противоречивые, не согласующиеся позиции; некоторые из них зат­рудняются в определении своей точки зрения, не могут объективно оценить суждения товарищей и осознанно присоединиться к какой-либо позиции.

Поляризованное мнениеимеет место, если ведущие точки зрения уже определились, вследствие чего личный состав разделился на две-три группы, каждая из которых имеет свою позицию и отстаивает ее. Это состояние может иметь негативное последствие, конфликт.

Единое коллективное мнениехарактеризуется максимальным согласием и наличием одной, общей, сознательно и искренно разделяемой всеми позиции.

Согласованность и гармоничность действий личного состава подразделения обеспечиваются с психологической стороны двумя группами факторов:

а) коллективной мотивацией;

б) навыками и умениями взаимодействия.

Коллективная мотивация— это стремление воинов к согласованию своих действий, к взаимной поддержке и развитию успеха, достигнутого товарищами.

Навыки и умения взаимодействия и дружеского общениясостоят в том, чтобы в каждый момент совместной работы делать именно то, что вытекает из логики решения общей задачи, причем делать это самостоятельно, на основе личной оценки складывающейся обстановки, без указаний и просьб.

Основными составляющими являются:

-понимание и прогнозирование их действий и намерений;

-быстрое уяснение существа совместно решаемой задачи;

-способность выражать свои мысли, предложения и требования с учетом индивидуальных особенностей членов коллектива и принятых в нем норм.

Особое звено в психологии воинского коллектива - межличностные отношения.Они представляют собой своеобразную сеть связей, объединяющих воинов чувствами уважения, товарищества, дружбы, признания авторитета и взаимной ответственностью. Основной психологический компонент в структуре межличностных отношений - это позиция воина по отношению к каждому из своих товарищей.

Положение воина в сети межличностных отношений характеризуется также определенной мерой влияния, возможностью оказывать эффективное воздействие на поведение своих товарищей. Это положение получило название авторитета.

Когда межличностные отношения складываются стихийно, без направляющего воздействия командира, офицера воспитателя, активистов, под влиянием нравственно незрелых людей и микрогрупп, вследствие чего нарушается взаимность в отношениях, тогда авторитеты опираются на чуждые нашей морали нормы. Товарищеские отношения подменяются попытками ущемления личного достоинства молодых воинов. Гармония взаимоотношений сменяется стремлением к превосходству, навязыванию своей воли более слабым, другими нарушениями уставных норм.

Коллективным настроениемназывают совместные переживания тех или иных событий, фактов, а также сходные эмоциональные состояния, овладевшие на какое-то время всем коллективом (или его частью) и влияющие на его жизнь и деятельность.

Настроение коллектива имеет две основные формы: пассивную и активную. Пассивная форма - это состояние собственно эмоциональной сферы коллективной психологии. Основу активной формы коллективного настроения образуют эмоциональные стремления (мотивы) к конкретным действиям. Социально-психологические качестваколлектива:

· его сплоченность,

· организованность,

· дисциплина,

· боеспособность,

· воспитательные возможности и т. д.

Проблема оценки состояний коллектива:

· его настроения,

· текущей направленности на конкретную деятельность, отношения к решаемым задачам,

· уровня его активности и готовности к действиям

· и в целом - его политико-морального состояния.

 

В ходе работы с личным составом командиры (воспитатели) проявляют особое внимание к признакам, которые свидетельствуют о возможных отклонениях во взаимоотношениях, о появлении микрогрупп с отрицательной направленностью, об элементах нетоварищеского отношения к молодым воинам и о других проявлениях чуждой нам морали.

 

3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РУКОВОДСТВА ВОИНСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

 

Руководство воинским коллективом имеет два основных аспекта:

1. организация коллективной деятельности, обеспечение своевременного и качественного выполнения задач, поставленных перед подразделением;

2. сплочение и развитие самого коллектива, укрепление в нем дисциплины и порядка, повышение его боевых и воспитательных возможностей.

С особым вниманием изучается психология тех членов коллектива, которые занимают в нем ведущее положение:

· офицеры,

· прапорщики,

· сержанты,

· активисты,

· те, кто играет значительную роль в неофициальной системе отношений.

· военнослужащие, не пользующихся в подразделении должным уважением, слабо связанных с коллективом.

· неофициальные микрогруппы, их существование, состав, основы образования, роль, которую они играют в жизни и деятельности подразделения.

Вторая сторонаизучения психологии воинского коллектива ориентирована непосредственно на социально-психологические явления.

Здесь важнейшая задача - оценить направленность коллектива,то есть его устойчивые отношения, позиции по конкретным актуальным вопросам (занятия по боевой и политической подготовке, другие элементы военной службы; общеполитические вопросы, условия быта, техника и оборудование и т. д.).

Существенным показателем сплоченности коллектива являются качество и состояние взаимоотношений между его членами, степень их соответствия уставным нормам.

Отдельными критериями при оценке взаимоотношений служат:

· содержание норм, которыми воины руководствуются, общаясь друг с другом,

· оценочные принципы, с помощью которых вырабатываются их мнения друг о друге,

· глубина взаимопонимания

· и степень удовлетворенности членов коллектива тем, как к ним относятся их сослуживцы.

Воинский коллектив предназначен, как известно, для решения определенного круга задач (боевых, учебных, педагогическо-управленческих и др.).

В коллективной психологии существенное место занимают внутриколлективные традиции, своего рода межличностные привычки, которые распространяют свое неназойливое, но сильное влияние и на сферу деятельности (отдыха), и на внутреннее общение воинов, и на их отношение к внеколлективным явлениям (в том числе и к другим коллективам).

Коллективное настроение проявляется через настроения отдельных воинов, прежде всего тех, которые наиболее эмоционально чувствительны к различным влияниям и событиям.

Руководство коллективом - это прежде всего организаторская работа, главная цель которой состоит в том, чтобы добиться рационального применения моральных и физических сил воинов, направить их на выполнение конкретных учебных в боевых задач.

Организаторская работа является необходимым внутренним звеном всякой сложной деятельности, выполняемой усилиями многих людей.

Первый этап. Начинается процесс организации с подготовки и принятия решения о цели, содержании и способах действий всего коллектива и каждого отдельного непосредственно подчиненного исполнителя; ядром решения является способ выполнения полученной задачи, в силу чего его разработка выступает в качестве теоретического решения задачи.

Второй этап: постановка задач (отдача приказа, распоряжения) исполнителям, вследствие чего решение руководителя становится собственным решением подчиненного и соответственно общеколлективным решением личного состава.

Цель будет достигнута, если:

а) подчиненные поняли, что, где и как, в какие сроки они должны делать (цель и способ действий);

б) в их сознании сформировались активные и нравственно зрелые мотивы предстоящей деятельности (чувство ответственности, гордости за порученное дело, решимость во что бы то ни стало выполнить приказ);

в) подчиненные уверены в выполнении задачи, в успехе, в своих силах и в силах своих товарищей, не испытывают страха, растерянности и других, негативных переживаний (психологическая готовность).

Третий этап: контроль и оперативное управление действиями подчиненных по выполнению поставленной им задачи. В это время могут выявиться неточности ранее принятого решения и прежде скрытые ошибки, а уяснении его подчиненными.

Четвертый, этап имеет оценочно-педагогический характер.

· После того как задача выполнена,

· нужно разобраться в сделанном,

· выявить причины успехов и недостатков,

· оценить действительный вклад каждого из подчиненных в общий результат,

· поощрить отличившихся и извлечь поучительные уроки на будущее.

Надо иметь в виду, что общественное мнение по тому или иному вопросу может сформироваться и стихийно, без направляющего воздействия командира, офицера воспитателя, общественных органов. Но в этом случае нет гарантии, что сложившееся таким путем мнение будет идеологически и нравственно выдержанным и сыграет положительную роль в деятельности воинов.

В руководстве процессом формирования коллективных мнений существует два основных подхода:

-Первый заключается в том, что руководитель коллектива предлагает воинам идею будущего коллективного мнения, разъясняет ее, аргументирует и убеждает в необходимости занять данную позицию.

-При втором подходе организуется коллективная дискуссия, с тем чтобы воины сами пришли к целесообразному совместному решению.

Этот второй подход имеет ряд особенностей.

-Несмотря на то, что командиру (начальнику) подразделения может быть с самого начала ясно, какую позицию по данному вопросу должен занять коллектив, он лично не спешит предопределить ее.

-Руководитель дает подчиненным возможность широко рассмотреть поставленную проблему, направляя дискуссию так, чтобы выделялись и привлекали внимание полезные мысли отдельных воинов, чтобы они наращивались идеями других и закреплялись в коллективной памяти.

Поучительным, как всегда, является личный пример командира.

В процессе формирования и закрепления традиций выделяются такие этапы:

1. целенаправленный поиск или случайное обнаружение общественно значимого действия;

2. разъяснение этой значимости и выработки положительного отношения к нему;

3. поддержание инициативы и энтузиазма тех воинов, которые приняли идею новой традиции и стали ее сторонниками;

4. создание положительного эмоционального настроения в тех случаях, когда соблюдается новая традиция;

5. обеспечение высокоэффективных действий, положительных результатов деятельности как следствий новой традиции.

Настойчивость руководителя, общественных органов коллектива быстро приводит к тому, что новая традиция становится элементом повседневной жизни коллектива.

Авторитет офицера - это характеристика его служебного и личного положения в коллективе. Авторитет связан с политическими, военно-профессиональными и личностными качествами руководителя, с отношением подчиненных к нему, с их оценочными суждениями, общей морально-психологической атмосферой в коллективе, степенью сплоченности и показателями уровня боеготовности, дисциплины, боевой и политической подготовки личного состава.

Борьба за авторитет - это целенаправленная деятельность по разъяснению личному составу значимости службы, роли руководства, мастерства, опыта и других качеств офицера. Борьба за авторитет - это постоянная работа командира (начальника) над собой, самовоспитание качеств, необходимых для обучения и воспитания воинов. Это создание в подразделении здорового эмоционального отклика на все начинания руководителя, предупреждение негативных реакций отдельных лиц или их коллективное осуждение.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.