для студентов 511, 411 групп.
Вопросы к Государственному экзамену по ТОНКМ
Создание теории множеств Г.Кантором (кратко). Множество – фундаментальное понятие математики, точное его определение дать нельзя, можно лишь пояснить на примерах!!! Понятие элемента множества. Принадлежность и не принадлежность элемента множеству. Классификация множеств по числу элементов: конечные, бесконечные, пустые (с примерами). Классификация множеств по типу элементов: числовые и все остальные (с примерами). Золотое правило теории множеств: множество считается заданным, если про любой элемент можем сказать, принадлежит он множеству или нет. Способы задания множеств: перечисление элементов, характеристическое свойство (с примерами). Отношения между множествами и их изображение кругами Эйлера: отношение включения, равные множества, непересекающиеся множества, пересекающиеся множества ( с примерами)
Можно оформить в виде таблицы: название операции, обозначение, определение, как найти (в случае перечисления элементов, в случае характеристического свойства), изображение кругами Эйлера, пример. Про дополнение говорить как про частный случай разности.
Рассмотреть такие свойства, как: коммутативность объединения и пересечения, ассоциативность объединения и пересечения, дистрибутивность, свойства разности (5 штук). Некоторые с доказательством, остальные кругами Эйлера.
Определение декартова произведения множеств. Определение соответствия. Способы задания соответствия: перечисление элементов, характеристическое свойство, граф, график, таблица. Примеры. Определение взаимно-однозначного соответствия. Примеры. Равномощные и равночисленные множества.
Определение декартова произведения множества на само себя. Определение бинарного отношения на множестве, его отличие от соответствия. Способы задания отношений: перечисление элементов, характеристическое свойство, граф, график, таблица. Примеры. Свойства отношений: рефлексивность, симметричность, антисимметричность, транзитивность, связность. Особенности этих свойств на графе отношения.
Свойства отношений, перечисленные в предыдущем вопросе. Определение отношения эквивалентности. Понятие разбиения множества на классы. Показать на примере, что отношение эквивалентности задает разбиение множества на классы и наоборот. Определение отношения порядка. Линейно упорядоченные и упорядоченные множества.
Термин и понятие. Абстрактная природа математических понятий. Существенные и несущественные свойства объектов, объем и содержания понятия. Рассмотреть пример, например, объем и содержание понятия квадрат. Золотое правило: чем больше объем, тем меньше содержание. Пример. Отношения между понятиями: тождественные и отношения рода-вида с примерами. Особенности отношения рода-вида: одно и то же понятие может быть одновременно и родовым и видовым и так далее (см. лекцию)
Определение определения. Виды определений: явные и неявные, генетические, контекстуальные, остенсивные, через род и видовое отличие, индуктивные. Примеры. Отдельно рассмотреть определения через род и видовое отличие. Правила составления таких определений: не должно быть порочного круга и так далее (см. лекцию). Алгоритм составления определения: называем определяемое понятие, называем родовое понятие, затем видовое отличие, проверяем на правильность, формулируем определение.
Определение функции через соответствие. Способы задания функции: графический, табличный, аналитический, словесный. Недостатки и достоинства способов задания. Вышеперечисленные свойства функций с определениями и примерами. Основные виды функций.
Строго по материалу лекции и соответствующего параграфа.
Определение теоремы, отличие от аксиомы. Прямая теорема, обратная теорема, противоположна теорема, обратная к противоположной с определениями и примером на одной из теорем.
Определение умозаключения. Отличие его от других способов получения знаний. Структура умозаключения. Виды умозаключений: дедуктивные и недедуктивные. Недедуктивные: по аналогии, неполная индукция. Примеры. Дедуктивные: правило отрицания, правило заключения и правило силлогизма. Примеры.
Определение высказывания и высказывательной формы. Отличия между ними. Логические связки. Элементарные и составные высказывания. Операции над высказываниями: конъюнкция, дизъюнкция, импликация, эквиваленция, их определения, таблицы истинности и примеры.
Определение текстовой задачи. Структура текстовой задачи: объекты, условия, требования. Виды текстовых задач: определенные, недоопределенные, переопределенные. Примеры. Методы решения текстовых задач: арифметический, алгебраический, логический, графический и другие. Этапы решения текстовых задач ( у вас должна быть табличка). Моделирование в процессе решения текстовых зада ч( см. лекцию)
Определение алгебраической и частично алгебраической операции с примерами. Свойства алгебраических операций: коммутативность, ассоциативность, дистрибутивность, нейтральный, противоположный элемент.
(см лекцию или учебник)
(см лекцию или учебник)
(см лекцию или учебник)
(см лекцию или учебник)
(см лекцию или учебник)
(см лекцию или учебник)
Понятие отношения делимости. Свойства отношения делимости: рефлексивность, антисимметричность, транзитивность. Теоремы о делимости суммы, разности и произведения целых неотрицательных чисел (с доказательством).
Общее кратное, наименьшее общее кратное. Общий делитель, наибольший общий делитель. Разложение числа на простые множители. Каноническая форма записи числа. Способы нахождения НОК и НОД, основанные на канонической форме записи числа. Примеры. Алгоритм Евклида. Примеры.
(см лекцию, памятку или учебник)
Определение простого и составного числа. Решето Эратосфена для отыскания всех простых чисел.
(см лекцию или учебник)
(см лекцию или учебник) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|