Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая теория статистики



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕХНОЛОГИЙ И УПРАВЛЕНИЯ

(образован в 1953 году)

__________________________________________________________

Кафедра менеджмента

Т.Ю. Медведева,

СТАТИСТИКА

(сборник тестов)

Www.msta.ru

Москва – 2010

 

УДК 31

 

© Т.Ю. Медведева Статистика (Сборник тестов). – М.: МГУТиУ, 2010.

 

Сборник тестов подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080109 – «Бухгалтерский учет и аудит», 080502 – «Экономика и управление на предприятии», 080507 – «Менеджмент организации» и охватывает основные разделы дисциплины «Статистика». Сборник предназначен для подготовки студентов экономических специальностей всех форм обучения к текущему и итоговому контролю.

 

Авторы:

Медведева Т.Ю.

 

Рецензент: Орлов Б.Л..

Редактор: Свешникова Н.И.

 

 

© Московский государственный университет технологий и управления, 2008

109004, Москва, Земляной вал, 73


Содержание и структура тестовых материалов

Введение. 4

1. Общая теория статистики. 8

1.1 Сводка и группировка статистических данных. 8

1.2 Статистические таблицы. Статистическое наблюдение. 12

1.3 Абсолютные и относительные величины.. 15

1.4 Средние величины и показатели вариации. 17

1.5 Индексы.. 26

1.6 Ряды динамики. 33

1.7 Выборочное наблюдение. 38

1.8 Метод изучения корреляционной связи. 41

2. Социально-экономическая статистика. 47

2.1 Статистика населения и рынка труда. 47

2.2 Статистика уровня и качества жизни населения. 52

2.3 Статистика предприятия. 55

2.4 Макроэкономическая статистика и Система национальных счетов. 62

2.5 Статистика национального богатства. 71

2.6 Статистика финансов. 74

Литература. 77

Ответы к тестам. 78


Введение

 

 

История проверки знаний и способностей с помощью различных заданий насчитывает около 4 тыс. лет. Однако если исходить из научного определения педагогических тестов, то время их появления – ХХ в. Педагогический тест представляет собой совокупность взаимосвязанных заданий возрастающей сложности, позволяющих надежно и валидно (адекватно) оценить знания и другие интересующие педагога характеристики личности. В зависимости от длительности контролируемого периода обучения тестовый контроль знаний может быть текущим, тематическим, рубежным, итоговым и заключительным. Его проведение связано с выполнением основных педагогических функций (диагностической, обучающей, воспитательной, организующей) и принципов (объективности, гласности, научности, систематичности, эффективности). Педагогическое тестирование в настоящее время становится одной из самых актуальных технологий образования.

Тестирование в сфере высшего образования – это способ выявления и объективной оценки уровня подготовки студентов по тем или иным учебным дисциплинам или образовательным программам. В процессе тестирования студентам предлагается самостоятельно выполнить некоторый набор специфических заданий, называемых тестовыми. По результатам их выполнения и судят об уровне (качестве) подготовки студентов.

Предложенный сборник тестов по дисциплине «Статистика» подготовлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и охватывает основные темы дисциплины.

Сборник состоит из двух разделов и четырнадцати глав. Каждая глава содержит тестовые задания теоретического и практического характера, которые можно разделить на четыре основных типа:

1. Задания открытой формы.

Назначение заданий открытой формы — определение степени усвоения тестируемым фактологических знаний в данной предметной области. Посредством таких заданий выявляется и оценивается знание простейших правил, конкретных понятий, терминов, имен, свойств, признаков, дат, констант, единиц измерений и т. п. лексических единиц, а также умения применять элементарные правила, действия и операции — например, подстановки, вычисления, преобразования и проверки.

Технологические особенности выполнения тестовых заданий открытой формы состоят в следующем. Во-первых, тестируемый должен определить требуемое смысловое содержание искомого, т.е. состав и значение знаковых элементов и/или компонентов, отсутствующих в предъявленной ему знаковой конструкции; во-вторых — он должен выбрать адекватную условиям задания форму представления искомого (цифровую, буквенную, символьную и др.); в третьих — самостоятельно ввести и зафиксировать свое решение. Выполненное таким образом задание приобретает свойства высказывания, оцениваемого как верное или неверное.

Пример.

Произведение сводных (общих) цепных индексов равно базисному индексу только при … весах.

2. Задания закрытой формы.

Особенность заданий этой формы в том, что верное решение тестируемый должен найти и выделить (зафиксировать установленным образом) в некотором множестве предъявленных вариантов решений, среди которых обязательно представлены и неверные — дистракторы.

Назначение заданий закрытой формы — выявление и оценка не только фактологических знаний, но и знаний более высокого уровня — определений, законов, правил, закономерностей и др. единиц системного знания из состава входящих в предмет изучения данной дисциплины. Тестируемый выполняет задание путем выбора и фиксации одного или нескольких знаковых компонентов из общего числа включенных в условие.

Пример.

Фонд заработной платы включает элементы:

A. прямая заработная плата за отработанное время;

B. выплаты социального характера;

C. командировочные расходы;

D. выплаты за неотработанное время;

E. единовременные поощрительные выплаты;

F. расходы на профессиональное обучение;

G. обязательные отчисления в государственные социальные фонды.

3. Задания на соответствие.

Назначение тестовых заданий данной формы — установление степени усвоения субъектом тестирования тех связей и отношений, которые существуют между различными элементами системы знаний, образующей предмет изучения дисциплины в ее теоретической и практической составляющих.

Для того чтобы установить степень соответствия между заданными множествами, следует сопоставить каждый элемент первого множества (назовем его задающим) с элементами второго множества — множества выбора. Последовательно сопоставляя каждый элемент задающего множества с элементами множества выбора, тестируемый и выявляет, какие из них взаимозависимы (соответствуют друг другу), а какие — нет. При этом он должен руководствоваться тем видом отношения между множествами, который определяется условием задания и, следовательно, служит ориентиром при нахождении взаимозависимых, т.е. соответствующих друг другу элементов. Для снижения фактора угадывания при выполнении задания рассматриваемой формы в множество выбора можно включить элементы, выполняющие роль дистракторов. Полное (неполное) соответствие между множествами оценивается как верный (неверный) результат выполнения тестового задания.

Пример.

Установите соответствие:

A. коэффициент вариации 1.

B. дисперсия 2.

C. среднее линейное отклонение 3.

D. размах вариации 4.

4. Задание на установление правильной последовательности.

Назначение заданий рассматриваемой формы — оценка степени усвоения связей или отношений порядка (подчиненности, следования и т.п.) между элементами компонентами данной системы знаний.

Тестовые задания на упорядочение выполняются одним из следующих способов: присвоением объектам порядковых номеров, размещением объектов в требуемой последовательности посредством соединительных линий или стрелок, перемещением (перетаскиванием) объектов и т.п. Найденная и зафиксированная тестируемым последовательность объектов оценивается известным способом: верное (неверное) решение.

Пример.

Установите последовательность этапов статистического исследования:

A. анализ статистической информации;

B. сводка и группировка первичной информации;

C. определение статистической совокупности;

D. рекомендации на основе анализа данных;

E. сбор первичной статистической информации.

Материалы сборника содержат информацию, которая образует содержательную основу для подготовки студентов к текущему и итоговому контролю, а также для проведения контроля знаний и умений обучаемых по дисциплине «Статистика».


Общая теория статистики







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.