Здавалка
Главная | Обратная связь

История антропологии в России



Курс – «Антропология» для психологов 1 курса ДонНУ

Лекция №1

 

Основные этапы развития антропологии

 

1. Антропология в античный период.

2. Развитие антропологии на Западе, в России, в СССР и на Украине.

 

Термин «антропология» впервые употребил Аристотель (384 – 322 до н.э.), крупнейший натуралист и философ древности. Становление же антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине ХIХ в.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение – как науки анатомической (о человеческом теле) и о духовной сущности человека. В начале ХVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека».

В течении ХIХ в. и до наших дней во многих зарубежных странах (Англия, Франция, США) принято широкое понимание антропологии как общей науки о человеке.

Антропология в таком понимании подразделяется на «физическую», или «соматическую» антропологию и «социальную» или «культурную» (т.е. этнографию).

Антропология изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и времени, законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих.

Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как человек, его жизнь, не мыслимы без общественной среды, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, и отличие от других биологических наук, а также ее непосредственная связь с историческими науками – археологией, этнографией, историей.

Средние века в Европе – это период доминирование церкви и застоя во всех отраслях человеческого знания, в том числе и антропологии.

Новый подъем науки начался в эпоху Возрождения. Этот период ознаменовался крупными успехами в области анатомии человека. Уже Леонардо да Винчи изучал строение скелета человека и отдельные его части (руку) сравнивая со скелетом обезьяны. Реформатор анатомии Везалий (1514-1564) в своем труде «Фабрика человеческого тела» дал тщательный анализ строения тела человека. Большой вклад в анатомию внесли Фаллопий, Евстахий, Фабриций.

Новый подъем антропологических знаний начинается в эпоху великих географических открытий (XV – XVII вв.). Путешественники-европейци увидели новые страны и континенты со своеобразным, диковинным миром, познакомились с народами далеких материков (Индией, Китаем, Америкой, Африкой), с их культурой, бытом, нравами, языком. Путешествия Христофора Колумба, Васко да-Гамы, обогнувшего Африку с юга и проникшего в Индию морским путем (1497), и первое кругосветное путешествие Магеллана (1521) дали основания для критики учения церкви о происхождении всех людей от Адама и Евы.

Одним из важных для антропологии научных результатов дальних путешествий было первое непосредственное ознакомление с обезьянами. Позже, в XVIIIв. создавались многочисленные естественные классификации, где человеку отводилось место в отряде приматов, как роду и виду Homo sapiens. Появились первые классификации человеческих рас, в которых ученые пытались систематизировать, упорядочить все многообразие человеческой разноликости. В классификациях К. Линнея (1775), Ж. Бюффона (1740), а позже И. Ф. Блуменбаха и др. уже были предприняты попытки классифицировать человечество, коснувшись вопросов происхождения рас, влияния среды на формирование расовых признаков, сравнительного изучения анатомических особенностей человека, краниологических признаках на черепах, принадлежащих представителям разных рас. Выделение К. Линнеем человека как вида Homo sapiens (человек разумный), впервые определившим место человека в общей систематике живой природы, явилось поворотным моментом в общей системе естествознания.

Не менее важным обстоятельством для дальнейшего развития антропологии явилась первая теория эволюции Ж.-Б. Ламарка, крупнейшего предшественника Ч. Дарвина в области биологии.

Важнейшим периодом в развитии антропологии на Западе и ее формировании как особой науки были 60-70-е годы XIX столетия. По инициативе Поля Брока, в Париже в 1859г. основывается Антропологическое научное общество, при котором были организованы музей и Антропологическая школа. В 1863г. основывается Антропологическое общество в Лондоне.

Крупнейшим событием в истории антропологии было появление трудов Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859), «Происхождение человека и половой отбор» (1871) и «О выражении эмоций у человека и животных». Воззрения Ч. Дарвина в совокупности с работами его сторонников – Гексли, Геккеля и др нанесли существенный удар теологическим воззрениям на человека и его роль во вселенной. В этом и заключается важнейшая сторона прогрессивного учения Дарвина для антропологии.

Начиная с 60 – 70-х годов позапрошлого столетия антропологи сосредоточили свое внимание в основном на изучении рас. В это время усиленно разрабатываются методики антропологических исследований (Брока, Бер, Велькер, Богданов) и методы вариационной статистики, позволяющие устанавливать или опровергать достоверность различных концепций и гипотез в области антропологии.

В конце позапрошлого столетия проблема антропогенеза становится неотьемлимой частью антропологической науки. Естественно возникает проблема взаимоотношений между расоведением и антропогенезом. Появились теории, переносившие закономерность естественного отбора в человеческое общество, например, - «антропосоциология», «социальный дарвинизм» и другие концепции.

 

История антропологии в России

Во второй половине XVIII в. начало бурно развиваться естествознание и в России. Этому способствовало открытие в 1755г. Московского университета, в котором работали крупные ученые-просветители конца XVIIIв. Д.С. Аничков, С.В. Дзеницкий, С.Г. Зыбелин. Врач-гигиенист Зыбелин, автор известных трудов в области педиатрии и эпидемиологии создал основы для развития естественной возрастной антропологии. Научно обоснованными и достаточно смелыми для своего времени были взгляды талантливого ученого Афанасия Каверзнева. А. Каверзнев рассуждает об изменчивости видов, объясняя явление изменчивости животных и человека влиянием на них условий внешней среды, создание человеком особой искусственной среды, защищающей его от неблагоприятных воздействий.

Климат может менять цвет кожи, цвет волос и глаз. Так, первоначальная кожа приобретает другую окраску под воздействием тропического климата, по причинам климатических условий люди так сильно изменились, что «почти можно было бы поверить будто негр, лапландец и белый принадлежат к разным породам».

Видный дипломат, политический деятель Татищев в течении многих лет собирал разнообразный материал о России и ее народах. Ему принадлежат многочисленные фундаментальные труды по этнической истории, географии, лингвистике многих народов государства Российского. В. Татищев был автором замечательной для своего времени, первой в истории мировой науки программы-анкеты для сбора сведений по географии, истории и этнографии различных областей страны. Более 198 вопросов заключала в себе анкета. Это и название народа, его происхождение, род занятий, семейные и правовые нормы, различные обряды, верования, болезни, врачевания и т.д. Но главное, в ней содержались вопросы специального антропологического характера. Программа Татищева легла в основу последующих, более подробных антропологических программ-анкет, разработанных для многочисленных этнографических экспедиций, которыми был так богат 18 век.

Интересные антропологические и этнографические материалы были собраны Большой академической экспедицией 1768-1774гг. под руководством академика П.С. Палласа, отдельные отряды которой возглавляли ученые-натуралисты Н.И. Рычков, И.И. Лепехин, В.Ф. Зуев, Н.Я. Озерецковский, И.Г. Грегори. Зуев дал первое научное описание самоедов-ненцев и северных остяков- хантов. До десяти народов (чувашей, мардву, татар, калмыков, русских и т. д.) описал в своих «Дневниковых записках» Лепехин. Общим итогом Большой академической экспедиции можно считать труд И. Г. Григори «Описание всех в Российском государстве обитающих народов» (1776-1777).

Это была первая попытка дать общую картину этического состава России и быта отдельных ее народов, классифицировать их по антропологическому типу, языку и происхождению, проанализировать исторические взаимосвязи. Благодаря распространению эволюционной теории в России многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека и человеческих рас, становятся доминирующими в научных и философских трудах и занимают широкую общественность России. Так, Н.Г.Чернышевский в своих антропологических работах («О расах», «О классификации людей по языку» и др.), рассматривая вопросы классификации рас, выступал против расовых теорий, и читал, что национальные особенности любого народа, его психический склад не связаны с расовыми признаками и не зависят от них, а обусловлены историческим развитием.

Специальные антропологические исследования, принесшие неопровержимые доказательства равенства человеческих рас, были осуществлены в 70-е годы известным русским ученым и прогрессивным общественным деятелем Н.Н.Миклухо-Маклаем. Он был первым ученым, посетившим Новую Гвинею и описавшим ее население. В своих работах Миклухо-Маклай убедительно доказал, что многие физические особенности отдельных народов, считавшиеся расовыми, не являются изначальными. Их возникновение обусловлено влиянием внешних факторов, условиями окружающей среды.

Следующий период становления антропологии как науки тесно связан с именем одного из крупнейших биологов середины XIXв. Карлом Бэром. Он по праву считается основоположником антропологии в России и одним из ведущих ученых своего времени в этой области. В вопросе происхождения человеческих рас Бэр был убежденным моногенистом, считая, что видовое единство доказывается всей совокупностью естественноисторических данных, а расовые различия возникли в результате влияния на человека внешних условий.

Важным этапом в развитии антропологии в России было создание в 1863г. при Московском университете Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии (ОЛЕАЭ). Основателем был известный ученый-зоолог профессор А.И. Богданов. С его именем связан первый период отечественной антропологии, который часто называют «богдановским». Богданову, его авторитету большого ученого, страстного пропагандиста и блестящего популяризатора науки, русская антропология обязана всеобщим признанием ее как научной дисциплины.

В 1864 г., через год после создания ОЛЕАЭ, в его составе был организован антропологический отдел, ставший, по сути, центром антропологических исследований. Благодаря эффективной работе Общества в Москве были последовательно открыты 4 выставки, которые легли в основу создания соответствующего количества музеев.

В 1867 г. была открыта этнографическая выставка, положившая начало Этнографическому музею. Коллекции антропологического раздела этнографической выставки содержали более 600 экспонатов: серии черепов, скелетов, различные анатомические препараты, археологические находки, муляжи ископаемых гоминид, антропологический инструментарий и др.

В 1879г. в Москве была открыта антропологическая выставка. Ей предшествовали десятки заранее спланированных экспедиций в самые отдаленные районы страны: на Кавказ, Среднюю Азию, Сибирь. Антропологическая выставка, на которой был представлен большой и разнообразный материал, рассказала посетителям о многочисленных народах России, о их расовых и этических особенностях, познакомила с населением прошлых эпох.

Одним из самых деятельных помощников и преемников А.Н. Богданова на протяжении последующих сорока лет был выдающийся ученый-антрополог Д.Н. Анугин. С его именем связаны расоведческие исследования населения России. В центре внимания членов антропологического отдела находились проблемы морфологии и анатомии человека, изучение расовых вариаций в строение зубов, черепа и скелета, анализа расовых признаков.

В 1869 г. в Казани было учреждено общество естествоиспытателей, в работе которого антропология стала ведущей. Основателем общества был широко известный анатом профессор П.Ф. Лесгафт, возглавивший в то время кафедру анатомии в Казанском Университете.

В 1893 г. в Петербурге был основан еще один антропологический центр при Военно-медицинской академии, руководителем которого стал русский анатом профессор А.И. Таранецкий. Антропологические работы проводились также в Томске, Одессе, Харькове, Тифлисе, Тарту.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.