Здавалка
Главная | Обратная связь

Состояние аскетизма (воздержанности)



Всевышний Аллах сказал:

﴿ مَا عِندَكُمْ يَنفَدُ وَمَا عِندَ اللَّهِ بَاقٍ ﴾

 

«То, что есть у вас, иссякнет, а то, что есть у Аллаха, останется навсегда». (Сура ан-Нахль, аят 96)

А также:

 

﴿ اعْلَمُوا أَنَّمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا لَعِبٌ وَلَهْوٌ وَزِينَةٌ وَتَفَاخُرٌ بَيْنَكُمْ وَتَكَاثُرٌ فِي الأَمْوَالِ وَالأَوْلادِ كَمَثَلِ غَيْثٍ أَعْجَبَ الْكُفَّارَ نَبَاتُهُ ثُمَّ يَهِيجُ فَتَرَاهُ مُصْفَرًّا ثُمَّ يَكُونُ حُطَامًا وَفِي الآخِرَةِ عَذَابٌ شَدِيدٌ وَمَغْفِرَةٌ مِّنَ اللَّهِ وَرِضْوَانٌ وَمَا الْحَيَاةُ الدُّنْيَا إِلاَّ مَتَاعُ الْغُرُورِ ﴾

«Знайте, что мирская жизнь - всего лишь игра и потеха, украшение и похвальба между вами, и стремление обрести побольше богатства и детей. Она подобна дождю, растения после которого восхищают земледельцев, но потом они высыхают, и ты видишь их пожелтевшими, после чего они превращаются в труху. А в Последней жизни есть тяжкие мучения и прощение от Аллаха и довольство. Мирская жизнь - всего лишь предмет обольщения». (Сура аль-Хадид, аят 20)

А также:

﴿ إِنَّمَا مَثَلُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا كَمَاء أَنزَلْنَاهُ مِنَ السَّمَاء فَاخْتَلَطَ بِهِ نَبَاتُ الأَرْضِ مِمَّا يَأْكُلُ النَّاسُ وَالأَنْعَامُ حَتَّىَ إِذَا أَخَذَتِ الأَرْضُ زُخْرُفَهَا وَازَّيَّنَتْ وَظَنَّ أَهْلُهَا أَنَّهُمْ قَادِرُونَ عَلَيْهَا أَتَاهَا أَمْرُنَا لَيْلاً أَوْ نَهَارًا فَجَعَلْنَاهَا حَصِيدًا كَأَن لَّمْ تَغْنَ بِالأَمْسِ كَذَلِكَ نُفَصِّلُ الآيَاتِ لِقَوْمٍ يَتَفَكَّرُونَ ﴾

«Мирская жизнь подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба и благодаря которой (или с которой) смешиваются земные растения, идущие в пищу людям и животным. Когда же земля покрывается убранством и приукрашается, а ее жители полагают, что они властны над ней, Наше повеление постигает ее ночью или днем. Мы превращаем ее в жнивье, словно еще вчера она не изобиловала. Так Мы разъясняем знамения для людей размышляющих». (Сура Йунус, аят 24)

А также:

﴿ وَاضْرِبْ لَهُم مَّثَلَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا كَمَاء أَنزَلْنَاهُ مِنَ السَّمَاء فَاخْتَلَطَ بِهِ نَبَاتُ الأَرْضِ فَأَصْبَحَ هَشِيمًا تَذْرُوهُ الرِّيَاحُ وَكَانَ اللَّهُ عَلَى كُلِّ شَيْءٍ مُّقْتَدِرًا (45) الْمَالُ وَالْبَنُونَ زِينَةُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَالْبَاقِيَاتُ الصَّالِحَاتُ خَيْرٌ عِندَ رَبِّكَ ثَوَابًا وَخَيْرٌ أَمَلا ﴾

«Приведи им притчу о мирской жизни. Она подобна воде, которую Мы ниспосылаем с неба. Земные растения смешиваются с ней, а потом превращаются в сухие пылинки, рассеиваемые ветром. Воистину, Аллах способен на всякую вещь. Богатство и сыновья - украшение мирской жизни, однако нетленные благодеяния лучше по вознаграждению перед твоим Господом, и на них лучше возлагать надежды». (Сура аль-Кахф, аяты 45-46)

А также:

﴿ قُلْ مَتَاعُ الدُّنْيَا قَلِيلٌ وَالآخِرَةُ خَيْرٌ لِّمَنِ اتَّقَى ﴾

 

«Скажи: "Мирские блага непродолжительны, а Последняя жизнь лучше для того, кто богобоязнен"». (Сура ан-Ниса, аят 77)

А также:

﴿ بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا (16) وَالآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى ﴾

«Но нет! Вы отдаете предпочтение мирской жизни, хотя Последняя жизнь - лучше и дольше». (Сура аль-А‘ля, аяты 16-17)

А также:

﴿ وَلا تَمُدَّنَّ عَيْنَيْكَ إِلَى مَا مَتَّعْنَا بِهِ أَزْوَاجًا مِّنْهُمْ زَهْرَةَ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا لِنَفْتِنَهُمْ فِيهِ وَرِزْقُ رَبِّكَ خَيْرٌ وَأَبْقَى ﴾

«Не заглядывайся на то, чем Мы наделили некоторых из них (неверующих), чтобы подвергнуть их этим искушению. Это - блеск земной жизни, а удел твоего Господа лучше и долговечнее». (Сура Та Ха, аят 131)

А также:

﴿ إِنَّا جَعَلْنَا مَا عَلَى الأَرْضِ زِينَةً لَّهَا لِنَبْلُوَهُمْ أَيُّهُمْ أَحْسَنُ عَمَلا (7) وَإِنَّا لَجَاعِلُونَ مَا عَلَيْهَا صَعِيدًا جُرُزًا ﴾

«Воистину, все, что есть на земле, Мы сделали украшением для нее, чтобы испытать людей и выявить, чьи деяния окажутся лучше. Воистину, все, что есть на земле, Мы превратим в безжизненный песок». (Сура аль-Кахф, аяты 7-8)

А также:

﴿ وَلَوْلا أَن يَكُونَ النَّاسُ أُمَّةً وَاحِدَةً لَجَعَلْنَا لِمَن يَكْفُرُ بِالرَّحْمَنِ لِبُيُوتِهِمْ سُقُفًا مِّن فِضَّةٍ وَمَعَارِجَ عَلَيْهَا يَظْهَرُونَ (33) وَلِبُيُوتِهِمْ أَبْوَابًا وَسُرُرًا عَلَيْهَا يَتَّكِؤُونَ (34) وَزُخْرُفًا وَإِن كُلُّ ذَلِكَ لَمَّا مَتَاعُ الْحَيَاةِ الدُّنْيَا وَالآخِرَةُ عِندَ رَبِّكَ لِلْمُتَّقِينَ ﴾

«Если бы люди не могли стать одной общиной неверующих, то Мы сделали бы в домах тех, которые не веруют в Милостивого, серебряные крыши и лестницы, на которые они бы взбирались, а также серебряные двери и ложа в их домах, на которых они бы лежали, прислонившись, а также украшения. Все это - всего лишь преходящие блага мирской жизни, а Последняя жизнь у твого Господа уготована для богобоязненных». (Сура аз-Зухруф, аяты 33-35)

Коран переполнен назиданиями, которые призывают к аскетизму (зухду) в мирской жизни. В них сообщается о том, что такое мирская жизнь, сообщается о её цене, сообщается о том, что она недолговечна. Всевышний Аллах побуждает нас стремиться к Последней жизни, сообщается о её достоинствах и продолжительности. Если Всевышний Аллах желает рабу блага, Он помещает в сердце раба возможность видеть сущность Мирской и Последней жизни.

Я слышал, как шейх уль-Ислям ибн Теймийа (да почтит Аллах его душу) говорил: «Аскетизм (зухд) — это оставление того, что не принесет пользы в Последней жизни, а набожность (уара‘) — это оставление того, вреда чего опасается человек для Последней жизни». Это одно из самых лучших определений того, что такое аскетизм (зухд) и набожность (уара‘).

Суфйан ас-Саури сказал: «Аскетизм (зухд) в мирской жизни заключается в отсутствии далеких надежд! Он не заключается в поедании грубой пищи и в ношении шерстяных плащей». Джунейд сказал: «Я слышал, как Сарийа говорил: "Поистине, Всевышний Аллах удаляет из сердец Своих угодников (аулийа) любовь к мирскому, защищая их от этого. Он удаляет её из сердец того, кого Он любит, ведь, Он недоволен для них этим"». Также Джунейд сказал: «Аскетизм (зухд) упоминается в словах Аллаха:

﴿ لِكَيْلا تَأْسَوْا عَلَى مَا فَاتَكُمْ وَلا تَفْرَحُوا بِمَا آتَاكُمْ وَاللَّهُ لا يُحِبُّ كُلَّ مُخْتَالٍ فَخُورٍ ﴾

"Мы поведали об этом для того, чтобы вы не печалились о том, что вы упустили, и не радовались тому, что Он вам даровал. Аллах не любит всяких надменных бахвалов". (Сура аль-Хадид, аят 23) Поэтому, аскетизм (зухд) заключается в том, что человек не ликует, если получает что-то из мирского, и не сожалеет, если лишается чего-то».

Йахъя ибн Му‘аз сказал: «Аскетизм (зухд) даёт человеку щедрость при трате имущества». Ибн аль-Джаля сказал: «Аскетизм (зухд) — это такой взгляд на мирскую жизнь, который даёт понять, что она бренна! Мирская жизнь видится незначительной в глазах аскета, ему легко отказать от неё». Ибн Хафиф сказал: «Аскетизм (зухд) заключается в том, что человек свободно лишается обладания чем-то». Джунейд сказал: «Аскетизм (зухд) — это свобода сердца от того, чего нет в руке».

Имам Ахмад сказал: «Аскетизм (зухд) в мирской жизни заключается в отсутствии далеких надежд!» Также он сказал: «Аскетизм (зухд) заключается в том, что человек не ликует, получая что-то из мирского, и не печалится, теряя что-то». Однажды, его спросили о человеке, который владеет тысячью динарами: «Может ли такой быть аскетом?» Имам Ахмад ответил: «Да, может, если он не ликует, когда их становится больше, и не печалится, когда их становится меньше».

‘Абдуллах ибн Мубарак сказал: «Аскетизм (зухд) — это доверие Аллаху вместе с любовью к бедности». ‘Абдуль-Уахид ибн Зейд сказал: «Аскетизм (зухд) — это воздержанность по отношению к динарам и дирхамам». Абу Сулейман ад-Дарани сказал: «Аскетизм (зухд) — это оставление того, что отвлекает тебя от Аллаха!»

Йахъя ибн Му‘аз сказал: «Никто из вас не достигнет настоящего аскетизма, пока не приобретет три качества: совершение деяний без привязыванности к чему-то; произнесение слов без алчности, величие без стремления к власти».

Имам Ахмад сказал: «Аскетизм (зухд) имеет три проявления:

Во-первых, оставление запретного (харама), и это является аскетизмом простых людей;

Во-вторых, оставление лишнего из дозволенного (халяла), и это является аскетизмом особых людей;

В-третьих, оставление того, что отвлекает от Аллаха, и это является аскетизмом знающих людей».

Эти слова включают в себя всё, что было сказано выше об аскетизме (зухде). Но, помимо этого, они разъясняют нам его подробности и степени. Это указывает на то, что имам Ахмад (да смилуется над ним Аллах) был на высоких степенях в знании. Имам аш-Шафи‘и засвидетельствовал, что Ахмад является имамом в восьми вещах, упомянув среди них и аскетизм (зухд).

Аскетизм (зухд) связан с шестью вещами: воздержанность в имуществе, воздержанность в облике, воздержанность во власти, воздержанность в отношении людей, воздержанность в отношении души, воздержанность во всём, что кроме Всевышнего Аллаха.

Под аскетизмом не подразумевается полный отказ от имущества. Сулейман и Дауд (мир им обоим) были самыми аскетичными людьми в свое время, но при этом они обладали имуществом, властью и имели жен. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был абсолютно самым аскетичным среди людей, но при этом он оставил после себя девять жен. ‘Али ибн Аби Талиб, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, аз-Зубейр, ‘Усман (да будет доволен ими Аллах) — все они были аскетами, но это не мешало им владеть имуществом. аль-Хасан ибн ‘Али также был аскетом, но это не мешало ему много раз жениться и быть одним из самых богатых людей. ‘Абдуллах ибн Мубарак также был имамом аскетов, хотя обладал большим имуществом. То же самое можно сказать и о Лейсе ибн Са‘де.

Одними из самых лучших слов по поводу аскетизма, были слова аль-Хасана аль-Басри: «Аскетизм (зухд) не заключается в запрещении дозволенного или в том, чтобы лишать себя имущества. Он заключается в том, что то, что в Руках Аллаха должно быть важнее для тебя, чем то, что в твоей руке».

Имам аль-Харауи сказал:

« الزهد: هو إسقاط الرغبة عن الشيء بالكلية »

«Аскетизм (зухд) — это полное ниспровержение устремленности к чему-то (, кроме Всевышнего Аллаха)».

Под словами «ниспровержение устремленности» он имеет в виду удаление этого из сердца, обрывание связи сердца с устремленностью. А затем имам аль-Харауи делит аскетизм (зухд) на три ступени и говорит:

« الدرجة الأولى: الزهد في الشبهة بعد ترك الحرام بالحذر من المعتبة والأنفة من المنقصة وكراهة مشاركة الفساق »

«Первая ступень — это оставление сомнительного после оставления запретного, остерегаясь упрека, не желая умаления и не желая быть соучастником нечестивцев».

«Оставление сомнительного» — то есть того, что неясно для раба. Раб сомневается в том дозволено это или запрещено. Сообщается со слов ан-Ну‘мана ибн Башира (да будет доволен Аллах им и его отцом), что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, дозволенное очевидно и запретное очевидно, а между ними находится сомнительное, относительно которого многие люди ясного представления не имеют. Остерегающийся сомнительного освобождается от него ради сохранения своей религии и своей чести, а занимающийся сомнительным придёт и к совершению запретного, ибо он подобен пастуху пасущему около заповедного места своё стадо, которое вот-вот окажется там. Каждый владыка обязательно имеет такое заповедное место, а заповедным местом Аллаха является то, что Он запретил людям. Поистине, есть в теле человека кусочек плоти, который, будучи хорошим, делает хорошим и всё тело, а будучи негодным, приводит в негодность и всё тело, и, поистине, этим кусочком является сердце». аль-Бухари, 52; Муслим, 1599.

Сомнительное является промежутком между дозволенным (халяль) и запретным (харам). Всевышний Аллах сделал этот промежуток между двумя противоположностями. Например, также Он сделал смерть промежутком между мирской жизнью и Последней. Он сделал прегрешения промежутком между неверием (куфром) и верой (иманом). Он сделал преграды между Раем и Адом, и так далее.

Так вот, оставление сомнительного следует за тем, что человек оставил запретное (харам).

«...остерегаясь упрека» — то есть человек оставляет сомнительное, так как боится упрека от Всевышнего Аллаха.

«не желая умаления» — то есть того, что его уровень перед Всевышним Аллахом упадёт. Человек не должен оставлять сомнительное только по причине того, что, совершая сомнительное, он подвергает опасности свое положение в глазах людей, забыв про положение перед Всевышним Аллахом.

«...не желая быть соучастником нечестивцев» — нечестивцы толпятся в том месте, где есть нечто завлекающее из мирского. Аскет не желает находиться среди этой толпы. Он возвышает себя над этим. Поэтому, когда одного человека спросили: «Что заставляет тебя быть воздержанным в этом мире?» Он ответил: «В этом мире мало верности, много жестокости и презренные товарищи». Как сказал поэт:

 

إذا وقع الذباب على طعام

رفعت يدي ونفسي تشتهيه

وتجتنب الأسود ورود ماء

إذا كان الكلاب يلغن فيه

«Если упадет муха в еду,

Я убираю руку (от этой еды), хотя душа желает обратного.

И точно также львы отстраняются от воды,

Если её лакают собаки».

Далее имам аль-Харауи говорит:

« الدرجة الثانية: الزهد في الفضول وهو ما زاد على المسكة والبلاغ من القوت باغتنام التفرغ إلى عمارة الوقت وحسم الجأش والتحلي بحلية الأنبياء والصديقين »

«Вторая ступень — это оставление излишков и того, что превышает необходимое для существования человека. Это заполнение своего свободного времени полезным. Это пресечение смятения и украшение себя украшениями пророков и правдивейших».

«оставление излишков» — то есть того, что превышает потребности человека. Излишками является всё, что превышает необходимое для существования человека количество еды и питья, одежды и места жительства.

«заполнение своего свободного времени полезным» — поистине, время — это меч! Если ты не разрубишь его, оно обязательно разрубит тебя. Нужно посвятить каждое мгновение тому, что приближает тебя ко Всевышнему Аллаху, или тому, что поможет тебе в будущем заняться приближением к Аллаху. Например, еда, питье, супружеская жизнь, сон, отдых и так далее. Всё это нужно делать с намерением того, чтобы получить силы для приближения к Аллаху и отстранения от его запретов. Именно в таком случае человек заполняет всё свое время полезным.

Это придает силы человеческой душе, помогает ей не отвлекаться. Душа испытывает радость, которая напоминает ей о большей радости.

«пресечение смятения» — то есть исчезают колебания сердца, связанные с мирскими вещами. Аскетизм (зухд) не будет настоящим, пока человек не удалит эти колебания из сердца. Этот аскетизм будет уже аскетизмом сердца!

«украшение себя украшением пророков и правдивейших» — то есть украшение себя аскетизмом, а аскетизм является украшением пророков и правдивейших, так как именно они были истинными аскетами.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.