Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРЕХОД ОТ ВИШУДХИ К АНАХАТЕ, или ОДИННАДЦАТЫЙ ДОМ



Ключевые слова: жертва формы; выполнение функции; нормальная эксплуатация; исполнение роли; амортизация; износ; старение; отдача.

 

"...Можно сказать уверенно:

здесь и скончаю я дни, теряя

волосы, зубы, глаголы, суффиксы,

черпая кепкой, что шлемом суздальским,

из океана волну, чтоб сузился,

хрупая рыбу, пускай сырая".

(И. Бродский)

Мы переходим к третьей фазе жертвенного спуска объекта по этажам эволюционной лестницы, и здесь ощущение своего рода "ограниченности" жертвования уже теряется, поскольку изменения и разрушения в объекте к концу одиннадцатого дома более чем очевидны: на техническом языке это называется амортизация, на казенном используется термин б/у ("бывший в употреблении").

Начнем, однако, с начала. Первая фаза спуска, то есть переход с сахасрары на аджну (седьмой дом) причиняет объекту ущерб более, так сказать, морального порядка: он теряет свое насиженное место в среде, индивидуализируется и встает к ней в оппозицию - и все. Никаких разрушений в собственном смысле, исключая некоторые связи со средой, с ним не происходит.

На второй фазе спуска, при переходе с аджны на вишудху (десятый дом) объект теряет свою универсальность и его прилагают к среде, выделяя одни его качества и возможности и упуская (навеки) все остальное - но это тоже в некотором смысле лишь моральная потеря.

На третьей фазе (переход от вишудхи к анахате, одиннадцатый дом) происходит нормальная (то есть в предусмотренных Создателем условиях) эксплуатация объекта, в ходе чего он теряет свою форму и становится невозможным его дальнейшее использование в предшествующей роли - зато его среда поднимается в это время с анахаты на вишудху (шестой дом), то есть оформляется сама. Впрочем, потерю формы не следует отождествлять с потерей структуры (девятый дом); типичный объект, завершивший переход с вишудхи на анахату - старые башмаки (которые так выразительно писал Ван Гог), еще сохранившие необходимые атрибуты (подошву, дырочки, шнурки и т.д.), но находящиеся уже явно не в том виде, чтобы служить своему хозяину дальше.

Потеря формы не всегда очевидна и в большой степени определяется средой и функцией объекта в процессе его эксплуатации. Платье модной женщины может, c ее точки зрения, потерять форму, будучи надетым два-три раза, хотя с точки зрения ее подруги оно ещё совершенно новое - однако первоначальный блеск и особую притягательность для общественного подсознания социальной группы модницы оно уже утратило, и теперь в ее реальности находится на уровне анахаты - его можно иногда надеть дома или подарить вырастающей дочери подруги.

Корректно и культурно проведенная эксплуатация (одиннадцатый дом) переводит объект на уровень анахаты - но это, конечно, совсем не та анахата, которая характеризует объект, пришедший с манипуры (пятый дом), где Божественная любовь ощущается как непринужденная игра природы, свежесть и яркость красок. Объект, прошедший службу одиннадцатого дома, выглядит помятым, потрепанным, его краски потускнели, лак потрескался, дерево рассохлось, а железо местами покрылось ржавчиной - но все это лишь придает ему обаяния; каждый дефект хранит в себе воспоминания о былых трудах и подвигах, он как бы концентрирует в себе любовь, освещавшую всю его долгую жизнь и тогда, в годы трудов и усилий, остававшуюся почти незамеченной; зато теперь, когда былые срывы и неприятности во многом забылись, свет прежней жизни струится через него беспрепятственно и Божественная любовь ощущается совершенно явственно, хотя пользы в прежнем утилитарном смысле от него уже практически нет - разве что отнести в музей.

В традиционной астрологии с одиннадцатым домом связывается групповая работа человека, его самовыражение в коллективе, в противоположность личному самовыражению пятого дома. Это вполне согласуется с точкой зрения каббалистической диалектики, поскольку работа в коллективе как раз и означает исполнение человеком (как вишудховским элементом) некоторой своей функции в рамках общегруппового действа, применение своей квалификации, трату умений, сил и энергии, большая часть которых не восстанавливается (например, потраченное время). В конце, исполнив свои функции и обретя любовь коллектива (а через нее и Божественную), человек благополучно отправляется на пенсию.

И здесь мы подходим к важному атрибуту, или, точнее, оттенку одиннадцатого дома, может быть, не очень приятному, но неизбежному - это эффект или субъективное ощущение старения, постепенной, но безвозвратной утери формы и, как следствие этого, возможностей исполнения функции. Принятый в настоящее время взгляд на человеческую жизнь в переводе на язык этой книги выглядит приблизительно так. Детство это бытие на сахасраре, юность - на аджне, конец профессионального обучения и начало работы знаменуют переход на вишудху, а ранняя старость, не обремененная тяжелыми болезнями, есть бытие на анахате. При всей схематичности такого взгляда он показывает важную вещь: под одиннадцатым домом идет вся зрелая жизнь человека, которая тем самым содержит (хотя и не постоянно осознаваемым) фоном элемент старения, то есть невосстанавливаемого разрушения формы и утраты функций; как сказал поэт:

"Рад, что я интеллигент,

что живу светло и внятно.

Жаль, что лучший инструмент

годы тупят безвозвратно".

(И. Губерман)

Что же мы обретаем взамен? Этот вопрос в еще более остром виде встает при обсуждении проблем восьмого дома, в частности, умирания. С точки зрения восточной философии этот вопрос лучше не задавать, а насколько возможно точно следовать своей и Божественной природе, регулируемым Мировым Разумом, подчиняясь тем диалектическим процессам, которые фактически идут, и не пытаясь выдать их за другие. Тогда, оставаясь в их рамках, можно наиболее гармонично прожить свою жизнь и добросовестно исполнить миссию, не навязав миру множество новых и тяжело распутываемых кармических узлов. А вообще проработка любого дома ведет к тому, что человек переживает и его включение, и завершение как безусловно радостные события. В частности, переходя в конце одиннадцатого дома на анахату, человек испытывает радость от нового чувства Божественной любви к себе: другое дело, насколько он выполнил задачу этого дома и в какой мере ему нужна эта любовь.

Трудности и препятствия. Начало, то есть включение одиннадцатого дома, обычно не вызывает у человека протеста: объект приспособлен к эксплуатации и вроде как пританцовывает от избытка сил, готовый потратить их на благо среды. Здесь характерно не опоздание по причине подсознательного нежелания включаться в активную деятельность, а скорее ее начало, когда объект еще не готов к исполнению свойственных ему функций, а одиннадцатый дом еще не включился. Важным признаком включения этого дома является включение двойственного, то есть пятого дома у среды, которая начинает переход от анахаты к вишудхе, то есть претворение в формы заключенной в ней Божественной любви.

В качестве примера рассмотрим тюбик с краской, купленный художником. В момент покупки у него (тюбика) включился десятый дом: он выбрал себе хозяина и нашел свое место в ящике, рядом с другими тюбиками. Когда художник начинает свою работу, он организует для тюбика среду, располагая рядом с ним: палитру, холст, кисти, и главное содержание процесса, происходящего в этой среде, есть переход из шестого дома: замысел художника, его любовь находит воплощение в красках и формах, возникающих на картине. Наш тюбик имеет к этому процессу самое прямое отношение: он содержит в себе одну из необходимых художнику красок, и его функция заключается в том, что при нажатии на его бока эта краска выползает наружу. Преждевременное включение функции в данном случае приведет к тому, что краска начнет выходить из тюбика не тогда, когда художник возьмет его в руки с целью выдавить ее на палитру, а раньше - и перемажет все вокруг.

Значительно более болезненно, чем начало, может переживаться окончание ситуации одиннадцатого дома, когда функция объекта исчерпывается, он невозвратимо теряет поддерживавшую ее форму и становится ненужным среде, которая к тому времени благополучно переходит на вишудху. Тюбик свернут с хвоста в трубочку, выжат до последней капли краски, а картина дописана - и кому он теперь нужен?

Однако если судьба использованного тюбика волнует обычного человека мало, то необходимость выхода на пенсию становится зачастую колоссальной проблемой. Как признаться самому себе в том, что энергия, служившая основой твоего бытия в мире и бывшая много лет необходимой твоей фирме, иссякает и ты больше не нужен? Мысль о том, что фирма за это время твоими, в частности, заслугами созрела и оформилась, греет человека зачастую в очень малой степени, и он начинает неуклюже притворяться перед сотрудниками, а в первую очередь перед самим собой, что есть еще у него порох в пороховницах, а знания и опыт не раз пригодятся... и все это выглядит очень жалко, если его одиннадцатый дом уже пришел к завершению и дает человеку четкую команду: На отдых! Впрочем, завершению одиннадцатого дома чаще сопутствует не увольнение, а понижение в должности, перевод на полуответственную работу и т.п.

С какими домами важно не путать одиннадцатый: прежде всего, с пятым - такая тенденция особенно характерна, если между этими домами есть планетарная оппозиция (то есть планета, стоящая в пятом доме, стоит в оппозиции к планете в одиннадцатом доме). Что это значит на практике? Ситуация одиннадцатого дома означает жертвенные для объекта усилия, в ходе которых он исполняет определенную функцию, старея и амортизируясь. Это нередко оказывается не слишком легко и приятно, и человек может попытаться сыграть с другими и собой такую игру: незаметно подменить одиннадцатый дом пятым, то есть превратить ответственное и старящее исполнение функции в веселую непринужденную игру, притворившись, что форма это структура, и ее можно непринужденно осваивать, не придерживаясь никаких специальных правил. Типичный пример - воспитание подросших детей. Для родителей оно идет во многом под одиннадцатым домом, когда они, необратимо уставая и старея, все же создают условия, необходимые для оформления своих чад на всех планах и во многих сферах. Наоборот, бабушки и дедушки воспитывают внучат преимущественно под пятым домом - балуют их и играют с ними, вместе осваивая структуры, определенные родителями (скажем, мама одевает сына, а бабушка после этого ведет его гулять). Если же родители, уставая или халтуря, начинают подменять свой одиннадцатый дом пятым, то есть играют с детьми, но никак не оформляют (ничему серьезному не учат, воспитывают шлепками или от случая к случаю и т.д.), то перед детьми, когда они вырастают, встают тяжелые проблемы, которыми, они чувствуют. они обязаны родителям, но разрешить их во взрослом возрасте (например, оформить в себе такие добродетели, как сосредоточенность, усидчивость, прилежание) бывает очень трудно или вовсе невозможно. (Другая, не менее опасная подмена заключается в попытке включить одиннадцатый дом, когда реально активен пятый; это значит, например, воспринять ситуацию отдыха и развлечения как изнурительно рабочую, и энтузиастов такого рода встречается больше, чем можно подумать).

Другой вариант путаницы возникает, когда человек не замечает перехода от десятого дома к одиннадцатому. Вообще этот переход довольно распространен, например, в такой ситуации: сначала человек совершает выбор, что именно он будет делать, а затем приступает к исполнению своего решения. Однако если выбор совершается не совсем (или совсем не) добровольно и малоприятен, человек может попытаться сделать вид, что одиннадцатый дом еще не начался и все еще продолжается десятый - но ничего хорошего из этого, как правило, не получается. Другой вариант - попытка смешения десятого и одиннадцатого домов, когда человек как бы одновременно и выбирает план действий и осуществляет его, что выливается в своеобразные прыжки с лопатой по участку обрабатываемой земли, или, другой пример, в психологическую игру "Динамо" (подробно описанную Эриком Берном), когда женщина заигрывает с мужчиной таким образом, что у него через некоторое время возникает острое желание сказать ей: "Ты все же реши, наконец, хочешь ли лечь со мной в койку или нет!"

* * *

Теперь рассмотрим специфику проявлений одиннадцатого дома в различных коллективах.

В жизни пары одиннадцатый дом часто реализуется в той своей ипостаси, которая называется исполнение роли.

Любой актер знает, что для того, чтобы хорошо исполнять роль, мало в нее войти - нужно еще ощутить на себе вполне реальную энергию образа, расходуя которую в конкретных специфических условиях можно сыграть спектакль. Эта энергия и есть энергия (театральной) формы; в спорте употребляется выражение "спортивная форма", имеющее аналогичный смысл: это есть энергия, расходуя которую, спортсмены достигают своих целей: пробегают стометровку, выполняют упражнения на снарядах и т.д.

В отношениях пары, исключая союзы высокого уровня, большая часть ситуаций одиннадцатого дома это именно исполнение ролей - партнеров друг перед другом или их вместе перед средой; именно поэтому так эффективны системы психотренинга, выводящие в сознание и подчеркивающие подсознательные ролевые установки партнеров. При этом трудности и разочарования возникают на второй, завершающей фазе одиннадцатого дома, когда энергия образа заканчивается, то есть роль, говоря театральным языком, заигрывается и перестает быть нужной и интересной партнеру (среде) - хотя сначала была, вероятно, захватывающе увлекательной и совершенно необходимой.

Когда муж говорит жене: "Если бы ты знала, как ты мне надоела!" - он обычно имеет в виду не ее личность, а те роли, которые она ему предлагает и которые уже истощились и не придают ему форму, то есть не переводят его больше с анахаты на вишудху. И это значит, что ей (и, вероятно, ему тоже) нужно сменить пластинку, чтобы в ответ не звучали претензии такого рода:

"А у тебя, я вправду Вань,

Ну все друзья такая рвань

И пьют всегда в такую рань

Такую дрянь!"

(В. Высоцкий)

В жизни семьи ситуации одиннадцатого дома многообразны - это практически все ее рутинные дела и положения, чей сценарий заранее известен и отыгрывается по согласованной схеме - но через некоторое время все начинают чувствовать, что он исчерпывает себя и нужно что-то новенькое.

Обычно в семье очень хорошо отслеживается связь диалектических переходов одиннадцатого и шестого домов, когда сценарное рутинно-жертвенное функционирование семьи в целом или ее части (одиннадцатый дом) сопровождается любовным оформлением того или иного ее объекта или субъекта. Вот несколько типичных примеров.

Еженедельная и особенно праздничная уборка. Здесь одиннадцатый дом стоит над теми членами семьи, которые ее производят, а шестой - над домом в целом, который при этом обретает форму. (То же относится и к приготовлению праздничного стола).

Серьезное (под шестым домом) обучение детей есть формирование у них тех умений и навыков, которые без каких-либо доработок будут применены ими в дальнейшей жизни. Здесь одиннадцатый дом стоит над родителями, дающими ребенку профессиональный, без скидок на возраст, уровень знаний и умений, и это совсем не то же самое, что поверхностное вводно-образовательное обучение под третьим (для ребенка) домом (для обучающего это означает включение десятого дома, то есть выбор одной из граней общего, универсального знания). Детям, разумеется, нужны от родителей оба вида обучения (то есть и под третьим и под шестым домами), и очень интересно следить за тем, как эти дома заканчиваются: например, ребенку внезапно надоедает поверхностность предлагаемых ему мамой сведений или приблизительность предлагаемых отцом навыков (конец десятого дома для них), и он начинает задавать такие вопросы и требовать таких тонкостей технологии, которые впору взрослому, и родители волей-неволей включают свой одиннадцатый дом и "тратятся" уже гораздо серьезнее.

В жизни государства одиннадцатый дом в целом характерен для спокойных времен, следующих за бурными временами, например, свержением старого государственного эгрегора (это могла быть революция или серьезная реформация).

Разумеется, начало и конец одиннадцатого дома переживаются как совсем разные времена (начало - как свежесть и торжество новых социально-государственных идей, конец - как их слабость, бессилие и загнивание), но суть остается одинаковой: в обществе идет рутинная эксплуатация энергии, первоначально заложенной в основание государства при его создании (или последней серьезной реформации), и на этой энергии отдельные общественные субъекты (организации, движения, идеи) оформляются, то есть обретают отчетливое бытие и организационную структуру.

Локальное включение государством одиннадцатого дома это обычно объявление некоторого курса или сценария (например, принятие плана развития годового бюджета и т.п.), в рамках которого будет осуществляться программа жизни общества, имеющая государственное значение. Включение этого сценария (конкретное распределение бюджетных ассигнований) вызывает к жизни уже "шестидомную" активность социальных субъектов, фирм и т.д., которые, реализуя эту программу, оформятся сами.

Одиннадцатый дом в жизни фирмы это в первую очередь ее рутинное бытие, когда не происходит ничего выходящего за рамки обычной эксплуатации сил, умений, навыков и здоровья сотрудников (а также износа оборудования и амортизации зданий и помещений) под общим руководством эгрегора фирмы; под шестым домом находится создаваемая фирмой продукция (неважно, плотно- или тонкоматериального свойства).

Отличие человека, работающего на хорошей фирме, от ржавеющего винтика сложного прибора заключается не только в том, что фирма заботится о восстановлении потраченных им квалификации, сил и здоровья - в какой-то мере они все равно невосстановимы. Самое главное заключается в том, что в результате своей работы человек приближается к исполнению своей жизненной миссии, важным признаком чего является снисхождение Божественной любви и благодати по окончании одиннадцатого дома, и в хорошей фирме они хорошо ощущаются, хотя, как читатель понимает, специальными административными мерами достичь этого трудно.

Включение одиннадцатого дома на фирме это, например, принятие окончательного решения совета директоров о распределении финансирования и заданий между подразделениями; после этого они начинают работать - сначала бодро, а под конец - более уныло (иногда, правда, наоборот - так бывает, при глупом начальстве и компетентном коллективе).

В развитии сюжета книги одиннадцатого дома это, так сказать, хлеб автора и место отдохновения читателя, где он спокойно следит за развитием основных заложенных ранее тем, конфликтов и напряжения, пока они себя еще не исчерпали. Вдохновение автора носит на этом отрезке спокойный и ровный характер: он пробурил в толще земли скважину, из нее уже вылетели под огромным давлением куски породы, потом выбился и был укрощен могучий фонтан нефти и теперь идет нормальная эксплуатация постепенно истощающегося месторождения.

Под одиннадцатым домом автор книги показывает, на что он способен как профессионал, как литератор, то есть человек, работающий над словом. Это наименее выразительные и запоминающиеся куски текста, и если читатель даже в них узнает неповторимый почерк и старается запомнить их наизусть, то можно считать, что книга удалась. Если же писатель акцентирует наиболее яркие, "крутые", "клубничные" моменты и старается поддерживать напряжение сюжета так, чтобы вовсе избежать одиннадцатого дома (например, чувствуя свою литературную несостоятельность), то помимо его воли происходит перераспределение акцентов домом и под одиннадцатый дом при чтении книги читателем попадают многие сцены из тех, которые он писал как будто под десятым или даже восьмым. Чрезмерная яркость утомляет глаз и он, сужая зрачок, гасит контрасты, превращая и черное и белое в оттенки серого.

* * *

Сильный одиннадцатый дом дает человека, в чьей жизни будет много работы - такой, которая видна внешнему миру или, во всяком случае, ему самому; но, конечно, качество этой работы во многом зависит от него самого.

Вообще дневные дома это реализация набранного потенциала, но особенно это становится заметным при включении одиннадцатого дома, когда в окружающей среде за счет этого создаются различные формы.

Другими словами, этот человек в первую очередь квалифицированный работник, мастер, расходующий свои умения и силы на создание форм; однако более, может быть, точный символ одиннадцатого дома - это актер - и на сцене, и в жизни, человек, который включившись в определенный сюжет и взяв на себя порой самую скучную и невыигрышную роль, умеет сыграть ее сильно и неповторимо - не ломая, однако, ни ее, ни сюжета излишним самовыражением, и "отсебятиной". Это может выглядеть почти чудом, особенно при слабом шестом доме, когда человек не будет тратить много времени и сил на создание образа или получение квалификации - но у него все равно будет много что выразить и сделать.

Таких людей очень любит начальство, особенно умеющее разумно использовать труд своих подчиненных; им нужно избегать халтуры и распознавать окончание одиннадцатого дома, когда сюжет и роль уже себя исчерпали: как ни жаль с ними расставаться, если сделать это вовремя, то новые окажутся не менее интересными и плодотворными.

Слабый одиннадцатый дом дает человека, которому плохо удается существование в рамках предложенной роли, а выполнение рутинной работы ему быстро надоедает; впрочем, судьба в этом отношении оказывается к нему более благосклонна, нежели к другим. Автор подчеркивает, что сказанное относится к внутреннему миру и к субъективному восприятию жизни: внешняя жизнь человека со слабым одиннадцатым домом может почти не отличаться от жизни окружающих.

Если шестой дом в карте силен, то человек будет с интересом и энтузиазмом повышать свое мастерство, но ожидать большой и интенсивной отдачи от его усилий не следует - ни окружающим, ни ему самому. Если же и шестой дом слаб, то для человека мир будет поделен на две сферы, имеющие друг к другу малое отношение: сфера, так сказать, горняя, куда относятся люди и объекты совершенные (на вишудхе, аджне и сахасраре) и сфера дольняя, куда относятся люди и объекты обыкновенные и просто хорошие (на анахате и ниже), и переход из одной категории в другую его усилиями (и по его наблюдениям) практически невозможен.

Гармоничный одиннадцатый дом дает человека, для которого реализация своего профессионального потенциала не составляет затруднений: если он чему-то выучился, то легко применит свои умения на практике, создав те или иные необходимые среде формы, и среда окажется ими как бы довольна.

Этому человеку обычно достаются необременительные жизненные роли, которые ему поначалу интересно играть - но если не проявить должной бдительности, они могут незаметно для него лишиться энергии и стать скучными и не нужными для среды - а он этого не заметит. так стареет и выходит из моды, сама этого не замечая или делая вид, что не замечает, некогда знаменитая актриса и постепенно теряет легкость, непринужденность и живость движений прекрасная в молодости балерина.

Для непроработанного гармоничного одиннадцатого дома характерно застревание человека в давно исчерпавшей себя роли, которая начиналась с головокружительной легкости и обаяния. Проработка требует в первую очередь преодоления предубеждения, что любая форма, сделанная человеком, идеально приспособлена для нужд среды - гораздо чаще среда имитирует свое согласие, а в действительности формы, в которых она нуждается, несколько тоньше и прихотливее. Если человек это вовремя увидит и соответственно скорректирует свои усилия, то и окончание одиннадцатого дома пройдет для него гармонично и радостно, а может быть, и с глубоким удовлетворением от своих усилий.

Пораженный одиннадцатый дом дает человека, у которого будет много скуки и протеста против рутины (или того, что он сочтет рутиной) в своей жизни, причем этот протест будет гораздо чаще носить деструктивный, нежели конструктивный характер.

Его жизненные роли будут очень энергичны, но плохо приспособлены к его обстоятельствам; самые по идее невинные образы будут таинственным образом преображаться им в зловещие, демонические или просто неадекватные своему замыслу - при том, что явных противоречий ему может и не быть.

Таких исполнителей очень не любят начальники, так как на них трудно положиться. Зато проработка аспекта дает шанс успешно выполнить задание, не возможное ни для кого другого: это работа агента, каскадера, воспитателя детей младшего школьного возраста.

С чего начинается проработка? После нескольких неудач у человека может возникнуть идея поставить на себе как на исполнителе крест - и ей не следует поддаваться. Второе, противоположное искушение - не признавать никаких правил, заданий и начальников; его тоже следует отвергнуть и искать свои роли и свой способ их исполнения - но не перечеркивания!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.