Здавалка
Главная | Обратная связь

Пара Self – Shadow.



Пара Self – Shadow является альфой и омегой представленных схем. В некотором смысле Self и Shadow содержат в себе все промежуточные архетипы, но при этом они не тождественны друг другу.

Self означает индивидуальность в чистом виде, а Shadow отмечает погружение индивидуальности в коллективное бессознательное и постепенное ее размывание. Цепочка, проходящая от Self к Shadow, реализует переход от Единого к Целому. (Единое не имеет частей и недифференцировано, а Целое – результат собирания отдельных частей. С точки зрения бинарных дихотомий Единое – нейтральное (n), не содержащее ни плюса, ни минуса, а Целое – медиатор (m), содержащий и то, и другое).

Рис. 4

В художественной литературе соотношение архетипов Self и Shadow присутствует в романе О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Здесь неизменная внешность Грея отражает вечную природу Self, в то время как его портрет, подобно Shadow, собирает в себе кармические следствия совершенных им поступков. Заметим, что в то время как Дориан Грей является отдельным индивидуумов, портрет является культурным феноменом, и тем самым аппелирует к коллективному восприятию. Портрет хранится в отдельной комнате и за занавесом, что обозначает нежелательность непосредственного контакта между Self к Shadow. Финальная сцена романа показывает, к каким трагическим последствиям приводит попытка непосредственного влияния Self на Shadow: их взаимодействие должно осуществляться только через промежуточные уровни.

Другой литературный пример - повесть английского писателя Р.Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Асоциальные действия мистера Хайда – следствие того, что на уровне Shadow этика отсутствует. Окончательное перетекание Джекила в Хайда означает растворение сознания в Shadow, что оказывается фатальным.

В сказке Е. Шварца взаимодействие между Self и Shadow доведено до открытого конфликта – они прямо противостоят друг другу. Проблема возникла после того, как Тень приобрела автономность и получила собственную силу.

В повести Урсулы Ле Гуин «Волшебник Земноморья» подчеркивается потусторонний аспект Shadow: тень, преследующая главного героя, возникает после того, как он обращается к миру мертвых.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.