Здавалка
Главная | Обратная связь

Законная поддержка.



Все нюансы надомного обучения детей-инвалидов прописаны в Постановлении Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 "Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому". Вот самые основные из них:

· Основанием для организации обучения на дому ребенка - инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

· Обучение на дому детей - инвалидов осуществляет образовательное учреждение, как правило, ближайшее к их месту жительства.

· Образовательное учреждение детям-инвалидам, обучающимся на дому: предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения; обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ; осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании.

· Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.

· Родителям (законным представителям), имеющим детей - инвалидов, осуществляющим воспитание и обучение их на дому самостоятельно, органами управления образованием компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида.

 

ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

28 февраля 2003 г. N 27/2643-6

В настоящее время в Российской Федерации на дому обучаются 30824 ребенка-инвалида. Обучение ребенка на дому нередко приводит к его изоляции от детского коллектива, депривации, формированию у ребенка патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. С целью преодоления этих явлений органы управления образованием некоторых субъектов Российской Федерации пошли на создание экспериментальной модели образовательного учреждения – школы надомного обучения. Таких школ в настоящее время 22, в них обучаются 3439 детей.

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ НАДОМНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

В настоящее время обучение детей с тяжелыми формами хронических соматических заболеваний и детей-инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 861 "Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях". Существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с недостатками здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования. Ставя перед собой гуманные цели обеспечения достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции, сохранения и укрепления здоровья больных детей, многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения - школы надомного обучения.

Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности. Это, во-первых, разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с отклонениями в развитии - по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида.

Во-вторых, это вариативность организации занятий с обучающимися. Занятия в школе надомного обучения могут проводиться в учреждении, на дому и комбинированно: часть занятий проводится в учреждении, а часть на дому. Занятия в учреждении могут проводиться индивидуально, в классе и комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе.

Выбор вариантов проведения занятий зависит от особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, сложности структуры их дефекта, особенностей эмоционально-волевой сферы, характера течения заболевания, рекомендаций лечебно-профилактического учреждения, психолого-медико-педагогической комиссии, государственной службы медико-социальной экспертизы, возможностей доставки обучающегося в учреждение и отсутствия противопоказаний для занятий в классе (группе).

Например, обучающиеся с нарушениями зрения на предметах, где преобладают устные формы работы, обучаются в классе, а на предметах, где преобладают письменные виды работ, индивидуально.

В-третьих, это гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. При этом вариативная часть его позволяет учитывать интересы обучающихся, их потребности и возможности. Выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями. Кроме этого, следует помнить, что возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества недельных часов, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, характером протекания заболевания.

Еще одной особенностью организации образовательного процесса в школе надомного обучения является обязательное включение в их деятельность родителей обучающихся. Эта особенность реализуется через согласование с родителями индивидуального образовательного маршрута и единой программы воспитания, формирование у родителей адекватной оценки возможностей ребенка, проведение лектория для родителей, создание системы индивидуального консультирования родителей.

Для решения задач школы надомного обучения следует организовать полноценное кадровое обеспечение ее. Кроме должностей, включаемых обычно в штатное расписание образовательного учреждения, в штатное расписание школы надомного обучения следует включать такие должности, как: педиатр, медицинская сестра, реабилитолог, психотерапевт, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, педагог-психолог с квалификацией "социальный психолог".

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ПО ПОВОДУ КОТОРЫХ ДЕТИ НУЖДАЮТСЯ В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ НА ДОМУ И ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ МАССОВОЙ ШКОЛЫ

Соматические заболевания.Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим течением. Панкардит. Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации. Хроническая пневмония III стадии при распространенном процессе и наличии выраженной интоксикации. Бронхиальная астма с частыми тяжелыми приступами или длительным астматическим состоянием. Хронический нефрит с нефротическим синдромом. Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами почечной недостаточности. Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита. Злокачественные новообразования различных органов. Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения. Неврологические заболевания.Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при торзионной дистонии и других стойких гиперкинетических синдромах врожденной и наследственной природы. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения полиомиелита. Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

Хирургические заболевания. Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функции тазовых органов. Дневное недержание мочи различной этиологии. Атрезия заднего прохода с недержанием кала. Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях. Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахождения в кокситной гипсовой повязке… Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

Кожные заболевания. Экземы, распространенные в состоянии обострения. Диффузные нейродермиты в состоянии обострения. Псориатические эритродермии. Акродерматит энтерпатика (тяжелые формы). Острая красная волчанка. Прогрессирующая распространенная склеродермия.

Психоневрологические заболевания. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии обострения. Эпилепсия в стадии обострения. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в том числе энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (травматической, инфекционной, соматической). Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоумием в степени имбецильности.

Показания для индивидуального обучения детей на дому по программе вспомогательной школы. Олигофрения в степени дебильности, осложненная следующими синдромами: развернутыми дневными эпилептическими припадками; нарушениями опорно-двигательного аппарата; выраженным энцефалоастеническим состоянием; синдромом двигательной расторможенности; энкопрезом и дневным энурезом; реактивным состоянием. Эпилепсия со слабоумием (развернутые дневные припадки). Шизофрения, дефектное состояние в стадии декомпенсации. Травматическое и эндокринологическое слабоумие в стадии декомпенсации. Текущие органические процессы в состоянии обострения.

Показания для освобождения от обучения на длительное время (полный учебный год) учащихся, страдающих психоневрологическими заболеваниями. По общеобразовательным школам. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии в острой фазе). Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками. Операция на мозге. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций. Тяжелые неврозы (неврастении, психастении). По вспомогательным школам. Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в острой фазе. Эпилепсия с частыми развернутыми судорожными припадками. Операция на мозге. Резко выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжело протекавших инфекций.

Показания для создания облегченного режима учащимся, страдающим соматическими, психоневрологическими заболеваниями (дополнительный выходной день, освобождение от некоторых уроков, неполный перевод на индивидуальное обучение). По общеобразовательным школам. Соматические заболевания: Врожденная сфероцитарная анемия (форма средней тяжести и тяжелая). Гемофилия. Гипопластическая анемия. Психоневрологические заболевания: Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в стадии неполной компенсации. Эпилепсия в стадии обострения (учащение приступов, наличие дисфорий). Церебральная недостаточность на отдаленных этапах после операций на мозге. Выраженные энцефалоастенические состояния после тяжелых травм черепа и тяжелых инфекционных заболеваний.

 

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКСТЕРНАТЕ

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

Постарайтесь на основании Положения

ответить на следующие вопросы:

1. Что такое экстернат?

2. Какие уровни образования можно получить, выбрав экстернат как форму обучения?

3. Каковы возрастные ограничения для обучения в форме экстерната?

4. На основании каких причин можно выбрать экстернат как форму обучения?

5. Назовите основные этапы обучения в форме экстерната.

6. Какие виды документов оформляются при зачислении в экстернат?

7. Какие права имеет экстерн?

8. Каковы обязанности экстерна?

9. В чем заключается специфика промежуточной и итоговой государственной аттестации для лиц, обучающихся в форме экстерната?

10. Какова общая продолжительность обучения в форме экстерната?

11. Как финансируется экстернат (обучение экстернов и оплата труда преподавателей)?

 

1. Экстернат в государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) - аттестация лиц, самостоятельно изучающих дисциплины согласно основной профессиональной образовательной программе (учебному плану) по избранной специальности.

2. Правом получения среднего профессионального образования через экстернат пользуются лица, имеющие среднее (полное) общее образование или начальное профессиональное образование, полученное на базе среднего (полного) общего образования.

3. Аттестация экстернов в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования в рамках получения первого среднего профессионального образования проводится бесплатно.

4. Право на открытие экстерната предоставляется учредителю образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения). Перечень специальностей среднего профессионального образования, получение которых в форме экстерната не допускается, устанавливается в порядке, определяемом Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1994 г. N 1168.

5. Аттестация подразделяется на промежуточную и итоговую.

Промежуточная включает: прием экзаменов и зачетов по курсам дисциплин, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой по избранной специальности; рецензирование контрольных и курсовых работ, отчетов по производственной, технологической и преддипломной практикам; прием лабораторных, контрольных и курсовых работ, курсовых проектов и отчетов по практике.

Итоговая включает: государственный экзамен; защиту дипломного проекта (работы).

6. К промежуточной аттестации при получении первого среднего профессионального образования экстерн допускается приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), где будет проводиться аттестация. Сроки (дата) проведения промежуточной аттестации устанавливаются по соглашению между учебным заведением и экстерном.

7. Итоговая аттестация проводится в сроки, установленные для выпускников образовательных учреждений среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), в котором экстерн допускается к итоговой аттестации.

8. Прием у экстерна экзамена (зачета) по курсу (части курса) проводится комиссией из 3 человек, назначаемой приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) и состоящей из штатных преподавателей.

9. Экзамены по курсу (части курса) предусматривают письменные и (или) устные ответы на вопросы, указанные в билете, и вопросы членов комиссии. Сдача экзамена протоколируется членами комиссии. К протоколу прилагаются письменные ответы и другой письменный материал, сопровождающий устный ответ. Другие виды промежуточной аттестации проводятся в устной форме. Наличие разработанного и защищаемого экстерном материала (работы, проекта и др.) обязательно.

10. Оценка знаний (результат промежуточной аттестации) выставляется членами комиссии в специальной аттестационной ведомости за их подписями. Ведомость визируется заведующим отделением.

11. Количество повторных (свыше двух) промежуточных аттестаций по одной дисциплине определяет среднее специальное учебное заведение.

12. Срок действия аттестационной ведомости не может превышать установленного государственным образовательным стандартом срока освоения данной образовательной программы более чем на 3 года.

13. Итоговая аттестация проводится государственной аттестационной комиссией и оформляется в установленном порядке.

14. К итоговой аттестации экстерн допускается по завершении всего комплекса промежуточной аттестации, т.е. при условии наличия у него не утративших срока действия аттестационных ведомостей по всем дисциплинам основной профессиональной образовательной программы (учебного плана).

15. При допуске к итоговой аттестации приказом директора (начальника) учебного заведения могут быть перезачтены результаты аттестации знаний студента, не завершившего обучения в среднем специальном учебном заведении и претендующего на получение диплома о среднем профессиональном образовании экстерном.

16. Допуск экстерна к итоговой аттестации осуществляется на основании его заявления и оформляется приказом директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения), в котором экстерн желает получить диплом о среднем профессиональном образовании, не позднее чем за месяц до окончания семестра, предшествующего итоговой аттестации.

17. Экстерн имеет право получать необходимую литературу из библиотечного фонда учебного заведения, организующего экстернат.

18. Помимо аттестации по желанию экстерна образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением) экстерну может быть оказана любая образовательная услуга (обучение как в рамках основной профессиональной образовательной программы, так и сверх нее) за плату, размер которой определяется договором. Плата осуществляется за счет средств юридического или физического лица.

19. В рамках получения второго среднего профессионального образования в государственном среднем специальном учебном заведении аттестация оплачивается экстерном.

20. Размер оплаты услуг, предоставляемых в соответствии с п. п. 18, 19, устанавливается договором между экстерном и образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением); экстерном, предприятием (организацией) и средним специальным учебным заведением; экстерном, благотворителем и средним специальным учебным заведением.

21. Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору определяется сторонами в соответствии с гражданским законодательством.

22. Порядок делопроизводства в экстернате устанавливается образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением) самостоятельно. Результаты аттестации (успеваемости) экстернов отражаются в отчетности среднего специального учебного заведения отдельной графой.

23. В рамках получения второго среднего профессионального образования допуск экстерна к аттестации осуществляется по приказу директора (начальника) образовательного учреждения среднего профессионального образования (среднего специального учебного заведения) на основе договора, соответствующий вид которого указан в п. 20 настоящего Положения.

24. Экстерн, успешно прошедший промежуточную и итоговую государственную аттестации, получает диплом государственного образца об окончании среднего специального учебного заведения с присвоением соответствующей квалификации и указанием специальности подготовки.

25. Диплом выдается экстерну государственным образовательным учреждением среднего профессионального образования (средним специальным учебным заведением), в котором он успешно прошел итоговую аттестацию. Наименование среднего специального учебного заведения, в котором экстерн приступил к промежуточной аттестации, и ее дата указываются в дипломе согласно данным аттестационной ведомости. Специальность, квалификация, наименование среднего специального учебного заведения и дата выпуска экстерна устанавливаются решением государственной аттестационной комиссии по данным итоговой аттестации, к которой экстерн допускается согласно п. п. 13, 14, 15 настоящего Положения.

26. Количество специалистов, выпущенных средним специальным учебным заведением в отчетном году в рамках экстерната, отражается в государственной статистической отчетности по форме N 2-нк в соответствии с Инструкцией по ее заполнению.

27. Оплата труда преподавателей и других работников учебного заведения, обеспечивающих функционирование экстерната, осуществляется за счет средств данного учебного заведения.

УСТАВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

 

Основным документом ОУ является Устав. Он необходим для регистрации ОУ как юридического лица (в части ведения финансово-хозяйственной деятельности, направленной на подготовку образовательного процесса). Согласно ст. 32 п.2/12 к компетенции ОУ относится разработка и принятие устава коллективом ОУ для внесения его на утверждение учредителем, который его регистрирует в органах Министерства РФ по налогам и сборам. Если возникает необходимость разработки новой редакции или внесения изменений, то это происходит на общем собрании или на совете ОУ (например, смена названия, изменение статуса и др.). Содержание Устава ОУ исчерпывающим образом регламентируется ст. 13 п.1.

В уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указываются наименование, место нахождения, статус, учредитель; организационно-правовая форма, цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе: язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание; правила приема обучающихся, воспитанников; продолжительность обучения на каждом этапе обучения; порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников; система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения; режим занятий обучающихся, воспитанников; наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе); порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и их родителей; структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения; порядок управления образовательным; права и обязанности участников образовательного процесса; перечень видов локальных актов, регламентирующих деятельность образовательного учреждения и не противоречащих Уставу.

Реорганизация и ликвидация ОУ осуществляется в соответствии со ст. 34 ФЗ РФ «Об образовании».

Образовательное учреждение может быть реорганизовано в иную некоммерческую образовательную организацию. При реорганизации образовательного учреждения в форме преобразования, выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо, присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением, создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства.

При изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации в иной не указанной в абзаце первом настоящего пункта форме лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Ликвидация образовательного учреждения может осуществляться:

в соответствии с законодательством Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке для федеральных государственных образовательных учреждений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - для государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления - для муниципальных образовательных учреждений;

по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии, либо деятельности, запрещенной законом, либо деятельности, не соответствующей его уставным целям.

Ликвидация сельского дошкольного образовательного или общеобразовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.

СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.