Здавалка
Главная | Обратная связь

ПАТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ АНЕМИЙ



Иркутский Государственный Медицинский Университет

Кафедра факультетской терапии

 

 

 

 

Т. В. БАРАХОВСКАЯ

 

 

ДИАГНОСТИКА И ЛЕЧЕНИЕ АНЕМИЙ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

Иркутск


Утверждено ЦКМС Иркутского государственного медицинского университета,

протокол

 

 

Рецензенты:

– ассистент кафедры госпитальной терапии ИГМУ к.м.н. Сараева Н.А.

_ ассистент кафедры госпитальной терапии ИГМУ доц., к.м.н. Третьякова М.А.

 

Бараховская Т.В. Диагностика и лечение анемий. Иркутск. 2006;34

 

Учебное пособие посвящено диагностике и лечению наиболее часто встречаемых анемий и предназначено для студентов, интернов, клинических ординаторов.

 

©Бараховская Т.В., 2006.
СОДЕРЖАНИЕ

1. Цели, задачи ………………………………………………………..3

2. Определение анемии ………………………………………………4

3. Патогенез анемии…………………………………………………...5

4. Лабораторные исследования при анемии…………………………7

5. Железодефицитная анемия ………………………………………..10

6. Анемия хронических заболеваний……………….………………..19

7. Мегалобластные анемии……………………………………………24

8. Апластическая анемия……………………………………...............27

9. Гемолитическая анемия…………………………………………….28

10. Ситуационная задача, тесты………………………………………..33

11. Литература…………………………………………………………...34

СОКРАЩЕНИЯ

ЖДА Железодефицитная анемия
РИ Ретикулярный индекс
Hb Гемоглобин
Ht гематокрита
MCV Средний объём эритроцита
MCH Среднее содержание гемоглобина в эритроците
MCHC Средняя концентрация гемоглобина в эритроците
СЖ Сывороточное железо
ОЖСС Общая железосвявывающая способность сыворотки
СФ Сывороточные концентрации ферритина
НТ Насыщение трансфферина
ССЭ Средств, стимулирующих эритропоэз
ХПН Хроническая почечная недостаточность
ЖКТ Желудочно- кишечный тракт
ХБП Хроническая болезнь почек
АХЗ Анемия хронических заболеваний
ГА Гемолитические анемии
АА Апластическая анемия
АИГА Аутоиммунная гемолитическая анемия

1. ОБЩАЯ ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ по теме ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНАЯ АНЕМИЯ ( для студентов лечебного факультета): научиться диагностировать указанную нозологическую форму, осложнения, освоить современные принципы лечения больных данной патологией.

2. Для студентов медико-профилактического, педиатрического, стоматологического факультетов научиться диагностировать анемию, освоить классификацию анемий, основные виды анемий (ЖДА, В12- дефицитная, АА, ГА, АИГА), ознакомиться с основными принципами диагностики и лечения данных анемий.

3.ЧАСТНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ ЗАДАЧИ: в результате занятия студент должен:

 

ЗНАТЬ: УМЕТЬ:
1.Обмен железа в организме.   2.Факторы риска, этиологию, патогенез ЖДА.   3.Клинические признаки ЖДА. 4. Показатели общего анализа крови.   5.Классификация анемии. 6.Дозы, способы применения, механизм действия лекарственных препаратов, применяемых для лечения больных с ЖДА.   7.Основные профилактические мероприятия по предупреждению развития ЖДА. Первичная и вторичная профилактика.   8. Для студентов медико-профилактического, педиатрического, стоматологического факультетов дополнительно к ЖДА знать факторы риска, этиологию, патогенез В12- дефицитной, АА, ГА. 9. Клинические признаки этих анемий. 10. Основные принципы лечения. 11. Основные профилактические мероприятия по предупреждению развития В12- дефицитной, АА, ГА анемий.     1.Предположить анемию при выяснении жалоб, анамнеза и объективном обследовании больного.   2.Составить рациональный план обследования больного и интерпретировать полученные результаты.   3.Сформулировать клинический диагноз.   4.Исключить другие заболевания с аналогичными симптомами (составить дифференциальный ряд заболеваний).   5.Составить план лечения.   6.Первичная и вторичная профилактика .    

Анемией называют снижение гематокрита (Ht) или концентрации гемоглобина (Hb) по сравнению с возрастной нормой (таблица №1). Эти нормы относительны, у жителей высокогорья из-за хронической гипоксии и у лиц выкуривающих более одной пачки сигарет в день концентрация Hb и Ht повышены.

В большинстве случаев, за исключением железодефицитных состояний и талассемии, анемия сопровождается и снижением содержания эритроцитов в единице объема крови. Поскольку анемия частый симптом какого-то общего заболевания, строгая нозологическая классификация невозможна, ниже приводится классификация анемии в зависимости от ведущего механизма ее развития:

· Анемия, возникающая вследствие острой или хронической кровопотери.

· Анемия, обусловленная нарушением эритропоэза, они подразделяются на микроцитарные, нормохромно-нормоцитарные и макроцитарные.

Микроцитарные анемии развиваются вследствие дефицита железа, нарушения его транспорта, утилизации, а также наблюдаются при талассемии.

Нормохромно-нормоцитарные анемии наблюдаются при гипопролиферативных процессах: заболевании почек, эндокринной системы, при нарушениях белкового обмена, к этой группе также относят апластическую анемию, миелодисплазию.

Макроцитарная анемия развивается вследствие дефицита витамина В12 , фолиевой кислоты, меди, витамина С.

· Анемия, вследствие их ускоренного разрушения – гемолитическая.

Это разнообразная по своим клиническим проявлениям группа анемий, возникающие или при внешнем дефекте по отношению к эритроцитам или при внутреннем дефекте, включающих аномалию мембран, Hb, или метаболические расстройства, приводящие к гемолизу.

ПАТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ АНЕМИЙ

Снабжение тканей кислородом обеспечивают эритроциты - форменные элементы крови не содержащие ядра, основной объем эритроцита занимает гемоглобин - белок, связывающий кислород. Продолжительности жизни эритроцитов около 100 суток. При концентрации гемоглобина ниже 100-120г/л снижается доставка кислорода к почкам, это является стимулом для выработки интерстициальными клетками почек эритропоэтина, который в свою очередь приводит к пролиферации клеток эритроидного ростка костного мозга. Для нормального эритропоэза необходимо:

ü здоровый костный мозг

ü здоровые почки, вырабатывающие достаточно эритропоэтина

ü достаточное содержание элементов субстратов, необходимых для кроветворения (в первую очередь железа).

Нарушение одного из этих условий ведет к развитию анемии. Рисунок№ 1 по Тинсли Р. Харрисону.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.