Структура и функции профессионального этического кодекса
Профессионально-этический кодекс имеет четко выраженную структуру и может быть представлен состоящим из следующих основных разделов: 1. преамбула (введение), где обосновывается необходимость введения кодекса, раскрываются его цели и задачи, области применения, определяются субъекты и объекты деятельности; 2. ценности– требования к сущности и содержанию профессиональной деятельности как таковой; 3. принципы поведения – наиболее общие требования к поведению специалистов по всему спектру их деятельности; 4. профессиональный долг и обязанности (стандарты) специалистов (перед обществом и государством, профессией, коллегами и коллективом, учениками и их родителями, перед самим собой); 5. требования к качествам личности специалиста, критерии профпригодности и профотбора, требование профессионального и личностного совершенствования; 6. обеспечение исполнения кодекса, система санкций (наказания и поощрения); 7. условия действия и узаконивания кодека (когда и кем был принят, в каких случаях может применяться и при каких условиях может быть приостановлен). Иногда в кодексе присутствуют дополнительные разделы: - основные проблемные зоны, зоны конфликтов и наиболее общие пути их разрешения; - важнейшие правила профессионального этикета; - сотрудничество с другими профессиональными ассоциациями, государственными и общественными органами; - оказание платных образовательных услуг, вознаграждение за работу Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, поэтому педагог не утрачивает самостоятельности и свободы выбора. Этические кодексы педагогов выполняютопределенныефункции, определяя степень и меру влияния моральных норм на субъектов педагогического взаимодействия и способы их повседневных действий: 1. обеспечить этическую регламентацию, соответствующую специфике педагогической деятельности; 2. создать единую моральную основу профессиональной деятельности; 3. служить базовым критерием для определения профпригодности специалиста; 4. обеспечить этичность поведения педагогов, их коллективов и учреждений; 5. дать педагогам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и стандартов; 7. гарантировать осуществление прав учащихся; 8. обеспечить возможность взаимозаменяемости педагогов; 9. стимулировать постоянное нравственное совершенствование специалистов; 10. повысить моральный авторитет педагогических работников в обществе; 11. гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.
4. Проблема интеграции профессиональной и корпоративной этик в модели этического кодекса Работающий в организации обязан подчинить свою профессиональную ответственность корпоративной, так как его профессия служит достижению общей цели организации. Но в профессиональной среде, которая выступает референтной группой, его профессиональная ответственность за совершаемые действия превыше корпоративной ответственности. И если эти два вида ответственности приходят в противоречие друг с другом, перед человеком встает дилемма: уйти из организации или быть подвергнутым остракизму профессиональным сообществом». Таким образом, «корпорация-организация» и «корпорация-профессия» могут предъявлять педагогу как субъекту морального выбора разные этические кодексы. На практике они соответствуют разным версиям идеи-миссии образования. В Тюменском государственном нефтегазовом университете разработана концептуальная модель Этического кодекса. В Преамбуле кодекса указана проблемная ситуация, одной из черт которой выступает «задача интеграции в этический кодекс форматов "кодекс профессиональной этики" и "кодекс корпоративной этики. Среди аргументов в пользу «точечной» интеграции требований корпоративной этики в императивно-ценностную систему – склонность корпоративной этики к умалению статуса педагога как субъекта морального выбора. Для некоторых концепций этики организации характерен тезис о том, что кодекс призван поддерживать не столько моральный выбор профессионала, сколько «объективированные ценности, принципы, нормы». Риск такого подхода связан с уверенностью в том, что можно идентифицировать организацию в качестве морального субъекта, берущего на себя индивидуальную ответственность профессионала за моральный выбор.
С точки зрения разработчиков этический кодекс представляет собой нормативно-ценностную систему, интегрирующую «малые системы»: профессиональную и корпоративную этики.Эта интеграция не говорит о равенстве их значения. Разумеется, их дуализм создает особое моральное напряжение. И чтобы распутать сложные отношения цели и средства в ситуации такого рода выбора, важно не забыть, что требования корпоративизма (корпорации-организации) здесь – скорее средство, причем средство очень важное, поскольку без корпоративной организации базовые профессии образовательной деятельности бессильны. Но все же формат корпоративного кодекса - средство, а их цель – нормативно-ценностные ориентиры высокой профессии. Эта позиция представлена в концептуальной модели этического кодекса. Модель включает три раздела. Первый раздел - «Служение в профессии» (мировоззренческий ярус). Включает следующие рубрики: - «Педагог-профессионал как субъект морального выбора»; - «"Моральное измерение" профессионализма»; - «Профессиональный успех»; - «Выбор в ситуациях нравственного конфликта». Второй раздел - «Нормы высокой профессии» (нормативный ярус). Включает следующие рубрики: - «Профессиональная этика преподавателя»; - «Профессиональная этика исследователя»; - «Профессиональная этика менеджера»; - «Патос образовательной практики»; - «Конфликты профессиональной и организационной этик в университете». Третий раздел - «Минимальный стандарт». Включает рубрики: - «Метафора "минимальный стандарт" как этосный уровень системы моральных требований ("реально-должное")»; - «"Минимальный стандарт" как способ совместить ригоризм и реалистичность в требованиях кодекса»; - «"Минимальный стандарт" в сфере профессиональной этики». Четвертый раздел - «Императивы корпоративного поведения». Включает рубрики: - «Взаимоотношения в организации», - «Стиль решения конфликтных ситуаций», - «Контрактность взаимных обязательств», - «Забота корпорации о своей репутации», - «Сочетание ценностей корпоративности с ценностями общественного масштаба», - «Этикетные правила как регуляторы формальной стороны корпоративного поведения». В ситуации нравственных конфликтов, возникающих при столкновении профессиональной и корпоративной морали, необходимо определение приоритета. И данная концептуальная модель кодекса исходит из приоритета, выбираемого в соответствии с предпочитаемой университетом идеей-миссией. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|