Здавалка
Главная | Обратная связь

Статистика рыночной конъюнктуры



СТАТИСТИКА ТОВАРНОГО РЫНКА И ЦЕН

 

Предмет, задачи и система показателей статистики рынка

Товаров и услуг

Средой хозяйственных процессов в условиях современной экономики является рынок. Рынком называют систему отношений субъектов ведения хозяйства при купле-продаже товаров и предоставления услуг, которая реализуется через инфраструктуру оптовой и розничной торговли. Рынок товаров складывается из трех самостоятельных, но связанных между собой рынков: средств производства, предметов потребления и услуг (производственного характера и потребительских). Каждый из этих рынков подразделяется на ряд локальных рынков.

Предметом статистики рынка являются массовые рыночные явления и процессы, поддающиеся количественной оценке. Статистическое изучение рынка проводится с целью определения сбалансированности товарной и денежной массы, анализа ресурсов и их использования, изучения спроса и предложения на отдельные виды товаров и услуг, обеспечение управления развитием ассортимента и качества товаров и услуг, разработки мероприятий государственного регулирования и защиты отечественного производителя.

При анализе рынка используют информационное обеспечение о состоянии и пополнении товарного ассортимента, товарных запа­сов, реализации заявок и заказов в отраслях ведения хозяйства, проведении оптовых ярмарок, функционировании товарных бирж, эффективности рекламной деятельности на новые товары и услуги и т. п. Для этого используют такие источники информации:

- официальная государственная статистика для получения сведений об экономических и социальных процессах, которые позволяют оценить состояние рынка и его зависимость от отдель­ных факторов;

- ведомственная статистика о развитии и результатах деятельности отдельных министерств, ведомств, предприятий и организаций относительно поставок и заявок на товары, которые могут обосновать потребности рынка;

- результаты выборочных обследований, опрос населения, потребителей, специалистов - о получении данных, которые отсутствуют в официальной государственной и ведомственной статистике (оценка потребительских качеств и ассортимента изделий и услуг по мнению населения, степень и характер неудовлетворенного спроса, мотивы поведения покупателей и др.);

- мониторинг как специально организованное систематическое обследование для получения данных о регистрации результатов валютных торгов, аукционов;

- экспертные оценки о степени сбалансированности рынка, перспективах развития ассортимента товаров и услуг, приоритетах отдельных экономических и управленческих решений и т. п.

Основная цель статистики рынка заключается в объективной и полной оценке состояния рынка на конкретный отрезок времени, выявлении закономерности и тенденции его развития, характеристике его структуры и региональных особенностей. Эти цели преследуются как государственной статистикой, ориентирующейся на интересы государственного контроля и регулирование рыночной деятельности, так и бизнес-статистикой, обеспечивающей информационно-аналитические потребности маркетинга и менеджмента.

В анализе товарного рынка важная роль отводится учету требований отдельных групп потребителей. Дифференциация потребительских требований лежит в основе маркетинговой деятельности с учетом сегментации рынка. Под сегментацией рынка понимают деление рынка на отдельные части (сегменты) по признаку экономического поведения групп потребителей товаров и услуг. На основе сегментации рынка строится типология ассортимента, которая отвечает спросу определенных типов потребителей. Эффективным является проведение сегментации на рынке не только по потребителям товаров (услуг), но и по конкурентам. Для оценки конкурентов оценивают параметры, которые определяют успех товара на рынке: качество самого товара или услуги, цена на них, каналы сбыта, а также методы продвижения.

Таким образом, процесс анализа рынка состоит из изучения таких вопросов:

- товара и его возможности удовлетворить существующие и перспективные потребности потребителей;

- рынка, его географического положение, сегментации, структуры, тенденции развития и т. п.;

- потребителей как существующих, так и возможныех, их сегментации, потребностей, степени удовлетворения потребностей, влияния на них определенных факторов;

- конкурентов, их состав, методов и результатов их деятельности.

 

Статистика рыночной конъюнктуры

На основе анализа и изучения рынка характеризуют его конъюнктуру. Под конъюнктурой рынка понимают ситуацию, которая складывается на рынке и характеризуется соотношением между спросом и предложением, уровнем цен, товарных запасов и т. п. Характеризуют взаимное приспособление спроса и предложения таким понятие, как «ценовая эластичность спроса и предложения», под которым понимают степень их реакции на относительное изменение уровня рыночной цены. Количественная сторона этого понятия определяется коэффициентами эластичности.

Коэффициент ценовой эластичности спроса показывает, на сколько процентов изменился спрос при изменении цены на 1% и вычисляется по формуле:

,

где p0, p1 - цена товара соответственно в базисном и отчетном периодах;

D0, D1 - объем спроса на товар соответственно в базисном и отчетном периодах.

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает, на сколько процентов изменилось предложение товаров при изменении цены на 1%. Его рассчитывают по формуле:

,

где S0, S1 - объем предложения на товар соответственно в базис­ом и отчетном периодах.

Значения коэффициента эластичности представлено в табл..

Таблица

Значения коэффициента эластичности

Е > 1, т.е. относительный уровень уменьшения цены привел к увеличению уровня спроса Это соответствует товару с опережающей эластичностью
Е = 1, т.е. относительный уровень роста цены равен уровню роста спроса Это соответствует товару с единичной эластичностью
Е < 1, т.е. относительный уровень роста цены больше относительного уровня роста спроса Это соответствует неэластичному товару

На основании этих и других данных определяют виды конъюнктуры:

- конъюнктура считается высокой, если ей отвечают относительное постоянство высоких цен и активность потребителей и поставщиков;

- при низкой конъюнктуре наблюдается затоваривание рынка (когда предложение превышает спрос), снижение рыночных цен, сокращение доходов.

Анализ конъюнктуры рынка осуществляется путем изучения структуры и поведения потребителей и производителей.

Структура потребителей изучается статистикой прежде всего путем анализа дифференциации населения по доходам (расходам). Показатели дифференциации доходов (расходов) позволяют определить покупательную способность и покупательную активность населения, а также привлекательность страны в качестве экспортного рынка. Статистическое изучение распределения населения страны и регионов по среднедушевому совокупному доходу проводится центральным статистическим органом страны (Госкомстатом) по данным выборочного обследования домохозяйств. Соответственно по доходам (расходам) определяется вместимость рынка как товарный эквивалент дохода.

Показатели покупательной способности и активности населения рассчитываются по формулам:

 

,

.

 

Результаты поведения потребителей изучаются статистикой посредством таких показателей:

1. уровнем и качеством потребления продовольственных товаров по калорийности, наличием микро- и макроэлементов, сбалансированностью питания по ингредиентам;

2. уровнем обеспеченности населения непродоволь­ственными товарами;

3. уровнем качества жилья;

4. уровнем инвестирования экономики через вклады в банки;

5. уровнем потребления рыночных и нерыночных услуг (транспорта, связи, образования, охраны здоровья и т. п.).

Анализ конъюнктуры рынка включает также изучение колебаний спроса под воздействием таких основных факторов, как природоклиматические, социально-бытовые; экономические и демографические. Построенный временной ряд с использованием методов корреляционно-регрессионного анализа должен учитывать следующие компоненты: основную тенденцию ряда, колебания под воздействием сезонности и под воздействием случайных факторов.

 

5.3. Статистика цен и инфляции

Цена - это денежное выражение произведенной продукции или услуг, которое отображает общественно необходимые затраты труда, связанные с их производством, и обращено к конечному потреблению.

К основным задачам статистики ценотносятся:

1) задача характеристики состояния рынка, которая состоит в отслеживании поведения цен как ответной реакции на изменение экономической ситуации (эмиссия денег, изменение доходов населения и т. д.);

2) задача изучения цены и ее динамики как фактора уровня жизни и как индикатора инфляционных процессов;

3) задача изучения цены с позиции производителя и продавца для выявления рентабельности, определения структуры цены и доли налогов в ней;

4) задача международных и межрегиональных сопоставлений.

С понятием цены тесно связано понятие тарифа. Тариф - это распространенная форма (ставка оплаты) определения цены на продукцию (услуги) производственного и личного потребления. Тарифы устанавливаются на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта, услуги связи, жилищно-коммунальных предприятий, служб быта, электро- и теплоэнергии. Тарифы бывают внутренние и международные, те, которые устанавливаются в системе заработной платы и в таможенном деле.

На данное время государственная статистика отслеживает и исследует розничные и оптовые цены, цены внешней торговли, тарифы на услуги. Кроме того, органами статистики осуществляется региональные и межгосударственные сравнения цен и тарифов, отслеживается их динамика, исследуется потребление товаров и услуг разными группами населения и покупательная способность денег. Информация, которая извлекается из цен и тарифов, широко используется в маркетинговой деятельности для изучения состояния товарного, потребительского и финансового рынков и отдельных их сегментов, исследованиях страховой и маркетинговой деятельности, потребления товаров и услуг, оценивании уровней жизни, прогнозировании производства товаров и предоставления услуг.

В странах с рыночной экономикой существует много видов цен и тарифов. Основные из их можно классифицировать по такой схеме:

По сферам товарного обслуживания: оптовые; розничные; закупочные; цены и тарифы на услуги транспорта.
По формам продажи: договорные; биржевые; аукционные.
По стадиям продажи: цена предложения; цена спроса; цена реализации.
По степени регулирования: фиксированные; регулируемые; свободные.
По степени стойкости во времени: Твердые; подвижные; скользящие; сравниваемые.  

Кроме перечисленных существуют и другие виды цен, например:

- трансфертные (внутрифирменные), которые устанавливаются между подразделами фирмы, в том числе и за пределами страны;

- мировые, по которым проводятся крупные коммерческие операции во внешней торговле с оплатой в свободно конвертируемой валюте;

- базисные, которые являются исходящими для установления цены фактически поставленной продукции в зависимости от ее сортности (качества);

- номинальные, информация по которым публикуется в прей­скурантах, справочниках фирм, бирж и т. п.;

- рыночные - цены купли-продажи товара на данном рынке и др.

Для совокупности однородных товаров на основании индивидуальных цен можно рассчитать средний уровень цен, который будет выступать в качестве обобщенной характеристики для данной товарной группы.

Выбор формулы расчета средней цены зависит от наличия имеющейся дополнительной информации:

- если моменты регистрации цен равно удалены друг от друга, например фиксированы данные на начало каждого месяца, применяется средняя хронологическая:

 

,

где t – число месяцев в периоде.

- если даты регистрации цен расположены неравномерно, применяется средняя хронологическая взвешенная:

,

 

где Pi– средняя цена за период;

ti– число месяцев в периоде.

- средняя арифметическая взвешенная применяется в том случае, если регистрируется количество проданных товаров или процентные соотношения количества проданных товаров:

,

где Q – количество проданных товаров в натуральных единицах измерения (метры, литры, килограммы и т. п.).

- средняя гармоническая взвешенная применяется в том случае, если известны обороты в рублях (товарооборот), соответствующие разным уровням цен, то есть в качестве весов используется стоимостный показатель:

,

где PQ – товарооборот в рублях.

Изменения цен и тарифов, как правило, исследуют посредством индексного метода. Применяется несколько разновидностей индексов цен:

1) индекс цен с базисными весами или индекс Ласпейраса:

;

2) индекс цен с весами отчетного периода или индекс Пааше:

;

3) сводный индекс цен И. Фишера:

;

4) индекс цен переменного состава:

;

5) индекс цен для пространственно-территориальных сопоставлений или индекс Эджворта-Маршалла:

.

Индексы цен с базисными весами или индексы Ласпейраса широко используются при расчете индексов потребительских цен (ИПЦ), индексов цен производителей на промышленную продукцию по данным о ценах на товары-представители.

Индексы цен с весами отчетного периода или индексы Пааше рассчитываются по более широкому кругу товаров и услуг. В связи с тем, что весами данных индексов является не структура потребительских расходов, а структура товарооборота, или добавленной стоимости, или произведенной продукции в текущем периоде, то они могут быть определены лишь по истечении отчетного периода. Индекс цен Пааше используется при измерении динамики цен компонентов ВВП, закупочных цен в сельском хозяйстве, сметных цен в строительстве, экспортных цен.

В большинстве случаев значение индекса Ласпейраса больше значения индекса Пааше. Эта зависимость между индексами называется эффектом Гершенкрона.

В условиях рыночной экономики в стране возможна инфляция- процесс непроизвольного повышения общего уровня цен и обесценивания денег, что вызвано разбалансированностью между денежной массой и товарным покрытием.

Статистика исследует все основные виды инфляции:

- открытую — хронический рост цен на товары и услуги;

- структурную, возникающую в периоды структурных перестроек и сопровождающейся макроэкономической межотраслевой несбалансированностью;

- подавленную, которая характерна для экономики страны, где цены регулируются, что проявляется в товарном дефиците, снижении качества продукции, вынужденном нагромождении денег, развитии теневой экономики.

Ползущая инфляция проявляется в случаях, когда темпы развития инфляции составляют 10...20% в год.

Галопирующая инфляция - это развитие инфляции с переменными темпами от 10 к 300% в год.

Гиперинфляция характерна сверхвысокими темпами развития инфляции: свыше 1000% в год.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.