Здавалка
Главная | Обратная связь

Свт. Иоанн Златоуст



 

Родные мои! Все, кто взял в руки эту книгу, которую я писал всем сердцем, заранее стали для меня родными, потому что нас уже связывает нечто общее - стремление найти утешение в той боли, которая появилась вдруг в нашей жизни.

И хотя я не знаю лично каждого моего читателя, но могу обратиться к нему по-дружески, по-христиански - на «ты». Знаю, друг мой, что тебя, как и всякого человека, посещала когда-нибудь боль, болезнь, быть может, ты или твои близкие пережили, а быть может, сейчас переживают непростые времена. Значит, эта книга может приоткрыть что-то в тебе самом, в окружающем мире, поможет понять причины и смысл происходящего с тобой и со мной, поддержит кого-то...

Но не ищи здесь автобиографических данных - некоторые факты, а также имена людей, которые просили об этом, изменены сознательно.

Не ищи на этих страницах перечня народных лекарственных средств и «чудодейственных» рецептов их применения. Нет здесь и выписок из историй болезней людей, находившихся на лечении в онкологическом диспансере. Мне кажется, вообще нет смысла уповать на какие-то способы немедленного исцеления от онкологического недуга - хотя именно этого ждут многие люди: подайте нам необыкновенное лекарство, которое моментально приведет в порядок наш бунтующий организм.

Нет, эта книга не просто о путях выздоровления - это было бы спекулятивно и напоминало бы модный сегодня лозунг, ставящий всё с ног на голову: «Главное - здо­ровье, остальное - приложится!» Эта книга - об ином: о путях к выздоровлению духовному (независимо от выздоровления телесного), о спасительной силе страдания, о преодолении болезни греха, о возвращении к истинной жизни.

Я попытался написать о том, как человеку понять волю Божию в каждом событии, происходящем с ним. Хочу рассказать о своем непростом опыте преодоления недуга, чтобы засвидетельствовать перед очень близкими мне внутренне людьми, переживающими сейчас ту или иную смертную болезнь, о великой любви Божией к нам.

Быть может, ты захочешь спросить: о какой любви может идти речь, когда столько людей слышат от медиков страшные слова: «У вас рак»? Легко ли думать о Царствии Небесном, когда ты сам стоишь на краю могилы либо от тебя вот-вот уйдут дорогие тебе люди и тебя начинает мучить вопрос: «За что мне это?» Но важно понять, что тяжкий диагноз - это не приговор к смерти, а повод услышать призыв Божий к нам, осознать, что именно и как происходит с нами в этот миг. Какие и почему возникают эмоции? Какие действия мы предпринимаем или вовсе ничего не делаем? Поймем ли мы, что любая болезнь - это воля Божия, вразумляющая нас, помогающая нам и ведущая в Царство Небесное? Согласимся ли с этим и начнем ли двигаться к христианской жизни?

Взялся писать об этом не со стороны: мне, автору этой книги, самому довелось пройти подобные страдания. Но не о самих невзгодах пойдет речь. Хочу поразмышлять о причинах происходящих с нами несчастий и скорбен, о том, что помогает человеку вынести мучительные испытания, и как ему с Божией помощью можно всё претерпеть и - выжить. Речь пойдет о том, что в смертельно опасных ситуациях (по медицинским показателям), человек, по милости Божией, может и должен продолжать жить, любить, трудиться.

Но говорить о каких-то своих необычных возможностях я не могу; о силе воли, выносливости - тоже (их у меня просто нет). Я слабый, немощный человек, переживший несколько лет назад автокатастрофу, после которой должен был неизбежно погибнуть. А сейчас - новые испытания, которые моими силами преодолеть про­сто невозможно. Хочу попытаться показать людям, сколь велика сила Божия, какие чудесные дары Господь может нам явить. Самое главное то, как мы должны просить Его об этом, с каким покаянием взывать к Небу.

Я не хочу, да и не имею права никого учить, тем более людей, каждое прикосновение к ранам которых вызывает у них нестерпимую боль... Просто мы вместе поразмышляем о своих поступках, помыслах, об ответственности за свою жизнь. И, наконец, постараемся ответить на вопрос о том, действительно ли мы христиане или только воображаем себя ими? А самое главное - думаем ли мы о Царствии Небесном и пытаемся ли приблизиться к нему...

И еще один очень важный момент. Не хочу уподобиться прокаженным, исцеленным Христом, но так и не подумавшим его поблагодарить[3]. Мы привыкли ругать медицину по поводу и без повода. Но без самоотверженной помощи медиков, которых без преувеличения можно назвать врачами милостью Божией, некому было бы писать эти строки... Я бесконечно благодарен многим людям, которым моя судьба была небезразлична. Я на себе ощутил труды и любовь главного врача Крымского диагностического центра Натальи Игнатонене, врачей этой клиники Нины Гевондян и Александра Натягайло, работников второго хирургического отделения 6-й горбольницы - профессора Виктора Страсека, заведующего отделением Николая Власова, Игоря Скобелева - хирурга, совершившего первую операцию, спасшую мне жизнь. Я видел, как самоотверженно несут свое служение сотрудники Крымского республиканского клинического онкологического диспансера профессор Виталий Соркин, заведующий отделением, прекраснейший хирург Сергей Ефетов, который произвел вторую операцию по удалению онкологических образований. Глубоко благодарен также руководителям Симферопольского отделения корпорации «Сибирское здоровье» Виктории Веремеенко и Григорию Ковальчуку, Заслуженному деятелю науки и техники Украины, доктору медицинских наук, профессору Виктору Жебровскому и его помощнику кандидату медицинских наук, доценту Сергею Воровскому, выполнившим третью операцию. Невозможно, к стыду моему, поименно перечислить всех лечивших меня опытных врачей, заботливых медсестер, многочисленных тружеников наших больниц. Спаси вас Господи за труды ваши и великую, незаметную христианскую любовь к нам, немощным.

А сколько физически ощутимой любви и заботы получил я от родного Свято-Параскевиевского монастыря, какое понимание с сердечной молитвой и трепетным участием исходили от матушки игумении и сестер святой обители! С христианской готовностью свою молитвенную помощь в трудную минуту всегда оказывал наш архипастырь, митрополит Лазарь.

Сколько людей, сколько духовных чад в молитвах ожидали в коридорах клиник, когда я приду в себя, чтобы увидеться со мной, недостойным, поддержать меня ободряющим словом. Находясь за тысячи километров от Крымских гор, друзья присылали лекарства, письма с добрыми молитвенными пожеланиями. А многочисленные бессонные вахты, молитвы родной матушки Людмилы около меня, распластавшегося на больничной койке!

Низкий поклон всем вам, дорогие братья и сестры, спаси вас Господи за вашу любовь, за хлопоты и заботу!

Особую благодарность и самые теплые чувства вызывает в моей душе покойный ныне протоиерей Владимир Карпец, который напутствовал издание моей первой книги. Он и жизнью своей, и больничными скорбями, и самой смертью явил для меня и многих христиан пример необыкновенной силы воли!..

Помолимся за всех них, дорогой мой читатель и друг, и пойдем вместе со мной по тяжкому и радостному пути скорбей и преодоления, ибо вдвоем легче терпеть, легче понять, легче надеяться...

 

 


 

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ

СИЛА

СТРАДАНИЯ

 

 

ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА СТРАДАНИЯ

 

ТЁМНЫЕ ТУЧИ

Сырой, сумрачный вечер. Холодный беспокойный мартовский ветер передвигает по вершинам и склонам Крымских гор темные, тяжелые тучи... Неуютно в душе.

Начинается вечернее богослужение. Казалось бы, благодатная тишина монастырского храма должна привносить спокойствие в сердце, однако на душе тревожно, почему-то неможется, временами накатывает сильная слабость. Прямо на богослужении начинаются довольно ощутимые внутренние боли - и это состояние очень беспокоит.

Идет чтение девятого часа: на этой службе мы вспоминаем великие предсмертные страдания и смерть Спасителя. Как ручеек журчит с клироса тихий голос сестры, читающей псалмы: «Блажени живущие в дому Твоем: во веки веков восхвалят Тя» (Пс. 83; 5) - это обращение ко всем нам: в храме Божием мы приносим жертву хвалы Ему. И далее призывает псалмопевец Давид: «Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя» (Пс. 85; 5), убеждая нас, чтобы все мы, от мала до велика, прибегали к милосердию Божию.

«Призри на мя ...даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея»[4], - добавляет к этому пророк.

Эти молитвы несколько приводят в чувство: всё Господь может, только уповай на Его милосердие, верно служи Ему. А тут, видишь ли, - чрево побаливает! И тем не менее...

- Что-то ты неважно выглядишь, - бдительно замечает вечером матушка Людмила.

- Не тревожься, - отвечаю, - просто служба была трудная.

Чувствую, что не очень-то убеждает её мой бодрый ответ. Я и сам давно уже замечаю, что даже прочесть имена, поминаемые вслух во время богослужения, часто становится мне не по силам. Представляете - читаю эти длинные списки и - вдруг сознание начинает медленно отключаться. Мучаюсь от неловкости перед сестрами и паломниками, хотя вроде и нет в этом моей вины.

 

«ЯЩИК» МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ БЕЗ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА

К ночи боли крепчают и достигают к утру такой силы, что ясно понимаю - поездки в клинику, от кото­рой прежде всячески увиливал, не избежать. Осмотр в приемном покое помню уже плохо. Сквозь муть в гла­зах передо мной встает человек в белом халате. Медленно соображаю - не иначе как хирург.

- Игорь Скобелев, - представился он, - ваш врач. Мы посоветовались с коллегами и решили оперировать вас, причем не откладывая в долгий ящик.

Ну, что уж тут комментировать. Не понимая, что промедление смертельно опасно, все же чувствую, что сил терпеть уже мало. Так что отвечаю:

- Конечно, ведь «ящик» может понадобиться без отлагательства...

Да, чувство юмора иногда приходит к человеку в са­мое, казалось бы, неподходящее время...

- Доктор, - капитулирую с безысходным смирением, - в медицине я совсем ничего не понимаю, посему действуйте, как считаете нужным.

Операция, милостью Божией, в целом прошла ус­пешно.

Постепенно затихают послеоперационные боли. На моей больничной тумбочке перед иконами находятся преждеосвященные Дары Христовы (вот она - великая милость Божия!). Уже на третье утро после операции я самостоятельно причастился. И это - в больнице, в отделении реанимации! Благодарен врачам, которые не возражали против таких неординарных для них действий больного в палате интенсивной терапии.

Простите меня, мои духовные наставники: в том состоянии не было у меня сил для полной молитвенной подготовки к Причастию - ни встать, ни поклон положить, ни молитв необходимых не мог прочитать. Было только громадное желание: прикоснуться своими пересохшими губами к Телу и Крови Господней, осознавая, что в этом мое спасение.

«Но с кем Причастие и Покаяние —

Господня сохранит рука», — пишет протоиерей Андрей Логвинов.

 

БОЛЕЗНЬ УЧИТ ПОКАЯНИЮ

Реальные плоды Причастия очевидны: постепенно яснее начинает соображать голова, крепнет тело, осто­рожно начинаю двигаться. Жизнь продолжается!

Причастия совершались постоянно, молитвы наполнялись силой. «...Верою прихожду и страхом, Владыко, ко Причащению Божественных Даров Твоих» - в полумраке больничной палаты совершенно по-новому воспринимаются слова канона ко Святому Причащению.

«Исцели души моея язвы, Господи...», - стонет сердце.

«Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся...» Наверное, только пережив посленаркозный хаос и неумелые, болезненные движения оживающего тела, человек начинает иначе относиться к знакомым ранее словам:

«...Христе Иисусе, премудросте Божия, ...умертви моя душетленныя страсти телесныя».

«От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистого языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой ...»

Уста мои скверные, мерзкое и нечистое сердце - вот с чем мы становимся на моление пред Иисусом Христом! Вот истинная причина наших телесных страданий. Эти на удивление ясные мысли постепенно формировали в моей страдающей душе ощутимую вину пред Богом, которую ранее, скорее всего, так остро и не ощущал.

 

ВСЁ МОЖНО ПРЕТЕРПЕТЬ, КО ВСЕМУ ПРИВЫКНУТЬ

Во время операции, по медицинским соображениям, была несколько изменена моя кишечная конструкция - появилась необходимость калоприемника на боку живота. Ох, и дискомфортная же это штука, когда новое устройство твоего организма разительно отличается от нормального, привычного.

- Все можно претерпеть, ко всему привыкнуть, - убеждает хирург, милый, жизнерадостный человек, - люди активно живут, трудятся даже после ампутации некоторых частей тела, а у вас - мелочи.

«Не очень-то эти слова настраивают на благодушные размышления», - скрипит брюзжащий внутренний червячок.

- Однако, - продолжает мой собеседник, - руку, ногу человек теряет насовсем. А вашим бедам, уважаемый батюшка, мы поможем, все восстановим, как только внутренности укрепятся после происшедшего. За это время и пробы, взятые у вас на гистологический анализ, исследуем: проверим на доброкачественность.

- Ну, что ж, - говорю в ответ, - по милости Божией, в добрый час.

 

О ТОМ, КАК Я САМ СЕБЯ УСПОКАИВАЛ

Лирическая успокоенность выздоравливающего че­ловека не позволила осознать, что стоит за словами: «ги­стологический анализ». А если быть честным перед со­бой, то мне и не хотелось осознавать это, наверное, как практически все больные в такой ситуации, я внутрен­не отодвигал мысли, что это может произойти со мной. Как говорится, авось обойдется.

Медленно текут больничные минуты, с нудным уп­рямством складываясь в ночи и дни. И вот уже реально­стью стала долгожданная выписка из клиники.

- Итак, состояние у вас вполне удовлетворительное, - говорит мне заведующий отделением Николай Валентинович Власов, - правда, анализ показал, что у вас присутствует онкологическое образование...

Это было полной неожиданностью для успокоившего себя пациента!

- ??? - мой немой вопрос, отразившийся на лице, доктор, наверное, видел не у одного человека.

Он всеми силами старается ободрить меня:

- Никакой паники быть не может. Просто вам необходимо встать на учет и проконсультироваться в онко-диспансере.

Как ведут себя люди при такой удручающей новости? Плачут? Каменеют? Ропщут? Много читал об этом, понимал, что на всё воля Божия, но ведь до сего момента всё это происходило не со мной! Сказать, что не пережил при этом известии если не шока, то серьезного волнения - будет неправдой. Каждый человек переживает это. И я не смог бы успокоиться, если бы буквально не принудил себя размышлять о силе Божией, о Его многомилостивой воле. Вспомнились строки протоиерея Андрея Логвинова: «Господи, как же Тебя не хватает!.. Снова подарок Твой - летний закат: золотом плавленым свет затекает, заполоняя округу и сад».

Постепенно душа утихомирилась. Я начал привыкать к тому, что послано мне Богом. К тому же беседы врачей отняли трусливую надежду, что всё разрешится само собой. Мысли начали упорядочиваться, я стал выстраивать для себя схему дальнейших действий... Нужны серьезные размышления о духовной стороне болезни, необходимо подобрать правильную молитвенную поддержку лечения и, наверное, нужно почитать хотя бы немного теории о том, что же это такое - «рак», что говорит об этом медицина?

Итак, подбираю необходимую литературу...

 


 

МЫ БОЛЬНЫ

ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ

 

 

Господь недостаток наших добрых дел восполня­ет или болезнями, или скорбями.

Свт. Димитрий Ростовский

 

Не гонитесь, друзья, за деньгами

Остановитесь вы или нет?!

Шар Земной не пинайте ногами

Ради нескольких жалких монет!

Евгений Ряпов

 

МЫ БОЛЬНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ

 

НАУЧИТЬСЯ БОЛЕТЬ

Итак, я начал с того, с чего начинает, наверное, каждый, у кого обнаружен рак (чтобы понять, «за что» ему это, почему именно ему, чтобы оставить соломинку надежды - а вдруг это ошибка?): я начал читать соответствующую литературу. Делать выписки. Осмысливать статистику.

Но чем больше я читал, тем больше понимал ничтожную практическую пользу для меня лично от этой статистики. «30-32% онкологических заболеваний связано с курением». Ну, ко мне это вроде отношения не имеет. «30-35% случаев заболевания связаны с неправильным питанием». Возможно, но что именно было не так и как это изменить?

«В российских условиях более 50% нашего здоровья может быть связано с состоянием окружающей среды». Да, есть такое понятие, как «канцерогенное старение организма», да, экономика во многом, по словам Э. Фромма, существует «только ценой нездоровья людей». По экспертизам Всемирной организации здравоохранения, «...в случае прекращения поступления в окружающую среду канцерогенов и предотвращения контакта с ними человека можно достичь снижения заболеваемости раком почти на 70%».

Проблема состояния природы - это проблема в основном морально-этическая, духовная.

Но если искать причины своих бед в разрушении экологической системы, то можно прийти в ужас: и что мне делать с этими процентами? Появится соблазн сде­лать гибельный для больного вывод: я - жертва чьих-то безнравственных действий, что же я поделаю в такой ситуации?! Но психология жертвы еще никому не шла на пользу. Главными при саможалении становятся те же бесплодные вопросы: «за что?», «почему именно я?» и тому подобные, способные довести до отчаяния, до раз­рушения себя. В итоге человек может броситься в две крайности. Кто-то пассивно-требовательно отдаст себя на волю врачей, считая, что все ему обязаны, но сам ни во что не вникая, перестанет бороться и, в конечном сче­те, сдастся болезни, а то и опустится. А кто-то начнет искать новых и новых знахарей и шарлатанов, лихора­дочно перебирать «народные средства», почерпнутые из невежественной газеты «ЗОЖ» (здоровый образ жиз­ни) - вроде безумной идеи «лечиться» водкой с расти­тельным маслом, или «божественными растворами» шарлатанки Надежды Антоненко, прикрывающейся Православием...

Стоит ли доискиваться до причин своей тяжкой бо­лезни? И хотя одни медики считают, что ожирение мо­жет оказаться главным поводом возникновения целого рядараковых заболеваний, другие называют иные ос­нования - ни один врач не скажет вам, отчего заболели именно вы.

По статистике 5% случаев рака обусловлены вооб­ще неизвестными никому причинами. Мне кажется, этот процент намного больше. Так что лучше отнесу свою болезнь к довольно высокому проценту «неизвестных причин» и попытаюсь понять, что все эти причины кро­ются внутри нас - это наша лень, безволие, нежелание что-то менять в себе, в своем образе жизни. Ожидая чуда со стороны, мы ждем какой-то единоразовой таблетки, чтобы продолжать жить так, как мы привыкли, часто греховно, разрушительно для собственного здоровья. А между тем, медики утверждают, что выздоровление наполовину зависит от установок самого человека, от его желания действовать, бороться, изменить себя и всё вокруг себя. Какой врач может обязать тебя, например, ежедневно гулять вместо того, чтобы сидеть у телеви­зора? Кто заставит, кроме тебя самого, употреблять бо­лее здоровую пищу? Кто выпишет рецепт: отказаться от вредных привычек? Только ты сам...

Так не лучше ли подумать о том, как создать нор­мальную экологическую обстановку внутри себя, со­здать свой микромир, недоступный вредным продуктам, всяческим канцерогенным факторам? То есть научить­ся «правильно» болеть,соболезновать другим. Конеч­но, это очень непросто. Современный человек не готов смиряться (не перед болезнью, а перед волей Божьей!), а потому и не готов правильно воспринимать как свою болезнь, так и чужие несчастья...

В книге Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» есть удивительная история под названием «Фрейлина трех императриц», где говорится о том, с каким достоинством вела себя в Соловецком лагере шестидесятипятилет­няя баронесса, фрейлина трех императриц. Жизнь сре­ди уголовниц (притонодержательниц, проституток,контрабандисток) поистине была адом, особенно тяж­ким для аристократки. Ведь издеваясь над ней, уголов­ницы ждали жалоб, слёз бессилия, но этого им не при­шлось увидеть. Баронесса не опустилась, не поддалась нечеловеческим испытаниям, свалившимся на неё. И в смраде матерной ругани, и в хаосе потасовок она была той же, какой видели ее во дворце: женщиной с истин­ным чувством собственного достоинства, с невероятным самообладанием и глубоким сознанием своего долга.

Она несла крест каторжницы без ропота, без жалоб и жалости к себе, без сетования и слёз. На седьмом де­сятке лет ей приходилось поднимать двухпудовый груз сырых кирпичей. Не показывая своей несомненной ус­талости, она, вернувшись в барак, тщательно чистила свое платье, молча съедала миску тресковой баланды, молилась, стоя на коленях перед маленьким образком, и ложилась спать на свой аккуратно прибранный топчан.

Именно эти самообладание и внутренняя дисцип­лина не только спасли баронессу от унижения, но заставили даже самых матёрых уголовниц уважать её. «Человек душу свою соблюдает!», «Божеская стару­ха», -говорили о ней. Ей «доверили» самое льготное, «привилегированное» место: фрейлина трех русских им­ператриц стала уборщицей камеры воровок и прости­туток.

«Нарастающее духовное влияние баронессы чув­ствовалось в ее камере всё сильнее и сильнее, - пишет Борис Ширяев. - Это великое таинство пробуждения Человека совершалось без насилия и громких слов. Ве­роятно, и сама баронесса не понимала той роли, кото­рую ей назначено было выполнить в камере каторжно­го общежития. Она делала и говорила «что надо», так, как делала это всю жизнь. Простота и полное отсут­ствие дидактики ее слов и действия и были главной си­лой ее воздействия на окружающих».

Окружающие фрейлину уголовницы стали сдержи­ваться от сквернословия, несколько человек потянулись к вере - на Страстной неделе они говели и причасти­лись у тайно проведенного в Соловецкий театр священ­ника. Таинство принятия Тела и Крови Христовых со­вершалось в темном чулане, где хранилась бутафория, Дарами, пронесенными в плоской солдатской кружке в боковом кармане бушлата...

Поразительно, как закончилась жизнь этой необык­новенной женщины.

«Когда вспыхнула страшная эпидемия сыпняка, срочно понадобились сестры милосердия или могущие заменить их. Нач. санчасти УСЛОН[5] М. В. Фельдман не хотела назначений на эту смертническую работу Она пришла в женбарак и, собрав его обитательниц, уговаривала их идти добровольно, обещая жалованье и хороший паек. Желающих не было. Их не нашлось и тог­да, когда экспансивная Фельдман обратилась с призы­вом о помощи умирающим.

В это время в камеру вошла старуха-уборщица с вязанкой дров. Голова ее была укручена платком - на дворе стояли трескучие морозы. Складывая дрова к печке, она слышала лишь последние слова Фельдман:

- Так никто не хочет помочь больным и умирающим?

- Я хочу, - послышалось от печки.

- Ты? А ты грамотная?

- Грамотная.

-И с термометром умеешь обращаться?

- Умею. Я работала три года хирургической сест­рой в Царскосельском лазарете...

- Как ваша фамилия?

Прозвучало известное имя, без титула.

- Баронесса! - крикнула, не выдержав, Сонька (однаиз уголовниц, вначале особо досаждавшая фрейлине. - Свящ. М.О.), но этот выкрик звучал совсем не так, как в первый день работы бывшей фрейлины на "кирпи­чиках ".

Второй записалась Сонька и вслед за нею еще не­сколько женщин... Двери сыпнотифозного барака за­крылись за вошедшими туда вслед за фрейлиной трех русских императриц. Оттуда мало кто выходил. Не вышло и большинство из них.

М. В. Фельдман рассказывала потом, что баронес­са была назначена старшей сестрой, но несла работу наравне с другими. Рук не хватало. Работа была очень тяжела, т. к. больные лежали вповалку на полу, и под­стилка под ними сменялась сестрами, выгребавшими руками пропитанные нечистотами стружки.

Страшное место был этот барак. Баронесса рабо­тала днем и ночью, работала так же тихо, мерно и спо­койно, как носила кирпичи и мыла пол женбарака. С такою же методичностью и аккуратностью, как, ве­роятно, она несла свои дежурства при императрицах. Это ее последнее служение было не самоотверженным порывом, но следствием глубокой внутренней культуры, воспринятой не только с молоком матери, но унаследо­ванной от ряда предшествовавших поколений...

Владевшее ею чувство долга и глубокая личная дис­циплина дали ей силы довести работу до предельного часа, минуты, секунды... Час этот пробил, когда на руках и на шее баронессы зарделась зловещая сыпь. М. В. Фельдман заметила ее.

- Баронесса, идите и ложитесь в особой палате... Разве вы не видите сами?

- К чему? Вы же знаете, что в мои годы от тифа не выздоравливают. Господь призывает меня к Себе, но два-три дня я еще смогу служить Ему...

Они стояли друг против друга. Аристократка и коммунистка. Девственница и страстная, нераскаян­ная Магдалина. Верующая в Него и атеистка. Женщи­ны двух миров. Экспансивная, порывистая М. В. Фельд­ман обняла и поцеловала старуху. Когда она рассказы­вала мне об этом, ее глаза были полны слез.

- Знаете, мне хотелось тогда перекрестить ее, как крестила меня в детстве няня. Но я побоялась оскор­бить ее чувство веры. Ведь я же еврейка. Последняя секунда пришла через день. Во время утреннего обхода баронесса села на пол, потом легла. Начался бред. Сонька Глазок тоже не вышла из барака смерти, души их вместе предстали перед Престолом Господним».

Видя этот пример высокого достоинства человека, не будем отчаиваться. К нам всегда протянута любящая Божьярука - стоит только почувствовать это, и болезнь будет переносить гораздо легче. С Божьей помощью, по советам врачей, надо найти то, что поможет мне лич­но - и с физической, и с моральной, и с духовной сто­роны.

Итак, с молитвой, двинемся в этот трудный путь.

ПОМОГИ НАМ, БОЖЕ!

Раннее утро ...

Готовимся к началу Божественной Литургии, с клироса слышно тихое чтение 3-го часа. В алтарном окне монастырского храма иконы Божией Матери «Всех скор­бящих Радосте» Господь пишет такой дивный пейзаж, что глаз не оторвать!

На востоке, у самого края земли загорается зарево просыпающейся бесконечной Вселенной. Между горячими фиолетово-багряными переливами утренних туч проглядывает небо, незаметно переходя в теплую лазурную даль. Вот оно - то ощущение, о котором невозможно иначе сказать, как - Благодать Господня!

После 6-го часа, разбудив утреннюю полудремную тишину, возвышенно и торжественно зазвучал трезвон: «яко да вcu слышащие звенение его, во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святаго Твоего»[6].

Окидываю взглядом алтарь: все ли готово для встре­чи с Тайнами Христовыми? Слева торжественно замер жертвенник, трепетно мерцают разноцветные лампад­ки, потрескивают на Престоле большие свечи, освещая Евангелие, из-под которого голубеет Илитон с Антиминсом[7]. Все стоит на своем месте, как пред Великим парадом чествования Иисуса Христа. Мир замер в ожида­нии начала умилостивительного воспоминания о Сыне Человеческом. Но как же трудно оторвать свою мирскую плоть от вознесения души к благодатному бессмертно­му блаженству!

- Господи, помоги мне, недостойному и болящему, свершить благодарственное хваление Спасителю Мира и преподать людям таинственную жертву Тела и Крови Христовой.

А плотяное сердечко все равно тихонько стонет о личном:

- Боже, если Тебе это угодно, сними, утиши скорби и тяжести моей болезни!..

Затихает колокольный звон, храм заполняет такая тишина, которую не ощутишь больше нигде. В вытяну­тых руках поднято Евангелие, оно плывет над Антимин­сом, будто изображая над ним крест.

«Благословено Царство, - звучит прославление Свя­той Троицы, - Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!»

«Аминь», - совсем по-неземному переливаются го­лоса монастырских певчих.

«Миром Господу помолимся», - взывает Святая Цер­ковь по всей Вселенной Вседержителя.

«Господи, помилуй!!!» - просят людские сердца, примирившиеся со всеми, не имеющие ни на кого гнева иль вражды.

И я ощущаю, как от этой совместной, необыкновен­но мощной молитвы всей Церкви укрепляется и мой немощный, ослабевший от испытаний дух.

Помоги нам, Боже...

 

О ЧИСТОЙ СОВЕСТИ

В субботний вечер в отделении онкологической кли­ники ощущается какое-то незримое облегчение. Каза­лось бы, непонятно почему: в воскресенье больные не освобождаются от своих утомительных, надоевших бо­лезней, не уходят и навязчивые размышления о них. Просто в этот день мы все свободны от разговоров с врачами, которых и ждем и боимся одновременно: ведь они всегда страшат неприятными «сюрпризами». Пото­му-то мы так по-детски радуемся краткой воскресной свободе.

Но для многих главная причина необычного вос­кресного настроения в том, что в наших христианских душах глубоко заложена генетически выверенная ра­дость об этом дне - дне Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Ощущаю, как снисходительно улыбнул­ся на эти наивные, по его представлению, слова маловерующий человек:

- Что же, прямо все так и стали в честь Воскресе­ния верующими?..

К сожалению, - нет. Разумеется, всё отделение на утреннюю молитву не выходит, далеко не все больные появляются на молебнах о здравии, которого всем нам так не хватает. Богоборческий двадцатый век, казалось бы, старательно уничтожил в душах людей святую веру, умение обращаться к Богу за помощью.

Однако, зная, что в нашей палате постоянно звучит слово ко Господу, нет-нет, да и откроется дверь, очеред­ной страдалец протянет руку с записочками, с просьбой помолиться. Нет, не оправдались надежды вражии -не уничтожена Вера Православная на Святой Руси!..

Медленно иду по коридору отделения, сдерживая боли внутри себя. Тихим субботним вечером в небольшом холле, на диванах, на креслах бережно расположили свои болящие телеса уже знакомые мне страдальцы. Идет оживленный разговор, но не такой, когда они утомленно рассказывают друг другу о болячках, уколах, облучениях, химиотерапии.

Чинно восседает на кресле, согнув ногу и прижав ее к животу, словно для самообезболивания, Юрий Николаевич, преподаватель университета. Чуть раска­чиваясь, несколько возбужденно рассуждает на весь холл:

- Вот был такой философ, Декарт. Он говорил: всё подвергайте сомнению!

- Но это никак не относится к нашей действитель­ности, - иронично блеснул очками солидный чиновник железнодорожного ведомства.

- Ну, конечно же, нет, - примиряюще улыбнулся Юрий Николаевич. - Я просто хотел подчеркнуть, что мы не должны уподобляться кроликам, которые покор­но доверяются врачам. Вот смотрите, - показал он ка­кую-то книгу, вроде учебника. - Здесь говорится, что связь развития опухоли с центральной нервной систе­мой пока ещё изучена слабо. А связь эта есть, и она уди­вительна. Я прочел, что редко, но бывают случаи само­произвольного исцеления. Вы слышите? Не излечения, а ис-це-ле-ния!

Вот это да ...

По холлу прошло неуловимое движение. Словно из книги, взмахнув переливающимися крыльями, выпорх­нула чудесная сказочная жар-птица, и каждый хотел, чтобы она непременно коснулась крылом его самого.

- Самопроизвольное! - отбросив газету, с недоуме­нием всплеснул руками материалист-железнодорож­ник. - Это значит, что моя опухоль вдруг, по необъясни­мой причине, начнет уменьшаться, рассасываться и вдруг - нет ее! Так, что ли?

Примолк народ. Даже рты приоткрылись от этой удивительной сказки. Сердце каждого замерло от нере­альной, но такой желанной и долгожданной надежды. Чтобы моя всю жизнь исковеркавшая губительная опу­холь - и вдруг истекла, истаяла, уничтожилась?.. Ах, как бы этого хотелось!

Но пожилая женщина в темном теплом платочке, незаметно сидевшая в углу, вдруг тихо сказала:

- Для этого надо, наверное, иметь... чистую совесть!

- Ах, да при чем тут совесть? - возмущенно махнул рукой железнодорожный чиновник, сурово проступила сквозь очки его марксистская закваска, - несерьезно, обсуждая такие сложные медицинские вопросы, гово­рить о каких-то мифических духовных проблемах!

Университетский преподаватель повернулся в сто­рону смутившейся женщины:

- А это вы, милая, здорово сказали. Конечно, мно­гого мы, люди духовно темные, не понимаем - ни в ме­дицине, ни в религии. А вот я прочёл в одном журнале интереснейшую статью... Мозг человека огражден от всего постороннего специальным барьером — он называ­ется, кажется, гематоэнцефалическим. То есть в крове­носных сосудах, идущих в мозг, находится по нескольку мембран, которые защищают мозг от всего вредного -микробов, химических веществ и даже лекарств. И че­ловек будет жив до тех пор, пока какое-то нежелатель­ное вещество, либо микробы (словом то, что может убить человека) этот барьер не преодолеют и не попа­дут в мозг.

- А можно поточнее? - встрепенулся кто-то. Народ, собравшийся вокруг, вдруг затих. Даже двое молодых людей, с упоением сражавшихся в нарды на угловом столике холла, отодвинув доску, замерли с не­мым вопросом в глазах.

- Ну, я не медик, - попытался объяснить Юрий Ни­колаевич, - всех деталей не запомнил, но главное уло­вил. Оказывается, действие этого барьера зависит от соотношения солей в организме человека (не помню точно, каких - вроде, калия и натрия). Если, скажем, натрия достаточно, то человека ничего не берёт, гадость всякая через барьер не проходит - и жизнь продолжает­ся! Ну, а если вдруг нехватка натрия возникла - защита прорвана, человеку - конец.

В холле, словно натянутая струна, стояла звенящая тишина.

- От чего же это, - торопит рассказчика исхудавший, весь перевязанный мужчина, - зависит соотношение солей-то этих?

- Да уж будьте покойны - не от совести нашей! -язвит материалист.

- Вот это и есть самое интересное! - хорошо по­ставленный голос Юрия Николаевича поднялся до тор­жественных нот.

Преподаватель встретился взглядом с ироничным блеском очков неверующего оппонента и сказал то глав­ное, ради чего он затеял весь разговор:

- Их соотношение зависит - от настроения челове­ка! !! Понимаете, коль бодр человек, духовно стоек - со­отношение солей меняется в пользу здоровья, и тут уж никакая болезнь не доведет до смерти. А если взяло верх уныние, отчаяние - тут уж можно и гроб заказывать.

Вот такими вечерними беседами встречал грядущий воскресный день болящий народ...

Не стану углубляться в то, насколько, с медицинской точки зрения, достоверны сведения преподавателя, воз­можно, он привёл не те термины, что-то понял слиш­ком упрощённо. Я лишь пересказал дилетантский раз­говор, обычный среди больных. Но в нём есть исклю­чительно важный момент: люди с различной степенью веры воскресный день начали с дискуссии о том, что именно может привести больного к выздоровлению или к гибели. Удивительно, что речь шла о нравственных понятиях, практически с христианской точки зрения - о человеческом настроении (бодрости, духовной стой­кости или, наоборот, об унынии).

Кстати, о подобной ситуации идет речь в материа­лах православного медицинского сервера. Оказывается, между эмоциональным состоянием родителей и иммун­ной системой детей существует прямая зависимость, и у нервных родителей дети болеют чаще. Вот что пишет Елена Корлева:

«Родители, которые часто испытывают стресс, делают тем самым своих детей уязвимыми для многих болезней. К такому выводу пришла группа британских ученых из Университета Рочестера во главе с докто­ром Мэри Касертой. Они впервые провели исследова­ние, которое помогло им установить, что между эмо­циональным состоянием родителей и иммунной системой их чад существует прямая зависимость. Слу­жители науки объясняют это тем, что дети очень чув­ствительны к нервному состоянию отцов и матерей и сопереживают им, что ведет к снижению детского иммунитета.

В эксперименте, который длился три года и обо­шелся в 64 тысячи долларов, приняли участие 169 де­тей и их родителей. Каждые шесть месяцев психи­атры оценивали состояние взрослых. До прохождения осмотра родители должны были самостоятельно фиксировать все случаи заболеваний детей. В резуль­тате ученые выяснили, что подрастающее поколение

в семьях, подверженных стрессам, намного чаще ис­пытывает проблемы со здоровьем.

Исследователи полагают, что полученные ими дан­ные послужат для неспокойных родителей поводом за­думаться над природой своих волнений и перестать нервничать по пустякам. Ведь их уравновешенность благоприятно скажется не только на здоровье детей, но и на их собственном самочувствии: иммунная система первой страдает от стресса, вне зависимости от возраста человека. Под влиянием переживаний могут проявиться самые различные инфекции: ОРВИ, герпес, молочница. Иногда нервозность приводит к де­прессии, нерегулярному питанию, бессоннице, психоло­гической беспомощности и апатии.

Можно сделать вывод, что поиск путей для сня­тия стресса - это один из способов позаботиться о своем здоровье. Кроме того, спокойное отношение к жизни помогает дольше сохранять молодость. Не так давно ученые выяснили: ничто так не старит ор­ганизм, как постоянный стресс, вызывающий необ­ратимые изменения на клеточном уровне. Особенно пагубны излишние нервы для женского организма - представительницы прекрасного пола, которые часто вол­нуются, живут на 9-17лет меньше, чем женщины спо­койные и уравновешенные»[8]...

Когда проснулось воскресное солнышко, я читал утренние молитвы, служил молебен о здравии в том са­мом холле, где шла вечерняя беседа. На столике вместо доски с нардами стояли иконы со свечами, лежали Крест и Евангелие.

Торжествующим гимном в нашем маленьком угол­ке Вселенной звучит Воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иису­су, единому Безгрешному...»

Боковым зрением вижу склонившуюся женщину в теплом платочке.

«Кресту Твоему, покланяемся, Христе...»

Сердце поет - не один я сегодня в больничном хол­ле: и два паренька молятся у стены, и наш преподава­тель, чувствую, способен не только лекции произносить, но и склониться к Всевышнему.

«Приидите, вcu вернии, поклонимся святому Хрис­тову Воскресению...»

Возношу Крест для поклонения после молебна. Лица, вчера еще такие сумрачные, затенённые болезнен­ными страданиями, в воскресное утро словно высвет­лились. Разумеется, это не значит, что люди эти вдруг исцелились, конечно же, нет. Но сделан маленький шаг к Богу, хоть на йоту укрепилась вера. А это уже осознан­ное движение к постепенному улучшению здоровья -душевного и телесного.

- С воскресным днем! Поздравляю вас! - улыбаюсь собравшимся.

В ответ - мирное сияние глаз замученных недугом людей, да и у самого на душе светлеет. Я ведь тоже из этого болящего племени...

Приближается наш ироничный чиновник. Что-то скажет он на сей раз? Неожиданно слышу:

- И вас, батюшка, с воскресением...

Голос вчерашнего спорщика звучит необычно доб­ро и даже ласково, он опускает глаза... Хорошо-то как!

С Воскресением Христовым вас, дорогие братья и сестры!

 

ВСТРЕЧА С БОГОМ

Именно в это скорбное для меня и моих сотовари­щей по болезни время как-то необычно расцветает ве­сенний Крым. Горы неповторимы в любое время года, а сейчас, в марте, они дышат чем-то совсем особенным, будто благодатью тихо наполняется каждая веточка, каж­дая распускающаяся почка.

Оставив за шкафчиком свою послеоперационную палочку, бреду себе потихоньку по обители (бегом-то бежать - сил не хватает). Не хочется шагать по ступень­кам - как замечательно ощущать под ногами мягкую прошлогоднюю травку на спуске к монастырской церк­ви. Слушаю звонкий прозрачный воздух - будто нежные переливы поющей вдали флейты. Пахнет прелыми лис­тьями, сладко кружится голова - то ли остатки болезни, то ли весенняя радость...

Поднимешь взгляд на горы - глаз не отвести. Неза­метной жизнью живут леса: пока еще не видно зеленых проблесков будущих листьев, но зимняя окраска дере­вьев ощутимо меняется. Внимательный взгляд улавли­вает дымчатую сиреневость леса на южных склонах крымских гор.

Замечали ли вы, какая тонкая радость исходит от крымских подснежников? Еще полмесяца назад самые храбрые белые головки, как разведчики, проглядывали в поисках тепла сквозь травку в укромных местах юж­ных склонов. А сейчас, как войско, целыми рядами наступает это веселое цветочное братство. Смотришь — в тех местах, где мы вчера еще ничего не видели, всё засыпано улыбающимися цветочками, от которых ти­хонько исходит запах холодной свежести, запах весны.

Именно об этом состоянии написал академик Евге­ний Ряпов:

Что дышит поле... Дождь искрится ...

В деревьях бродит вешний сок...

И никогда не повторится

Простой березовый листок.

В эти минуты трудно поверить, что можно услышать стон людской беды:

- Ну, где же оно, это счастье? Какое оно?

- Приди и виждь[9], - говорит на это Святое Евангелие…

Чувствую, не зря пришли эти мысли: приближают­ся ко мне несколько человек. Видно издали, что любо­ваться переливами подснежников на весенних склонах они сейчас не могут. Мы, священники, видя человека, часто начинаем ощущать горе, идущее из его сердца.

- Батюшка Михаил, - слышу осевший от тревог го­лос молодой женщины, - большая беда у нас.

- Что за беда, моя родная?

- На папочку моего недуг тяжкий навалился, - гла­за женщины наполняются слезами.

«Уж не рак ли навалился на незнакомого мне раба Божьего?» -мелькает немой встречный вопрос.

- Анализ показал онкологию, - получаю подтверж­дение своей догадке.

В голове возникают мысли довольно несуразные: «Ну вот, больного привезли к больному... И как же может помочь сам больной?..» Но тут же заставляю замолчать этот саможалеющий, себялюбивый голос: «Не к тебе привезли этого страдающего человека, а на святое монастырское место».

Пока спускаемся вниз, беседую с родственниками, ощущая при этом, что вера и молитвенная поддержка в семье слабоватая, а точнее сказать, почти никакая.

Вот и «виновник» нашей встречи - Александр Ко­жевников, 50 лет от роду, работал шофёром, сейчас ему это не по силам. Даже не зная диагноза, скажешь: чело­веку весьма и весьма плохо: очень слаб, нутро разрыва­ет кашель, стоять на ногах тяжело - аж покачивает!

Из своего небольшого опыта монастырской жизни могу сказать, что на нашей святой Топловской земле шансов выжить и укрепиться намного больше, чем в го­родской суматохе Симферополя.

Из своего небольшого опыта монастырской жизни могу сказать, что на нашей святой Топловской земле шансов выжить и укрепиться намного больше, чем в го­родской суматохе Симферополя.

- Мой вам совет, дорогие мои, - убеждаю родствен­ников и болящего Александра, - берите благословение у матушки игуменьи, чтобы вашему болящему пожить и помолиться в обители. Будем вместе молиться, изу­чать Закон Божий, и начнет Александр становиться пра­вославным христианином. Исповеди и Причастие - это самое лучшее лекарство.

И я рассказал, какие в монастыре целительные чу­дотворные источники, какая неповторимая чистота гор­ного воздуха, какая тишина, которую уже давно не мо­гут услышать измученные жители наших мегаполисов.

Конечно, из-за тяжелого состояния Александра нуж­но было, чтобы с ним остался кто-то из родственников. Но у тех, да и у самого больного сразу же возникли со­мнения:

- А вдруг самочувствие резко ухудшится, а тут и больницы рядом нет?! Да и дел у всех дома невпрово­рот - как вырвать себя из жизни, это ведь не на один день!

Лукавый враг найдет сотни аргументов, чтобы при­остановить человека, стремящегося двинуться к Госпо­ду. Долго все обсуждали, сомневались, но порешили-таки положиться на волю Божию. Рискнули оставить Александра в монастыре.

Это была их первая, общая победа, когда в сердцах начала просыпаться вера. Победа эта серьезная, но с ви­ду вроде бы и незаметная.

Как важно нам, по словам митрополита Антония Сурожского, «... попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного челове­ка: страх, отвержение, чувство, будто смерть - худ­шее, что может с нами произойти, и надо всеми сила­ми стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь».

Понимаю, что за победой, одержанной этими людь­ми, пойдут испытания, резкие смены в состоянии здо­ровья, сомнения в необходимости духовного укреп­ления - и у близких, и у самого больного. Помоги, Гос­поди, дай всем нам силы, терпение, укрепи нашу веру! Слава Богу за всё!

 

ИЗМЕНИТЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ

К сожалению, у многих складывается впечатление, что усилия многотысячной армии врачей, занимающих­ся проблемой онкологических заболеваний, почти бесплодны.

Но это не так. Одна из причин высокой смертности от рака - низкая информированность людей о том, как его избежать. Рак не является неизлечимой болезнью. Рак излечим!

Даже те 30-37% заболевших, которых (по официаль­ной статистике) удается излечить от злокачественных новообразований, вселяют, хоть и грустную, но надежду.

Но на самом деле исцелённых (а ещё лучше - не заболевших!) может быть намного больше, если чело­век попытается изменить образ жизни, который на­вязывает ему цивилизация: обилие рафинированных, бедных витаминами и минеральными веществами продуктов, избыток углеводов в питании, вредоносные маргарины (или так называемые «мягкие» растительные масла), содержащие разрушительные для организма полинасыщенные жирные кислоты, напитки с сахароза-менителем аспартамом, который является сильным, медленно действующим ядом... Я уже не говорю об от­сутствии двигательной активности, «расслаблении» у телевизора, вредных привычках, лени и т. д.

У нас есть два пути: покорно поддаться яркой рек­ламе вредного образа жизни или всеми силами проти­востоять воздействию губительных факторов, перестать «болеть цивилизацией».

Очень интересный факт: в экономически развитых странах заболеваемость раком толстого кишечникадовольно высокая, а, к примеру, в Африке - низкая. В чем же дело? Хорошо механически и термически об­работанная пища «цивилизованного человека» содержит мало растительных волокон и витаминов, а в так назы­ваемых нецивилизованных странах люди питаются в основном сырыми и полусырыми овощами и фрукта­ми, где вдоволь и волокон, и витаминов. Выводы делай­те сами.

Конечно, человек, уже страдающий тяжелыми забо­леваниями, не должен заниматься самодеятельностью, главный советник и наставник на нелегком пути вы­здоровления - его лечащий врач. Он же может и посове­товать, какие именно комплексы витаминов, какие ну-трицевтики (лекарства и витамины растительного происхождения) надо применять. Самодеятельность здесь опасна - на рынке лекарств и БАДов развелось много мошенников, из-за чего человек рискует купить дорогостоящую подделку.

Мне самому в поисках информации об онкологи­ческих заболеваниях довелось познакомиться с мате­риалами корпорации «Сибирское здоровье». Академик Н.Н. Петров и другие ученые Новосибирской академии наук утверждают, что 70-80% онкологических заболе­ваний могут быть предупреждены.

Почему рак зарождается в клетке, которая «вышла из-под контроля»? Почему организм перестаёт контро­лировать клетки? Как развивается предраковая ситуация? Как и почему клетки становятся злокачественными? Как флавоноиды, каротин обезвреживают канцерогены? Каким же образом поддается раку уставший организм с истощенной иммунной системой? На многие вопро­сы я пытался найти ответ в работах корпорации «Сибир­ское здоровье», в беседах с его сотрудниками. Я не буду пересказывать серьезные откровения, которые содержат­ся в работах новосибирцев, людям, не знакомым с ме­дицинской наукой и, особенно, с проблемами онколо­гических заболеваний. При желании все это можно най­ти, в том числе и в Интернете.

Скажу о том, что сам испытал на практике. Профес­сор В.Н. Суколинский предложил усилить защиту орга­низма от старения, болезней, в том числе и онкологи­ческих, с помощью витаминов А, С, Е. Его открытие в том, что эти витамины лишь в определенных дозах и в определенном процентном соотношении могут оказы­вать защитное действие в здоровых тканях и способство­вать гибели злокачественных клеток. Антиоксидантный комплекс, который я применял, вместе с другими вра­чебными средствами успешно помог мне справиться с онкологическим недугом.

Сегодня я жив, служу Богу и людям только по ми­лости Вседержителя, а также благодаря трудам нашей медицины. Препараты «Сибирского здоровья» с мона­стырскими молитвами принимаю по сегодняшний день.

Очень, конечно, хотелось бы узнать, какой процент из вылечившихся приходится на людей далеких от веры, а какой - на верующих, которым помогали молитвы - их собственные и их близких. Со временем, я думаю, такие данные появятся. Они многое могли бы показать в новом свете.

 

АНТИРАКОВАЯ ДИЕТА ДОКТОРА ЛАСКИНА

Сам я эту диету на себе не пробовал. Но о ней рас­сказала мне Л.Н. Юрель, врач из Сергиева Посада, спе­циалист по естественным методам оздоровления, - которой я очень благодарен за консультации по медицинской части книги.

На сайте журнала «Физкультура и спорт» помещен интереснейший материал Владимир Добкина. Приведу небольшой отрывок из него.

«Представьте себе такую картину: врача-онко­лога из Москвы приглашают в Обнинск к тяжелому больному. Диагноз - лимфосаркома. Осматривать из­лишне, его десятки раз уже обследовали. Больному Вла­димиру Цареву 46 лет, худенький, как подросток, с не­естественно большим животом, словно человек арбуз проглотил. Практически не встает с постели, смер­тельный диагноз ему известен, а потому нового док­тора встречает без особого энтузиазма. Человек на­уки, он уже давно не верит в чудеса.

С другой стороны, больной, приговоренный неот­вратимым ужасом диагноза, вправе ожидать от спе­циалиста хотя бы слов надежды! А приезжий доктор заговорил о питании, крайне необходимом в этом слу­чае, а в заключение извлек из портфеля пакет крупы. Изумленный больной, не имея сил даже привстать со своего ложа, запустил руку в нутро пакета и разглядел на ладони коричневые крупинки.

- Гречка? - с изумлением спросил Царев.

- Да, гречка, - отвечает Ласкин, уже уставший изумлять своих недоверчивых пациентов. - И если вы хотите выздороветь, это будет основой вашей диеты на довольно длительное время. Но вернусь я к вам ров­но через неделю. Тогда и поговорим более предметно.

Через неделю доктор Ласкин снова был в Обнинске. И хотя он уже почти привык, что эффект иногда бы­вает поразительно быстрым, Царев все-таки удивил его тем, что встретил у дверей палаты на своих собствен­ных ногах, а арбузоподобный живот исчез, теперь боль­ничный халат был демонстративно повязан поясом, обозначающим талию.

Понимаю, что, дойдя до этого места в статье, лю­бой читатель со средним набором знаний о физиологии человека, а уж тем более знакомый с тем, как прохо­дит процесс заболевания раком, не испытает никаких других чувств, кроме недоверия. С раком может спра­виться элементарная гречка? Та самая, знакомая нам с детства, которую еще, кажется, совсем недавно (люди старшего и далее среднего поколения это хоро­шо помнят) выдавали исключительно в заказах и толь­ко по красным датам в календаре, а сегодня ее можно приобрести на каждом углу в любом магазине? Да быть того не может!

Признаться, и мы, сотрудники редакции, воспри­няли эту новую для нас информацию с большой долей не­доверия и скептицизма. И хотя пришел доктор Ласкин в редакцию, что называется, не с улицы, а по рекоменда­ции давнего друга редакции и соавтора этой уникальной методики Александра Балюры, кандидата медицинских наук, поверить в исцеление трехразовым питанием жид­кой гречневой кашей, сопровождаемым обильным пить­ем - не меньше 8 стаканов в сутки (желательно не из-под крана, поскольку во многих наших городах и поселках из кранов истекает неизвестно что, но только не живи­тельная влага), было очень даже непросто. Понадо­бились многие часы разговоров, доскональное изучение многостраничного патента, публикаций В. Ласкина в специализированной прессе, консультаций со специали­стами, чтобы прийти к выводу: чуда пет, есть глубокое знание работы организма и его зависимости от пи­тания»[10].

Так в чем же здесь секрет?

Чтобы не смущать читателя дилетантским переска­зом специальных вещей, приведу материал З.П. Белки­на, кандидата медицинских наук по специальности «иммунология, аллергология», ведущего научного сотрудника ФГУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричев­ского.

«Можно ли победить рак? Если судить по печаль­ной статистике врачей-онкологов, то вряд ли, особен­но в запущенных случаях. Между тем, рак достаточно часто диагностируют именно на заключительных 3-й и 4-й стадиях, когда раковые клетки распространяются по всему организму и возможности традиционных ме­тодов лечения (операция, химиотерапия, лучевая тера­пия) весьма ограниченны.

Однако существует другой подход к терапии рака - диетологический. Среди всех известных антираковых диет наибольшее внимание в настоящее время привле­кает диета известного врача-онколога доктора В. Ласкина. В течение многих лет Вульф Абрамович, как и все врачи, лечил своих пациентов химиотерапевтическими препаратами и очень страдал, когда пациенты умира­ли. В отличие от многих своих коллег он никак не мог смириться с тезисом "рак - это судьба " и мечтал при­думать свой метод не лечения, а излечения от рака. Он много читал, и как-то на глаза ему попалась статья японского профессора Джоржа Озавы об успешном ле­чении раковых больных 100%-ной злаковой диетой на основе коричневого риса. Идея показалась привлекатель­ной, но коричневого риса тогда в Москве не было, и Лас­кин решил попробовать гречневую крупу.

А дальше... дальше началась фантастика. Доктор Ласкин приходил к тяжёлым раковым больным с паке­тами гречневой крупы, и уже через 2-4 недели они, как правило, становились ходячими, а затем болезнь отсту­пала. Всего описано более 30 случаев полного выздоров­ления от рака, в том числе рака молочной железы, простаты, кишечника, лимфогранулематоза, лимфо-саркомы, кожной опухоли Mercele cancer, меланомы. Подробно эти пациенты и методика диетотерапии описаны в книгах: 1. В.А. Ласкин.Рак побеждён, вто­рое рождение. Москва, Издательский Дом «Династия», 2006; 2. В.И. Добкин. Антираковая диета доктора Ласкина. ФИС, Золотая библиотечка здоровья, 2006.

Какому проценту больных помогает эта диета?

К сожалению, большой статистики, позволяющей оце­нить эффективность диеты, пока не существует, и вот по какой причине. Из 100 раковых больных, кото­рым доктор Ласкин предлагал свою фактически спар­танскую диету, в лучшем случае лишь 3-5 соглашались соблюдать "гречишный" режим питания. Запомнились слова одного пациента: "лучше я умру с солёным огур­цом во рту, чем буду каждый день есть гречку". Не­смотря на явное улучшение, этот больной резко нару­шил диету и в скором времени действительно ушёл из жизни. Объяснение такому поведению заключается в том, что для многих людей современная супервкусная пища играет такую же роль, как спиртное для алкого­ликов. Современные пищеголики привыкли черпать из еды наслаждение, снимать с помощью неё стресс. А без неё они впадают в депрессию, и даже страх смер­ти от рака не останавливает их!

А можно ли и соблюсти гречневую диету и сохра­нить хорошее настроение? Оказывается, можно. Су­ществует особый класс натуральных биоактивных ве­ществ, которые повышают настроение и активность мозга без вреда для здоровья. Это так называемые "ум­ные биологически активные добавки", которые повы­шают в мозге уровень гормонов и медиаторов счастья (серотонина, дофамина, эндорфинов и др.), а также чувствительность к ним нервных клеток. В итоге по­вышается активность работы особых центров голов­ного мозга - "центров удовлетворённости".

В чём секрет эффективности диеты? Сам Лас­кин объясняет успех своей диеты тем, что в гречке содержится рекордное среди всех продуктов питания содержание особого биофлавоноида кверцетина - 8%!!! Главное, что делает кверцетин — это восстанавливает активность "поломанного" в раковых клетках гена р53 или сам заменяет его функцию. Этот ген р53 (ген-суп-рессор опухолевых клеток) является одним из главных регулировщиков в ядре клетки, регулирующим размно­жение клеток. Его даже называют "хранителем кле­точного генома". Если только клетка пытается стать на раковый путь, то ген р53 вызывает либо остановку размножения аномальных клеток, либо их гибель (апоптоз). К сожалению, ген р53 - это наиболее часто инактивируемый ген-супрессор в опухолях человека. 50 — 60% всех опухолей человека лишены нормального аллеля[11] р53.

К их числу относятся опухоли головного мозга, лёг­ких, прямой кишки, молочной железы, гемопоэтической[12] системы и печени. Кверцетин восстанавливает функцию гена р53, тем самым останавливая размно­жение опухолевых клеток и приводя их к гибели. Хотя многие продукты (шиповник, коричневый рис, брокколи и др.) содержат немало кверцетина, чемпионом по его содержанию является гречневая крупа. В 100 граммах гречки содержится 8 граммов кверцитина!!!

Тайная мудрость диеты доктора Ласкина. Дие­та содержит 300 граммов гречки и, соответственно, 24 грамма кверцетина в день, а если учесть, что в со­став диеты входит ещё и шиповник, то, на самом деле, кверцетина ещё больше. Чтобы оценить эти цифры, достаточно напомнить, что типичная американская БАД «Кверцетин» содержит в одной банке 60 табле­ток по 0,5 граммов, т. е. всего 30 граммов кверцетина.

Таким образом, гречневая диета - это уникальный способ насытить организм ракового пациента дра­гоценным кверцетином, к тому же, в высоко усвояе­мой форме;

- это мегадозная кверцетиновая терапия больного раком. Но оказывается, этого мало, поскольку стоит гречневую диету и использовать греч­невую кашу как гарнир (например, к мясному блюду), как эффект её исчезает;

- с другой стороны, даже огромное количество таб­леток кверцетина, принятое с обычной трапезой, не излечит ракового пациента.

Таким образом, напрашивается вывод, что, таин­ственным образом, именно гречневая диета даёт воз­можность проявиться активности кверцитина»[13].

В том рассказе меня больше всего поразило, что смертельно больного человека пришлось уговариватьсоблюдать жизненно необходимую диету (на небольшой срок - всего-то около 40 дней). И хотя речь шла о вы­боре между жизнью и смертью, пристрастие его к при­вычной еде было таким сильным (в Православии это на­зывается чревоугодием), что он был согласен скорее погибнуть от болезни, чем что-то изменить в себе:

- Чем жевать эту гречку, лучше я умру с солёным огурцом в зубах.

Конечно, приведенная диета - не панацея, но она очень ценна тем, что учит человека бороться с собой и за себя, учит решимости отстоять свое право на жизнь. Она не может никому навредить, напротив, ее «побоч­ные действия» способствуют очищению и укреплению сосудов.

Так что мы воочию видим, что если больной отка­зывается включать в лечение важнейшую составляю­щую - духовную (работу над собой) - вряд ли можно ждать хороших результатов. Только при сочетании ме­тодов лечения, охватывающих весь организм и все сфе­ры жизни больного: тело, дух и душу - можно добиться успеха!

Одно из самых главных условий для исцеления боль­ного человека: вера в Божью милость, оптимистичное отношение к жизни. С помощью Господа я с этим неду­гом - справлюсь!

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.