Здавалка
Главная | Обратная связь

Исследование А. Херлитц



Испытуемые обоего пола.

Методики: кратковременная память на различном материале — вербальном, зрительно-пространственном, невербальном.

Результаты. Установлено превосходство женщин по вербальным, невербальным и некоторым зрительно-пространственным показателям кратковременной памяти во всех возрастных группах. Вербальные и зрительно-пространственные способности не влияют на результаты по кратковременной памяти. В группе испытуемых с низким IQ половые различия выражены сильнее. Испытуемые с более высоким уровнем эстрогенов демонстрируют более высокие показатели кратковременной памяти.

выводы: кратковременная память — это функция вербальных и зрительно-пространственных способностей, а также IQ, возраста и уровня эстрогенов (женских половых гормонов).

Эти результаты очень интересны. Во-первых, любопытно отсутствие связи со способностями — преимущественно мужскими (зрительно-пространственными) и преимущественно женскими (вербальными), с помощью которых часто объясняются многие другие половые различия. Во-вторых, гормональная гипотеза половых различий находит еще одно подтверждение.

Однако проблема, по-видимому, более сложна. В общей психологии не решен вопрос о том, почему одна информация запоминается на короткое время, а другая — надолго. Возможно, человек принимает специальное решение — сколько времени он хочет помнить материал (см. Аллахвердов, 1993). Преимущества в кратковременной памяти иногда очень полезны — при сдаче экзаменов, к примеру. Не этой ли способностью девушек объясняются их лучшие академические успехи в вузах?

Следующая категория — социальная память.Как отмечают Маккоби и Жаклин (Maccoby, Jacklin, 1978), это понятие появилось после 1957 г., когда Витрайл и Кейс обнаружили, что студентки лучше студентов запоминают имена людей, изображенных на фотографиях, и имена тех, с кем общались короткое время. Позднее Мессик и Дамарин, повторив это исследование, не обнаружили различий по социальной памяти. Аналогичную картину можно увидеть и у других авторов. Так, все исследования, касающиеся возраста с 4 лет до 21 года, демонстрируют отсутствие половых различий по запоминанию особенностей поведения партнеров в реальном общении и по ассоциациям с именами знакомых людей. Однако методики столь разноречивы и исследований так мало, что, пожалуй, не стоит делать окончательные выводы. По крайней мере, по другим проявлениям социальной памяти (скажем, по свидетельским показаниям) обнаружены отчетливые половые различия(см. ниже).

 

Исследования социальной памяти  
5 исследований (1970-1973 гг.).  
Испытуемые обоего пола (4-21 год).  
Метолики:    
1) запоминание персонажей волшебных сказок;

Внимание и память 181

2) воспроизведение ролей в игре: собственной и вымышленных партнеров; героев кукольного спектакля;

3) узнавание и воспроизведение особенностей поведения партнеровпо обшению— участников объединений;

4) ассоциация бессмысленных слогов с именами знакомых людей (похожими,непохожими или нейтральными).

Результаты. Не было обнаружено превосходства ни одного из полое.Не обнаружено половых различий:

1) по запоминанию персонажей волшебных сказок (4, 7 и 10 лет);

2) воспроизведению ролей в игре: собственной и вымышленных партнеров (5 лет);героев кукольного спектакля (9 и 10 лет);

3) узнаванию и воспроизведению особенностей поведения партнеров по обшению (18-21 год);

4) ассоциации бессмысленных слогов с именами знакомых людей (1 8-21 год) (по материалам книги Maccoby, Jacklin, 1978).

Итак, девочки обнаружили превосходство по вербальной памяти, взрослые женщины — по кратковременной (вербальной, невербальной, частично — зрительно-пространственной) памяти, а в остальных случаях характер материала не оказывал влияния на различия.

Данные о половых различиях отчасти подытоживает исследование Дж. Грусе-ка (цит. по: Maccoby, Jacklin, 1978): мальчики запоминают технический материал лучше, чем вербачьный, а девочки одинаково хорошо усваивают и тот и другой. Отсюда следует вывод, что «слабым местом» мальчиков является запоминание вербального материала, чем и объясняются продемонстрированные преимущества девочек. Но непроясненным остается вопрос о том, связана ли эта особенность мальчиков с отсутствием у них интереса к вербальной информации.

Перейдем к рассмотрению половых различий в восприятии информации о себе и о других.Обычно считается, что человек лучше запоминает информацию о себе, чем о других. Этот феномен называется эффектом самореферентности.Он оказался связанным с высокой самооценкой.

Исследования эффекта самореферентности

Метолика: испытуемым предлагался список слов, каждое из которых нужно было оценить по семантическим показателям — специфике (характерным особенностям), структуре (длине слова) и употреблению по отношению к себе или к незнакомцу.

Результаты: испытуемые лучше запоминали информацию, которая имела отношение к ним самим, чем любую другую информацию.

Интерпретация: саморелевантная информация оставляет более глубокий след, так как она связана с процессом самопрезентации (Cross, Madson, 1997).

Однако Джозеф и коллеги обнаружили эту связь только у мужчин с высокой самооценкой. Женщины же с высокой самооценкой запоминают гораздо больше слов, имеющих отношение к их близким друзьям, чем к другим участникам (цит. по: Cross, Madson, 1997). И вообще женщины лучше запоминают информацию, связанную с людьми и взаимоотношениями с ними (то, что выше было названо социальной памятью). Вот несколько экспериментальных фактов. Метаанализ Джудит Холл показал превосходство женщин в запоминании лиц (d = -0,34 — доста-

/


182 Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики

точно солидное различие). При этом память на лица у девочек лучше развита уже в 4 года. Женщины обнаружили превосходство и при краткой встрече с незнакомцем на улице — они запоминали больше деталей. Они также лучше помнят лица и имена своих одноклассников спустя много лет, жены превосходят мужей по яркости и детализации воспоминаний о семейных событиях (отпусках, спорах, первом свидании), женщины-адвокаты помнят больше фактов о своих клиентах. Но все это не означает, что мужчины не запоминают социальную информацию: их превосходство обнаруживается в запоминании такой информации из более широкого контекста. Так, мужчины лучше женщин запоминают.исторические даты и события.

Эти различия между мужчинами и женщинами объясняют и тот факт, что они по-разному организуют и кодируют информацию. Например, в эксперименте Ше-дикидс и коллег (цит. по: Cross, Madson, 1997) было установлено, что, воспринимая других людей, женщины старались выстроить информацию на тему супружества (т. е. кто на ком может жениться и кто за кого может выйти замуж), мужчины же оказались более сенситивны к информации о социальном доминировании и иерархии, т. е. о власти, и они, очевидно, организуют воспринимаемую информацию по этой линии.

Наконец, коснемся вопроса о памяти свидетелей. Здесь установлено, что женщины являются более надежными свидетелями, что объясняется их лучшей способностью запоминать и описывать информацию, имеющую отношение к личности объекта восприятия, а это, в свою очередь, связано скорее всего с тем, что женщин просто больше интересует такая «личностная» информация. Но существует и мнение о том, что свою роль играет преимущество женщин в кратковременной памяти, которая является существенным компонентом в свидетельских показаниях (Herlitz, 2000).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.