Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура и функции профессионального этического кодекса



 

Профессионально-этический кодекс имеет четко выраженную структуру и может быть представлен состоящим из следующих основных разделов:

1. преамбула (введение), где обосновывается необходимость введения кодекса, раскрываются его цели и задачи, области применения, определяются субъекты и объекты деятельности;

2. ценности– требования к сущности и содержанию профессиональной деятельности как таковой;

3. принципы поведения – наиболее общие требования к поведению специалистов по всему спектру их деятельности;

4. профессиональный долг и обязанности (стандарты) специалистов (перед обществом и государством, профессией, коллегами и коллективом, учениками и их родителями, перед самим собой);

5. требования к качествам личности специалиста, критерии профпригодности и профотбора, требование профессионального и личностного совершенствования;

6. обеспечение исполнения кодекса, система санкций (наказания и поощрения);

7. условия действия и узаконивания кодека (когда и кем был принят, в каких случаях может применяться и при каких условиях может быть приостановлен).

Иногда в кодексе присутствуют дополнительные разделы:

- основные проблемные зоны, зоны конфликтов и наиболее общие пути их разрешения;

- важнейшие правила профессионального этикета;

- сотрудничество с другими профессиональными ассоциациями, государственными и общественными органами;

- оказание платных образовательных услуг, вознаграждение за работу

Положения кодексов не дают жестких и однозначных рекомендаций, как поступать в том или ином случае, поэтому педагог не утрачивает самостоятельности и свободы выбора.

Этические кодексы педагогов выполняютопределенныефункции, определяя степень и меру влияния моральных норм на субъектов педагогического взаимодействия и способы их повседневных действий:

1. обеспечить этическую регламентацию, соответствующую специфике педагогической деятельности;

2. создать единую моральную основу профессиональной деятельности;

3. служить базовым критерием для определения профпригодности специалиста;

4. обеспечить этичность поведения педагогов, их коллективов и учреждений;

5. дать педагогам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и стандартов;

7. гарантировать осуществление прав учащихся;

8. обеспечить возможность взаимозаменяемости педагогов;

9. стимулировать постоянное нравственное совершенствование специалистов;

10. повысить моральный авторитет педагогических работников в обществе;

11. гарантировать этическую чистоту профессии как таковой.

 

 

4. Проблема интеграции профессиональной и корпоративной этик в модели этического кодекса

Работающий в организации обязан подчинить свою профессиональную ответственность корпоративной, так как его профессия служит достижению общей цели организа­ции. Но в профессиональной среде, которая выступает ре­ферентной группой, его профессиональная ответственность за совершаемые действия превыше корпоративной ответ­ственности. И если эти два вида ответственности приходят в противоречие друг с другом, перед человеком встает ди­лемма: уйти из организации или быть подвергнутым остра­кизму профессиональным сообществом».

Таким образом, «корпорация-органи­зация» и «корпорация-профессия» могут предъявлять педагогу как субъекту морального выбора разные этические кодексы. На практике они соответствуют разным версиям идеи-миссии образования.

В Тюменском государ­ственном нефтегазовом университете разработана концептуальная модель Этического кодекса. В Преам­буле кодекса указана проблемная ситуация, одной из черт которой выступает «задача интеграции в этический кодекс форматов "ко­декс профессиональной этики" и "кодекс корпоративной этики.

Среди аргументов в пользу «точеч­ной» интеграции требований корпоративной этики в импе­ративно-ценностную систему – склонность корпоративной этики к умалению статуса педагога как субъекта морального выбора. Для не­которых концепций этики организации характерен тезис о том, что кодекс призван поддерживать не столько моральный выбор профессионала, сколько «объек­тивированные цен­ности, принципы, нормы». Риск такого под­хода связан с уверенностью в том, что можно идентифици­ровать организацию в качестве морального субъекта, берущего на себя индивидуальную ответственность про­фессионала за моральный выбор.

 

С точки зрения разработчиков этический кодекс представляет со­бой нормативно-ценностную систему, интегрирующую «малые системы»: профессиональную и корпоративную этики.Эта интеграция не говорит о равенстве их значения. Разумеет­ся, их дуализм создает особое моральное напряжение. И что­бы распутать сложные отношения цели и средства в ситуации такого рода выбора, важно не за­быть, что требования корпоративизма (корпорации-органи­зации) здесь – скорее средство, причем средство очень важ­ное, поскольку без корпоративной организации базовые профессии образовательной деятельности бессильны. Но все же формат корпоративного кодекса - средство, а их цель – нормативно-ценностные ориен­тиры высокой профессии. Эта позиция представлена в концептуальной модели этического кодекса.

Модель включает три раздела.

Первый раздел - «Служение в профессии» (мировоззренческий ярус).

Включает следующие рубрики:

- «Педагог-профессио­нал как субъект морального выбора»;

- «"Моральное изме­рение" профессионализма»;

- «Профессиональный успех»;

- «Выбор в ситуациях нравственного конфликта».

Второй раздел - «Нормы высокой профессии» (нор­мативный ярус).

Включает следующие рубрики:

- «Профессиональная этика преподавателя»;

- «Профессио­нальная этика исследователя»;

- «Профессиональная этика менеджера»;

- «Патос образовательной практики»;

- «Конфликты профессиональной и орга­низационной этик в университете».

Третий раздел - «Минимальный стандарт».

Включает рубрики:

- «Метафора "минимальный стандарт" как этосный уровень системы моральных требований ("ре­ально-должное")»;

- «"Минимальный стандарт" как способ совместить ригоризм и реалистичность в требованиях ко­декса»;

- «"Минимальный стандарт" в сфере профессиональ­ной этики».

Четвертый раздел - «Императивы корпоратив­ного поведения».

Включает рубрики:

- «Вза­имоотношения в организации»,

- «Стиль решения конфлик­тных ситуаций»,

- «Контрактность взаимных обязательств»,

- «Забота корпорации о своей репутации»,

- «Сочетание цен­ностей корпоративности с ценностями общественного масштаба»,

- «Этикетные правила как регуляторы формальной стороны корпоративного поведения».

В ситуации нравственных конфликтов, возникающих при столкновении профессиональной и корпоративной морали, необходимо определение приоритета. И данная концептуальная модель кодекса исходит из приоритета, вы­бираемого в соответствии с предпочитаемой университетом идеей-миссией.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.