Статистика товарооборота
Под товарооборотом понимается объем продаж товаров в стоимостном выражении во всех звеньях в процессе их экономического движения от производителя к конечному потребителю. Выделяют следующие направления статистического изучения товарооборота: 1) при оценке результатов деятельности торговой фирмы товарооборот используется как показатель выручки от реализации товаров; 2) в статистике уровня жизни товарооборот используется для анализа размера денежных расходов населения на приобретение товаров и для оценки уровня индивидуального потребления; 3) при расчете ВВП по направлениям конечного использования в макроэкономической статистике товарооборот является базой при определении расходов домашних хозяйств на конечное потребление. Структура товарооборота изучается по нескольким направлениям: 1) по натурально-вещественному составу (по товарным группам); 2) по экономическому назначению реализуемых товаров (товарооборот средств производства, товаров конечного потребления, объем закупок сельскохозяйственной продукции); 3) по формам собственности; 4) по территориальной составляющей. Выделяют следующие категории товарооборота: 1) оптовый – объем продаж товаров крупными партиями производителями и торговыми посредниками другим торговым посредникам для последующей их перепродажи, а также массовым потребителям; 2) розничный – сумма продаж товаров населению за наличный расчет через различные каналы реализации; 3) валовой – сумма всех продаж товаров за определенный период времени на пути их движения от производителя к потребителю. Он равен сумме оптового и розничного товарооборота; 4) чистый – сумма конечных продаж, в результате которых товар уходит за пределы сферы товарного обращения региона или фирмы. Он равен сумме розничного товарооборота и оптовых продаж массовым покупателям и торговым посредникам. Объем товарооборотарассчитывается по формуле: , где р – цены товаров; q– количество проданных товаров. Динамика товарооборота изучается с помощью индексного метода. Общий индекс товарооборотаопределяется по формуле: где p1, p0 – цены на товары в отчетном и базисном периодах; q1, q0 – количество проданного товара в отчетном и базисном периодах. Данный индекс характеризует изменение стоимости совокупности проданных товаров в среднем в одном периоде по сравнению с другим. Общий индекс физического объема товарооборотаопределяется по формуле: где р – сопоставимые цены товаров. Данный индекс характеризует влияние изменения объема продажи товаров на динамику товарооборота. Общий индекс товарооборотасвязан с общим индексом цен: где Iр – общий индекс цен по Пааше. Данный индекс отражает влияние изменения цен на динамику товарооборота, т. е. показывает, на сколько в среднем повысились цены по совокупности товаров. Взаимосвязь между общим индексом товарооборота, общим индексом физического объема товарооборота и индексом цен выражается равенством: . К основным показателям товарооборота относится товарооборот на душу населения, который рассчитывается как отношение товарооборота (Т) к средней за период (обычно за год) численности населения (S). Он может быть исчислен в целом по розничному товарообороту, включая или не включая продажу услуг, а также по каждому отдельному продукту или виду услуг, как в стоимостных, так и в натуральных единицах. Важной качественной характеристикой товарооборота и составной частью системы показателей пропорциональности рынка служат показатели структуры товарооборота. Глобальными показателями структуры товарооборота, используемыми в конъюнктурном анализе, считаются удельные веса средств производства, предметов потребления и услуг. В систему показателей товарооборота входят три показателя товарной структуры: абсолютный размер продажи отдельного товара и товарной группы и два относительных показателя: 1) удельный вес (доля) каждого товара или товарной группы в общем объеме товарооборота (продажи услуг); 2) соотношение продажи двух товаров (товарных групп). Показатель доли отражает место i-го товара во всей совокупности товаров или в отдельно взятой группе товаров; он может быть интерпретирован таким образом: сколько денег из каждых ста рублей, израсходованных на покупку товаров, потрачено на приобретение данного i-го товара. Второй показатель позволяет соотносить размеры продажи различных товаров. Например, сколько денег затрачено на покупку мяса в расчете на каждые 100 руб., израсходованных на покупку хлеба. Показатели товарной структуры товарооборота используются для оценки и анализа пропорциональности развития товарооборота. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|