Здавалка
Главная | Обратная связь

От одиннадцати до четырнадцати лет



В подростковый период происходит уменьшение природно-обусловленных страхов и увеличение социальных. Большей чувствительностью в сфере межличностных отношений обладают девочки, у которых количество социальных страхов больше, чем у мальчиков.

Главное психологическое новообразование данного периода - формирование самооценки, неразрывно связанной с чувством самоуважения. В этом возрасте подростки стараются «быть собой среди других». Потребность «быть собой» связана с беспокойств, тревогой, страхом быть кем-то другим (потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами, эмоциональными состояниями).

Подростки, прежде всего, нуждаются в обществе сверстников, поэтому для них очень характерен страх быть отвергнутым, стать изгоем. Из-за этого они боятся не только психического, но и физического уродства, что иногда выражается в нетерпимости к физическим недостаткам у других и у себя.

Подростковый возраст во многом отражает весь предыдущий опыт взаимодействия ребенка со взрослыми. И если в прошлом родители были бестактны, авторитарны, грубы, не могли и не хотели понять своего ребенка и поддержать его, то в подростковом возрасте эти ошибки воспитания часто проявляют себя, в том числе и виде страхов.

ОПИСАНИЕ ПРОГРАММЫ

Цели

1. Профилактика страхов.

2. Преодоление страхов у детей (повышенной тревожности у взрослых за детей).

3. Повышение самооценки.

4. Содействие развитию ребенка.

5. Усиление адаптивных способностей личности ребенка.

Задачи

1. Уметь распознавать чувства (тревога, страх, опасение и др.).

2. Научить способам преодоления страхов.

3. Развить коммуникативные способности, уверенность в себе, своих силах.

4. Развить креативность (воображение, творческие способности, творческое мышление).

5. Гармонизировать личность ребенка.

Возможности использования

Программа носит развивающий характер. Играть в нее могут дети и взрослые; родители, педагоги, воспитатели и психологи.

Возраст

Возраст участников с 3,5 (4) лет (при нормально интеллектуальном развитии). Верхняя граница бесконечна.

Мониторинг

В качестве диагностики в начале и конце программы можно рекомендовать использовать рисунки «Волшебная страна чувств», «Страшный сон мальчика (девочки) с другой планеты», «Мой страх», «Что мне снится страшное, чего я боюсь днем», «Самое хорошее или самое плохое» и др., а так же беседа о страхах по Захарову (см. приложение 1).

Композиция программы

Программа представляет собой сказочное путешествие двоих детей и сказочного персонажа. В ходе работы участники проходят поочередно разные группы страхов, а именно:

1) страх темноты, боязнь остаться одному дома;

2) страх животных и сказочных персонажей;

3) страх чудовищ (скелетов, мумий, привидений и др.), кладбища, страшных снов, страх смерти;

4) страх врачей, уколов, крови (т.е. медицинские страхи);

5) страх войны, пожара, стихийных бедствий, резких звуков (т.е. страхи, связанные с причинением физического ущерба);

6) страх чужих людей, других детей, воспитателей, учителей, родителей, опоздания, страх потеряться (т.е. социально-опосредованные страхи).

В процессе работы над программой чередуется отработка страхов и веселая позитивная информация, дающая ресурс. Это сделано для того, чтобы дети смогли усилить свои адаптивные способности, развить уверенность в себе, своих силах и закрепить полученный опыт с получением ресурсов.

Темп и продолжительность занятий

Темп и продолжительность занятий выбирает ведущий самостоятельно, в соответствии с актуальными задачами. Занятия могут проходить 1-2 раза в неделю по 25-40 мин. в зависимости от возраста детей.

Позиция ведущего (психолога, родителя)

Ведущий читает сказку и по ходу действия предлагает детям игровые задания, соответствующие возрасту ребенка, оказывает при необходимости помощь, отслеживает состояние ребенка.

Количество участников программы

Минимум - двое: ведущий (психолог, родитель) и участник (ребенок, родитель). Максимум 8 человек.

Правила работы с программой

По мере прочтения сказки играющий выбирает себе фигурку (Вани, Тани, Боюськи или другого персонажа, маленькие фигурки которых можно приготовить заранее). Хорошо если у вас будет большой выбор для ребят.

Подсказки для ведущего[3]

? Предложение что-либо сделать, ответить на вопрос.

Комментарии для ведущего.

Нарисуй, раскрась!

Смотри цветные приложения с игровыми заданиями

Почитайте сказки дополнительные прилагательные, поучительные, выразительные

Посмотрите вместе с ребенком мультипликационный или художественный фильм

Состав программы

1. Поле для игры.

2. Книга со сказками и материалами.

3. Альбом раскрасок-страшилок. (Листы можно ксерокопировать, чтобы использовать их неоднократно).

4. Цветные приложения с игровыми заданиями.

5. Лист с фигурками Вани, Тани, Боюськи и медалью.[4]

6. Свидетельство вручается по окончанию игры.

7. Видеодиск с мультипликационными фильмами.

 

«ПОБЕДИ СВОЙ СТРАХ, ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВАНИ, ТАНИ И БОЮСЬКИ»

Участники рассаживаются в круг, ведущий (психолог) знакомиться с ними и рассказывает историю.

Упражнение для знакомства и приветствия: «Золотой ключик»[5]

Цель. Способствовать формированию у детей умения любить окружающий мир.

Звучит медленная музыка. Ведущий просит детей закрыть глаза и положить правую руку на область своего сердца. Сам он делает то же самое. Далее он просит их представить, что в сердце каждого ребенка есть дверка, через которую можно получить или послать любовь. А ключик от этой двери — в руках самих детей. Чтобы повернуть ключ и открыть дверку, надо лишь представить, что она открывается при дыхании. Вдыхая, можно почувствовать, что эта дверка открывается и в сердце каждого впускается любовь и солнечный свет. А когда человек выдыхает, он посылает кому-нибудь свою любовь. Ее можно посылать разным людям: может быть папе и маме, может быть друзьям. Далее ведущий предлагает детям увидеть солнечный свет в сердцах тех людей, кому они отправляют свою любовь, и если захочется, улыбнуться при этом.

Упражнение выполняется несколько минут. Затем с детьми можно обсудить упражнение, попросить их поделиться опытом.

Итак, удобнее располагаемся, история начинается.

В одном обычном городе на обычной улице в многоэтажном доме жила семья - папа, мама, сын Ваня и дочка Таня.

Все у них было хорошо, жили они дружно. Часто родители ходили с ними гулять, то в цирк, то в парк, выезжали на природу (в горы, леса, на море).

И все бы ничего, да вот иногда мама с папой говорили: «Сегодня наш день, дети, мы идем в кино (в гости), а вы остаетесь дома одни». Ох, как не любили эти дни Таня с Ваней. Ваня виду не подавал и храбрился, а Таня тихонечко хныкала. И вот в один из таких дней, когда мама с папой уже ушли, дети загрустили.

- Ваня мне страшно, как тому мальчику в стихотворении,которое мы читали с мамой - сказала Таня.

? Хочешь послушать это стихотворение?

 

ОДИН ДОМА

Ирина Токмакова

Я один остаюсь, Но не хочется есть...

Я совсем не боюсь. Я один остаюсь.

За окошком темно. Кто-то в стенку стучит.

Это мне всё равно. Телевизор молчит.

Свет повсюду включу. Я в ответ постучу.

Посижу, помолчу. Телевизор включу.

Занавешу окно. Время быстро пройдёт.

Папа с мамой - в кино. К нам чужой не зайдёт

Я один остаюсь. Холодильник урчит.

Я совсем не боюсь. Кто-то в стенку стучит.

Может, в кухню схожу. Папа с мамой в кино

За столом посижу. Очень-очень давно...

К чаю пряники есть.

Можно провести с детьми этюд

Этюд «Страх»[6]

Цель: нейтрализация страхов, тревоги.

Мальчик (или девочка) боится одиночества. Он (-а) неподвижно сидит на стуле и со страхом смотрит на дверь: а вдруг в другой комнате кто-то притаился? Во время этюда может звучать музыка, например Н. Мясковского «Тревожная колыбельная».

Выразительная поза: голова откинута назад и втянута в плечи. Мимика: брови идут вверх, глаза расширены, рот раскрыт как бы для восклицания.

- Вы девчонки вечно всего боитесь, и мальчик этот трусишка, а я вот не боюсь - браво ответил ей Ваня.

Тут в соседней комнате, где был выключен свет, что-то скрипнуло.

- Ваня что там? - прошептала Таня.

- Ерунда - сказал Ваня и подошел к двери. Он потянул за ручки и отскочил...

- Там, там... там - пролепетал мальчик - это большое и с хоботом...

? Как ты думаешь, что же увидел Ваня?

Хочешь узнать, тогда раскрась рисунок (см. альбом стр. 2)

Итак, оставим ребят, которые уже немножко успокоились и сели смотреть любимые мультики и перенесемся на окраину города. Там в старом, старом доме тоже жила семья Боюсек - папа Бояка, мама Боягузка, дочка Бояська и сыночек Боюська. Каждый вечер все старшие разлетались по делам. А дело было такое: находить себе человека и бояться вместе с ним.

Вот и наш Боюська достиг того возраста, когда ему было нужно искать своего персонального человека, но т.к. он был маленьким, то и человека нужно было найти маленького, т.е. ребенка. И вот отправился Боюська на поиски.

Шёл он шёл, и вдруг озорной ветерок поднял его и закинул в открытую форточку той самой квартиры, где жили наши герои.

Боюська страшно испугался, ведь он ожидал встречи с одним ребенком, а здесь сразу двое.

Дети то же от неожиданности вытаращили глаза, они вообще никого кроме родителей не ожидали. А тут на них упало непонятное, маленькое, взъерошенное существо в смешных домашних тапочках с красными бумбонами.

Первым очнулся Ваня

- Ты, ты, ты кто?

- Я Боюська. А почему вас двое? -Какой такой Боюська? - спросил Ваня

Наконец к Тане вернулся дар речи, и как воспитанная девичка, она вспомнила, что надо то же представиться.

- Я Таня, а это мой брат Ваня, а ни про каких Боюсиков мы даже не слышали.

- А хотите, я буду вашим Боюськой?

- А для чего это - спросил Ваня.

- И что ты умеешь делать, - спросила Таня. -А я буду бояться вместе с вами или за вас. -Здорово, - хором сказали дети.

- А что для этого нужно?

- Нужно научиться звать меня, - ответил Боюська. -Запоминайте.

 

В зависимости от возраста ребенка ему предлагается один из вариантов. Можно придумать свой вариант вместе с ребенком

 

Эй, Боюська приходи Мне бояться помоги

 

Я с Боюськой подружусь Ничего я не боюсь.

 

Мы с Боюською друзья Он поможет мне всегда

 

На, Боюська, ешь мой страх Будет славный тарарах

 

Мы с Боюською вдвоем наши страхи пожуем

 

Мы с Боюською вдвоем мои страхи уберем

 

- А чего вы сидите здесь одни? - спросил Боюська, - ведь самое время идти гулять?

- Мы боимся, нам нельзя.

- Чего это вы боитесь, ведь теперь у вас есть Я Лучший в мире Боюська, если что побоимся вместе или я побоюсь за вас, а то я что-то проголодался.

- Хочешь конфет? - предложила Таня.

- Нет спасибо, мне бы лучше страха, да побольше.

- А у нас уже нет, мы уже не боимся одни дома.

- Я есть хочу, - захныкал Боюська.

Простим, его ребята ведь он был еще маленьким, начинающим Боюськой.

- Хорошо, - сказали Ваня и Таня - мы пойдем с тобой, не можем же мы оставить тебя голодным, а то ты еще чего доброго похудеешь и умрешь, ой.

Так наши герои отправились в путешествие. Шли они шли и не заметили, как подошли к лесу.

А в лесу чего только нет, кто только там не живет, каких только звуков там не услышишь, чего только в темноте деревьев не померещится.

Вот послушайте одну сказку, которую рассказал нашим путешественникам старый филин.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.