Здавалка
Главная | Обратная связь

Состояние крепкого придерживания



Затем сердце переходит в состояние крепкого придерживания (и‘тисам). И это состояние бывает двух видов:

1 - Крепко держаться за Всевышнего Аллаха - ( اعتصام بالله ) - как сказал Всевышний Аллах:

( وَاعْتَصِمُوا بِاللَّهِ هُوَ مَوْلاكُمْ فَنِعْمَ الْمَوْلَى وَنِعْمَ النَّصِيرُ )

«Крепко держитесь за Аллаха. Он - ваш Покровитель. Как же прекрасен этот Покровитель! Как же прекрасен этот Помощник!» (Сура аль-Хадж, аят 78)

2 - Крепко держаться за вервь Всевышнего Аллаха - ( اعتصام بحبل الله ) - как сказал Всевышний Аллах:

( وَاعْتَصِمُواْ بِحَبْلِ اللَّهِ جَمِيعًا وَلاَ تَفَرَّقُواْ )

«Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не распадайтесь». (Сура али ‘Имран, аят 103)

Всё счастье человека в обоих мирах зависит от того, как он будет держаться за Всевышнего Аллаха и Его вервь.

Если человек крепко держится за вервь Всевышнего Аллаха, то это защищает его от заблуждений. А если человек крепко держится за Всевышнего Аллаха, то это спасает его от гибели. Человек, который идёт к Аллаху, подобен путнику, следующему к определенной цели. Такому человеку необходимо верное руководство и безопасность. Человек не достигнет цели без двух этих вещей.

Если человек крепко держится за вервь Всевышнего Аллаха, то он получает руководство. А если человек крепко держится за Всевышнего Аллаха, то он получает силу, снаряжение и оружие. Это то, благодаря чему, человек благополучно достигнет своей цели. Праведные предки по разному объясняли термин «крепкое придерживание», но все объяснения сводились к одному смыслу.

Ибн ‘Аббас сказал: «Крепко держитесь за религию Аллаха». Ибн Мас‘уд сказал: «Под вервью Аллаха имеется в виду джама‘а (единая община)». Также он говорил: «Держитесь за джама‘а! Это и есть та вервь Аллаха, держаться за которую Он повелел. То, что вам не нравится в джама‘а, лучше, чем то, что вы любите, находясь в расколе». Муджахид и ‘Ата сказали: «Под вервью Аллаха имеется в виду Его завет (‘ахд)». Къатада, ас-Судди и многие другие толкователи Корана сказали: «Вервь Аллаха - это Коран». Мукъатиль сказал: «Имеются в виду приказы Аллаха и покорность Ему. Так не разделяйтесь же, как разделились иудеи и христиане».

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний доволен для вас тремя (вещами) и недоволен тремя (другими): Он доволен, когда вы поклоняетесь Ему и не придаёте Ему ничего в сотоварищи, когда все вы держитесь за вервь Аллаха и не разделяетесь, и когда вы искренне относитесь к своему правителю, а не любит Он, когда вы занимаетесь пересудами, задаёте множество вопросов и понапрасну расточаете своё имущество». Этот хадис передал Муслим 1715.

Имам аль-Харауи сказал: «Крепко держаться за вервь Аллаха, значит сохранять покорность Ему, то есть выполнять Его приказы».

Человек должен быть покорным Аллаху, потому что Всевышний Аллах повелел это и это Ему любимо. Покорность Аллаху не должна быть чем-то обычным (просто привычкой). Талькъ ибн Хабиб сказал о богобоязненности (такъуа):

« هي العمل بطاعة الله على نور من الله ترجو ثواب الله , و ترك معصية الله على نور من الله تخاف عقاب الله »

«Это совершение того, что угодно Аллаху на основе света от Аллаха в надежде на награду Аллаха, и оставление ослушания Аллаха на основе света от Аллаха, боясь наказания Аллаха».

 

Это и есть вера и надежда на награду Аллаха (ихтисаб). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тому, кто во время Рамадана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Аллаха, простятся его прежние грехи». аль-Бухари 38, Муслим 760.

Кроме того, если человек крепко держится за вервь Всевышнего Аллаха, это спасает его от нововведений и недостатков в делах.

Что касается крепкого придерживания за Аллаха, то это - упование на Него и защита посредством этого упования. Плодами этого становится то, что Всевышний Аллах защищает раба. Всевышний Аллах защищает тех, которые уверовали. Если раб держится за Аллаха, то Всевышний Аллах ограждает его от всякой вещи, которая ведёт к гибели. Всевышний Аллах защищает раба от сомнений и страстей. Всевышний Аллах защищает его от ухищрений врагов: внешних и внутренних. Аллах ограждает раба от зла собственной души. Это всё зависит от силы упования раба на Всевышнего Аллаха.

Имам аль-Харауи сказал: «Крепко держаться за Аллаха, значит держаться за сообщения от Него, предаваясь им; верить в обещания и угрозы Аллаха и возвеличивать приказы и запреты. Это значит строить свои отношения с Аллахом на основе убежденности (йакъин) и справедливости (инсаф)».

Отношения с Аллахом должны строиться на основе убежденности (йакъин), а не на основе сомнений. Не нужно поклоняться Аллаху «на всякий случай», как сказал один из людей:

« زعم المنجم و الطبيب كلاهما

لا تبعث الأجساد . قلت : إليكما

إن صح قولكما فلست بجاسر

أو صح قولي فالخسار عليكما »

«Утверждают астролог и врач,

Что тела не будут воскрешены. Я сказал им:

"Если ваши слова верны, то я все равно ничего не теряю,

А если прав я, то потерпите убыток вы оба"».

Это - путь сомневающихся и колеблющихся. Эти люди выполняют приказы и сторонятся запретов «на всякий случай». Такой путь не спасёт человека от наказания Всевышнего Аллаха. Он не станет причиной счастья и не приведёт к безопасности.

 

الفِرار

Состояние убегания

 

Всевышний Аллах говорит:

( فَفِرُّوا إِلَى اللَّه )

«Бегите же к Аллаху». (Сура аз-Зариййат, аят 50)

Убегание (фирар) бывает двух видов: убегание счастливых и убегание несчастных.

Что касается убегания счастливых, то они бегут к Аллаху. Что же касается убегания несчастных, то они бегут от Аллаха.

Праведники (аулия) бегут от Всевышнего Аллаха к Аллаху. Относительно слов Аллаха: «Бегите же к Аллаху». (Сура аз-Зариййат, аят 50) Ибн ‘Аббас сказал: «Бегите от Аллаха к Аллаху и пребывайте в покорности Ему». Сахль ибн Абдуллах сказал: «Бегите от того, что кроме Аллаха к Аллаху». А другие сказали: «Бегите от наказания Аллаха к Его награде посредством веры и покорности».

Имам аль-Харауи сказал: «Это убегание от того, кого не было, к Тому, Кто вечен. Общее убегание (фирар) - это убегание от невежества к знанию, посредством убеждений и действий; убегание от лени к труду, посредством усердия и решимости; убегание от тесноты к простору, посредством доверия и надежды».

Невежество ( الجهل ) - оно бывает двух видов:

а) Отсутствие знания о полезной истине.

б) Отсутствие действий сообразно истине.

Например, народ Мусы сказал ему:

( أَتَتَّخِذُنَا هُزُوًا )

«Неужели ты издеваешься над нами?»(Сура аль-Бакъара, аят 67)

Муса (мир ему) ответил:

( أَعُوذُ بِاللَّهِ أَنْ أَكُونَ مِنَ الْجَاهِلِينَ )

«Упаси меня Аллах оказаться одним из невежд (то есть издевающихся)». (Сура аль-Бакъара, аят 67)

Или же правдивый Йусуф (мир ему) сказал:

( وَإِلاَّ تَصْرِفْ عَنِّي كَيْدَهُنَّ أَصْبُ إِلَيْهِنَّ وَأَكُن مِّنَ الْجَاهِلِينَ )

«Если Ты не отвратишь от меня их козни, то я уступлю им и окажусь в числе невежд».(Сура Йусуф, аят 33)

«Окажусь в числе невежд» - то есть: «Я совершу то, что Ты запретил».

Всевышний Аллах также сказал:

( إِنَّمَا التَّوْبَةُ عَلَى اللَّهِ لِلَّذِينَ يَعْمَلُونَ السُّوءَ بِجَهَالَةٍ )

«Воистину, Аллах обязался принимать покаяния тех, которые совершают дурной поступок по своему невежеству». (Сура ан-Ниса, аят 17)

Къатада сказал: «Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) единогласны в том, что всякое ослушание Аллаха является невежеством».Сказали другие:«Сподвижники пророка (мир ему и благословение Аллаха) единогласны в том, что каждый, кто ослушивается Аллаха, является невеждой».

Поэтому нужно убегать от обоих видов невежества. Во-первых, человек должен получать знание, а во-вторых, он должен совершать благие деяния.

Также имам аль-Харауи упомянул убегание от лени к труду, посредством усердия и решимости. Человек должен убежать от призыва своей лени к делам и труду.

И самое последнее - это убегание от тесноты к простору, посредством доверия и надежды.

Рабу нужно убегать от тесноты, которая в груди, от переживаний, тягот, забот к простору доверия Всевышнему Аллаху. Нужно довериться Всевышнему Аллаху, правдиво положиться и надеяться на Него самым прекрасным образом. Одно из самых прекрасных выражений, которые бытуют среди простонародья, гласит: «Нет забот с Аллахом». Всевышний Аллах говорит:

( وَمَن يَتَّقِ اللَّهَ يَجْعَل لَّهُ مَخْرَجًا (2) وَيَرْزُقْهُ مِنْ حَيْثُ لا يَحْتَسِب)

«Тому, кто боится Аллаха, Он создает выход из положения и наделяет его уделом оттуда, откуда он даже не предполагает». (Сура ат-Талякъ, аяты 2-3)

Раби‘ ибн Хасим сказал: «Всевышний Аллах создает выход из всего, что тяготит людей». Абу-ль-‘Алийа сказал: «Всевышний Аллах создает выход из всяких бед как этого мира, так и Последнего».

 

 

منزلة الرياضة







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.