Здавалка
Главная | Обратная связь

Индивидуальный подход при психологической подготовке



 

Значение индивидуального подхода заключается в том, что ни один метод обучения и трени­ровки не может привести к должным результатам, если он применяется без учета индивидуально-психологических особенностей че­ловека.

Конкретные задачи, которые преследуются при индиви­дуализации подготовки, — использовать все потенциальные возможности человека, все его личностные резервы, применять доступные методы и персонально дозируемые -приемы воздействия с учетом свойств характера и темперамента, психического состояния конкретной ситуации, поставленных целей и решаемых задач.

Степень индивидуализации учебно-тренировочной в воспитательной работы может быть различной. Во-первых, возмо­жен совершенно одинаковый, нивелированный подход ко всем. Оче­видно, -что в этом случае индивидуализация равна нулю. Во-вто­рых, можно работать с подопечным отдельно, персонально, строя всю работу на основе тщательного учета его особенностей и реак­ции на педагогические воздействия. Здесь налицо предельная ин­дивидуализация. Наконец, в-третьих, возможно условное разделе­ние спортсменов по группам, основанное на определенном их сход­стве. Это — индивидуализация по типам (по типичным проявле­ниям).

Индивидуализация обучения и подготовки спортсменов с ориен­тацией на типичные проявления заслуживает внимания. Применяя такой подход, оценив личностные особенности спортсмена и отнеся их к определенному типу проявлений, можно воспользоваться прак­тическими рекомендациями, имеющимися в специальной психоло­гической литературе. Значительно проще получить конкретную кон­сультацию и у специалиста-психолога.

Недопустима «гипертрофия» индивидуального подхода, сведе­ние его к так называемой «парной педагогике». Задачи воспитания и психологической подготовки спортсмена обязательно предпола­гают работу в коллективе и с коллективом. Наряду с индивидуаль­ным правомерно говорить и о дифференцированном подхо­де, понимая под ним специальную работу со спортсменами с учетом их различий по ряду общих признаков: по полу, возрасту, образо­ванию, опыту. Дифференцированный подход как бы предваряет индивидуальный. Вопрос этот пока изучен слабо. Поэтому можно привести лишь отдельные, наиболее общие сведения, необходимые для дифференцированного подхода.

Половые различия. Обыденное представление склоняется к то­му, что мужчины более спортивны, чем женщины. Действительно, мужчины по природе своей более склонны к участию в спортивной борьбе, дух соперничества у них выше, они в большей мере «кон­курентны», амбициозны, активнее и инициативнее в игре и поедин­ке. Можно говорить и о большей их устойчивости к стрессу в усло­виях напряженной деятельности. Мужчины менее впечатлительны и ранимы, менее конфликтны и менее внушаемы.

Женщины, тем не менее, имеют ряд положительных характерис­тик относительно требований спортивной деятельности. Они могут достичь лучших, чем мужчины, результатов в действиях, требую­щих ювелирной точности, лучше переносят однообразную, монотон­ную работу, более дисциплинированны. Но женщины более конф­ликтны в коллективе, требуют большего внимания со стороны тре­нера, нуждаются в большей опеке. В ситуации поражения, срыва, аффекта истерические реакции у женщин случаются чаще и проте­кают интенсивнее.

Возрастные различия. В спорте высших достижений сейчас не­мало спортсменов юношеского (16—18 лет) и даже подросткового (12—15 лет) возраста. В эти годы человек как личность еще не сложился: не сформировались полностью сознание, мировоззрение, интеллект, не устойчивы мнения, отношения взгляды, установки, жизненная ориентация.

Подчас юные спортсмены добиваются выдающихся достижений. Это свидетельствует о значительных (но пока еще недостаточно познанных) физических и психических резервах растущего организ­ма и развивающейся личности. Однако для юных спортсменов, как правило, характерно то, что в своем отношении к упражнениям и соревнованиям они плохо осознают меру риска и социальной ответственности за показанный результат. Это в какой-то степени позволяет их не испытывать сильной психической напряженности. Обычно юные спортсмены во всем полностью полагаются на своего тренера. Поэтому все его действия, применяемые формы и средства подготовки, интенсивность и объем нагрузки должны быть особенно тщательно продуманы исходя из того, что задания и установки будут восприниматься некритично и выполняться точно. Юный спортсмен, естественно, вносит мало корректив в свою подготовку. В силу указанных особенностей для юношеских команд более других подходит авторитарный стиль руководства (в лучшем его виде).

Спортивный опыт. Малоопытные спортсмены, новички в команде нуждаются в большей опеке, в большей степени секундирования, в подробном и более конкретном планировании общей психологической подготовки и тактики поведения в каждом соревновании. Они обладают меньшей социальной защищенностью (меньше рассчитывают на моральную поддержку в команде, в своем cnopтивном коллективе), болезненно реагируют на форму обращения kним, замечания, указания, подсказки и пр.

В связи с этим одна из основных задач тренера в подготовке
таких спортсменов — укрепление чувства уверенности в себе, фор­мирование достаточно высокой самооценки. Достигается это поощ­рением, поддержкой в индивидуальных беседах и путем специаль­ного инструктирования опытных спортсменов относительно пове­дения с неопытными.

В баскетбольную команду ЦСКА пришел новый игрок. Он впервые попал в клуб высшей лиги и не имел опыта игры в составе высококлассных баскетболистов. Один из опытных игроков—человек горячий и эмоциональный — возмущался недогадливостью новичка, упрекал его за каждый неверный маневр. Это угнетающе действовало на новичка. Он плохо привыкал к партнерам к команде. Вмешался тренер. Побеседовал с каждым баскетболистом. Первому посоветовал не обращать внимания на форму замечаний второго, объяснил, что возмущается и кричит он только от несдержанности. Опытному же игроку сказал; что оскорбления недопустимы и его поведение губит молодого игрока. Своеобразные и умелые беседы тренера подействовали.

Опытные спортсмены — это ядро коллектива, его «золотой фонд». Они — опора, советчики и помощники тренера. Безусловно, тренер должен активно использовать возможность положительного влияния ветеранов на воспитание и психологическую подготовку команды, на формирование общественного мнения в команде, на создание атмосферы дружбы, взаимопомощи и взаимоподдержки, хорошего, боевого настроения.

В работе с выдающимися спортсменами сложная психологическая ситуация возникает в связи с большой их популярностью и ореолом незаменимости, вниманием к ним радио, прессы и люби­телей спорта. Нелегко даже самому самокритичному и умному спортсмену устоять против «звездной болезни». Перед тренером стоит сложная задача — сохранить большого мастера для спорта и не дать ему деградировать как личности.

Для ветеранов актуальным является вопрос о сроке прекраще­ния занятий спортом. Стадия развития спортивных мотивов, Кото­рую переживают ветераны, называется инволюцией мотивов. Суть заключается в том, что для спортсмена существенным становится вопрос, для чего он «до сих пор» отдает все силы спорту и не пора ли прекратить выступления в соревнованиях. От тренера и спортив­ного руководства во многом зависит, каким уйдет из спорта заслу­женный спортсмен — с активным стремлением занимать передовые позиции в обществе или морально надломленным, неудовлетворен­ным, не готовым продолжать жизнь, достойную его спортивных ти­тулов и званий.

Образование. При организации индивидуальной психологиче­ской подготовки нельзя не учитывать уровня интеллектуального развития и образования спортсмена. Интеллектуально развитые спортсмены более способны к самовоспитанию, склонны к анализу и творческому активному участию в своей подготовке. Они быстрее и, как правило, с большим желанием и пониманием дела овладе­вают сложными приемами самоубеждения и самовнушения, идеомоторной тренировки, аутогенной тренировки и др. Такие спортсмены ждут демократического подхода, отрицательно относятся к диктату и бескомпромиссным, категорическим распоряжениям, предпочитают, чтобы с ними советовались по всем вопросам орга­низации их подготовки, чаще обсуждали теоретические и методиче­ские вопросы. В то же время развитый интеллект связан с силь­ным воображением и способностью к прогнозированию, что иногда приводит к излишнему «самокопанию», возникновению чувства тревоги за возможную неудачу в предстоящих ответственных соревнованиях, а это, в свою очередь, — к раннему и сильному предстартовому возбуждению. ,

Все эти факторы индивидуальных различий определяют выбор средств и методов психологической подготовки спортсмена.

Индивидуализация психологической подготовки предусматривает последовательное осуществление ряда шагов, представляю­щих собой диагностику, управление и контроль за эффективностью применяемых средств и методов.

Первым и очень ответственным шагом индивидуализации психологической подготовки является изучение индивидуально психологических особенностей спортсмена. Завершается работа по изучению личности составлением подробной психологической характеристики, заполняемой по определенной схеме. Характеристика должна быть достаточно подробной и в то же время конкретной и содержать информации по таким основным. показателям, как направленность личности система отношений, психическое развитие, особенности поведении деятельности. Направленность личности: мотивы, интересы, установки, увлечения, основные потребности, идейная убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, сознание долга, уровень притязаний.

Отношения: к людям (коллективу, тренеру, товарищам, семы соперникам), к делу (спорту, труду, учебе, общественной работе к самому себе (самолюбие, амбициозность, самокритичность, самоконтроль, самовоспитание), к личным достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам, критике, наградам поощрениям и наказаниям).

Психическое развитие: общие и специальные проявления основных .свойств нервной системы, темперамент, психические и волевые качества.

Отношения и поведение в тренировках: аккуратность, дисципли­нированность, организованность, трудолюбие; активность, инициативность, самостоятельность; характер настроения, устойчивость помехам и неблагоприятным условиям. Любимые и нелюбимые упражнения, задания, ситуации. Отношение к частым разъездам смене спортивных залов, инвентаря; отношение к помощи и сказкам тренера.

Отношения и поведение в соревнованиях: типичное предстартовое состояние, сон в период соревнований, степень напряженности в самом начале и в ответственные моменты спортивной борьбы характерная динамика психического состояния в ходе состязание особенности разминки и настройки, реакция на действия товарищей по команде, отношение к судьям и судейству, реакция на зрителей особенности секундирования. Типичные причины срывов, ошибок «психологические барьеры», «коварные» упражнения, приемы и т. Ближайшие и перспективные цели и задачи в спорте. Наличие уверенности и стремления к соперничеству, к спортивной борьбе. Эмоциональные состояния после соревнования.

Психологическая характеристика не остается неизменной. Она дополняется по мере развития и становления личности спортсмен и в связи с совершенствованием его психологической подготовленности.

На основе точного представления о личности спортсмена и его психологической подготовленности осуществляется индивидуальное планирование психологической подготовки. Оно не должно сводиться лишь к определению задач.

Наряду с целями и задачами в индивидуальный план обязательно включают средства и методы психологической подготовки, их дози­ровку и место в учебно-тренировочном процессе.

С учетом данных индивидуального планирования применяются конкретные средства и методы управления психическим развитием спортсмена как осуществление процесса индивидуальной психологической подготовки.

В плане индивидуализации психологической подготовки по типологическим различиям есть продуктивные исследования психологов. Спортсмены с сильной нервной систе­мой при благоприятных условиях (отсутствие психических травм, «психологических барьеров», слабой или чрезмерной мотивации и т. д.) значительно меньше нуждаются в специальной индивидуа­лизации психологической подготовки (хотя, разумеется, без пси­хологической подготовки вообще им не обойтись), чем спортсмены со слабой нервной системой. «Слабые» показывают лучшую свою работоспособность в том случае, когда выполняют большой объем работы малыми дозами (распределенный метод тренировки), для «сильных» лучше метод концентрированной тренировки (боль­шой объем при высокой интенсивности).

Инертные спортсмены должны иметь под­робный план действий в соревнованиях, продуманный до мелочей, иметь на любую сложную ситуацию запасной тактический вариант («домашнюю заготовку»). Подвижные не нуждаются в таком тщательном планировании, перед ними ставят задачи в более об­щей форме. Кропотливая и объемная подготовительная работа утомляет подвижных, отбивает у них интерес, растрачивает нерв­ную энергию и подавляет инициативу.

Поскольку инертный спортсмен медленно «врабатывается» в стартовой фазе соревнования, ему надо заранее настраивать себя на предстоящую борьбу с помощью самовнушения, стараясь пред­ставить приближающиеся состязания, своих соперников, поединок с ними.

Подвижные нуждаются в специальной тренировке «на сосредо­точенность внимания»; они склонны к самоуверенности, к излишне активной и разнообразной разминке, могут без особой надобности менять в соревнованиях тактический план. Если сложное задание не удается быстро выполнить, их интерес к нему заметно остывает.

Неуравновешенные при подготовке к соревнованиям в первую очередь должны заботиться о снижении сильного, возбуж­дения, о сохранении нервно-психической свежести, о том, чтобы всеми возможными средствами отдалить наступление стартового воз­буждения, избежать сильного волнения (не «перегореть»). Решению этой задачи способствует овладение приемами саморегуляции психических состояний.

Не следует спешить ставить перед ними ответственные зада­чи в соревнованиях. Они, как правило, задают чрезмерный темп в начале состязания. Надо стро­же и точнее регламентировать их действия в соревнованиях. При подготовке к старту неуравновешенному спортсмену очень трудно «отключиться» от мыслей о предстоящей борьбе. Чтобы мысли не играли подавляющгй роли, следует обдумывать конкретные технические и тактические детали своей готовности к соревнованию.

Уравновешенные спортсмены стабильнее в проявлении» психических состояний, чем неуравновешенные, но нередко харак­теризуются недостаточной эмоциональной реактивностью. В этом случае тренеру приходится применять такие средства психологической подготовки, которые оказывают способствуют своевременной концентрации психической энергии; спортсмена.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.