Перечень субмодальностей
66 • Самокоучинг Вид с высоты полета на вертолете Способность сохранять в сложных ситуациях полный обзор, рассматривать ситуацию как бы с высоты полета настолько важна для преодоления затруднительных моментов, что мы считаем необходимым еще раз подробно рассмотреть этот вопрос. В уже упомянутой книге Бэндлер описывает способность к ассоциированному и диссоциированному восприятию внутреннего и внешнего мира как основополагающее условие хорошего ментального самочувствия. Люди обладают способностью в различных ситуациях смотреть на себя со стороны. Наш язык также свидетельствует об этом: «Я уже вижу себя лежащим на пляже». Такое внешнее восприятие из перспективы нейтрального наблюдателя называется диссоциированным восприятием собственной личности. Проведите тест и мысленно «выйдите из себя». Посмотрите на себя со стороны, как вы сидите с книгой в руках. Может быть, вам поможет такая идея: как бы я выглядел сейчас на киноэкране. Вместе с этим ощущением вернитесь теперь «в себя». Когда мы воспринимаем себя изнутри, то говорят об ассоциированном восприятии собственной личности. Сейчас вы видите книгу и свои руки. Посмотрите рисунок на следующей странице. Вы видите прыгуна в воду. Эта картина производит безобидное впечатление, так как вы смотрите на происходящее издали. Ниже представлена перспектива из ассоциированного состояния. Теперь дело принимает более серьезный оборот, прежде всего это касается ощущений тела. То есть при ассоциированном восприятии мы целиком и полностью находимся внутри наших ощущений, а с помощью диссоциации мы удаляемся от наших ощущений. Если вы находитесь в затруднительной ситуации и опасаетесь проявления волнения, беспокойства или неуместного раздражения со своей стороны, то имеет смысл посмотреть на все сверху. Как правило, наши клиенты считают вид с высоты полета на вертолете, то есть вид на собственную персону и происходящие события сверху, очень эффективной помощью для преодоления подобных затруднений. В диссоциированном состоянии даже боль (зубная!) переносится легче. Один баскетболист хотел с помощью НЛП научиться лучше забрасывать мяч в корзину. Он прекрасно передавал пасы, но, к сожалению, не обладал точным броском. Его проблему удалось решить очень быстро. Когда мы попросили его в мыслях припомнить последнюю игру, то выяснилось, что он всегда воспринимает игру и самого себя со стороны, то есть из перспективы полета на вертолете. Шаг 1: Достижению успеха надо учиться • 67
Источник: Richard Bandler. Veränderung des subjektiven Erlebens. Paderborn: Junfermann Verlag, 1990. Поэтому неудивительно, что он всегда знал, в каком месте площадки находятся его партнеры, и мог передавать им отличные пасы. Вот только с попаданием в корзину возникали понятные проблемы, потому что он давал себе импульс к броску как бы со стороны. Мы научили его ассоциироваться в момент прицеливания, а в остальных игровых ситуациях играть диссоциированно — это помогло. Вы сами отлично знаете, что от руководителей ожидают общего видения ситуации. Тренируйте себя с помощью следующего упражнения! Упражнение: Обзор 1. Вспомните ситуацию, которая оказалась для вас проблематичной или неприятной. 2. Проверьте, как вы вспоминаете об этой ситуации — ассоциированно или диссоциированно? 3. При ассоциировании: «выйдите из себя» с этим восприятием и посмотрите на ситуацию и на себя из перспективы нейтрального стороннего наблюдателя. Что изменилось? 4. Вообразите, что вы сели в вертолет и с высоты полета осмотрите ситуацию. 68 • Самокоучинг 5. Почувствуйте разницу в ощущениях и дистанцию. 6. Подумайте теперь о какой-нибудь ситуации, предстоящей в будущем. 7. Думайте об этой ситуации в будущем также с высоты полета. 8. Определите для себя якорь, который в будущем будет напоминать вам о «сохранении вашего видения». Рекомендация к упражнению: ► Естественно, что после трудной ситуации вы обязательно должны «приземлиться» и выйти из вертолета. Ведь в мире так много прекрасных ощущений, ради которых стоит вернуться к ассоциированному восприятию. Метафоры — схемы церебральных путей решения Поскольку для освоения следующих этапов большое значение имеет способность вызывать в себе видение ситуаций и образов, то сейчас мы рассмотрим смысл и назначение метафор как комплексного средства преодоления ментальных блокад. Метафорами в терминологии психологов называются истории, образы и рассказы, которые представляют интерес для нашего мозга не из-за их содержания, а из-за их структуры. Они представляют собой схемы наших нейрональных связей. В речи мы используем метафоры для выражения внутренних процессов, не задумываясь об этом. Когда мы советуем кому-нибудь: «Ты должен пойти наперекор себе», то у человека никогда не возникает собственный образ в виде двух частей личности, которые противостоят друг другу как два человека. Один ленив, мешает, ведет себя не соответствующим достижению цели образом. А другой должен держать его в рамках дозволенного или силой тащить за собой. Метафоры встречаются не только в разговорной речи, но и, в первую очередь, в литературе, сказках, новеллах и сагах. Наши классические сказки имеют, например, следующую, не зависящую от содержания структуру. Люди в согласии живут друг с другом. Неожиданно случается что-то плохое. Появляется волк, медведь, ведьма или возникает проклятие. Сложная ситуация становится невыносимой. Когда напряжение достигает высшей точки, наконец-то приходит спасение — и: «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Такая структура служит детям для развития следующей установки: не сдаваться в сложных ситуациях, потому что обязательно будет счастливый конец. По всей видимости, именно это обстоятельство объясняет тот факт, что даже очень чувствительные дети интуитивно предпочитают «страшные» сказки «безобидным» и готовы слушать их снова и снова, несмотря на переживаемый страх. Шаг 1: Достижению успеха надо учиться • 69 Ощутите воздействие истории, изложенной известным психотерапевтом Н. Пезешкианом (N. Peseschkian), основателем школы «позитивной психотерапии». Он сравнивает ситуацию страдающего человека с ситуацией человека, который на протяжении долгого времени стоит на одной ноге. «Через какое-то время мышцы сводит судорога, нога, на которой он стоит, под тяжестью тела начинает болеть. Человек больше не в состоянии сохранять равновесие. Но болит не только нога, нет, все мышцы в этой непривычной позе начинают перекашиваться и судорожно сжиматься. Тяжесть страданий становится невыносимой, человек взывает о помощи. В этой ситуации к нему приходят разные помощники. В то время как человек продолжает стоять на одной ноге, один помощник начинает массировать сведенную ногу, на которой тот стоит. Другой по всем правилам искусства принимается массировать затылок и шею. Третий видит, что человек вот-вот потеряет равновесие и подставляет ему в качестве опоры свое плечо. Стоящие вокруг люди советуют этому помощнику поддерживать человека обеими руками, чтобы тому было не так тяжело стоять. Один старый мудрый человек предлагает страдальцу подумать о том, как ему повезло по сравнению с теми людьми, у которых нет обеих ног. Другой заклинает его представить себе, что он пружина, и чем интенсивнее он сосредоточится на этой мысли, тем меньше будут его страдания. Наконец, один из свидетелей сцены подходит к человеку и спрашивает: "Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями вторую ногу и встань на нее. У тебя ведь две ноги"». Эта метафора адресована тем людям, которые не ощущают своих способностей и внутренних сил, а следовательно, не используют их для достижения своих целей и разрешения проблем. В действительности эти люди, конечно, не стоят на одной ноге. Здесь, как и в сказках, главное значение имеет структура истории. Мозг воспринимает эту структуру и находит в ней соответствие проблеме, зафиксированной в памяти в форме нейрональных связей. Существует проблема и поиск помощи для ее разрешения. Благодаря структуре этой метафоры у людей в подобной ситуации концентрация будет осознанно или неосознанно смещаться от предложений помощи в сторону целенаправленного использования неучтенных источников сил, а именно — второй, здоровой ноги. Образы и метафоры применяются в психологии в качестве инструментов реализации перемен, потому что мы еще не умеем механическими способами напрямую вмешиваться в микромир нейрональных связей. По этой причине на следующих станицах вы постоянно будете встречать метафоры в качестве указателей различных путей решения проблем и стратегий достижения успеха. Поэтому если вы еще не очень сильны в психологии и будете удивляться большому количеству встречающихся в тексте образных выражений, то постоянно вспоминайте о собственно технической и органической подоплеке метафор. И совершенно сознательно размышляйте о структуре, стоящей за содержанием истории. Собственная, индивидуальная метафора может помочь и вам в позитивной организации работы. На прошедшем недавно конгрессе по НЛП мы услышали историю 70 • Самокоучинг одного топ-менеджера, которому задали вопрос о секрете его работоспособности. Он ответил так: «Какая работа? Я смотрю на это иначе. Детьми мы всегда играли в путешествие на корабле, и я, естественно, больше всего любил быть капитаном. С тех пор изменилось не так уж много. Я по-прежнему капитан — и по-прежнему с тем же увлечением и восторгом. Секрет моей работоспособности в том, что я каждый день хожу играть». Если вы понаблюдаете за детьми, которые всеми фибрами души отдаются какому-то увлечению — домашнему животному, кукле или пещере в кустах, то вы сможете понять, какой неистощимой энергией заряжен образ капитана. Детям бывает мучительно трудно остановить собственное стремление к деятельности, когда она им очень интересна. Особенно женщинам, занимающим руководящие должности, необходимы собственные метафоры, предлагающие полную сил, а не женскую жертвенную идентификацию. Одна клиентка вспомнила на сеансе коучинга о том, что в детстве очень любила читать книгу «Пеппи-Длинный-Чулок». Этот выдуманный персонаж как метафора дает очень много плюсов для женской карьеры: Пеппи — самая сильная девочка, даже сильнее мальчиков-ровесников. Она креативна, хитра, ловка и умеет увлекать других детей самыми необычными идеями. Она отрицает общепринятые рамки и отказывается придерживаться их, если они препятствуют реализации ее замыслов. В опасных ситуациях она проявляет активность и находит путь к спасению, в то время как остальные оказываются совершенно беспомощными. «Я произвожу намного более убедительное впечатление, с тех пор как тайно беру с собой на работу роль Пеппи», — сказала наша клиентка уже через две недели после сеанса. Мне тоже однажды задали вопрос, не считаю ли я работу психолога, вынужденного постоянно выслушивать других людей, очень утомительной и напряженной. Отвечая на этот вопрос, я впервые осознала, что никогда не связывала свою профессию с «синдромом помощника». Но я вспомнила о том, что в детстве любила смотреть детективы. Моим любимым детективом была мисс Марпл в исполнении Маргарет Рузерфорд. Сегодня, когда передо мной сидит клиент или раздираемый конфликтом коллектив, я становлюсь тем бдительней и внимательней, чем более сложным мне представляется случай. У меня по-настоящему руки чешутся, так велико желание обнаружить следы и открыть обстоятельства, ускользнувшие от внимания других людей. Любопытство и неугомонность следователя окрыляют мою фантазию намного сильнее, чем образ человека, помогающего другим людям нести их тяжелую ношу. Поэтому моя работа мне до сих пор еще не надоела, и я не слишком устаю от нее. Упражнение к этой главе можно сформулировать в одном предложении: Найдите для выполнения своей руководящей работы собственную, индивидуальную метафору, соответствующую контексту вашей деятельности и заряжающую вас в этой роли положительной энергией. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|