Здавалка
Главная | Обратная связь

Определите пафос эпопеи Толстого, его авторскую позицию.



Сколько бы ни спорили ученые о жанре и форме «Войны и мира», все они, как и каждый внимательный и вдумчивый читатель, сходятся в том, что эта удивительная книга с «пролонгированным концом» обладает проблемным и художественным единством. Чтобы понять, как достигается это единство, необходимо почувствовать, постичь исходный толстовский пафос, связанный с мироотношением, миропониманием художника. Книга дает поразительное «ощущение Всебытия» - общей для всех почвы, в основе которой изначальная причастность каждого живущего к мирозданию. Толстой стремится изобразить жизнь в универсальном охвате, в самом глобальном и трагическом ее противоречии, в ее сложнейшем «лабиринте сцеплений» - жизнь, где «все связано со всем».

 

Как реализуется авторская позиция в романе-эпопее? Что значит – «изобразить жизнь в универсальном охватев ее сложнейшем «лабиринте сцеплений»?

Возникает вопрос, как созидается и реализуется толстовский пафос? В русской литературе трудно найти произведение, в котором национальная жизнь была бы представлена столь же широко и многоаспектно, как в «Войне и мире». Толстой изображает самые разные слои русского общества, самые разные сферы национального бытия: аристократию и патриархальное дворянство, высшую петербургскую знать, придворные и дипломатические круги, крестьянство, армию – от полководцев и разных офицерских чинов до солдатской массы – в условиях мирного быта и в дни решающих сражений. Книга воссоздает события самого разного масштаба и значения: поворотные моменты в судьбах страны и Европы, явления общенационального характера; духовные поиски героев-интеллектуалов и психологию народно-«роевую»; частную жизнь отдельного человека от детских лет до зрелости, во всей ее сложности отношений с другими людьми.

В качестве главного исторического события Толстой не случайно избирает войну 1812 года. Эта война объединила всю русскую нацию, все, что было живого и здорового в ней, для отпора наполеоновскому нашествию. Утверждая в романе «мысль народную», Толстой показывает нерасторжимую и глубинную связь своих героев с жизнью народной, национальной, с исходом той борьбы, какую ведет весь русский народ. «Нерешенный, висящий вопрос жизни или смерти, не только над Болконским, но над всею Россией, заслонял все другие предположения», - пишет автор именно тогда, когда, казалось бы, действие романа должно обратиться к этим предположениям – к вновь возобновленным отношениям Наташи и Андрея Болконского. Патриотическое чувство и ощущение причастности к судьбе страны объединяет самых разных персонажей. Эти чувства прорываются в отчаянном крике дворника Ферапонтова: «Решилась! Расея!», в предсмертных рыданиях старого князя Болконского: «Погибла Россия! Погубили», в тяжелом вздохе Кутузова: «До чего довели» и в его словах, произнесенных дрожащим голосом: «Спасена Россия».

Единение с другими людьми, с народом становится для героев Толстого нормой подлинного человеческого поведения. Лучшие качества Пьера – его бескорыстие и благородство, простота, доверие к жизни - оказываются востребованными в народной среде, проявляются во время военных испытаний, в плену. Именно тогда он испытывает острое желание «войти в эту общую жизнь, всем существом проникнуться тем, что делает их такими». Солдаты и ополченцы, которых увидел Пьер на Бородинском поле, как будто бы наделяют его своей силой, мудростью, мужеством и правдой.

«Наш князь» – так называют Андрея Болконского солдаты полка. И это воспринимается как высшая похвала ему, как прямое свидетельство его человеческой состоятельности. Один из лучших эпизодов романа – тот, когда Наташа Ростова, перед вступлением французов в Москву, следуя своему «инстинкту добра» и вдруг остро почувствовав великий момент общей беды и общей ответственности за все происходящее, заставляет сбросить с подвод семейное добро и взять раненых. Княжна Марья Болконская гневно отвергает предложение своей компаньонки, француженки Бурьен покориться завоевателям и остаться во власти Наполеона. Растерянная, убитая смертью отца и неповиновением крестьян, она достойно переживает все испытания, сохранив верность себе и своему народу.

Идея «общей жизни» как организующая идея всей книги реализуется художником, конечно, не только и не столько в выборе материала. Она определяет целую систему концептуальных и ценностных установок автора, выстраивающих мир романа-эпопеи и проявляющихся в конкретном многообразии принципов и приемов художественного изображения реальности.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.