Здавалка
Главная | Обратная связь

Двухфакторная теория Ф. Герцберга (мотивационно-гигиеническая)



 

Эта модель мотивации была предложена во второй половине 50-х годов XX века. Идеи Маслоу получили дальнейшее развитие в двухфакторной тео­рии мотивации Фредерика Герцберга. Исходя из этой теории существует два вида не зависимых друг от друга факторов, влияющих на поведение людей в организации.

Условия работы (гигиенические) — политика компании, технический надзор, отно­шения с руководством, межличностные отношения по горизонтали, за­работок, безопасность труда, гарантия занятости, условия труда, статус, семейная жизнь.

К первой группе относят внешние факторы по отношению к работе, которые снимают неудовлетворенность работой. Их еще называют факторами здоровья. Они связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работа. К ним можно отнести такие факторы, как нормальные условия труда, достаточная заработная плата, политика фирмы и администрации, межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными, степень непосредственного контроля за работой, статус. Эти факторы не определяют автоматически положительную мотивацию работников. По Герцбергу, отсутствие или недостаточная степень присутствия гигиенических факторов вызывает у человека неудовлетворение работой, которую он выполняет. Если они достаточны, то сами по себе не вызывают удовлетворения работой и не могут мотивировать человека на какие-либо поступки. Но их наличие в полной мере вызывает удовлетворение и мотивирует работников на повышение эффективности, выполняемой ими деятельности.

 

Содержание работы (мотивационные) — достижение успеха, признание заслуг, служебное продвижение, интерес к работе, возможности профессионального роста, ответственность.

Ко второй группе относятся внутренние факторы, присущие работе, которые называют мотивирующими факторами или «мотиваторами». Это такие факторы, как успех, продвижение по службе, признание и одобрение результатов работы, высокая степень ответственности за выполняемое дело, возможности творческого и делового роста. Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.

 

У человека существует не одна система потребностей, а две качествен­но разные. Удовлетворенность — функция содержания работы, неудовле­творенность — функция условий труда. Обе системы являются разнона­правленными плоскостями человеческого поведения. Таким образом, если задача менеджера состоит в стабилизации персонала, он должен прежде всего воздействовать на гигиенические факторы — улучшение условий труда, повышение зарплаты. Однако эти действия не могут привести к по­вышению производительности. Оказывается, что деньги нельзя рассмат­ривать в качестве постоянно действующего побуждающего фактора, по­скольку люди работают за деньги лишь до определенного предела, грани­цами которого является удовлетворение личного представления о том, что такое хорошая жизнь.

Чрезмерно расчленяя работу на операции, менеджеры лишают че­ловека ощущения завершенности, полноты работы. В результате снижает­ся уровень ответственности, возникает чувство бессмысленности, снижа­ется удовлетворенность.

[Надеждина В. С.19]

В основе теории Ф. Герцберга лежат следующие положения:

  • потребности делятся на гигиенические (размер оплаты, условия труда, межличностные отношения, характер контроля) и мотивирующие факторы (ощущение успеха, продвижение по службе, признание, ответственность, рост возможностей);
  • наличие гигиенических факторов всего лишь не дает развиваться неудовлетворению работой;
  • для достижения мотивации необходимо обеспечить воздействие мотивирующих факторов;
  • для эффективной мотивации подчиненных руководитель должен сам вникнуть в сущность работы.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.