Свт. Иоанн Златоуст
Родные мои! Все, кто взял в руки эту книгу, которую я писал всем сердцем, заранее стали для меня родными, потому что нас уже связывает нечто общее - стремление найти утешение в той боли, которая появилась вдруг в нашей жизни. И хотя я не знаю лично каждого моего читателя, но могу обратиться к нему по-дружески, по-христиански - на «ты». Знаю, друг мой, что тебя, как и всякого человека, посещала когда-нибудь боль, болезнь, быть может, ты или твои близкие пережили, а быть может, сейчас переживают непростые времена. Значит, эта книга может приоткрыть что-то в тебе самом, в окружающем мире, поможет понять причины и смысл происходящего с тобой и со мной, поддержит кого-то... Но не ищи здесь автобиографических данных - некоторые факты, а также имена людей, которые просили об этом, изменены сознательно. Не ищи на этих страницах перечня народных лекарственных средств и «чудодейственных» рецептов их применения. Нет здесь и выписок из историй болезней людей, находившихся на лечении в онкологическом диспансере. Мне кажется, вообще нет смысла уповать на какие-то способы немедленного исцеления от онкологического недуга - хотя именно этого ждут многие люди: подайте нам необыкновенное лекарство, которое моментально приведет в порядок наш бунтующий организм. Нет, эта книга не просто о путях выздоровления - это было бы спекулятивно и напоминало бы модный сегодня лозунг, ставящий всё с ног на голову: «Главное - здоровье, остальное - приложится!» Эта книга - об ином: о путях к выздоровлению духовному (независимо от выздоровления телесного), о спасительной силе страдания, о преодолении болезни греха, о возвращении к истинной жизни. Я попытался написать о том, как человеку понять волю Божию в каждом событии, происходящем с ним. Хочу рассказать о своем непростом опыте преодоления недуга, чтобы засвидетельствовать перед очень близкими мне внутренне людьми, переживающими сейчас ту или иную смертную болезнь, о великой любви Божией к нам. Быть может, ты захочешь спросить: о какой любви может идти речь, когда столько людей слышат от медиков страшные слова: «У вас рак»? Легко ли думать о Царствии Небесном, когда ты сам стоишь на краю могилы либо от тебя вот-вот уйдут дорогие тебе люди и тебя начинает мучить вопрос: «За что мне это?» Но важно понять, что тяжкий диагноз - это не приговор к смерти, а повод услышать призыв Божий к нам, осознать, что именно и как происходит с нами в этот миг. Какие и почему возникают эмоции? Какие действия мы предпринимаем или вовсе ничего не делаем? Поймем ли мы, что любая болезнь - это воля Божия, вразумляющая нас, помогающая нам и ведущая в Царство Небесное? Согласимся ли с этим и начнем ли двигаться к христианской жизни? Взялся писать об этом не со стороны: мне, автору этой книги, самому довелось пройти подобные страдания. Но не о самих невзгодах пойдет речь. Хочу поразмышлять о причинах происходящих с нами несчастий и скорбен, о том, что помогает человеку вынести мучительные испытания, и как ему с Божией помощью можно всё претерпеть и - выжить. Речь пойдет о том, что в смертельно опасных ситуациях (по медицинским показателям), человек, по милости Божией, может и должен продолжать жить, любить, трудиться. Но говорить о каких-то своих необычных возможностях я не могу; о силе воли, выносливости - тоже (их у меня просто нет). Я слабый, немощный человек, переживший несколько лет назад автокатастрофу, после которой должен был неизбежно погибнуть. А сейчас - новые испытания, которые моими силами преодолеть просто невозможно. Хочу попытаться показать людям, сколь велика сила Божия, какие чудесные дары Господь может нам явить. Самое главное то, как мы должны просить Его об этом, с каким покаянием взывать к Небу. Я не хочу, да и не имею права никого учить, тем более людей, каждое прикосновение к ранам которых вызывает у них нестерпимую боль... Просто мы вместе поразмышляем о своих поступках, помыслах, об ответственности за свою жизнь. И, наконец, постараемся ответить на вопрос о том, действительно ли мы христиане или только воображаем себя ими? А самое главное - думаем ли мы о Царствии Небесном и пытаемся ли приблизиться к нему... И еще один очень важный момент. Не хочу уподобиться прокаженным, исцеленным Христом, но так и не подумавшим его поблагодарить[3]. Мы привыкли ругать медицину по поводу и без повода. Но без самоотверженной помощи медиков, которых без преувеличения можно назвать врачами милостью Божией, некому было бы писать эти строки... Я бесконечно благодарен многим людям, которым моя судьба была небезразлична. Я на себе ощутил труды и любовь главного врача Крымского диагностического центра Натальи Игнатонене, врачей этой клиники Нины Гевондян и Александра Натягайло, работников второго хирургического отделения 6-й горбольницы - профессора Виктора Страсека, заведующего отделением Николая Власова, Игоря Скобелева - хирурга, совершившего первую операцию, спасшую мне жизнь. Я видел, как самоотверженно несут свое служение сотрудники Крымского республиканского клинического онкологического диспансера профессор Виталий Соркин, заведующий отделением, прекраснейший хирург Сергей Ефетов, который произвел вторую операцию по удалению онкологических образований. Глубоко благодарен также руководителям Симферопольского отделения корпорации «Сибирское здоровье» Виктории Веремеенко и Григорию Ковальчуку, Заслуженному деятелю науки и техники Украины, доктору медицинских наук, профессору Виктору Жебровскому и его помощнику кандидату медицинских наук, доценту Сергею Воровскому, выполнившим третью операцию. Невозможно, к стыду моему, поименно перечислить всех лечивших меня опытных врачей, заботливых медсестер, многочисленных тружеников наших больниц. Спаси вас Господи за труды ваши и великую, незаметную христианскую любовь к нам, немощным. А сколько физически ощутимой любви и заботы получил я от родного Свято-Параскевиевского монастыря, какое понимание с сердечной молитвой и трепетным участием исходили от матушки игумении и сестер святой обители! С христианской готовностью свою молитвенную помощь в трудную минуту всегда оказывал наш архипастырь, митрополит Лазарь. Сколько людей, сколько духовных чад в молитвах ожидали в коридорах клиник, когда я приду в себя, чтобы увидеться со мной, недостойным, поддержать меня ободряющим словом. Находясь за тысячи километров от Крымских гор, друзья присылали лекарства, письма с добрыми молитвенными пожеланиями. А многочисленные бессонные вахты, молитвы родной матушки Людмилы около меня, распластавшегося на больничной койке! Низкий поклон всем вам, дорогие братья и сестры, спаси вас Господи за вашу любовь, за хлопоты и заботу! Особую благодарность и самые теплые чувства вызывает в моей душе покойный ныне протоиерей Владимир Карпец, который напутствовал издание моей первой книги. Он и жизнью своей, и больничными скорбями, и самой смертью явил для меня и многих христиан пример необыкновенной силы воли!.. Помолимся за всех них, дорогой мой читатель и друг, и пойдем вместе со мной по тяжкому и радостному пути скорбей и преодоления, ибо вдвоем легче терпеть, легче понять, легче надеяться...
ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА СТРАДАНИЯ
ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА СТРАДАНИЯ
ТЁМНЫЕ ТУЧИ Сырой, сумрачный вечер. Холодный беспокойный мартовский ветер передвигает по вершинам и склонам Крымских гор темные, тяжелые тучи... Неуютно в душе. Начинается вечернее богослужение. Казалось бы, благодатная тишина монастырского храма должна привносить спокойствие в сердце, однако на душе тревожно, почему-то неможется, временами накатывает сильная слабость. Прямо на богослужении начинаются довольно ощутимые внутренние боли - и это состояние очень беспокоит. Идет чтение девятого часа: на этой службе мы вспоминаем великие предсмертные страдания и смерть Спасителя. Как ручеек журчит с клироса тихий голос сестры, читающей псалмы: «Блажени живущие в дому Твоем: во веки веков восхвалят Тя» (Пс. 83; 5) - это обращение ко всем нам: в храме Божием мы приносим жертву хвалы Ему. И далее призывает псалмопевец Давид: «Яко Ты, Господи, благ и кроток и многомилостив всем призывающим Тя» (Пс. 85; 5), убеждая нас, чтобы все мы, от мала до велика, прибегали к милосердию Божию. «Призри на мя ...даждь державу Твою отроку Твоему, и спаси сына рабы Твоея»[4], - добавляет к этому пророк. Эти молитвы несколько приводят в чувство: всё Господь может, только уповай на Его милосердие, верно служи Ему. А тут, видишь ли, - чрево побаливает! И тем не менее... - Что-то ты неважно выглядишь, - бдительно замечает вечером матушка Людмила. - Не тревожься, - отвечаю, - просто служба была трудная. Чувствую, что не очень-то убеждает её мой бодрый ответ. Я и сам давно уже замечаю, что даже прочесть имена, поминаемые вслух во время богослужения, часто становится мне не по силам. Представляете - читаю эти длинные списки и - вдруг сознание начинает медленно отключаться. Мучаюсь от неловкости перед сестрами и паломниками, хотя вроде и нет в этом моей вины.
«ЯЩИК» МОЖЕТ ПОНАДОБИТЬСЯ БЕЗ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА К ночи боли крепчают и достигают к утру такой силы, что ясно понимаю - поездки в клинику, от которой прежде всячески увиливал, не избежать. Осмотр в приемном покое помню уже плохо. Сквозь муть в глазах передо мной встает человек в белом халате. Медленно соображаю - не иначе как хирург. - Игорь Скобелев, - представился он, - ваш врач. Мы посоветовались с коллегами и решили оперировать вас, причем не откладывая в долгий ящик. Ну, что уж тут комментировать. Не понимая, что промедление смертельно опасно, все же чувствую, что сил терпеть уже мало. Так что отвечаю: - Конечно, ведь «ящик» может понадобиться без отлагательства... Да, чувство юмора иногда приходит к человеку в самое, казалось бы, неподходящее время... - Доктор, - капитулирую с безысходным смирением, - в медицине я совсем ничего не понимаю, посему действуйте, как считаете нужным. Операция, милостью Божией, в целом прошла успешно. Постепенно затихают послеоперационные боли. На моей больничной тумбочке перед иконами находятся преждеосвященные Дары Христовы (вот она - великая милость Божия!). Уже на третье утро после операции я самостоятельно причастился. И это - в больнице, в отделении реанимации! Благодарен врачам, которые не возражали против таких неординарных для них действий больного в палате интенсивной терапии. Простите меня, мои духовные наставники: в том состоянии не было у меня сил для полной молитвенной подготовки к Причастию - ни встать, ни поклон положить, ни молитв необходимых не мог прочитать. Было только громадное желание: прикоснуться своими пересохшими губами к Телу и Крови Господней, осознавая, что в этом мое спасение. «Но с кем Причастие и Покаяние — Господня сохранит рука», — пишет протоиерей Андрей Логвинов.
БОЛЕЗНЬ УЧИТ ПОКАЯНИЮ Реальные плоды Причастия очевидны: постепенно яснее начинает соображать голова, крепнет тело, осторожно начинаю двигаться. Жизнь продолжается! Причастия совершались постоянно, молитвы наполнялись силой. «...Верою прихожду и страхом, Владыко, ко Причащению Божественных Даров Твоих» - в полумраке больничной палаты совершенно по-новому воспринимаются слова канона ко Святому Причащению. «Исцели души моея язвы, Господи...», - стонет сердце. «Душею и телом да освящуся, Владыко, да просвещуся, да спасуся...» Наверное, только пережив посленаркозный хаос и неумелые, болезненные движения оживающего тела, человек начинает иначе относиться к знакомым ранее словам: «...Христе Иисусе, премудросте Божия, ...умертви моя душетленныя страсти телесныя». «От скверных устен, от мерзкаго сердца, от нечистого языка, от души осквернены, приими моление, Христе мой ...» Уста мои скверные, мерзкое и нечистое сердце - вот с чем мы становимся на моление пред Иисусом Христом! Вот истинная причина наших телесных страданий. Эти на удивление ясные мысли постепенно формировали в моей страдающей душе ощутимую вину пред Богом, которую ранее, скорее всего, так остро и не ощущал.
ВСЁ МОЖНО ПРЕТЕРПЕТЬ, КО ВСЕМУ ПРИВЫКНУТЬ Во время операции, по медицинским соображениям, была несколько изменена моя кишечная конструкция - появилась необходимость калоприемника на боку живота. Ох, и дискомфортная же это штука, когда новое устройство твоего организма разительно отличается от нормального, привычного. - Все можно претерпеть, ко всему привыкнуть, - убеждает хирург, милый, жизнерадостный человек, - люди активно живут, трудятся даже после ампутации некоторых частей тела, а у вас - мелочи. «Не очень-то эти слова настраивают на благодушные размышления», - скрипит брюзжащий внутренний червячок. - Однако, - продолжает мой собеседник, - руку, ногу человек теряет насовсем. А вашим бедам, уважаемый батюшка, мы поможем, все восстановим, как только внутренности укрепятся после происшедшего. За это время и пробы, взятые у вас на гистологический анализ, исследуем: проверим на доброкачественность. - Ну, что ж, - говорю в ответ, - по милости Божией, в добрый час.
О ТОМ, КАК Я САМ СЕБЯ УСПОКАИВАЛ Лирическая успокоенность выздоравливающего человека не позволила осознать, что стоит за словами: «гистологический анализ». А если быть честным перед собой, то мне и не хотелось осознавать это, наверное, как практически все больные в такой ситуации, я внутренне отодвигал мысли, что это может произойти со мной. Как говорится, авось обойдется. Медленно текут больничные минуты, с нудным упрямством складываясь в ночи и дни. И вот уже реальностью стала долгожданная выписка из клиники. - Итак, состояние у вас вполне удовлетворительное, - говорит мне заведующий отделением Николай Валентинович Власов, - правда, анализ показал, что у вас присутствует онкологическое образование... Это было полной неожиданностью для успокоившего себя пациента! - ??? - мой немой вопрос, отразившийся на лице, доктор, наверное, видел не у одного человека. Он всеми силами старается ободрить меня: - Никакой паники быть не может. Просто вам необходимо встать на учет и проконсультироваться в онко-диспансере. Как ведут себя люди при такой удручающей новости? Плачут? Каменеют? Ропщут? Много читал об этом, понимал, что на всё воля Божия, но ведь до сего момента всё это происходило не со мной! Сказать, что не пережил при этом известии если не шока, то серьезного волнения - будет неправдой. Каждый человек переживает это. И я не смог бы успокоиться, если бы буквально не принудил себя размышлять о силе Божией, о Его многомилостивой воле. Вспомнились строки протоиерея Андрея Логвинова: «Господи, как же Тебя не хватает!.. Снова подарок Твой - летний закат: золотом плавленым свет затекает, заполоняя округу и сад». Постепенно душа утихомирилась. Я начал привыкать к тому, что послано мне Богом. К тому же беседы врачей отняли трусливую надежду, что всё разрешится само собой. Мысли начали упорядочиваться, я стал выстраивать для себя схему дальнейших действий... Нужны серьезные размышления о духовной стороне болезни, необходимо подобрать правильную молитвенную поддержку лечения и, наверное, нужно почитать хотя бы немного теории о том, что же это такое - «рак», что говорит об этом медицина? Итак, подбираю необходимую литературу...
МЫ БОЛЬНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ
Господь недостаток наших добрых дел восполняет или болезнями, или скорбями. Свт. Димитрий Ростовский
Не гонитесь, друзья, за деньгами Остановитесь вы или нет?! Шар Земной не пинайте ногами Ради нескольких жалких монет! Евгений Ряпов
МЫ БОЛЬНЫ ЦИВИЛИЗАЦИЕЙ
НАУЧИТЬСЯ БОЛЕТЬ Итак, я начал с того, с чего начинает, наверное, каждый, у кого обнаружен рак (чтобы понять, «за что» ему это, почему именно ему, чтобы оставить соломинку надежды - а вдруг это ошибка?): я начал читать соответствующую литературу. Делать выписки. Осмысливать статистику. Но чем больше я читал, тем больше понимал ничтожную практическую пользу для меня лично от этой статистики. «30-32% онкологических заболеваний связано с курением». Ну, ко мне это вроде отношения не имеет. «30-35% случаев заболевания связаны с неправильным питанием». Возможно, но что именно было не так и как это изменить? «В российских условиях более 50% нашего здоровья может быть связано с состоянием окружающей среды». Да, есть такое понятие, как «канцерогенное старение организма», да, экономика во многом, по словам Э. Фромма, существует «только ценой нездоровья людей». По экспертизам Всемирной организации здравоохранения, «...в случае прекращения поступления в окружающую среду канцерогенов и предотвращения контакта с ними человека можно достичь снижения заболеваемости раком почти на 70%». Проблема состояния природы - это проблема в основном морально-этическая, духовная. Но если искать причины своих бед в разрушении экологической системы, то можно прийти в ужас: и что мне делать с этими процентами? Появится соблазн сделать гибельный для больного вывод: я - жертва чьих-то безнравственных действий, что же я поделаю в такой ситуации?! Но психология жертвы еще никому не шла на пользу. Главными при саможалении становятся те же бесплодные вопросы: «за что?», «почему именно я?» и тому подобные, способные довести до отчаяния, до разрушения себя. В итоге человек может броситься в две крайности. Кто-то пассивно-требовательно отдаст себя на волю врачей, считая, что все ему обязаны, но сам ни во что не вникая, перестанет бороться и, в конечном счете, сдастся болезни, а то и опустится. А кто-то начнет искать новых и новых знахарей и шарлатанов, лихорадочно перебирать «народные средства», почерпнутые из невежественной газеты «ЗОЖ» (здоровый образ жизни) - вроде безумной идеи «лечиться» водкой с растительным маслом, или «божественными растворами» шарлатанки Надежды Антоненко, прикрывающейся Православием... Стоит ли доискиваться до причин своей тяжкой болезни? И хотя одни медики считают, что ожирение может оказаться главным поводом возникновения целого рядараковых заболеваний, другие называют иные основания - ни один врач не скажет вам, отчего заболели именно вы. По статистике 5% случаев рака обусловлены вообще неизвестными никому причинами. Мне кажется, этот процент намного больше. Так что лучше отнесу свою болезнь к довольно высокому проценту «неизвестных причин» и попытаюсь понять, что все эти причины кроются внутри нас - это наша лень, безволие, нежелание что-то менять в себе, в своем образе жизни. Ожидая чуда со стороны, мы ждем какой-то единоразовой таблетки, чтобы продолжать жить так, как мы привыкли, часто греховно, разрушительно для собственного здоровья. А между тем, медики утверждают, что выздоровление наполовину зависит от установок самого человека, от его желания действовать, бороться, изменить себя и всё вокруг себя. Какой врач может обязать тебя, например, ежедневно гулять вместо того, чтобы сидеть у телевизора? Кто заставит, кроме тебя самого, употреблять более здоровую пищу? Кто выпишет рецепт: отказаться от вредных привычек? Только ты сам... Так не лучше ли подумать о том, как создать нормальную экологическую обстановку внутри себя, создать свой микромир, недоступный вредным продуктам, всяческим канцерогенным факторам? То есть научиться «правильно» болеть,соболезновать другим. Конечно, это очень непросто. Современный человек не готов смиряться (не перед болезнью, а перед волей Божьей!), а потому и не готов правильно воспринимать как свою болезнь, так и чужие несчастья... В книге Бориса Ширяева «Неугасимая лампада» есть удивительная история под названием «Фрейлина трех императриц», где говорится о том, с каким достоинством вела себя в Соловецком лагере шестидесятипятилетняя баронесса, фрейлина трех императриц. Жизнь среди уголовниц (притонодержательниц, проституток,контрабандисток) поистине была адом, особенно тяжким для аристократки. Ведь издеваясь над ней, уголовницы ждали жалоб, слёз бессилия, но этого им не пришлось увидеть. Баронесса не опустилась, не поддалась нечеловеческим испытаниям, свалившимся на неё. И в смраде матерной ругани, и в хаосе потасовок она была той же, какой видели ее во дворце: женщиной с истинным чувством собственного достоинства, с невероятным самообладанием и глубоким сознанием своего долга. Она несла крест каторжницы без ропота, без жалоб и жалости к себе, без сетования и слёз. На седьмом десятке лет ей приходилось поднимать двухпудовый груз сырых кирпичей. Не показывая своей несомненной усталости, она, вернувшись в барак, тщательно чистила свое платье, молча съедала миску тресковой баланды, молилась, стоя на коленях перед маленьким образком, и ложилась спать на свой аккуратно прибранный топчан. Именно эти самообладание и внутренняя дисциплина не только спасли баронессу от унижения, но заставили даже самых матёрых уголовниц уважать её. «Человек душу свою соблюдает!», «Божеская старуха», -говорили о ней. Ей «доверили» самое льготное, «привилегированное» место: фрейлина трех русских императриц стала уборщицей камеры воровок и проституток. «Нарастающее духовное влияние баронессы чувствовалось в ее камере всё сильнее и сильнее, - пишет Борис Ширяев. - Это великое таинство пробуждения Человека совершалось без насилия и громких слов. Вероятно, и сама баронесса не понимала той роли, которую ей назначено было выполнить в камере каторжного общежития. Она делала и говорила «что надо», так, как делала это всю жизнь. Простота и полное отсутствие дидактики ее слов и действия и были главной силой ее воздействия на окружающих». Окружающие фрейлину уголовницы стали сдерживаться от сквернословия, несколько человек потянулись к вере - на Страстной неделе они говели и причастились у тайно проведенного в Соловецкий театр священника. Таинство принятия Тела и Крови Христовых совершалось в темном чулане, где хранилась бутафория, Дарами, пронесенными в плоской солдатской кружке в боковом кармане бушлата... Поразительно, как закончилась жизнь этой необыкновенной женщины. «Когда вспыхнула страшная эпидемия сыпняка, срочно понадобились сестры милосердия или могущие заменить их. Нач. санчасти УСЛОН[5] М. В. Фельдман не хотела назначений на эту смертническую работу Она пришла в женбарак и, собрав его обитательниц, уговаривала их идти добровольно, обещая жалованье и хороший паек. Желающих не было. Их не нашлось и тогда, когда экспансивная Фельдман обратилась с призывом о помощи умирающим. В это время в камеру вошла старуха-уборщица с вязанкой дров. Голова ее была укручена платком - на дворе стояли трескучие морозы. Складывая дрова к печке, она слышала лишь последние слова Фельдман: - Так никто не хочет помочь больным и умирающим? - Я хочу, - послышалось от печки. - Ты? А ты грамотная? - Грамотная. -И с термометром умеешь обращаться? - Умею. Я работала три года хирургической сестрой в Царскосельском лазарете... - Как ваша фамилия? Прозвучало известное имя, без титула. - Баронесса! - крикнула, не выдержав, Сонька (однаиз уголовниц, вначале особо досаждавшая фрейлине. - Свящ. М.О.), но этот выкрик звучал совсем не так, как в первый день работы бывшей фрейлины на "кирпичиках ". Второй записалась Сонька и вслед за нею еще несколько женщин... Двери сыпнотифозного барака закрылись за вошедшими туда вслед за фрейлиной трех русских императриц. Оттуда мало кто выходил. Не вышло и большинство из них. М. В. Фельдман рассказывала потом, что баронесса была назначена старшей сестрой, но несла работу наравне с другими. Рук не хватало. Работа была очень тяжела, т. к. больные лежали вповалку на полу, и подстилка под ними сменялась сестрами, выгребавшими руками пропитанные нечистотами стружки. Страшное место был этот барак. Баронесса работала днем и ночью, работала так же тихо, мерно и спокойно, как носила кирпичи и мыла пол женбарака. С такою же методичностью и аккуратностью, как, вероятно, она несла свои дежурства при императрицах. Это ее последнее служение было не самоотверженным порывом, но следствием глубокой внутренней культуры, воспринятой не только с молоком матери, но унаследованной от ряда предшествовавших поколений... Владевшее ею чувство долга и глубокая личная дисциплина дали ей силы довести работу до предельного часа, минуты, секунды... Час этот пробил, когда на руках и на шее баронессы зарделась зловещая сыпь. М. В. Фельдман заметила ее. - Баронесса, идите и ложитесь в особой палате... Разве вы не видите сами? - К чему? Вы же знаете, что в мои годы от тифа не выздоравливают. Господь призывает меня к Себе, но два-три дня я еще смогу служить Ему... Они стояли друг против друга. Аристократка и коммунистка. Девственница и страстная, нераскаянная Магдалина. Верующая в Него и атеистка. Женщины двух миров. Экспансивная, порывистая М. В. Фельдман обняла и поцеловала старуху. Когда она рассказывала мне об этом, ее глаза были полны слез. - Знаете, мне хотелось тогда перекрестить ее, как крестила меня в детстве няня. Но я побоялась оскорбить ее чувство веры. Ведь я же еврейка. Последняя секунда пришла через день. Во время утреннего обхода баронесса села на пол, потом легла. Начался бред. Сонька Глазок тоже не вышла из барака смерти, души их вместе предстали перед Престолом Господним». Видя этот пример высокого достоинства человека, не будем отчаиваться. К нам всегда протянута любящая Божьярука - стоит только почувствовать это, и болезнь будет переносить гораздо легче. С Божьей помощью, по советам врачей, надо найти то, что поможет мне лично - и с физической, и с моральной, и с духовной стороны. Итак, с молитвой, двинемся в этот трудный путь. ПОМОГИ НАМ, БОЖЕ! Раннее утро ... Готовимся к началу Божественной Литургии, с клироса слышно тихое чтение 3-го часа. В алтарном окне монастырского храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» Господь пишет такой дивный пейзаж, что глаз не оторвать! На востоке, у самого края земли загорается зарево просыпающейся бесконечной Вселенной. Между горячими фиолетово-багряными переливами утренних туч проглядывает небо, незаметно переходя в теплую лазурную даль. Вот оно - то ощущение, о котором невозможно иначе сказать, как - Благодать Господня! После 6-го часа, разбудив утреннюю полудремную тишину, возвышенно и торжественно зазвучал трезвон: «яко да вcu слышащие звенение его, во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святаго Твоего»[6]. Окидываю взглядом алтарь: все ли готово для встречи с Тайнами Христовыми? Слева торжественно замер жертвенник, трепетно мерцают разноцветные лампадки, потрескивают на Престоле большие свечи, освещая Евангелие, из-под которого голубеет Илитон с Антиминсом[7]. Все стоит на своем месте, как пред Великим парадом чествования Иисуса Христа. Мир замер в ожидании начала умилостивительного воспоминания о Сыне Человеческом. Но как же трудно оторвать свою мирскую плоть от вознесения души к благодатному бессмертному блаженству! - Господи, помоги мне, недостойному и болящему, свершить благодарственное хваление Спасителю Мира и преподать людям таинственную жертву Тела и Крови Христовой. А плотяное сердечко все равно тихонько стонет о личном: - Боже, если Тебе это угодно, сними, утиши скорби и тяжести моей болезни!.. Затихает колокольный звон, храм заполняет такая тишина, которую не ощутишь больше нигде. В вытянутых руках поднято Евангелие, оно плывет над Антиминсом, будто изображая над ним крест. «Благословено Царство, - звучит прославление Святой Троицы, - Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков!» «Аминь», - совсем по-неземному переливаются голоса монастырских певчих. «Миром Господу помолимся», - взывает Святая Церковь по всей Вселенной Вседержителя. «Господи, помилуй!!!» - просят людские сердца, примирившиеся со всеми, не имеющие ни на кого гнева иль вражды. И я ощущаю, как от этой совместной, необыкновенно мощной молитвы всей Церкви укрепляется и мой немощный, ослабевший от испытаний дух. Помоги нам, Боже...
О ЧИСТОЙ СОВЕСТИ В субботний вечер в отделении онкологической клиники ощущается какое-то незримое облегчение. Казалось бы, непонятно почему: в воскресенье больные не освобождаются от своих утомительных, надоевших болезней, не уходят и навязчивые размышления о них. Просто в этот день мы все свободны от разговоров с врачами, которых и ждем и боимся одновременно: ведь они всегда страшат неприятными «сюрпризами». Потому-то мы так по-детски радуемся краткой воскресной свободе. Но для многих главная причина необычного воскресного настроения в том, что в наших христианских душах глубоко заложена генетически выверенная радость об этом дне - дне Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Ощущаю, как снисходительно улыбнулся на эти наивные, по его представлению, слова маловерующий человек: - Что же, прямо все так и стали в честь Воскресения верующими?.. К сожалению, - нет. Разумеется, всё отделение на утреннюю молитву не выходит, далеко не все больные появляются на молебнах о здравии, которого всем нам так не хватает. Богоборческий двадцатый век, казалось бы, старательно уничтожил в душах людей святую веру, умение обращаться к Богу за помощью. Однако, зная, что в нашей палате постоянно звучит слово ко Господу, нет-нет, да и откроется дверь, очередной страдалец протянет руку с записочками, с просьбой помолиться. Нет, не оправдались надежды вражии -не уничтожена Вера Православная на Святой Руси!.. Медленно иду по коридору отделения, сдерживая боли внутри себя. Тихим субботним вечером в небольшом холле, на диванах, на креслах бережно расположили свои болящие телеса уже знакомые мне страдальцы. Идет оживленный разговор, но не такой, когда они утомленно рассказывают друг другу о болячках, уколах, облучениях, химиотерапии. Чинно восседает на кресле, согнув ногу и прижав ее к животу, словно для самообезболивания, Юрий Николаевич, преподаватель университета. Чуть раскачиваясь, несколько возбужденно рассуждает на весь холл: - Вот был такой философ, Декарт. Он говорил: всё подвергайте сомнению! - Но это никак не относится к нашей действительности, - иронично блеснул очками солидный чиновник железнодорожного ведомства. - Ну, конечно же, нет, - примиряюще улыбнулся Юрий Николаевич. - Я просто хотел подчеркнуть, что мы не должны уподобляться кроликам, которые покорно доверяются врачам. Вот смотрите, - показал он какую-то книгу, вроде учебника. - Здесь говорится, что связь развития опухоли с центральной нервной системой пока ещё изучена слабо. А связь эта есть, и она удивительна. Я прочел, что редко, но бывают случаи самопроизвольного исцеления. Вы слышите? Не излечения, а ис-це-ле-ния! Вот это да ... По холлу прошло неуловимое движение. Словно из книги, взмахнув переливающимися крыльями, выпорхнула чудесная сказочная жар-птица, и каждый хотел, чтобы она непременно коснулась крылом его самого. - Самопроизвольное! - отбросив газету, с недоумением всплеснул руками материалист-железнодорожник. - Это значит, что моя опухоль вдруг, по необъяснимой причине, начнет уменьшаться, рассасываться и вдруг - нет ее! Так, что ли? Примолк народ. Даже рты приоткрылись от этой удивительной сказки. Сердце каждого замерло от нереальной, но такой желанной и долгожданной надежды. Чтобы моя всю жизнь исковеркавшая губительная опухоль - и вдруг истекла, истаяла, уничтожилась?.. Ах, как бы этого хотелось! Но пожилая женщина в темном теплом платочке, незаметно сидевшая в углу, вдруг тихо сказала: - Для этого надо, наверное, иметь... чистую совесть! - Ах, да при чем тут совесть? - возмущенно махнул рукой железнодорожный чиновник, сурово проступила сквозь очки его марксистская закваска, - несерьезно, обсуждая такие сложные медицинские вопросы, говорить о каких-то мифических духовных проблемах! Университетский преподаватель повернулся в сторону смутившейся женщины: - А это вы, милая, здорово сказали. Конечно, многого мы, люди духовно темные, не понимаем - ни в медицине, ни в религии. А вот я прочёл в одном журнале интереснейшую статью... Мозг человека огражден от всего постороннего специальным барьером — он называется, кажется, гематоэнцефалическим. То есть в кровеносных сосудах, идущих в мозг, находится по нескольку мембран, которые защищают мозг от всего вредного -микробов, химических веществ и даже лекарств. И человек будет жив до тех пор, пока какое-то нежелательное вещество, либо микробы (словом то, что может убить человека) этот барьер не преодолеют и не попадут в мозг. - А можно поточнее? - встрепенулся кто-то. Народ, собравшийся вокруг, вдруг затих. Даже двое молодых людей, с упоением сражавшихся в нарды на угловом столике холла, отодвинув доску, замерли с немым вопросом в глазах. - Ну, я не медик, - попытался объяснить Юрий Николаевич, - всех деталей не запомнил, но главное уловил. Оказывается, действие этого барьера зависит от соотношения солей в организме человека (не помню точно, каких - вроде, калия и натрия). Если, скажем, натрия достаточно, то человека ничего не берёт, гадость всякая через барьер не проходит - и жизнь продолжается! Ну, а если вдруг нехватка натрия возникла - защита прорвана, человеку - конец. В холле, словно натянутая струна, стояла звенящая тишина. - От чего же это, - торопит рассказчика исхудавший, весь перевязанный мужчина, - зависит соотношение солей-то этих? - Да уж будьте покойны - не от совести нашей! -язвит материалист. - Вот это и есть самое интересное! - хорошо поставленный голос Юрия Николаевича поднялся до торжественных нот. Преподаватель встретился взглядом с ироничным блеском очков неверующего оппонента и сказал то главное, ради чего он затеял весь разговор: - Их соотношение зависит - от настроения человека! !! Понимаете, коль бодр человек, духовно стоек - соотношение солей меняется в пользу здоровья, и тут уж никакая болезнь не доведет до смерти. А если взяло верх уныние, отчаяние - тут уж можно и гроб заказывать. Вот такими вечерними беседами встречал грядущий воскресный день болящий народ... Не стану углубляться в то, насколько, с медицинской точки зрения, достоверны сведения преподавателя, возможно, он привёл не те термины, что-то понял слишком упрощённо. Я лишь пересказал дилетантский разговор, обычный среди больных. Но в нём есть исключительно важный момент: люди с различной степенью веры воскресный день начали с дискуссии о том, что именно может привести больного к выздоровлению или к гибели. Удивительно, что речь шла о нравственных понятиях, практически с христианской точки зрения - о человеческом настроении (бодрости, духовной стойкости или, наоборот, об унынии). Кстати, о подобной ситуации идет речь в материалах православного медицинского сервера. Оказывается, между эмоциональным состоянием родителей и иммунной системой детей существует прямая зависимость, и у нервных родителей дети болеют чаще. Вот что пишет Елена Корлева: «Родители, которые часто испытывают стресс, делают тем самым своих детей уязвимыми для многих болезней. К такому выводу пришла группа британских ученых из Университета Рочестера во главе с доктором Мэри Касертой. Они впервые провели исследование, которое помогло им установить, что между эмоциональным состоянием родителей и иммунной системой их чад существует прямая зависимость. Служители науки объясняют это тем, что дети очень чувствительны к нервному состоянию отцов и матерей и сопереживают им, что ведет к снижению детского иммунитета. В эксперименте, который длился три года и обошелся в 64 тысячи долларов, приняли участие 169 детей и их родителей. Каждые шесть месяцев психиатры оценивали состояние взрослых. До прохождения осмотра родители должны были самостоятельно фиксировать все случаи заболеваний детей. В результате ученые выяснили, что подрастающее поколение в семьях, подверженных стрессам, намного чаще испытывает проблемы со здоровьем. Исследователи полагают, что полученные ими данные послужат для неспокойных родителей поводом задуматься над природой своих волнений и перестать нервничать по пустякам. Ведь их уравновешенность благоприятно скажется не только на здоровье детей, но и на их собственном самочувствии: иммунная система первой страдает от стресса, вне зависимости от возраста человека. Под влиянием переживаний могут проявиться самые различные инфекции: ОРВИ, герпес, молочница. Иногда нервозность приводит к депрессии, нерегулярному питанию, бессоннице, психологической беспомощности и апатии. Можно сделать вывод, что поиск путей для снятия стресса - это один из способов позаботиться о своем здоровье. Кроме того, спокойное отношение к жизни помогает дольше сохранять молодость. Не так давно ученые выяснили: ничто так не старит организм, как постоянный стресс, вызывающий необратимые изменения на клеточном уровне. Особенно пагубны излишние нервы для женского организма - представительницы прекрасного пола, которые часто волнуются, живут на 9-17лет меньше, чем женщины спокойные и уравновешенные»[8]... Когда проснулось воскресное солнышко, я читал утренние молитвы, служил молебен о здравии в том самом холле, где шла вечерняя беседа. На столике вместо доски с нардами стояли иконы со свечами, лежали Крест и Евангелие. Торжествующим гимном в нашем маленьком уголке Вселенной звучит Воскресная песнь: «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому Господу Иисусу, единому Безгрешному...» Боковым зрением вижу склонившуюся женщину в теплом платочке. «Кресту Твоему, покланяемся, Христе...» Сердце поет - не один я сегодня в больничном холле: и два паренька молятся у стены, и наш преподаватель, чувствую, способен не только лекции произносить, но и склониться к Всевышнему. «Приидите, вcu вернии, поклонимся святому Христову Воскресению...» Возношу Крест для поклонения после молебна. Лица, вчера еще такие сумрачные, затенённые болезненными страданиями, в воскресное утро словно высветлились. Разумеется, это не значит, что люди эти вдруг исцелились, конечно же, нет. Но сделан маленький шаг к Богу, хоть на йоту укрепилась вера. А это уже осознанное движение к постепенному улучшению здоровья -душевного и телесного. - С воскресным днем! Поздравляю вас! - улыбаюсь собравшимся. В ответ - мирное сияние глаз замученных недугом людей, да и у самого на душе светлеет. Я ведь тоже из этого болящего племени... Приближается наш ироничный чиновник. Что-то скажет он на сей раз? Неожиданно слышу: - И вас, батюшка, с воскресением... Голос вчерашнего спорщика звучит необычно добро и даже ласково, он опускает глаза... Хорошо-то как! С Воскресением Христовым вас, дорогие братья и сестры!
ВСТРЕЧА С БОГОМ Именно в это скорбное для меня и моих сотоварищей по болезни время как-то необычно расцветает весенний Крым. Горы неповторимы в любое время года, а сейчас, в марте, они дышат чем-то совсем особенным, будто благодатью тихо наполняется каждая веточка, каждая распускающаяся почка. Оставив за шкафчиком свою послеоперационную палочку, бреду себе потихоньку по обители (бегом-то бежать - сил не хватает). Не хочется шагать по ступенькам - как замечательно ощущать под ногами мягкую прошлогоднюю травку на спуске к монастырской церкви. Слушаю звонкий прозрачный воздух - будто нежные переливы поющей вдали флейты. Пахнет прелыми листьями, сладко кружится голова - то ли остатки болезни, то ли весенняя радость... Поднимешь взгляд на горы - глаз не отвести. Незаметной жизнью живут леса: пока еще не видно зеленых проблесков будущих листьев, но зимняя окраска деревьев ощутимо меняется. Внимательный взгляд улавливает дымчатую сиреневость леса на южных склонах крымских гор. Замечали ли вы, какая тонкая радость исходит от крымских подснежников? Еще полмесяца назад самые храбрые белые головки, как разведчики, проглядывали в поисках тепла сквозь травку в укромных местах южных склонов. А сейчас, как войско, целыми рядами наступает это веселое цветочное братство. Смотришь — в тех местах, где мы вчера еще ничего не видели, всё засыпано улыбающимися цветочками, от которых тихонько исходит запах холодной свежести, запах весны. Именно об этом состоянии написал академик Евгений Ряпов: Что дышит поле... Дождь искрится ... В деревьях бродит вешний сок... И никогда не повторится Простой березовый листок. В эти минуты трудно поверить, что можно услышать стон людской беды: - Ну, где же оно, это счастье? Какое оно? - Приди и виждь[9], - говорит на это Святое Евангелие… Чувствую, не зря пришли эти мысли: приближаются ко мне несколько человек. Видно издали, что любоваться переливами подснежников на весенних склонах они сейчас не могут. Мы, священники, видя человека, часто начинаем ощущать горе, идущее из его сердца. - Батюшка Михаил, - слышу осевший от тревог голос молодой женщины, - большая беда у нас. - Что за беда, моя родная? - На папочку моего недуг тяжкий навалился, - глаза женщины наполняются слезами. «Уж не рак ли навалился на незнакомого мне раба Божьего?» -мелькает немой встречный вопрос. - Анализ показал онкологию, - получаю подтверждение своей догадке. В голове возникают мысли довольно несуразные: «Ну вот, больного привезли к больному... И как же может помочь сам больной?..» Но тут же заставляю замолчать этот саможалеющий, себялюбивый голос: «Не к тебе привезли этого страдающего человека, а на святое монастырское место». Пока спускаемся вниз, беседую с родственниками, ощущая при этом, что вера и молитвенная поддержка в семье слабоватая, а точнее сказать, почти никакая. Вот и «виновник» нашей встречи - Александр Кожевников, 50 лет от роду, работал шофёром, сейчас ему это не по силам. Даже не зная диагноза, скажешь: человеку весьма и весьма плохо: очень слаб, нутро разрывает кашель, стоять на ногах тяжело - аж покачивает! Из своего небольшого опыта монастырской жизни могу сказать, что на нашей святой Топловской земле шансов выжить и укрепиться намного больше, чем в городской суматохе Симферополя. Из своего небольшого опыта монастырской жизни могу сказать, что на нашей святой Топловской земле шансов выжить и укрепиться намного больше, чем в городской суматохе Симферополя. - Мой вам совет, дорогие мои, - убеждаю родственников и болящего Александра, - берите благословение у матушки игуменьи, чтобы вашему болящему пожить и помолиться в обители. Будем вместе молиться, изучать Закон Божий, и начнет Александр становиться православным христианином. Исповеди и Причастие - это самое лучшее лекарство. И я рассказал, какие в монастыре целительные чудотворные источники, какая неповторимая чистота горного воздуха, какая тишина, которую уже давно не могут услышать измученные жители наших мегаполисов. Конечно, из-за тяжелого состояния Александра нужно было, чтобы с ним остался кто-то из родственников. Но у тех, да и у самого больного сразу же возникли сомнения: - А вдруг самочувствие резко ухудшится, а тут и больницы рядом нет?! Да и дел у всех дома невпроворот - как вырвать себя из жизни, это ведь не на один день! Лукавый враг найдет сотни аргументов, чтобы приостановить человека, стремящегося двинуться к Господу. Долго все обсуждали, сомневались, но порешили-таки положиться на волю Божию. Рискнули оставить Александра в монастыре. Это была их первая, общая победа, когда в сердцах начала просыпаться вера. Победа эта серьезная, но с виду вроде бы и незаметная. Как важно нам, по словам митрополита Антония Сурожского, «... попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх, отвержение, чувство, будто смерть - худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь». Понимаю, что за победой, одержанной этими людьми, пойдут испытания, резкие смены в состоянии здоровья, сомнения в необходимости духовного укрепления - и у близких, и у самого больного. Помоги, Господи, дай всем нам силы, терпение, укрепи нашу веру! Слава Богу за всё!
ИЗМЕНИТЬ ОБРАЗ ЖИЗНИ К сожалению, у многих складывается впечатление, что усилия многотысячной армии врачей, занимающихся проблемой онкологических заболеваний, почти бесплодны. Но это не так. Одна из причин высокой смертности от рака - низкая информированность людей о том, как его избежать. Рак не является неизлечимой болезнью. Рак излечим! Даже те 30-37% заболевших, которых (по официальной статистике) удается излечить от злокачественных новообразований, вселяют, хоть и грустную, но надежду. Но на самом деле исцелённых (а ещё лучше - не заболевших!) может быть намного больше, если человек попытается изменить образ жизни, который навязывает ему цивилизация: обилие рафинированных, бедных витаминами и минеральными веществами продуктов, избыток углеводов в питании, вредоносные маргарины (или так называемые «мягкие» растительные масла), содержащие разрушительные для организма полинасыщенные жирные кислоты, напитки с сахароза-менителем аспартамом, который является сильным, медленно действующим ядом... Я уже не говорю об отсутствии двигательной активности, «расслаблении» у телевизора, вредных привычках, лени и т. д. У нас есть два пути: покорно поддаться яркой рекламе вредного образа жизни или всеми силами противостоять воздействию губительных факторов, перестать «болеть цивилизацией». Очень интересный факт: в экономически развитых странах заболеваемость раком толстого кишечникадовольно высокая, а, к примеру, в Африке - низкая. В чем же дело? Хорошо механически и термически обработанная пища «цивилизованного человека» содержит мало растительных волокон и витаминов, а в так называемых нецивилизованных странах люди питаются в основном сырыми и полусырыми овощами и фруктами, где вдоволь и волокон, и витаминов. Выводы делайте сами. Конечно, человек, уже страдающий тяжелыми заболеваниями, не должен заниматься самодеятельностью, главный советник и наставник на нелегком пути выздоровления - его лечащий врач. Он же может и посоветовать, какие именно комплексы витаминов, какие ну-трицевтики (лекарства и витамины растительного происхождения) надо применять. Самодеятельность здесь опасна - на рынке лекарств и БАДов развелось много мошенников, из-за чего человек рискует купить дорогостоящую подделку. Мне самому в поисках информации об онкологических заболеваниях довелось познакомиться с материалами корпорации «Сибирское здоровье». Академик Н.Н. Петров и другие ученые Новосибирской академии наук утверждают, что 70-80% онкологических заболеваний могут быть предупреждены. Почему рак зарождается в клетке, которая «вышла из-под контроля»? Почему организм перестаёт контролировать клетки? Как развивается предраковая ситуация? Как и почему клетки становятся злокачественными? Как флавоноиды, каротин обезвреживают канцерогены? Каким же образом поддается раку уставший организм с истощенной иммунной системой? На многие вопросы я пытался найти ответ в работах корпорации «Сибирское здоровье», в беседах с его сотрудниками. Я не буду пересказывать серьезные откровения, которые содержатся в работах новосибирцев, людям, не знакомым с медицинской наукой и, особенно, с проблемами онкологических заболеваний. При желании все это можно найти, в том числе и в Интернете. Скажу о том, что сам испытал на практике. Профессор В.Н. Суколинский предложил усилить защиту организма от старения, болезней, в том числе и онкологических, с помощью витаминов А, С, Е. Его открытие в том, что эти витамины лишь в определенных дозах и в определенном процентном соотношении могут оказывать защитное действие в здоровых тканях и способствовать гибели злокачественных клеток. Антиоксидантный комплекс, который я применял, вместе с другими врачебными средствами успешно помог мне справиться с онкологическим недугом. Сегодня я жив, служу Богу и людям только по милости Вседержителя, а также благодаря трудам нашей медицины. Препараты «Сибирского здоровья» с монастырскими молитвами принимаю по сегодняшний день. Очень, конечно, хотелось бы узнать, какой процент из вылечившихся приходится на людей далеких от веры, а какой - на верующих, которым помогали молитвы - их собственные и их близких. Со временем, я думаю, такие данные появятся. Они многое могли бы показать в новом свете.
АНТИРАКОВАЯ ДИЕТА ДОКТОРА ЛАСКИНА Сам я эту диету на себе не пробовал. Но о ней рассказала мне Л.Н. Юрель, врач из Сергиева Посада, специалист по естественным методам оздоровления, - которой я очень благодарен за консультации по медицинской части книги. На сайте журнала «Физкультура и спорт» помещен интереснейший материал Владимир Добкина. Приведу небольшой отрывок из него. «Представьте себе такую картину: врача-онколога из Москвы приглашают в Обнинск к тяжелому больному. Диагноз - лимфосаркома. Осматривать излишне, его десятки раз уже обследовали. Больному Владимиру Цареву 46 лет, худенький, как подросток, с неестественно большим животом, словно человек арбуз проглотил. Практически не встает с постели, смертельный диагноз ему известен, а потому нового доктора встречает без особого энтузиазма. Человек науки, он уже давно не верит в чудеса. С другой стороны, больной, приговоренный неотвратимым ужасом диагноза, вправе ожидать от специалиста хотя бы слов надежды! А приезжий доктор заговорил о питании, крайне необходимом в этом случае, а в заключение извлек из портфеля пакет крупы. Изумленный больной, не имея сил даже привстать со своего ложа, запустил руку в нутро пакета и разглядел на ладони коричневые крупинки. - Гречка? - с изумлением спросил Царев. - Да, гречка, - отвечает Ласкин, уже уставший изумлять своих недоверчивых пациентов. - И если вы хотите выздороветь, это будет основой вашей диеты на довольно длительное время. Но вернусь я к вам ровно через неделю. Тогда и поговорим более предметно. Через неделю доктор Ласкин снова был в Обнинске. И хотя он уже почти привык, что эффект иногда бывает поразительно быстрым, Царев все-таки удивил его тем, что встретил у дверей палаты на своих собственных ногах, а арбузоподобный живот исчез, теперь больничный халат был демонстративно повязан поясом, обозначающим талию. Понимаю, что, дойдя до этого места в статье, любой читатель со средним набором знаний о физиологии человека, а уж тем более знакомый с тем, как проходит процесс заболевания раком, не испытает никаких других чувств, кроме недоверия. С раком может справиться элементарная гречка? Та самая, знакомая нам с детства, которую еще, кажется, совсем недавно (люди старшего и далее среднего поколения это хорошо помнят) выдавали исключительно в заказах и только по красным датам в календаре, а сегодня ее можно приобрести на каждом углу в любом магазине? Да быть того не может! Признаться, и мы, сотрудники редакции, восприняли эту новую для нас информацию с большой долей недоверия и скептицизма. И хотя пришел доктор Ласкин в редакцию, что называется, не с улицы, а по рекомендации давнего друга редакции и соавтора этой уникальной методики Александра Балюры, кандидата медицинских наук, поверить в исцеление трехразовым питанием жидкой гречневой кашей, сопровождаемым обильным питьем - не меньше 8 стаканов в сутки (желательно не из-под крана, поскольку во многих наших городах и поселках из кранов истекает неизвестно что, но только не живительная влага), было очень даже непросто. Понадобились многие часы разговоров, доскональное изучение многостраничного патента, публикаций В. Ласкина в специализированной прессе, консультаций со специалистами, чтобы прийти к выводу: чуда пет, есть глубокое знание работы организма и его зависимости от питания»[10]. Так в чем же здесь секрет? Чтобы не смущать читателя дилетантским пересказом специальных вещей, приведу материал З.П. Белкина, кандидата медицинских наук по специальности «иммунология, аллергология», ведущего научного сотрудника ФГУН МНИИЭМ им. Г.Н. Габричевского. «Можно ли победить рак? Если судить по печальной статистике врачей-онкологов, то вряд ли, особенно в запущенных случаях. Между тем, рак достаточно часто диагностируют именно на заключительных 3-й и 4-й стадиях, когда раковые клетки распространяются по всему организму и возможности традиционных методов лечения (операция, химиотерапия, лучевая терапия) весьма ограниченны. Однако существует другой подход к терапии рака - диетологический. Среди всех известных антираковых диет наибольшее внимание в настоящее время привлекает диета известного врача-онколога доктора В. Ласкина. В течение многих лет Вульф Абрамович, как и все врачи, лечил своих пациентов химиотерапевтическими препаратами и очень страдал, когда пациенты умирали. В отличие от многих своих коллег он никак не мог смириться с тезисом "рак - это судьба " и мечтал придумать свой метод не лечения, а излечения от рака. Он много читал, и как-то на глаза ему попалась статья японского профессора Джоржа Озавы об успешном лечении раковых больных 100%-ной злаковой диетой на основе коричневого риса. Идея показалась привлекательной, но коричневого риса тогда в Москве не было, и Ласкин решил попробовать гречневую крупу. А дальше... дальше началась фантастика. Доктор Ласкин приходил к тяжёлым раковым больным с пакетами гречневой крупы, и уже через 2-4 недели они, как правило, становились ходячими, а затем болезнь отступала. Всего описано более 30 случаев полного выздоровления от рака, в том числе рака молочной железы, простаты, кишечника, лимфогранулематоза, лимфо-саркомы, кожной опухоли Mercele cancer, меланомы. Подробно эти пациенты и методика диетотерапии описаны в книгах: 1. В.А. Ласкин.Рак побеждён, второе рождение. Москва, Издательский Дом «Династия», 2006; 2. В.И. Добкин. Антираковая диета доктора Ласкина. ФИС, Золотая библиотечка здоровья, 2006. Какому проценту больных помогает эта диета? К сожалению, большой статистики, позволяющей оценить эффективность диеты, пока не существует, и вот по какой причине. Из 100 раковых больных, которым доктор Ласкин предлагал свою фактически спартанскую диету, в лучшем случае лишь 3-5 соглашались соблюдать "гречишный" режим питания. Запомнились слова одного пациента: "лучше я умру с солёным огурцом во рту, чем буду каждый день есть гречку". Несмотря на явное улучшение, этот больной резко нарушил диету и в скором времени действительно ушёл из жизни. Объяснение такому поведению заключается в том, что для многих людей современная супервкусная пища играет такую же роль, как спиртное для алкоголиков. Современные пищеголики привыкли черпать из еды наслаждение, снимать с помощью неё стресс. А без неё они впадают в депрессию, и даже страх смерти от рака не останавливает их! А можно ли и соблюсти гречневую диету и сохранить хорошее настроение? Оказывается, можно. Существует особый класс натуральных биоактивных веществ, которые повышают настроение и активность мозга без вреда для здоровья. Это так называемые "умные биологически активные добавки", которые повышают в мозге уровень гормонов и медиаторов счастья (серотонина, дофамина, эндорфинов и др.), а также чувствительность к ним нервных клеток. В итоге повышается активность работы особых центров головного мозга - "центров удовлетворённости". В чём секрет эффективности диеты? Сам Ласкин объясняет успех своей диеты тем, что в гречке содержится рекордное среди всех продуктов питания содержание особого биофлавоноида кверцетина - 8%!!! Главное, что делает кверцетин — это восстанавливает активность "поломанного" в раковых клетках гена р53 или сам заменяет его функцию. Этот ген р53 (ген-суп-рессор опухолевых клеток) является одним из главных регулировщиков в ядре клетки, регулирующим размножение клеток. Его даже называют "хранителем клеточного генома". Если только клетка пытается стать на раковый путь, то ген р53 вызывает либо остановку размножения аномальных клеток, либо их гибель (апоптоз). К сожалению, ген р53 - это наиболее часто инактивируемый ген-супрессор в опухолях человека. 50 — 60% всех опухолей человека лишены нормального аллеля[11] р53. К их числу относятся опухоли головного мозга, лёгких, прямой кишки, молочной железы, гемопоэтической[12] системы и печени. Кверцетин восстанавливает функцию гена р53, тем самым останавливая размножение опухолевых клеток и приводя их к гибели. Хотя многие продукты (шиповник, коричневый рис, брокколи и др.) содержат немало кверцетина, чемпионом по его содержанию является гречневая крупа. В 100 граммах гречки содержится 8 граммов кверцитина!!! Тайная мудрость диеты доктора Ласкина. Диета содержит 300 граммов гречки и, соответственно, 24 грамма кверцетина в день, а если учесть, что в состав диеты входит ещё и шиповник, то, на самом деле, кверцетина ещё больше. Чтобы оценить эти цифры, достаточно напомнить, что типичная американская БАД «Кверцетин» содержит в одной банке 60 таблеток по 0,5 граммов, т. е. всего 30 граммов кверцетина. Таким образом, гречневая диета - это уникальный способ насытить организм ракового пациента драгоценным кверцетином, к тому же, в высоко усвояемой форме; - это мегадозная кверцетиновая терапия больного раком. Но оказывается, этого мало, поскольку стоит гречневую диету и использовать гречневую кашу как гарнир (например, к мясному блюду), как эффект её исчезает; - с другой стороны, даже огромное количество таблеток кверцетина, принятое с обычной трапезой, не излечит ракового пациента. Таким образом, напрашивается вывод, что, таинственным образом, именно гречневая диета даёт возможность проявиться активности кверцитина»[13]. В том рассказе меня больше всего поразило, что смертельно больного человека пришлось уговариватьсоблюдать жизненно необходимую диету (на небольшой срок - всего-то около 40 дней). И хотя речь шла о выборе между жизнью и смертью, пристрастие его к привычной еде было таким сильным (в Православии это называется чревоугодием), что он был согласен скорее погибнуть от болезни, чем что-то изменить в себе: - Чем жевать эту гречку, лучше я умру с солёным огурцом в зубах. Конечно, приведенная диета - не панацея, но она очень ценна тем, что учит человека бороться с собой и за себя, учит решимости отстоять свое право на жизнь. Она не может никому навредить, напротив, ее «побочные действия» способствуют очищению и укреплению сосудов. Так что мы воочию видим, что если больной отказывается включать в лечение важнейшую составляющую - духовную (работу над собой) - вряд ли можно ждать хороших результатов. Только при сочетании методов лечения, охватывающих весь организм и все сферы жизни больного: тело, дух и душу - можно добиться успеха! Одно из самых главных условий для исцеления больного человека: вера в Божью милость, оптимистичное отношение к жизни. С помощью Господа я с этим недугом - справлюсь!
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|