Здавалка
Главная | Обратная связь

Перечень субмодальностей



 

Визуальные  
Цвет: Оттенок Цветовая насыщенность Яркость Глубина Движение Контрастность Горизонт Рамка Формат Масштаб Ориентация Ассоциированно или диссоциированно Черно-белая или цветная гамма Голубоватые, розоватые тона, преобладание какого-то цвета, например красного, как в «розовых очках» Пастельные, яркие или обычные тона Очень светлые, очень темные, обычные Двух- или трехмерность Фильм или стоп-кадр, скорость фильма, замедлен­ный или ускоренный («Чарли Чаплин») Резкий контраст, мягкий карандаш, обычный Суженный или широкоугольный Картина ограничена рамкой или расходится во все стороны Маленькая фотография или большой киноэкран Всё несколько меньше или больше, чем обычно Картина в воображении спереди, слева, справа, вверху или внизу Глаза являются вашей кинокамерой, вы можете видеть себя со стороны или сверху, с высоты полета на вертолете
Аудиально  
Тип звуков Сила звука Моно или стерео Высота звука Голоса, звуки (музыка в фильме), шумы Громко или тихо Пространственное звучание или один источник звука Высокие или низкие звуки

66 • Самокоучинг

Вид с высоты полета на вертолете

Способность сохранять в сложных ситуациях полный обзор, рассматривать си­туацию как бы с высоты полета настолько важна для преодоления затруднитель­ных моментов, что мы считаем необходимым еще раз подробно рассмотреть этот вопрос.

В уже упомянутой книге Бэндлер описывает способность к ассоциированному и диссоциированному восприятию внутреннего и внешнего мира как осново­полагающее условие хорошего ментального самочувствия. Люди обладают спо­собностью в различных ситуациях смотреть на себя со стороны. Наш язык так­же свидетельствует об этом: «Я уже вижу себя лежащим на пляже». Такое внешнее восприятие из перспективы нейтрального наблюдателя называется диссоциированным восприятием собственной личности. Проведите тест и мыс­ленно «выйдите из себя». Посмотрите на себя со стороны, как вы сидите с кни­гой в руках. Может быть, вам поможет такая идея: как бы я выглядел сейчас на киноэкране.

Вместе с этим ощущением вернитесь теперь «в себя». Когда мы воспринимаем себя изнутри, то говорят об ассоциированном восприятии собственной лично­сти. Сейчас вы видите книгу и свои руки.

Посмотрите рисунок на следующей странице. Вы видите прыгуна в воду. Эта картина производит безобидное впечатление, так как вы смотрите на происхо­дящее издали. Ниже представлена перспектива из ассоциированного состояния. Теперь дело принимает более серьезный оборот, прежде всего это касается ощу­щений тела. То есть при ассоциированном восприятии мы целиком и полностью находимся внутри наших ощущений, а с помощью диссоциации мы удаляемся от наших ощущений.

Если вы находитесь в затруднительной ситуации и опасаетесь проявления вол­нения, беспокойства или неуместного раздражения со своей стороны, то имеет смысл посмотреть на все сверху. Как правило, наши клиенты считают вид с высоты полета на вертолете, то есть вид на собственную персону и происхо­дящие события сверху, очень эффективной помощью для преодоления подоб­ных затруднений. В диссоциированном состоянии даже боль (зубная!) пере­носится легче.

Один баскетболист хотел с помощью НЛП научиться лучше забрасывать мяч в корзину. Он прекрасно передавал пасы, но, к сожалению, не обладал точным броском. Его проблему удалось решить очень быстро. Когда мы попросили его в мыслях припомнить последнюю игру, то выяснилось, что он всегда восприни­мает игру и самого себя со стороны, то есть из перспективы полета на вертолете.


Шаг 1: Достижению успеха надо учиться • 67


 

V/K диссоциированное визуальное восприятие собственной личности

V/K ассоциированное восприятие собственной личности

 


 


Источник:


Richard Bandler. Veränderung des subjektiven Erlebens. Paderborn: Junfermann Verlag, 1990.


Поэтому неудивительно, что он всегда знал, в каком месте площадки находятся его партнеры, и мог передавать им отличные пасы. Вот только с попаданием в кор­зину возникали понятные проблемы, потому что он давал себе импульс к броску как бы со стороны. Мы научили его ассоциироваться в момент прицели­вания, а в остальных игровых ситуациях играть диссоциированно — это помогло.

Вы сами отлично знаете, что от руководителей ожидают общего видения ситуа­ции. Тренируйте себя с помощью следующего упражнения!

Упражнение: Обзор

1. Вспомните ситуацию, которая оказалась для вас проблематичной или неприятной.

2. Проверьте, как вы вспоминаете об этой ситуации — ассоциированно или диссо­циированно?

3. При ассоциировании: «выйдите из себя» с этим восприятием и посмотрите на ситуацию и на себя из перспективы нейтрального стороннего наблюдателя. Что изменилось?

4. Вообразите, что вы сели в вертолет и с высоты полета осмотрите ситуацию.


68 • Самокоучинг

5. Почувствуйте разницу в ощущениях и дистанцию.

6. Подумайте теперь о какой-нибудь ситуации, предстоящей в будущем.

7. Думайте об этой ситуации в будущем также с высоты полета.

8. Определите для себя якорь, который в будущем будет напоминать вам о «сохра­нении вашего видения».

Рекомендация к упражнению:

► Естественно, что после трудной ситуации вы обязательно должны «призем­литься» и выйти из вертолета. Ведь в мире так много прекрасных ощущений, ради которых стоит вернуться к ассоциированному восприятию.

Метафоры — схемы церебральных путей решения

Поскольку для освоения следующих этапов большое значение имеет способность вызывать в себе видение ситуаций и образов, то сейчас мы рассмотрим смысл и назначение метафор как комплексного средства преодоления ментальных бло­кад. Метафорами в терминологии психологов называются истории, образы и рассказы, которые представляют интерес для нашего мозга не из-за их содержа­ния, а из-за их структуры. Они представляют собой схемы наших нейрональных связей. В речи мы используем метафоры для выражения внутренних процессов, не задумываясь об этом. Когда мы советуем кому-нибудь: «Ты должен пойти наперекор себе», то у человека никогда не возникает собственный образ в виде двух частей личности, которые противостоят друг другу как два человека. Один ленив, мешает, ведет себя не соответствующим достижению цели образом. А дру­гой должен держать его в рамках дозволенного или силой тащить за собой.

Метафоры встречаются не только в разговорной речи, но и, в первую очередь, в литературе, сказках, новеллах и сагах. Наши классические сказки имеют, на­пример, следующую, не зависящую от содержания структуру. Люди в согласии живут друг с другом. Неожиданно случается что-то плохое. Появляется волк, медведь, ведьма или возникает проклятие. Сложная ситуация становится невы­носимой. Когда напряжение достигает высшей точки, наконец-то приходит спа­сение — и: «они жили долго и счастливо и умерли в один день». Такая структура служит детям для развития следующей установки: не сдаваться в сложных си­туациях, потому что обязательно будет счастливый конец. По всей видимости, именно это обстоятельство объясняет тот факт, что даже очень чувствительные дети интуитивно предпочитают «страшные» сказки «безобидным» и готовы слу­шать их снова и снова, несмотря на переживаемый страх.


Шаг 1: Достижению успеха надо учиться • 69

Ощутите воздействие истории, изложенной известным психотерапевтом Н. Пезеш­кианом (N. Peseschkian), основателем школы «позитивной психотерапии». Он срав­нивает ситуацию страдающего человека с ситуацией человека, который на протя­жении долгого времени стоит на одной ноге. «Через какое-то время мышцы сводит судорога, нога, на которой он стоит, под тяжестью тела начинает болеть. Человек больше не в состоянии сохранять равновесие. Но болит не только нога, нет, все мыш­цы в этой непривычной позе начинают перекашиваться и судорожно сжиматься. Тяжесть страданий становится невыносимой, человек взывает о помощи. В этой ситуации к нему приходят разные помощники. В то время как человек продолжает стоять на одной ноге, один помощник начинает массировать сведенную ногу, на ко­торой тот стоит. Другой по всем правилам искусства принимается массировать за­тылок и шею. Третий видит, что человек вот-вот потеряет равновесие и подставляет ему в качестве опоры свое плечо. Стоящие вокруг люди советуют этому помощнику поддерживать человека обеими руками, чтобы тому было не так тяжело стоять. Один старый мудрый человек предлагает страдальцу подумать о том, как ему повезло по сравнению с теми людьми, у которых нет обеих ног. Другой заклинает его предста­вить себе, что он пружина, и чем интенсивнее он сосредоточится на этой мысли, тем меньше будут его страдания. Наконец, один из свидетелей сцены подходит к чело­веку и спрашивает: "Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями вторую ногу и встань на нее. У тебя ведь две ноги"».

Эта метафора адресована тем людям, которые не ощущают своих способностей и внутренних сил, а следовательно, не используют их для достижения своих це­лей и разрешения проблем. В действительности эти люди, конечно, не стоят на одной ноге. Здесь, как и в сказках, главное значение имеет структура истории. Мозг воспринимает эту структуру и находит в ней соответствие проблеме, за­фиксированной в памяти в форме нейрональных связей. Существует проблема и поиск помощи для ее разрешения. Благодаря структуре этой метафоры у людей в подобной ситуации концентрация будет осознанно или неосознанно смещаться от предложений помощи в сторону целенаправленного использова­ния неучтенных источников сил, а именно — второй, здоровой ноги.

Образы и метафоры применяются в психологии в качестве инструментов реали­зации перемен, потому что мы еще не умеем механическими способами напрямую вмешиваться в микромир нейрональных связей. По этой причине на следующих станицах вы постоянно будете встречать метафоры в качестве указателей различ­ных путей решения проблем и стратегий достижения успеха. Поэтому если вы еще не очень сильны в психологии и будете удивляться большому количеству встречающихся в тексте образных выражений, то постоянно вспоминайте о соб­ственно технической и органической подоплеке метафор. И совершенно созна­тельно размышляйте о структуре, стоящей за содержанием истории.

Собственная, индивидуальная метафора может помочь и вам в позитивной органи­зации работы. На прошедшем недавно конгрессе по НЛП мы услышали историю


70 • Самокоучинг

одного топ-менеджера, которому задали вопрос о секрете его работоспособности. Он ответил так: «Какая работа? Я смотрю на это иначе. Детьми мы всегда играли в путешествие на корабле, и я, естественно, больше всего любил быть капитаном. С тех пор изменилось не так уж много. Я по-прежнему капитан — и по-прежнему с тем же увлечением и восторгом. Секрет моей работоспособности в том, что я каждый день хожу играть».

Если вы понаблюдаете за детьми, которые всеми фибрами души отдаются како­му-то увлечению — домашнему животному, кукле или пещере в кустах, то вы сможете понять, какой неистощимой энергией заряжен образ капитана. Детям бывает мучительно трудно остановить собственное стремление к деятельности, когда она им очень интересна.

Особенно женщинам, занимающим руководящие должности, необходимы собствен­ные метафоры, предлагающие полную сил, а не женскую жертвенную идентифика­цию. Одна клиентка вспомнила на сеансе коучинга о том, что в детстве очень люби­ла читать книгу «Пеппи-Длинный-Чулок». Этот выдуманный персонаж как метафора дает очень много плюсов для женской карьеры: Пеппи — самая сильная девочка, даже сильнее мальчиков-ровесников. Она креативна, хитра, ловка и умеет увлекать других детей самыми необычными идеями. Она отрицает общепринятые рамки и отказывается придерживаться их, если они препятствуют реализации ее замыслов. В опасных ситуациях она проявляет активность и находит путь к спасе­нию, в то время как остальные оказываются совершенно беспомощными. «Я произ­вожу намного более убедительное впечатление, с тех пор как тайно беру с собой на работу роль Пеппи», — сказала наша клиентка уже через две недели после сеанса.

Мне тоже однажды задали вопрос, не считаю ли я работу психолога, вынужден­ного постоянно выслушивать других людей, очень утомительной и напряжен­ной. Отвечая на этот вопрос, я впервые осознала, что никогда не связывала свою профессию с «синдромом помощника». Но я вспомнила о том, что в детстве лю­била смотреть детективы. Моим любимым детективом была мисс Марпл в ис­полнении Маргарет Рузерфорд. Сегодня, когда передо мной сидит клиент или раздираемый конфликтом коллектив, я становлюсь тем бдительней и вниматель­ней, чем более сложным мне представляется случай. У меня по-настоящему руки чешутся, так велико желание обнаружить следы и открыть обстоятельства, ус­кользнувшие от внимания других людей. Любопытство и неугомонность следо­вателя окрыляют мою фантазию намного сильнее, чем образ человека, помогаю­щего другим людям нести их тяжелую ношу. Поэтому моя работа мне до сих пор еще не надоела, и я не слишком устаю от нее.

Упражнение к этой главе можно сформулировать в одном предложении: Найди­те для выполнения своей руководящей работы собственную, индивидуальную метафору, соответствующую контексту вашей деятельности и заряжающую вас в этой роли положительной энергией.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.