Здавалка
Главная | Обратная связь

Этические комитеты как формы корпоративной ответственности и контроля деятельности профессионалов



 

Cпецифика этических кодексов заключается в том, что они не имеют юридической или административной силы. Их назначение заключается в однозначном и известном для всех членов профессиональной группы описании того, «что такое хорошо, и что такое плохо» в ходе их повседневной работы. Согласие с Кодексом этики и его профессиональное и личностное принятие являются своеобразным допуском к профессии. Рекомендовано включать тексты кодексов в договоры при найме на работы, что должно повышать ответственность как работников, так и нанимателей за выполнение квалификационных требований.

При приеме на работу в образовательное учреждение руководитель должен оговорить, что учитель имеет право действовать в пределах своей профессиональной компетенции на основе этического кодекса учителя, и ознакомить учителя с содержанием этического кодекса. Предполагается, когда сотрудники будут знать что правильность, справедливость, пристойность их поступков описаны в кодексе, который все могут прочитать и оценить недостойное поведение с точки зрения этого кодекса, тогда будет действовать фактор, порождающий потребность беречь свою репутацию, чтобы не быть отвергнутым. Следование Кодексу – внутреннее решение, сво­бодное решение, но не частного лица, а профессионала, от­вечающего перед профессией и за профессию, за ее соци­альную миссию, а потому – решение ответственное.

В современном обществе приняты различные формы контроля деятельности профессионалов. Они бывают как государственные, так и частные. В ряде стран приняты и широко применяются законы о защите прав потребителей, наказывающие и материально, и лишением свободы производителей недоброкачественных товаров и услуг. Временное или постоянное лишение лицензии на конкретную деятельность с публичным обнародованием этого факта, публикация результатов деятельности комиссии по контролю качества и ряд других акций помогают обществу блокировать деятельность недобросовестных специалистов. Но что касается этических вопросов, то здесь прежде всего действует корпоративный контроль.

Вместе с тем реализация кодекса связывается также с деятельностью особых общественных институтов.

Во-первых, в англоязычных странах большую роль в деятельности учебных заведений выполняют попечительские советы, в которые входят так называемые «стейкхолдеры» (как правило, авторитетные представители местного сообщества, органов местного самоуправления, спонсирующих корпораций, занимающее видное социальное положение родители некоторых учащихся). Но такая форма общественного надзора за учебными заведениями возникла на базе особых социальных и культурных традиций, в условиях реального развитого гражданского общества, при наличии сильного среднего класса, при соответствующем правовом обеспечении попечительских советов. Попечительские советы заботятся о престиже своих учебных заведений, они следят за исполнением миссии учебного заведения и за действенностью основополагающих принципов. Директор или совет директоров (в высших учебных заведениях это – ректорат) подотчетны попечительским советам, ответственны перед ними. Директор учебного заведения с помощью различных административных, корпоративных (общественных, организационных) и педагогических средств обеспечивают выполнение миссии и осуществление принципов в повседневной жизни учебного заведения.

Во-вторых, в ряде профессий в настоящее время существуют комиссии по этике, решение которых является законом для специалистов. Их игнорирование может иметь следствием изгнание из профессионального цеха – исключение из коллегии, ассоциации или иной формы корпоративного единения. Когда в Законодательном собрании страны участились конфликты избранников народа, они сами пришли к необходимости создания Комиссии по этике, которая стала своеобразным институтом мирового соглашения.

Подобный контроль гарантирует не только обществу, но и самому работнику уважение его как профессионала, право на труд, на выбор места работы. Вместе с тем корпоративная честь своим следствием имеет и формирование корпоративной ответственности. (Например, в марте 1999 г. Совет комиссаров ЕС в полном составе ушел в отставку после доклада о коррупции в его рядах не потому, что доказана была вина каждого, а потому, что была «брошена тень» на авторитет коллектива).

Этические комитеты или комиссии по этике призваны отслеживать случаи нарушения корпоративных кодексов, норм профессиональной этики, осуждать спорные ситуации, рекламации на оказанные услуги. Как правило, статус комиссий (комитетов) является промежуточным между общественными организациями, администрацией и институтом мировых судей. Комиссии по этике занимаются разработкой соответствующих кодексов по этике, контролируют их выполнение и вносят коррективы в их тексты. Они создаются для пропаганды и внедрения нравственных основ профессиональной деятельности. От их квалифицированного заключения зависит морально-психологический климат не только конкретной организации, но и всего общества. Именно комиссии по этике, независимо от администрации, инструктируют новых сотрудников, делают этическую экспертизу нововведений, касающихся многих сотрудников, условий их труда, его оплаты, их личного достоинства.

Комиссии по этике являются корпоративной формой разбирательства жалоб, как на внешние проявления неэтичного поведения специалистов, так и внутрикорпоративного решения конфликтов, предотвращения и реагирования на некорректные формы взаимоотношений. В них, как правило, входят представители администрации, кадровых служб, юристы, эксперты – профессионалы в области этики.

В некоторых видах деятельности заключение комиссий с участием экспертов по этике является обязательным. Так, в ряде стран Европы результаты экспериментов в области медицины, психологии, социологии принимаются к публикации только после приложения соответствующих заключений комиссий по этике, признающих соблюдение необходимых требований по отношению к участникам.

Отметим, что комиссии по этике определяют систему нравственного долга, но не могут рассматриваться как замена права в вопросах борьбы с коррупцией или заменять консилиумы и совещания специалистов при рассмотрении сугубо профессиональных проблем.

В Белоруссии процесс формирования этических комиссий и комитетов находится в начальной стадии.

Нарушение положений этического кодекса поведения учителя также может быть рассмотрено этическими комитетами (комиссиями),судами чести педагогического коллектива и администрацией образовательного учреждения, а при необходимости – более высокой профессиональной организацией, включающей в свою структуру данное учреждение системы образования. Одной из приоритетных целей их деятельности является защита частной жизни всех членов сообщества от постороннего вмешательства. Этическое регулирование должно стать барьером, который позволит защитить человека от безосновательных жалоб и доносов, искоренить тайное осведомительство и ввести цивилизованную процедуру публичного информирования и разбора конфликтных ситуаций. Комиссия по этике уполномочена разбирать только публичные конфликты, а не частную жизнь педагогов.

 

В-третьих, особый интерес в рамках педагогической этики представляют «Школьные службы примирения» – российская модель школьной медиации. По данным мониторинга, в разных городах России работают 590 школьных служб примирения, которые только за 2010 год провели более 2 тыс. примирительных встреч. В своей работе службы примирения опираются на стандарты восстановительной медиации, разработанные в 2009 году Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации.

В школах возникает немало конфликтных ситуаций (драки, кражи, вымогательство, порча имущества, недопонимание между учителем и учеником, конфликты на почве слухов и т.д.). Подростки часто реагируют на подобные ситуации применением силы или бойкотом, а администрация - вызовом к директору, приглашением родителей, постановкой на учет или направлением в комиссию по делам несовершеннолетних. В лучшем случае происходит формальное примирение. Взрослые говорят, что виноваты в конфликте оба, поэтому все должны помириться и больше друг к другу не подходить.

Эти способы не позволяют детям самим найти решение конфликта и, значит, научиться решать их в будущем. Конфликт, скорее, вытесняется за пределы образовательного процесса, а обида и ненависть не проходят еще несколько лет. Но если подросток не чувствует себя в школе в полной безопасности, он не может сосредоточиться на образовательном процессе, поскольку жизнь превращается в череду стычек и «борьбу за выживание». И осваивает подросток именно те способы реагирования на конфликт, которые демонстрируют ровесники и взрослые на практике (а не на словах).

Школьная служба примирения предлагает участникам конфликта сесть за «стол переговоров», услышать и понять друг друга, а затем самостоятельно (!) договориться о взаимоприемлемом способе решения конфликтной ситуации. Если подростки самостоятельно принимают решение, то, скорее всего, его выполнят. Поскольку взаимопониманию часто мешают гнев, обида, предубеждение друг к другу, нужен нейтральный посредник или медиатор. Он подготовит подростков к встрече и поможет организовать конструктивный диалог. Встреча может происходить только при добровольном согласии участников. Если в рамках конфликтной ситуации кому-то был причинен вред, на встрече обязательно обсуждается вопрос о принятии обидчиком ответственности по заглаживанию вреда. То есть ответственность понимается не как понесенное наказание, а самостоятельное исправление всех негативных последствий своего поступка. Примирительная встреча может происходить только при добровольном согласии.

Таким образом, задача службы примирения – нивелировать силовые (со стороны детей) и административные (со стороны взрослых) реакции на конфликт и, в первую очередь, предложить самим сторонам решить проблему путем переговоров. В школьных службах примирения медиаторами становятся как взрослые, так и школьники, которые помогают ровесникам решать конфликты. Для школьников проведение медиации – возможность волонтерской работы (например, в рамках школьного самоуправления), а также способ научиться решать возникающие конфликты – навык, которого часто недостает в современной жизни (подробнее – на сайте www.sprc.ru).

 

Какой спектр санкций предполагается применять к нарушителям Этического кодекса поведения?

Этическое регулирование предполагает три уровня санкций:

- чувство ответственности самого члена педагогического сообщества;

- осуждение общественным мнением педагогического коллектива;

- санкции, применяемые руководством в соответствии с действующим законодательством, если факт нарушения будет доказан после рассмотрения дела этической комиссией.

Так, в США на страже этического кодекса стоит Совет по стандартам профессионального лицензирования. Его задача – проследить за неукоснительным исполнением правил поведения и наказание их нарушителей. Наказание предусматривает штраф, величина которого определяется тяжестью содеянного, письменное предупреждение, письменный выговор, приостановление или даже отзыв лицензии на право заниматься преподавательской деятельностью.

Важнейшей санкцией является именно внутреннее осуждение, предполагающее наличие развитого навыка этической саморефлексии у всех членов педагогического сообщества. Становлению данного навыка призвано содействовать максимально широкое публичное обсуждение в сообществе проблем педагогической этики.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.