Здавалка
Главная | Обратная связь

Люди делятся на группы.



Люди делятся на группы в зависимости от их отношения к истине. И в этой суре упоминание о тех, кого облагодетельствовал Всевышний Аллах. Сура «аль-Фатиха» делит людей на три группы в зависимости от познания ими истины и следования ей. Человек либо знает истину, либо не знает. А тот, кто знает истину, либо действует в соответствии с ней, либо противоречит. Именно на эти группы делятся люди. И существование каких-либо других групп исключено. Раб, который знает истину и действует в соответствии с ней, относится к тем, кого Всевышний Аллах облагодетельствовал. Такой раб очистил свою душу посредством полезного знания и праведного деяния. Он обрел счастье и сказал Всевышний Аллах:

﴿قَدْ أَفْلَحَ مَن زَكَّاهَا ﴾

«Преуспел [войдёт в Рай] тот, кто очищал её [свою душу] (от грехов)». (Сура аш-Шамс, аят 9)

А тот, кто знает истину, но не следует ей, он под Гневом Аллаха. Тот же, кто не знает об истине, относится к числу заблудших. Однако те, кто находится под гневом Всевышнего Аллаха, они также заблудшие, так как сошли с пути праведных деяний. Также и заблудшие находятся под Его гневом, так как они отошли от пути знания и это повлекло за собой оставление праведных деяний. Но все же тот, кто узнал истину и оставил ее, ближе к тому, что находиться под Гневом Всевышнего Аллаха. Потому иудеи больше всего достойны этого описания. Как сказал Всевышний Аллах:

﴿بِئْسَمَا اشْتَرَوْاْ بِهِ أَنفُسَهُمْ أَن يَكْفُرُواْ بِمَا أنَزَلَ اللّهُ بَغْياً أَن يُنَزِّلُ اللّهُ مِن فَضْلِهِ عَلَى مَن يَشَاء مِنْ عِبَادِهِ فَبَآؤُواْ بِغَضَبٍ عَلَى غَضَبٍ ﴾

«Скверно то, что они [потомки Исраила] продали (самих) себя, что проявили неверие в то, что ниспослал Аллах [в Коран], из зависти, что Аллах ниспосылает от Своей щедрости кому пожелает из Своих рабов [из зависти к пророку Мухаммаду]! И они вернулись (обретя) гнев (Аллаха) на (уже имевшийся прежде) гнев (который был на них за их прежние проявления неверия). И для неверных (уготовлено) наказание унизительное!». (Сура аль-Бакара, аят 90)

А также:

﴿قُلْ هَلْ أُنَبِّئُكُم بِشَرٍّ مِّن ذَلِكَ مَثُوبَةً عِندَ اللّهِ مَن لَّعَنَهُ اللّهُ وَغَضِبَ عَلَيْهِ وَجَعَلَ مِنْهُمُ الْقِرَدَةَ وَالْخَنَازِيرَ وَعَبَدَ الطَّاغُوتَ أُوْلَئِكَ شَرٌّ مَّكَاناً وَأَضَلُّ عَن سَوَاء السَّبِيلِ ﴾

«Скажи (о, Пророк) (тем, которые насмехаются над Истинной Верой): «Сообщить ли вам о том, что более злостнее [хуже], чем это, как награда [воздаяние] у Аллаха? (Это воздаяние)– (того), кого проклял Аллах [лишил Своего милосердия] и того, на кого Он разгневался, и сделал из них обезьян и свиней, и того, кто поклонялся лжебогу. Такие – они, наихудшие по месту (в Вечной жизни) и более сбившиеся с (истинного) пути (в этом мире)».». (Сура аль-Маида, аят 60)

Невежественный человек более заслуживает того, чтобы его называли «заблудший». Поэтому Всевышний Аллах описал христиан этим качеством, сказав:

﴿قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ لاَ تَغْلُواْ فِي دِينِكُمْ غَيْرَ الْحَقِّ وَلاَ تَتَّبِعُواْ أَهْوَاء قَوْمٍ قَدْ ضَلُّواْ مِن قَبْلُ وَأَضَلُّواْ كَثِيرًا وَضَلُّواْ عَن سَوَاء السَّبِيلِ ﴾

«Скажи (о, Пророк): «О, люди Писания [иудеи и христиане]! Не проявляйте чрезмерности в вашей вере [не выходите за рамки в вероубеждении] (будучи) не на истине [христиане не говорите, что Иисус является богом, и иудеи не считайте его сыном прелюбодейки] и не следуйте за прихотями людей, которые (сами) заблудились раньше [за убеждениями предводителей заблуждения], и (которые) ввели в заблуждение многих, и сбились они с прямого пути»». (Сура аль-Маида, аят 77)

Первые два аята были об иудеях, а последний - о христианах. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Иудеи под гневом Аллаха, а христиане - заблудшие». Передал Тирмизи, 2956-2957; Ибн Хиббан, 1715, 2279; Ибн Джарир в «Тафсир», 1/61 и 64; Ибн Аби Хатим, 1/31/40; Ахмад, 4/378-379; См. «Сахих аль-Джами’», 8202; «Сильсиля ас-Сахиха», 3263.

· «Веди (Ты) нас Прямым Путём. Путём тех, которых Ты благом одарил.«А не (путём) тех, которые под (Твоим) гневом, и не (путём) заблудших»(аль-Фатиха, 5-7)

 

Итак, мы поняли, что те, кого облагодетельствовал Аллах - это те, кто узнал истину и последовал за ней. Те, кто под гневом Его - это те, кто узнал истину и отказался от нее. А заблудшие - это те, кто не знал истины. Упоминание этих трех групп в этой суре и есть доказательство пророчества. И если бы не установилось пророчество, тогда не было бы и деления.

Когда речь идет о тех, на кого пала милость, то упоминается /фа’иль/(действующие лицо), то есть Тот, Кто дал эту милость. А в случае с теми, кто находится под гневом /фа’иль/(действующие лицо) не упомянут.

Поистине, милость /ни’ма/ - это благо и достоинство. А гнев из разряда справедливости и мести. Милость Всевышнего Аллаха превосходит Его гнев, поэтому Всевышний Аллах отнес ее к Себе. Отнесение милости к Аллаху - это путь Корана. Как например, слова верующих джиннов:

﴿وَأَنَّا لَا نَدْرِي أَشَرٌّ أُرِيدَ بِمَن فِي الْأَرْضِ أَمْ أَرَادَ بِهِمْ رَبُّهُمْ رَشَدًا ﴾

«И (также мы признаём), что мы не знаем, зло ли [плохое ли] желалось (тем, что произошло в небе) для тех, кто на земле [для обитателей земли], или желал им их Господь истинного пути.»(Сура аль-Джинн, аят 10)

И слова Хидра в отношениии стены, которая принадлежала двум мальчикам-сиротам:

«А что касается (той) стены, (которую я поправил), то она принадлежала двум мальчикам-сиротам в (том) городе. И был под нею [под той стеной] клад, а отец их был праведен, и пожелал Господь твой, чтобы они [те два мальчика] достигли зрелости и извлекли свой клад по милости твоего Господа (к ним двоим). И я не делал этого [всего, что ты, о, Муса, видел] по своему решению [от самого себя] (а по повелению Аллаха). Вот толкование [объяснение] того, чего ты не мог утерпеть (и спрашивал и порицал меня)».» (аль-Кахф, 82) и сказал о пробоине судна : «Что касается судна, то оно принадлежало беднякам, которые работали в море.Я же хотел его испортить (сделав пробоину), ибо за ними был царь, отбиравший все (исправные) суда насильно».(аль-Кахф,79) и потом сказал: «И я не делал этого [всего, что ты, о, Муса, видел] по своему решению [от самого себя] (а по повелению Аллаха).»(аль-Кахф, 82)

 

Всевышний Аллах также говорит:

﴿وَمَا بِكُم مِّن نِّعْمَةٍ فَمِنَ اللّهِ﴾

«И какая есть у вас благодать (будь то вера, здоровье, достаток, дети,… ), то (это) – (только) от Аллаха [только Он даёт вам всё это, и никто другой].»(ан-Нахль, 53).

 

Всевышний Аллах отнес милости к Себе, потому что они только от Него, а люди являются всего лишь причинами.

Отсутствие /фа’иля/ (действующего лица), когда речь идет о гневе, указывает на ничтожность тех, на кого гневаются. Когда речь идет о милости, Всевышний Аллах упоминает себя, желая указать на величие милости.

Всевышний Аллах в этих коротких аятах упоминает о всех трех группах. Первой группе Всевышний Аллах дал в качестве милости прямой путь /аль-хидайа/, а именно полезное знание и праведное деяние. Также в аятах указание на награду и воздаяние таким людям. Это совершенная милость Всевышнего Аллаха.

И положение второй группы также включает в себя две вещи. Во-первых, для них будет самое сильное наказание и презрение. Во-вторых, причина того, что над ними Гнев. Так как Милостивый Аллах не гневатся без причины. Поэтому Гнев именно по причине их заблуждения.

Что касается третьей группы, то они заблудшие. И именно по причине своего заблуждения, они также попадают под Гнев.

Причина и воздаяние этим трем группам вытекает именно из того, как они названы. Когда речь идет о счастливых, то упоминается Тот, Кто осчастливил их, а когда речь идет о гневе, не упоминается Тот, Кто гневается.

Задумайся же над тем, как в Коране противопоставляется /аль-хидайа/ и милость против гнева и заблуждения. Слова «на кого пал гнев, и заблудших» противопоставлены словам «кого Ты облагодетельствовал». Таких примеров в Коране много. Всевышний Аллах упоминает вместе заблуждение и несчастье и упоминает вместе следование по прямому пути и счастье. Всевышний Аллах говорит:

﴿أُوْلَئِكَ عَلَى هُدًى مِّن رَّبِّهِمْ وَأُوْلَئِكَ هُمُ الْمُفْلِحُونَ ﴾

«Те [такие, у которых есть все эти вышеперечисленные признаки] (следуют) по руководству (данному им) от их Господа, и они – обретшие счастье (в этом мире и в Вечной жизни).» (Сура аль-Бакара, аят 5)

А также:

﴿ أُوْلَئِكَ لَهُمُ الأَمْنُ وَهُم مُّهْتَدُونَ ﴾

«Те, которые уверовали и не облекли свою Веру несправедливостью [не примешали к своей Вере многобожия], такие – им (обещана) безопасность, и они – идущие (истинным) путём.»(Сура аль-Ан’ам, аят 82)

 

И напротив, Всевышний Аллах говорит:

﴿إِنَّ الْمُجْرِمِينَ فِي ضَلَالٍ وَسُعُرٍ ﴾

«Поистине, бунтари [многобожники] пребывают в заблуждении (в этом мире) и пылу (адского огня)»

(Сура аль-Камар, аят 47)

А также:

﴿خَتَمَ اللّهُ عَلَى قُلُوبِهمْ وَعَلَى سَمْعِهِمْ وَعَلَى أَبْصَارِهِمْ غِشَاوَةٌ وَلَهُمْ عَذَابٌ عظِيمٌ ﴾

«(За то, что они отвернулись от Истины, когда она стала для них ясной) наложил Аллах печать на сердца их и на их слух, а на взорах их – покров [завеса]. И для них – великое наказание (в Аду)!» (Сура аль-Бакара, аят 7)

Также Всевышний Аллах собрал все вместе, сказав:

﴿ فَإِمَّا يَأْتِيَنَّكُم مِّنِّي هُدًى فَمَنِ اتَّبَعَ هُدَايَ فَلَا يَضِلُّ وَلَا يَشْقَى ﴾

« А если придёт к вам от Меня руководство – то, кто последует за Моим руководством, тот не впадёт в заблуждение (в земной жизни) и не будет несчастным (в Вечности)!»(Сура Та Ха, аят 123)[1]

А далее Он говорит:

﴿وَمَنْ أَعْرَضَ عَن ذِكْرِي فَإِنَّ لَهُ مَعِيشَةً ضَنكًا وَنَحْشُرُهُ يَوْمَ الْقِيَامَةِ أَعْمَى قَالَ رَبِّ لِمَ حَشَرْتَنِي أَعْمَى وَقَدْ كُنتُ بَصِيرًا قَالَ كَذَلِكَ أَتَتْكَ آيَاتُنَا فَنَسِيتَهَا وَكَذَلِكَ الْيَوْمَ تُنسَى ﴾

«А кто отвернётся от Моего Напоминания [от Моего Слова и повелений], то, поистине у того будет тесная жизнь (в этом мире и после смерти)! И в День Воскресения Мы воскресим его слепым». Скажет он: «Господи! Почему Ты воскресил меня слепым, ведь я (в земной жизни) был зрячим?» (Аллах) скажет (ему): «Так [как ты воскрешён слепым] приходили к тебе Мои знамения, и ты забыл их (отвернувшись от них) – так [как ты оставил их в земной жизни] сегодня ты будешь забыт (будучи оставленным в Аду)»». (Сура Та Ха, аяты 124-126)[2]

Таким образом, прямой путь и счастье связаны. И точно также заблуждение и несчастье неразлучны.

ПРЯМОЙ ПУТЬ (ас-сырат аль-мустакъим)

Прямой путь (الصراط المستقيم )/ас-сырат аль-мустакъим/ - он один, а заблуждений много. Прямом путь упомянут с артиклем /аль/, а также пришла /идафа/. Это указывает на то, что это определенный, конкретный и единственный путь. Что касается путей заблуждения, то о них Всевышний Аллах иногда говорит в единственном числе, а иногда во множественном. Всевышний Аллах говорит:

﴿وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلاَ تَتَّبِعُواْ السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَن سَبِيلِهِ

«И (завещанием Аллаха является то, что) это [Ислам] – Мой путь прямой; следуйте же по нему и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его пути. Это Он завещал вам, – может быть, вы будете остерегаться (наказания Аллаха) (исполняя Его повеления и сторонясь того, что Он запретил)!». (Сура аль-Ан’ам, аят 153)

Всевышний Аллах упомянул слова «сырат» и «сабиль» в единственном числе, говоря о правильном пути. А когда речь шла о заблуждении, Он сказал: «Субуль». То есть слово «путь» пришло во множественном числе. Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) начертил линию и сказал: «Это путь Аллаха». Потом начертил другие линии справа и слева от первой. Затем сказал: «Это пути. На каждом из них стоит шайтан и призывает к себе». А затем прочел слова Всевышнего Аллаха:

﴿وَأَنَّ هَذَا صِرَاطِي مُسْتَقِيمًا فَاتَّبِعُوهُ وَلاَ تَتَّبِعُواْ السُّبُلَ فَتَفَرَّقَ بِكُمْ عَن سَبِيلِهِ ذَلِكُمْ وَصَّاكُم بِهِ لَعَلَّكُمْ تَتَّقُونَ ﴾

«И (завещанием Аллаха является то, что) это [Ислам] – Мой путь прямой; следуйте же по нему и не следуйте другими путями, чтобы они не отделили вас от Его пути. Это Он завещал вам, – может быть, вы будете остерегаться (наказания Аллаха) (исполняя Его повеления и сторонясь того, что Он запретил)!».(Сура аль-Ан’ам, аят 153) См. «Сахих ибн Маджах», 11.

Это потому, что путь, ведущий к Аллаху - он Один. Это тот путь, с которым посылались посланники и ниспосылались Писания. И никто не сможет дойти к Аллаху, кроме как через этот путь. По какому бы пути не пошел человек и в какую бы дверь не постучался, все пути приведут в тупик и все двери будут закрыты, кроме одного пути и одной двери. Потому что этот путь связан с Аллахом. Всевышний Аллах сказал:

﴿هَذَا صِرَاطٌ عَلَيَّ مُسْتَقِيمٌ ﴾

«Это - путь, ведущий прямо ко Мне».(Сура аль-Хиджр, аят 41)

Сказал Муджахид: «Это истина, которая относится к Аллаху».

Это путь Всевышнего Аллаха и Он сам на прямом пути. Всевышний Аллах сказал:

﴿مَّا مِن دَآبَّةٍ إِلاَّ هُوَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهَا إِنَّ رَبِّي عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ ﴾

«Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь - на прямом пути». (Сура Худ, аят 56)

 

 

А также:

﴿وَضَرَبَ اللّهُ مَثَلاً رَّجُلَيْنِ أَحَدُهُمَا أَبْكَمُ لاَ يَقْدِرُ عَلَىَ شَيْءٍ وَهُوَ كَلٌّ عَلَى مَوْلاهُ أَيْنَمَا يُوَجِّههُّ لاَ يَأْتِ بِخَيْرٍ هَلْ يَسْتَوِي هُوَ وَمَن يَأْمُرُ بِالْعَدْلِ وَهُوَ عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ﴾

«И (чтобы показать несостоятельность многобожия) приводит Аллах (в качестве) примера двух людей: один из них (двоих) – немой, (и при этом ещё) ничего не может, и он (является) тягостью для своего хозяина. Куда бы он [хозяин] его [немого] ни послал, он не возвращается с благом. Разве же одинаковы он [немой] и тот (человек), который побуждает к справедливости, будучи на прямом пути? (Тогда как можно равнять глухого и немого идола, который ни на что не способен, Аллаху Всемогущему, Который только Он один одаривает Свои творения благами?)» (Сура ан-Нахль, аят 76)

Этот пример касается идолов, которые ничего не слышат и ничего не разумеют. Как они могут сравнится с Аллахом, Который приказывает справедливость и таухид. Он обладает могуществом, Он говорит и Он богат. Он на прямом пути в Своих действиях и словах. В Его словах правдивость, доброе наставление и прямой путь. В Его действиях есть мудрость, справедливость, милость и польза. Это самое верное толкование данных аятов. Некоторые говорят, что в этом аяте имеется ввиду посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и он на прямом пути, так как он приказывает справедливость. Да, это верно! Но эти слова не противоречат первому мнению. Всевышний Аллах и Его посланник (мир ему и благословение Аллаха) на прямом пути, так как посланник (мир ему и благословение Аллаха) приказывает только то, что несет в себе этот путь. Эта притча также относится и к предводителям неверных. Это немые идолы, которые не способны дать прямой путь или благо. Также это притча о пророке (мир ему и благословение Аллаха), предводителе благочестивых, который приказывает справедливость. Он на прямом пути. Согласно первому мнению, это притча о тех, кому поклоняются неверующие и о Том, Кому поклоняются благочестивые. Оба мнения взаимосвязаны. Иногда упоминается первое мнение, а иногда второе.

Также есть и третье мнение, которое гласит о том, что речь в аяте идет о верующем и неверном. Это мнение передается от Ибн Аббаса. Сказал ’Ата: «Немой - это Убайиа ибн Халяф. А те, кто приказывают справедливость - это Хамза, ’Усман ибн ’Аффан и ’Усман ибн Маз’ун».

Такое толкование также приемлемо. Нет между тремя мнениями противоречия. На прямом пути Всевышний Аллах, Его пророк (мир ему и благословение Аллаха) и последователи пророка. И наоборот, немые - это идолы, предводители неверных и те, кто за ними последовал. И поэтому некоторые саляфы упоминали только Самого Высокого на этом пути. Другие же говорили о том, что в аяте речь о пророке (мир ему и благословение Аллаха). Другие же говорили о тех, кто ответил на призыв. Но самом деле все три мнения верные, и таких примеров в Коране много.

Но до этого был аят:

﴿مَّا مِن دَآبَّةٍ إِلاَّ هُوَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهَا إِنَّ رَبِّي عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ ﴾

«Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь - на прямом пути». (Сура Худ, аят 56)

И этот аят четко указывает на один единственный смысл. Всевышний Аллах на прямом пути и Он более всех других достоин этого. Так как во всех Его словах правдивость, наставление, мудрость и прямой путь.

 

Всевышний Аллах сказал:

﴿وَتَمَّتْ كَلِمَتُ رَبِّكَ صِدْقًا وَعَدْلاً ﴾

«Слово твоего Господа исполнилось правдиво и справедливо!» (Сура аль-Ан’ам, аят 115)

Во всех Его действиях польза и мудрость, милость и справедливость, благо. Зло вообще не входит ни в Его слова, ни в Его действия. Потому что на прямом пути /ас-сырат аль-мустакъим/ нет зла. Зло входит в слова и действия того, кто отклонился от этого пути. Поэтому пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Вот перед Тобой я, о Господь мой! Все благо в Твоих Руках, а зло не имеет к тебе отношения». См. «Тахридж Китабу-с-сунна», 789.

Поэтому все Его имена - прекрасные, атрибуты /сыфаты/ - совершенные, а действия - мудрые. Невозможно, чтобы в них было зло.

Всевышний Аллах сказал о том, что Худ говорил:

﴿إِنِّي تَوَكَّلْتُ عَلَى اللّهِ رَبِّي وَرَبِّكُم ﴾

«Воистину, я уповаю на Аллаха, моего Господа и вашего Господа». (Сура Худ, аят 56)

И затем пришли слова:

﴿مَّا مِن دَآبَّةٍ إِلاَّ هُوَ آخِذٌ بِنَاصِيَتِهَا إِنَّ رَبِّي عَلَى صِرَاطٍ مُّسْتَقِيمٍ ﴾

«Нет ни одного живого существа, которого бы Он не держал за хохол. Воистину, мой Господь - на прямом пути». (Сура Худ, аят 56)

То есть Он - мой Господь и Он меня не покинет, а также Он - ваш Господь, и Он не натравит вас на меня. Потому что вы в Его руке и вы ничего не можете сделать без Его воли. Никто не сможет даже шевельнуться без Его воли. Он распоряжается творениями, как пожелает. Все, что Он с ними делает - по мудрости и по справедливости. Даже если Он позволит вам напасть на меня, то это также из Его мудрости.

Те, которые облагодетельствованы, они спутники человека на прямом пути. Тот, кто стремится к прямому пути /ас-сырат аль-мустакъим/, он стремится к такому пути, на котором будет мало спутников. Ведь, большинство людей отклонены от этого пути. А душа человеческая устроена так, что она боится одиночества. Человеческая душа хочет общения, хочет поддержки. Однако, на этом пути малое количество спутников. Но посмотри, кто будет с тобой на этом пути. Всевышний Аллах сказал:

﴿وَمَن يُطِعِ اللّهَ وَالرَّسُولَ فَأُوْلَئِكَ مَعَ الَّذِينَ أَنْعَمَ اللّهُ عَلَيْهِم مِّنَ النَّبِيِّينَ وَالصِّدِّيقِينَ وَالشُّهَدَاء وَالصَّالِحِينَ وَحَسُنَ أُولَئِكَ رَفِيقًا ﴾

«А кто повинуется Аллаху и Посланнику, то они – вместе с теми, кого облагодетельствовал Аллах, из числа пророков, правдивейших, павших за Веру и праведных. И как прекрасны они (в Раю) как товарищи!»(Сура ан-Ниса, аят 69).

И когда человек осознаёт, кто его спутники на этом пути, то уходит чувство одиночества, которое он испытывает, находясь среди современников. Зная, что его спутниками на этом пути являются те, кого облагодетельствовал Всевышний Аллах, исчезает чувство удрученности. А удрученность появляется в результате противодействия тех людей, которые отошли от прямого пути. Хотя количество их огромное, но по своему достоинству они ничтожны. Как говорили саляфы: «Придерживайся истинного пути и не пугайся малому количеству тех, кто следует по этому пути. Остерегайся лживого пути и не обманывайся большим количеством пропащих».Каждый раз, когда возникает чувство одиночества, посмотри на тех, кто шел по этому пути до тебя. Постарайся догнать их и не оборачивайся назад. Если они будут звать тебя и кричать, не поворачивайся, так как это отвлечет тебя от прямого пути.

Я приведу два примера, постарайся сохранить их в своей памяти:

1 - Человек вышел из дома только для того, чтобы совершить молитву. По дороге он встречает шайтана из числа людей, и тот произносит какое-то обидное слово в его адрес. Человек останавливается, начинает отвечать ему и начинается схватка. Если шайтан сильнее человека, то он одолеет его и человек не попадет в мечеть, тем самым пропустим молитву. Даже если человек сильнее этого шайтана, то все равно эта схватка отнимет у него время. Эта схватка лишит человека возможности придти на молитву раньше и встать в первом ряду. Когда человек оборачивается на слова этого шайтана, то желание шайтана помешать ему становится больше. Намерение человека дойти до мечети ослабевает. И если бы человек обладал пониманием, он обратил бы все свои усилия на то, чтобы убыстрить свои шаги и не поворачиваться. Если бы человек шел на молитву и берег свое время, то врагу не удалось бы осуществить свой план.

2 - Антилопа, как известно, бегает быстрее, чем собака. Но когда она чувствует позади себя пса, она оборачивается на него и теряет скорость. Тогда собака догоняет и хватает антилопу.

Как бы то ни было, воспоминания о спутниках не дают человеку испытать чувство одиночества и рождают у него желание догать тех, кто впереди.

У нас есть один полезный момент из /ду’а къунут/. А именно слова: اللهم اهدني فيمن هديت

«О Аллах, поведи нас с теми, кого Ты повел». То есть введи меня в число этих людей и сделай меня их спутниками.

Также есть и другие пользы в словах: «Веди нас прямым путем». В них есть /тауассуль/ посредством милостей Всевышнего Аллаха. Милость состоит в наставлении людей на прямой путь. Как будто бы человек говорит: «О Аллах! Ты дал милость тем, кого наставил. Даруй же и мне из этой милости». Это обращение напоминает обращение бедняка к обладателю щедрости.

Мы знаем, что обращение к Аллаху с просьбой о прямом пути - это одна из главнейших задач человека. Ответ на эту мольбу - это один из самых величайших даров. И если это является таким важным, значит необходимо знать, каким образом просить этого пути. Всевышний Аллах учит Своих рабов, как просить у Него прямого пути. И перед тем, как попросить прямого пути необходимо восхвалить Всевышнего Аллаха и восславить Его. Затем мы упоминаем о нашем поклонении Ему и о нашем таухиде. Тут способа /тауассуля/: /тауассуль/ посредством Имен и Атрибутов и /тауассуль/ посредством признания того, что ты раб. При наличии этих двух способов, ду’а практически никогда не отвергается. Это подтверждают два хадиса:

1 -Передал Бурейда от своего отца о том, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) услышал как один человек, делая /ду’а/, говорит:

اللهم إني أسألك بأني أشهد أنك أنت الله لا إله إلا أنت الأحد الصمد الذي لم يلد ولم يولد ولم يكن له كفوا أحد

 

«О Аллах! Я прошу Тебя посредством того, что я свидетельствую, что Ты - Аллах, кроме Которого нет божества достойного поклонения. Ты - Единый и Самодостаточный, Который не родил и не был рожден и Которому нет равных».

Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа! Он обратился к Аллаху посредством Его величайшего имени. И если Его просят этим именем, Он отвечает на /ду’а/». Передал Тирмизи, 3475. Шейх Альбани назвал хадис достоверным.

В этом хадисе /тауассуль/ посредством упоминания Его таухида, посредством свидетельства о единственности Всевышнего Аллаха. Просящий упомянул имя Аллаха «ас-Самад». Сказал Ибн Аббас: «/ас-Самад/ - это Знающий, Который обладает совершенным знанием и Могущественный, Который обладает совершенным могуществом». В другое версии: «/ас-Самад/ - это Господин, в Котором совмещены все виды власти и господства». Абу Ваиль сказал: «/ас-Самад/ - это Господин, власть Которого выше всех». Са’ид ибн Джубейр сказал: «/ас-Самад/ - это Совершенный во всех Своих атрибутах, действиях и словах».Также просящий отверг наличие у Всевышнего Аллаха подобия, сказав: «Нет никого равного Ему». В этом ду’а заключены основы исламского вероубеждения.

2- Хадис от Анаса, в котором сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) услышал, как один человек обращется к Аллаху, говоря:

اللهم إني أسألك بأن لك الحمد ، لا إله إلا أنت ، المنان بديع السماوات والأرض ، يا ذا الجلال والإكرام ! يا حي يا قيوم

«О Аллах! Я прошу у Тебя посредством того, что признаю, что хвалы достоин только Ты. Нет божества, достойного поклонения, кроме Тебя. Ты - Создатель небес земли, Ты - Обладатель величия и почета! О Живой, о Вседержитель!»

Услышав это, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Он попросил Всевышнего Аллаха, посредством Его величайшего имени». Передал Мунзири в «ат-Таргъиб уа-т-тархиб», 2/393; Хейсами в «Маджму’ аз-заваид», 10/159; Абу Дауд, 1495. Шейх Альбани назвал хадис достоверным. См. «Сахих аби Дауд», 1495; «Сахих ат-Таргъиб», 1641; «Сахих ибн Маджах», 3126.

В этом ду’а также /тауассуль/ посредством Имен и Атрибутов.

Сура «аль-Фатиха» объединила в себе эти два вида /тауассуля/. Только после этого человек упоминает свою самую главную просьбу. Это просьба о прямом пути после двух видов /тауассуля/. Тот, кто взывает к Аллаху таким образом, заслуживает получения ответа на свою мольбу.

Подобное сожержится и в мольбе пророка (мир ему и благословение Аллаха), с которой он обращался к Аллаху, совершая ночную молитву. Он говорил:

اللهم لك الحمد ، أنت نور السموات والأرض ومن فيهن ، ولك الحمد ، أنت قيم السموات والأرض ومن فيهن ، ولك الحمد ، أنت الحق ، ووعدك حق ، وقولك حق ، ولقاؤك حق ، والجنة حق ، والنار حق ، والساعة حق ، والنبيون حق ، ومحمد حق ، اللهم لك أسلمت ، وعليك توكلت ، وبك آمنت ، وإليك أنبت ، وبك خاصمت ، وإليك حاكمت ، فاغفر لي ما قدمت وما أخرت ، وما أسررت وما أعلنت ، أنت إلهي ، لا إله إلا أنت

«О Аллах! Только Ты достоин хвалы! Ты - Свет небес и земли, и того, что в них. Только Ты достоин хвалы и Ты - Вседержитель небес и земли, и того, в них. Только Ты достоин хвалы и Ты - Истина!Обещание Твое - истина, слова Твои - истина, встреча с Тобой - истина, Рай - это истина, Ад - это истина, (Судный) Час - истина, пророки - истина и Мухаммад - истина! О Аллах! Я предаюсь Тебе, уповаю на Тебя, верую в Тебя, к Тебе обращаюсь и споры мои только ради Тебя, только от Тебя жду решения! Прости мне грехи, которые я совершил в прошлом, которые я совершу в будущем, которые я совершил явно и те, которые совершил тайно. Тебе я поклоняюсь и нет божества достойного поклонения, кроме Тебя». Бухари, 7499.

 

 

ВИДЫ ТАУХИДА

Эта сура содержит все три вида таухида, о которых единодушно говорили все посланники (салявату Ллахи уа салямуху алейхим). С другой стороны таухид имеет два вида:







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.