Здавалка
Главная | Обратная связь

Упражнение: «Угодная мозгу» формулировка личной цели



1. Выберите личную цель, которой вы хотели бы достичь с помощью тренинга по программе самокоучинга. Такой целью может быть:

► состояние внутреннего покоя, бодрость ранним утром, способность концентри­роваться в определенных ситуациях, хорошее настроение,

► либо, например, способность или умение свободно владеть иностранным язы­ком, быть спортивным, убедительно выступать и т. п.


Шаг 1: Достижению успеха надо учиться • 53

2. Когда, где, по отношению к кому и как я хочу быть, чувствовать себя, вести себя?
Помните:

► никаких сравнений: лучше, здоровее...

► никаких отрицаний: не таким нервным, не таким усталым и т. д.

Где?

По отношению к кому?

Как себя вести?

Каким быть (самоощущение)?

3. а) Что я буду внутренне чувствовать, когда достигну своей цели?

Видеть (краски, образы, картины, свет)

Слышать (голоса, звуки, шумы)

Осязать (часть тела, температуру, приятную тяжесть или легкость)

Обонять (природный запах или духи)

Ощущать на вкус (аромат или привкус)

б) Как именно я буду воспринимать детали?

► Проводите ассоциации, как во время быстрой релаксации. Отыщите под­ходящие наглядные описания и сравнения для чувственных восприятий.

► Может быть, у вас есть соответствующий опыт? Это ощущения из прошло­го, когда вы вели или чувствовали себя так, как стремитесь?

4. Выберите, по крайней мере, одно из выработанных ощущений, которое вы смо­
жете использовать в качестве якоря для ментального тренинга достижения цели,
например:

цвет: звук:

чувство: запах:

вкус: код/слово, связанное с воспоминанием:

5. Определите также и тот якорь, который вы всегда видите в контексте проблемы
(пишущая принадлежность, наручные часы, маркеры и т. д.)

Рекомендация к упражнению:

Якорем мы называем чувственное восприятие, которое напоминает нам о каком-то событии, переживании и снова вызывает в нас то самоощущение, которое мы испытали в связи с ним. Так, например, большое значение может иметь цвет, а определенное музыкальное произведение может вызывать у нас положитель­ные эмоции. Предметы типа талисманов играют для многих людей совершенно определенную роль. Запахи представляют собой якори, которые имеют наибо­лее сильное неосознанное воздействие.


54 • Самокоучинг

Время не проходит — оно появляется! Работа с линией времени (Timeline), ориентированная на будущее

Люди, вероятно, являются единственными живыми существами, способными представлять себе такой феномен, как «время». Внутренняя организация наше­го мира идей позволяет нам различать образы прошлого и будущего. Внутренне мы можем представлять себе то, что произошло три года назад и что случится завтра. Идею о том, что «время не проходит — оно появляется», мы в свободной интерпретации заимствовали у философа Мартина Хайдеггера (Martin Heidegger). С психологической точки зрения такое понимание времени дает ис­ключительный эффект для активной организации личных и предприниматель­ских целей. Наш жизненный путь проходит во времени линейно. Исходя из того постулата, что время проходит, что мы потеряли очень много времени, мы с не­избежностью обращаем основное вниманием на прошлое и неиспользованные возможности. В понимании Хайдеггера время становится неисчерпаемым ис­точником. А при наличии неисчерпаемого источника какой-то части времени позволительно уплыть вниз по течению, ведь еще остается достаточно много. При таком внутреннем отношении человек начинает действовать более спокой­но и рассудительно. Будущее становится стабильным фактором, над которым можно тщательно и активно работать. Для нашего жизненного пути это означа­ет, что мы действительно можем устремлять свой взор в будущее и перестать оглядываться на прошлое.

В нашей западной культуре но умолчанию принято, что время движется линей­но слева направо. Параллели такой направленности времени мы находим в чте­нии и письме. У людей на Востоке преобладает представление о движении вре­мени справа налево, а в Азии — сверху вниз. Такие представления отражают, конечно, только коллективные тенденции, но не являются непреложным зако­ном для каждого конкретного представителя соответствующей культуры. В лю­бом случае речь идет о линии времени, которая осознанно или неосознанно су­ществует во внутреннем мире каждого человека.

Если вы стремитесь к переменам в личной жизни, то в качестве следующего шага после четкого определения цели вы должны внутренне расположить свою цель на линии времени. Важно сначала представить себе эту цель на жизненном пути во временной удаленности и посмотреть на нее со стороны, то есть диссоцииро­ванно. В результате вы почувствуете свободу, которая позволяет вам экологич­но, то есть без страха, настроиться на перемены. В НЛП речь идет не об эколо­гии природы, а о внутренней экологии каждого отдельного человека. Нет таких личных или внешних перемен, которые давали бы только положительный эф­фект для нашей общей экологии. Предположим, вы задались целью стать спо­койным и невозмутимым. Но ведь ваш бурный темперамент для других людей


Шаг 1: Достижению успеха надо учиться • 55

стал своего рода вашим фирменным знаком. Они узнают вас по этому темпера­менту и не захотят принять вас в образе холодновато-спокойного типа. В подоб­ном случае важно, несмотря на безусловно значимое изменение, сохранить свою личную идентичность.

С помощью ориентировки на линии времени возможен так называемый «шаг в будущее» (Future-Pace), «путешествие в будущее». Этот ментальный прием позволяет вам через ассоциирование, то есть с помощью мысленного объедине­ния с целью, заранее пережить измененное будущее. Таким образом, вы сможете подготовиться к вероятным отрицательным последствиям и предотвратить их.

Такой образ действий снова можно сравнить с тестовой поездкой перед покуп­кой автомобиля. Если вы интересуетесь какой-то определенной моделью, то те­стовая поездка сравнима с путешествием в будущее — вы, без принятия на себя обязательств покупки, ассоциируетесь с целевым состоянием. Полученный опыт будущего вы можете спокойно проанализировать, уже придя домой. Вы свобод­ны и можете совершать тестовые поездки на других автомобилях или сознатель­но и спокойно смириться с некоторыми отрицательными моментами, при этом они не станут для вас неприятным разочарованием. Если вы, например, замети­ли, что испробованная вами модель потребует значительных расходов на ремонт, но в отношении комфорта полностью удовлетворяет вас, то вы уже сейчас мо­жете решить для себя, что в будущем будете относиться к затратам на ремонт с относительным спокойствием. Такой анализ личных процессов мы называем контролем экологии или кратко — эко-контролем.

Личные перемены не могут и не должны происходить специально для данной цели, если они должны способствовать положительному воздействию на общее улучше­ние экологии вашей личности. Мыслительные процессы, направленные на переме­ны, всегда связаны с физиологическими затратами: нейрональные связи должны быть ослаблены, устранены, созданы заново или усилены. То есть должны образо­ваться новые следы памяти. Поэтому целесообразно предоставить процессу изме­нений достаточный промежуток времени. Можно полностью завершить работу над изменениями в настоящей момент времени, хотя результат этой работы проявится только в будущем. Этот принцип — по аналогии со словом термостат — мы называ­ем эффектом нейростата. Нагревательный прибор можно легким движением руки переключить с заданной температуры 23 градуса на 15 градусов — полностью за­вершенная работа над изменением, но пройдет еще какое-то время, прежде чем из­менение, зависящее от законов физики, даст нужный эффект.

На наших семинарах и индивидуальных тренингах мы строим линию времени клиентов в буквальном смысле в пространстве. На полу мы маркируем настоящее время и момент достижения цели и предлагаем клиентам, двигаясь по линии вре­мени, в пространстве пережить различные временные моменты. Каким бы про­стым это упражнение ни казалось, оно может быть чрезвычайно эффективным.


56 • Самокоучинг

Один из наших клиентов постоянно находился в типичной для топ-менеджеров ситуации — цейтноте. Попросту говоря, количество стоящих перед ним профес­сиональных и личных задач намного превосходило его временные возможности. В рамках семинара он хотел проработать в качестве темы коучинга личную цель и построил соответствующую линию времени. Когда он ассоциировался с целью и из целевой точки посмотрел на настоящее время, то сделал интересное откры­тие. Из точки достижения цели пройденный отрезок времени казался намного короче, чем ему представлялось субъективно. С этим новым ощущением он вер­нулся в исходную точку настоящего и посмотрел вперед. В результате он уверен­но переместил маркировку будущего на два года дальше. Все, кому знакомы про­блемы со временем, могут представить себе тот невероятный выигрыш, который ощутил наш менеджер в момент перенесения цели па два года позже.

Для другого участника наших семинаров работа с линией времени обернулась большой неожиданностью. Он пришел на семинар в связи с определенной те­мой коучинга. В соответствии с упражнением, он поставил себе цель в будущем и в хорошем настроении отправился в путешествие в будущее. Не успел он по-настоящему ассоциироваться с достижением цели, как все заметили разочаро­ванное выражение его лица. «Мне здесь чего-то не хватает», — озадаченно кон­статировал он. Анализ показал, что до сих пор он никогда не сознавал, насколько сильно ему необходимо состояние вызова, чтобы чувствовать себя комфортно. В психологии в таких случаях говорят о положительном стрессе. Положитель­ным стрессом называют, например, следующее явление: экзотические животные в цирке нередко живут дольше, чем их родственники в зоопарке, хотя последние живут в значительно лучших условиях. Предъявляемые требования могут ока­зывать положительное воздействие на состояние здоровья и продолжительность жизни. Без реальной работы в пространстве с линией времени участник нашего семинара, может быть, никогда не узнал бы самого себя или сделал бы это на­много позже.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.