Здавалка
Главная | Обратная связь

Педагогические способности тренера



Высокое педагогическое мастерство тренера опирается на развитые педагогические способности - т.е. на совокупность психических свойств личности, являющихся предпосылкой успешной педагогической деятельности. Педагогические способности не тождественны не только педагогическим знаниям. Навыкам и умениям, но и педагогическому опыту тренера. Чем способнее тренер, тем быстрее вырабатываются у него навыки и умения педагогической деятельности. Способности облегчают овладение педагогической деятельностью, а занятия этой деятельностью развивают педагогические способности. Педагогические способности развиваются на базе общих способностей, однако в общих способностях в деятельности тренера отражается структура педагогической деятельности с её специфическим объектом - личностью юного спортсмена.

Виды педагогических способностей. В структуру педагогических способностей входят следующие их виды (по Н.В.Кузьминой и Ф.Н.Гоноболину, А.А.Деркачу, А.А.Исаеву, и др.)

Перцептивные способности включают педа­гогическую наблюдательность, позволяющую проникать во внутренний мир воспитанника, понимать его пережи­вания и состояния, видеть тенденции изменения его лич­ности, подмечать положительные качества и максималь­но использовать их в процессе воспитания, выявлять его интересы и склонности, привязанности, наиболее автори­тетных для него лиц и использовать их влияние в педаго­гическом процессе. Педагогически направленное внима­ние позволяет отбирать факты, необходимые в работе с юными спортсменами, за каждым поступком и действием подростка видеть педагогическую ситуацию, требующую тщательного анализа. Распределенное внимание позво­ляет не упускать из поля зрения группу в целом и каж­дого воспитанника в отдельности, сочетать фронтальную работу с индивидуальной.

Конструктивные способности являются условием успешного проектирования и формирования личности в коллективе юных спортсменов. Благодаря им тренер способен предвидеть результаты своей деятельности, предугадывать поведение воспитанника в педагогических ситуациях. Этому способствует педагогически направленное воображение и педагогический склад ума. Конструктивные способности помогают тренеру анализи­ровать педагогическую ситуацию и выбирать единствен­но верное в каждом случае средство воздействия на личность и коллектив.

Дидактические способности позволяют наи­более доходчиво передавать излагаемый материал, соответствующим образом конструируя его и адаптируя к особенностям личности воспитанников, стимулировать их самостоятельную мысль, мобилизовывать внимание, пре­одолеет расслабленность, вялость и апатию на занятиях. Эти способности помогают тренеру постоянно совершенствовать методы передачи знаний юным спорт­сменам, экспрессивные способности проявляются в наиболее эффективном с педагогической точки зрения выражения своих мыслей, знаний, убеждений, чувств с помощью речи, мимики и пантомимики. Речь тренера всегда должна отличаться внутренней силой, убежден­ностью. Большое значение имеет культура речи, хорошая дикция, эмоциональное, но четкое построение фраз, от­сутствие стилистических и грамматических погрешно­стей, умение говорить экспромтом. Жесты и мимика ожив­ляют речь, делают ее более образной, эмоционально насыщенной. Тренер должен разнообразить свою речь юмором, шуткой, доброжелательной иронией.

Коммуникативные способности помогают тренеру устанавливать с воспитанниками наиболее благоприятные взаимоотношения. Коммуникативность тре­нера наиболее ярко проявляется в его педагогическом такте, умении избегать конфликтов, как с юными спорт­сменами, так и среди них. В коммуникативных способ­ностях большое место занимает эмпатия, т. е. способ­ность эмоционально отзываться на переживания других людей. Коммуникативные способности проявляются в общении не только с юными спортсменами, но и со все­ми, кто может быть привлечен к воспитательной работе с детскими спортивными коллективами.

Организаторские способности тренера проявляются в организации жизни и быта юных спорт­сменов, их учебы, труда, отдыха, в деловитости при проведении всевозможных мероприятий, в установлении де­ловых внутриколлективных связей и отношений. Они включают способность оценивать обстановку, принимать решения и добиваться их исполнения. Организатор­ские способности зависят от целого комплекса личностных качеств тренера (быстроты и гибкости мышления. решительности, выдержки, настойчивости, требовательности, чувства ответственности за воспитание подростков и т. п.).

Академические способности (способности к научным исследованиям, обобщение своего опыта) необ­ходимы тренеру для постоянного совершенствования в области психологии и педагогики, внедрения в свою дея­тельность научно-исследовательских методов работы.

Специальные способности. Всестороннее со­вершенствование педагогической деятельности тренера связано с развитием его способностей к тому или иному виду спорта. Если у тренера есть также способности к живописи, музыке, технике, то, включая их в свою дея­тельность, он обогащает свои педагогические способно­сти, расширяет диапазон воспитательного воздействия на юного спортсмена. Талантливые тренеры обладают многими специальными способностями, т. е. их общая и специальная одаренность и педагогические способности составляют единое целое.

Авторитарные способности заключается в умении быстро завоёвывать авторитет, это способность к волевому влиянию на воспитанников. Для завоевания авторитета тренером большую роль играет знание им своего дела, серьёзное отношение к работе и заинтересованность в её результатах.

Личностные способности или педагоги­ческий такт. Такт заключается, прежде всего, в умении соблюдать чувство меры в отношениях с воспитанни­ками, особенно при проявлении требовательности, которую всегда следует сочетать с уважением и заботой о спортсменах. Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога.

Формирование и компенсация способностей. Много­образие педагогических способностей и связь их с дру­гими способностями расширяют возможности компенса­ции недостающих качеств и содействуют формированию индивидуального стиля деятельности тренера. Опыт по­казывает, что не у всех тренеров одинаково развиты все педагогические способности. Нередко одно-два наиболее проявляющихся качества определяют мастерство трене­ра. Недостающие же качества могут быть либо развиты, либо компенсированы.

Практически неограниченные компенсаторные воз­можности человеческого организма и почти полное от­сутствие некомпенсируемых качеств в личности тренера дают основание считать, что педагогическое мастерство не является свойством лишь талантливых людей, а достигается в результате формирования и совершенствования педагогических способностей.

Личность выражается, прежде всего, в мотивах ее деятельности.

Профессионально значимыми мотивами деятельности тренера являются интерес к спорту и физической культуре, склонность к педагогическому труду в этой обла­сти, стремление к постоянному совершенствованию в нем, любовь к детям, глубокая убежденность, а большой общественной важности занятий спортом для подростков и детей, чувство долга и ответственности за качество сво­ей работы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.