Здавалка
Главная | Обратная связь

Путь исканий Пьера Безухова



Пьера, как и князя Андрея, впервые мы встречаем в салоне Анны Павловны Шерер. Он только что вернулся из-за границы и теперь надеется встретить в русском аристократическом обществе что-то неожиданное, интересное, умное. Именно это ожидание да еще «умный, естественный взгляд» отличают Пьера от всех собравшихся. Пьер еще не решил, кто он будет, «кавалергард или дипломат», он еще не действует, а философствует и задумывается вместо того чтобы выбрать, как все от него ждут, карьеру. Непредсказуемость, богатство потенциальных возможностей, внутренняя свобода – таким является Пьер на страницах романа. Участие в компании Долохова и Курагина, нелепый случай с медведем, женитьба на Элен – всё это, как ни странно, выявляет эти качества Пьера.

Нравственное чувство, изначально присущее Пьеру, противилось браку с Элен – духовно чуждой ему женщиной. Пьер чувствовал, что в этом есть «что-то гадкое, что-то запрещенное», очень скоро понял, что связал свою жизнь с низкой женщиной, и сумел взять на себя всю ответственность за это, никого в этом не обвиняя: «Но в чём же я виноват? – спрашивал он себя. – В том, что женился, не любя её, в том, что ты обманул и себя, и её». Дуэль с Долоховым потрясла Пьера не столько близостью его возможной смерти, сколько легкостью отнятия жизни другого человека.

Зачем жить*? В чём смысл жизни7 Пьер мучительно пытается найти хоть что-то осмысленное не только в своей жизни, но и в жизни человечества вообще – и не находит этого. «как будто в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь». «Всё в нем и вокруг него представлялось ему запутанным, бессмысленным и отвратительным».

Именно в таком состоянии душевного разлада встречает Пьер на станции в Торжке масона Баздеева и увлекается масонством. В масонстве Пьера вдохновила идея личного самоусовершенствования, возможность «стать вполне хорошим», а также помогать людям – крестьянам прежде всего. Однако из его преобразований в имении ничего не вышло, идею активной помощи людям отвергли братья-масоны, многие из которых вступили в ложу лишь для приобретения необходимых связей в обществе. Масонство оказалось лишь иллюзией обретения смысла жизни, той общей правды, о которой говорил Пьер князю Андрею в Богучарово.

Одним из наиболее важных этапов в жизни Пьера становится война 1812 года. С самого начала войны Пьер полон ощущения грозной и вместе с тем спасительной катастрофы, которая должна оборвать его существование «отставного, добродушного, доживающего свой век в Москве камергера». Пьер ждет катастрофы как изменения всей этой жизни, в которой он пришел к безнадежной потерянности. Надвигающееся страшное событие должно разрубить тот жизненный узел, в котором запуталось его личное существование.

В канун Бородина на спуске с Можайской горы Пьеру встречаются одновременно телеги с ранеными и им навстречу идущий с песнями кавалерийский полк. Пьер думает о кавалеристах: «Они, может быть, умрут завтра, зачем они думают о чем-то другом, кроме смерти». Что знают они и чего не знает Пьер? Эта загадка разрешается в разговоре с князем Андреем накануне бородинского сражения. Князь Андрей убежден, что успех сражения будет зависеть «от того чувства, которое есть во мне, в нём, - он указал на Тимохина, - в каждом солдате». Пьер понимает теперь всё значение этой войны и предстоящего сражения: «всем миром навалиться хотят». Пьер понимает, что людей объединяет «скрытая теплота патриотизма». Радость от слияния с «общей жизнью» солдат и всех защитников Отечества Пьер в полной мере ощутит на батарее Раевского. Однако Пьеру предстоит убедиться и в том, что «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». Бородинское сражение заканчивается массовым уничтожением людей. «Нет, теперь они оставят это, теперь они ужаснутся того, что они сделали!» - думал Пьер, бесцельно направляясь за толпами носилок, двигавшихся с поля сражения». Потрясенный всем увиденным, Пьер в горящей Москве одержим идеей убийства Наполеона, что заканчивается пленом.

Встреча в плену с Платоном Каратаевым – новый этап в духовных исканиях Пьера. Платон Каратаев живет в гармонии со всем сущим, благостно принимая всё, что выпадает на его долю, любя всех без исключения, кто его окружает. В описании Платона Каратаева наиболее часто встречает определение «круглый». Круг в мировом искусстве – символ гармонии, так гармоничен и мир Каратаева. Каратаев живет тем, что есть, и не желает другого. Теперь, после встречи с Каратаевым, Пьер считает, что сама непосредственная, естественная жизнь, само существование как процесс и есть ответ на все его вопросы: «прежде разрушавший все его умственные постройки страшный вопрос: зачем? – теперь для него не существовал».

Однако это «каратаевское» мировосприятие, ровная доброжелательность ко всем. При отдаленности, однако, от всех, разбивается после встречи с Наташей. Любовь к конкретному человеку вытесняет благостную, однако не действенную любовь ко всем. Пьер эпилога – это Пьер, стоящий на новом этапе своей жизни, далеко не последнем. Роман имеет открытый финал. Судьба Пьера не завершается его участием в тайном обществе, как не может завершиться путь духовных исканий, пока человек жив.

 

ЛЮБОВЬ

Наташа Ростова

Толстой увлекался идеями Руссо, восхищался его «Исповедью», в которой философ утверждал мысль о необходимости естественных основ человеческой жизни. Естественное, то есть нравственное становится в романе «Война и мир» принципом сквозной оценки жизни и людей. Особым даром естественности наделена любимая героиня Толстого Наташа Ростова: как сама жизнь полнокровна и органична в своих проявлениях, так органична и естественна Наташа во все моменты своей жизни. Определяя суть личности Наташи, Пьер сказал на вопрос княжны Марьи: «Что это за девушка?» - «Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос. Я решительно не знаю. Что это за девушка; я никак не могу анализировать её. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот всё, что можно про неё сказать».

В героине Толстого нет фальши, притворства. Её истинные чувства всегда проявляются, даже если Наташа хочет их скрыть: «Она постаралась принять ту величественную манеру, которую она считала необходимой для девушки на бале. Но, к счастью её, она не смогла принять той манеры, которая бы сделала её смешной, и шла, замирая от волнения и стараясь всеми силами скрыть только его. И это-то была та манера, которая более всего шла к ней». Когда Наташа после смерти князя Андрея почувствовала силу новой любви – к Пьеру – это её желание жизни и счастья было настолько сильно и естественно. Что княжна Марья даже в мыслях не могла упрекнуть Наташу. Именно естественность делает Наташу непохожей на всех, выросших в свете.

Наташа живет чувством, а не разумом, для нее любовь – естественный и единственно возможный способ жизни. Для Наташи любовь и жизнь – одно и то же: «Проснулась любовь – и проснулась жизнь».

Именно чувство, сердце помогает Наташе постигать людей глубже, тоньше, точнее: «Наташа из всего семейства более всех одарена способностью чувствовать оттенки интонаций, взглядов и выражения лиц». Наташа и мир глазами художника, её восприятие по-детски наивно, но удивительно точно: о Борисе Друбецком: «Он такой узкий, светлый, серый, как часы столовые», о Пьере: «Он красный с синим, а ещё четвероугольный».

Наташа ничего не умеет делать «понемножку», «вполсилы», она умеет настолько глубоко и сильно чувствовать, что слова не могут выразить всей полноты её чувств, подобных «яркому свету какого-то внутреннего огня, который горел в ней». Сила её чувств настолько велика, что она заражает всех своим настроением; находясь рядом с Наташей, невозможно не попасть в её «энергетическое поле»: «Взгляд её иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему».

Именно Наташе, а не Соне открывается все очарование ночи, открывается как нечто родственное, понятное, близкое. Восторг Наташи перед жизнью, теплой ночью, ярко светившей луной оказывается настолько велик, что ей захотелось подняться и полететь, и – самое удивительное - это ее желание не кажется странным и невыполнимым не только самой Наташе, но и нам, читателям: да, такая, как Наташа, действительно может оторваться от земли и полететь. Толстой использует очень значимый прием: мы не видим, а лишь слышим Наташу, чей голос на фоне бесцветных реплик Сони кажется весенним и серебристым, как все вокруг. Этот прием помогает напрямую ощутить чувства Наташи, ее бьющую через край радость, поскольку голос словно мелодия самой души.

Наташа наполняет содержанием каждую минуту своей жизни, каждый миг для неё значим, потому что неповторим. Разлука с князем Андреем оказалась для Наташи невыносима, потому что «уже не будет того, что теперь есть в ней», «ни для кого пропадает её лучшее время, которое бы она употребила на любовь к нему».

Со своей чуткостью Наташа умеет мгновенно понять состояние человека, ей для этого не нужны слова. Если нужна помощь, Наташа умеет забыть себя и своё горе, раствориться в другом страдающем человеке. Когда княжна Марья приезжает, чтобы быть рядом с раненым братом, навстречу ей выбегает Наташа: «На взволнованном лице её было только одно выражение – выражение любви, беспредельной любви к нему, к ней. Выражение жалости, страдания за других и страстного желания отдать себя всю для того, чтобы помочь им».

Наташа никогда не задумывается о смысле жизни, не ищет ответа на вопросы, мучившие Пьера и Андрея. Она просто живет, но уже тем, как живет, она отвечает на эти вопросы. Для Наташи смысл жизни – в самой жизни.

Один из основных нравственных идеалов Толстого – способность человека ощутить свое глубинное, духовное родство с народом, особое «народное чувство». Пьер Безухов и Андрей Болконский долго и мучительно идут к обретению этого «народного чувства», в то время как Наташе Ростовой оно дано изначально. Например, в пляске у дядюшки эта глубинная, духовная, родовая связь с народной жизнью, которую можно назвать «русскостью», проявляется свободно, органично, без малейших усилий со стороны Наташи. «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда вязла она эти приемы? Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и во всяком русском человеке».

В записной книжке Толстого есть такие слова: «Безгрешен не тот, кто без греха, и чист не тот, кто не ошибается. Важна чистота души, а она рождается в преодолении ошибок и заблуждений». Именно испытание роковой для счастья с князем Андреем ошибкой прошла Наташа. Изначально, подсознательно Наташа ощущала, что её безумная, какая-то «угарная» страсть к Анатолю порочна, нечиста. Не случайно с самого первого момента встречи с ним в театре Наташа ощущала необъяснимый страх: «Всё казалось ей темно, неясно и страшно», «Что это такое? Что такое этот страх, который я испытывала к нему?», «Он умел возбудить в ней непонятное для неё и страшное чувство». Наташа подсознательно ощущала, что «вся прежняя чистота любви её к князю Андрею погибла». «Тесно, жарко, тяжело», «неясно», «страшно», «темно» - такие слова определяют состояние Наташи. Это реакция натуры Наташи, её врожденного нравственного чувства, однако под влиянием Элен «то, что прежде представлялось страшным, показалось простым и естественным». Страсть к Анатолю действительно была подобна угару, такая же «жаркая», «тяжёлая», неподвластная воле, разуму – и такая же разрушительная. Таким же, как после угара, тяжёлым было «пробуждение», выздоровление от этой страсти. Бесконечный стыд, чувство вины, раскаяния, мучение прежде всего оттого, что причинила зло князю Андрею, уничижение - проходя через всё это страдание, душа Наташи развивалась, взрослела.

Именно в такой момент душевной растревоженности, отринутости от всего эгоистического любимая героиня Толстого встречает всенародное испытание – войну. Молитвы, во время которых Наташа обостренно чувствовала духовное родство со всеми русскими людьми – вне зависимости от сословий и состояний, отъезд из Москвы, когда большую часть своих телег Ростовы по настоянию Наташи отдали для раненых, и – главное – встреча в Мытищах с князем Андреем, её растворение в любви и сострадании к нему, его смерть, духовное съединение с княжной Марьей, гибель Пети, горе матери – сколько в этих испытаниях и обретениях нужно было не просто душевных сил, но бесконечной душевной самоотдачи! Отринуть главенство своего «я», со всем происходящим быть сопричастной духовно – в этом еще один оттенок бесконечно близкой Толстому «мысли народной».

По Толстому, настоящее призвание женщины – быть женой и матерью, поэтому в эпилоге мы видим Наташу, совершенно утратившую свою поэтичность, живущую только семьёй. Основа её жизни – любовь – осталась неизменной: Наташа была предназначена для жизни, она продолжает жизнь, даёт её своим детям.

Марья Болконская

Важнейшая портретная деталь в описании княжны Марьи – глаза, прекрасные, лучистые, преображающие её некрасивое лицо. Именно глаза отражают ту постоянную внутреннюю работу, которая отличает, как и всех Болконских, княжну Марью. Княжна Марья наделена талантом великодушия, поражает её умение понимать людей. Прощать их слабости, никогда и ни в чём никого не винить – только себя. «Кто всё поймёт, тот всё и простит», «Если тебе кажется, что кто-нибудь виноват перед тобой, забудь это и прости. Мы не имеем права наказывать. И ты поймёшь счастье прощать», «Надо быть снисходительным к маленьким слабостям. Надобно входить в положение каждого». Марья настолько богата духовно, что невольно переносит свои качества на других, видит в людях прежде всего хорошее: «Андрей! Какое сокровище твоя жена» (о маленькой княгине), «Она очень милая и добрая, а главное – жалкая девушка» (о француженке), «Он ей казался добр, храбр, решителен, мужественен и великодушен» (об Анатоле).

Любовь и самопожертвование – основы жизни княжны Марьи, поэтому постоянна направленность не на себя, а всегда на других. Она редко бывала довольна собой, всегда готова была обвинить себя. «Он стар и слаб, а я смею осуждать его!» - думала она с отвращением к самой себе в такие минуты». Постоянное недовольство собой, максимализм и требовательность по отношению к себе – это свойство истинно нравственного человека, поскольку предполагает душевную неуспокоенность, а значит, душевное развитие. «Душа графини Марьи всегда стремилась к бесконечному, вечному и совершенному и потому никогда не могла быть покойна».

Именно на проявление высшей духовной жизни полюбил Марью Болконскую Николай Ростов, увидев в ней то, чего была лишена Соня, - бескорыстие, душевность, высочайшую нравственность. Одухотворенность княжны Марьи поднимает в нем всё лучшее: «И, умиленный воспоминанием о княжне Марье, он начал молиться так, как он давно не молился», «Главное основание его твердой, нежной и гордой любви к жене имело основанием всегда это чувство удивления перед ее душевностью, перед тем, почти недоступным для Николая, возвышенным, нравственным миром, в котором всегда жила его жена». Ум, такт, деликатность – это в семье Николая Ростова именно от неё.

Главное предназначение женщины, по Толстому, - материнство, поэтому в эпилоге романа любимые героини, Наташа и Марья, показаны как созидательницы новых семей. Графиня Марья Ростова как мать заботится прежде всего о духовном становлении своих детей, поэтому для нее важно воспитание культуры чувств и отношений – и в этом она опять-таки продолжает традиции своего рода.

ДОМ

«Мысль семейная» - одна из центральных тем не только в творчестве Толстого, но и во всей русской классике. Дом становится символом человеческой жизни, семья – отражением общества. Дом в романе Толстого – это поэзия обычной жизни человека с её чередой радостей и печалей, великих и малых событий. Семейный мир на протяжении всего романа противостоит внесемейному разладу и отчуждению. Какие бы трагедии ни переживали герои романа, их всегда спасает сила семейного единения. Душевный склад человека, его взгляды на жизнь и судьба во многом определяются семейным окружением, традициями рода. Каждый из героев Толстого несет на себе печать своей «породы».

В романе три семейных объединения: Болконские, Ростовы и Курагины. Болконские – это духовность, интеллект, напряженная работа духа, Ростовы – доброта, умение любить, душевная открытость. Болконские и Ростовы – это больше, чем семьи, это старые семейные роды со своими особыми традициями, не случайно Толстой показывает несколько поколений этих семей.

Болконские.Николай Андреевич Болконский говорил, что «есть только два источника людских пороков – праздность и суеверие, и что есть только две добродетели – деятельность и ум». «Умна ли она?» - таков был первый вопрос княжны Марьи о невесте князя Андрея Наташе Ростовой. Именно деятельность всегда спасала и старого князя Болконского, и князя Андрея, заставляла их вспоминать о продолжении жизни, какие бы драмы ни произошли. Жить по чести для Болконских – это естественная и единственно возможная норма; высокие представления о нравственности, бескомпромиссные требования, предъявляемые Болконскими к жизни, людям и прежде всего к самим себе, становятся причиной и счастья, и драматизма их судеб. Не принимая фальшь, мелочную суетность в людях, отец и сын Болконские не умели прощать человеческие слабости – и это стало одной из причин драматизма судьбы князя Андрея.

Любовь и нежность отец и сын Болконские редко выражают явно – она проявляется в скупых словах и жестах, в потеплевшем голосе, кроется за сдержанностью и сухостью. Однако от того, что чувства не выплескиваются наружу, они не становятся менее сильными. Между отцом и сыном существует та духовная связь, когда им не нужны слова, чтобы быть понятыми друг другом. Сколько любви и понимания в коротких словах старого князя, сказанных сыну при расставании, сколько настоящей отцовской гордости. После извести о возможной гибели князя Андрея его отец «старался, не изменяя, вести прежний образ жизни, но силы изменяли ему: он меньше ходил, меньше ел, меньше спал и с каждым днем делался слабее», после возвращения сына и смерти маленькой княгини «старик молча старческими, жёсткими руками обхватил шею сына и зарыдал, как ребёнок».

Символично, что смерти старого князя и его сына Андрея Болконского не оборвали традиций рома: в «Эпилоге» одним из главных героев становится маленький сын князя Андрея Николенька, в котором живут гордость за отца и внутренняя решимость жить по его нравственным законам.

Княжна Марья, которая также наделена родовой «Болконской гордостью», умом, богатством внутреннего мира, более мягка, великодушна, одарена талантом понимать людей, прощать их слабости, никогда и ни в чем никого не винить: «Кто всё поймёт, тот всё и простит».

Ростовы.В отличие от Болконских, Ростовы никогда не умели прятать свои чувства, их душевная открытость, даже какая-то бесхитростность поражают уже в первой сцене встречи читателя с Ростовыми – сцене именин двух Наталий, матери и дочери. Не случайно Толстой часто описывает праздники в доме Ростовых, на которых всегда было по-настоящему весело: именины, праздничный обед в честь Багратиона, святки, гадания. Хлебосольство, радушие, естественность Ростовых всегда привлекали в их дом людей, дарили радость. Ростовы глубоко и тонко воспринимают природу, искусство, человеческие чувства. Пение Наташи заставило Николая забыть о его проигрыше Долохову и вернуться к жизни, её пляска у дядюшки заразила всех восторгом сопричастности к стихии русскости. Не было в Ростовых корысти, практицизма, расчетливости, холодной светскости, вероятно, поэтому такой чужой кажется в этой семье старшая дочь вера, с воспитанием которой, по словам графа Ростова, «графинюшка перемудрила».

Ростовы всегда жили по преимуществу сердцем, сила любви спасала их в самые трагические моменты: после гибели Пети графиня была от горя на пороге смерти, и лишь беспредельная любовь Наташи, забывшей в это время свое горе от потери князя Андрея, вернула ее мать к жизни. Взаимоотношения в семье Ростовых всегда строились на любви: нежной любовью связаны младшие Ростовы – Николай, Наташа и Петя, поэзией беспредельной любви овеяны отношения матери и дочери Наташи, у них нет тайн друг от друга, они способны понимать друг друга сердцем.

С точки зрения Болконских, Ростовы не заслуживают уважения, потому что «просты», Болконские же чужды Ростовым тем, что «горды». Простота Ростовых и гордость Болконских – это особые родовые черты, во многом предопределившие исход отношений Наташи и князя Андрея. Однако, несмотря на различия семейных укладов, не случайно объединение Ростовых и Болконских всё же состоялось: в «Эпилоге» мы видим новые семьи, совместившие «болконско-безуховскую» духовность и «ростовскую» доброту.

В «Эпилоге» мысль о Доме как особой атмосфере гармоничного единения людей становится центральной. Семья как малая модель Вселенной, в которой объединяются, не утрачивая и не растворяя свою индивидуальность, разные миры. По Толстому, предназначение женщины – быть женой и матерью (это писатель показывает на примере Наташи и Марьи); воспитание детей – духовное воздействие, пробуждение и развитие в ребенке нравственных качеств; основа взаимоотношения поколений – взаимопонимание.

Есть в романе и еще одно, более широкое содержание «мысли семейной» - единение самых разных людей в «малую человеческую семью» для защиты Отечества. Именно такой семьёй стали все, кто вышел против Наполеоновской армии и сумел отстоять Россию – свой Дом.

ВРЕМЯ

Время потрясений а война 1812 года становится именно таким потрясением = обнаруживает, по мнению Толстого, те глубинные, скрытые процессы, которые в мирной жизни были не столь ощутимы: истинную ценность человека, сущность патриотизма, способность к самопожертвованию, силы единения нации.

Единение нации.Война 1812 года стала духовным пробуждением России, объединила нацию вне сословий и состояний. Любимые герои Толстого проникаются «потребностью жертвы и страдания при сознании общего несчастья». Князь Андрей отказывается состоять при штабе Кутузова, становится обычным полковым командиром и видит свое предназначение на этой войне в том. Чтобы просто «служить в рядах. Пьер думает: «Солдатом быть, просто солдатом! Войти в эту общую жизнь всем существом». Княжна Марья говорит богучаровским крестьянам: «Горе наше общее, и будем делить все пополам». Наташа Ростова во время молитвы испытывает особое состояние просветления и радости от духовного единения: «Миром – все вместе, без различия сословий, без вражды, а соединенные братской любовью, - будем молиться». Объединенные простой и высокой целью – защитой Отечества, - солдаты на батарее Раевского ощущают себя «малой человеческой семьёй», не только не чувствуют страха смерти, но, напротив, их всё больше охватывает оживление, чувство единения придает им силу. «Всем народом навалиться хотят», - понимает Пьер перед Бородинским сражением.

Партизанская война, которая началась после пожара Смоленска, в еще большей степени показала могучую силу объединения нации: в партизанском отряде Василия Денисова вместе сражались и крестьянин Тихон Щербатый, и разжалованный в солдаты офицер Долохов, и граф Петя Ростов. Толстой находит очень точный метафорический образ – «дубина народной войны», которая «гвоздила» французов, «не спрашивая правил военного искусства».

Истинный патриотизм.Исход народной войны, по мнению Толстого, зависел не от мудрых решений полководцев, а от того чувства, что было в каждом русском и которое Толстой назвал «скрытой теплотой патриотизма». Истинный патриотизм проявляется просто и органично, это не громкие фразы, не фальшивая патетика афишек графа Растопчина, призывавших защищать Москву, а чувство, которое «лежит в глубине души каждого» и поднимается во всём своём величии, когда «Россия больна». Именно это чувство заставило купца Ферапонтова сжечь свое добро, чтобы оно не досталось французам, Наташу Ростову – отдать телеги для раненых, княжну Марью – впервые в жизни испытать «приливы гордости и злобы» при одной только мысли, что французы могут войти в их родовые имения Богучарово и Лысые Горы. Именно «скрытая теплота патриотизма» объединила Пьера и солдат, накормивших его «кавардачком», князя Андрея и Тимохина, Тихона Щербатого и Василия Денисова.

Война как нравственная проверка человека.Война 1812 года становится своеобразной проверкой человека на человечность, которую не все выдерживают. Никто из любимых героев Толстого не ощущает себя обязанным делать то, что они делают: защита отечества для них естественная и единственно возможная норма жизни, личные горечи, боли и обиды отходят на второй план и становятся в свете «грозы двенадцатого года» чем-то незначимым. Война несет Андрею, Пьеру, Наташе прозрения, обнаруживают истинную систему жизненных ценностей.

Совсем по-иному ощущают свое место в этой общенародной трагедии нелюбимые герои Толстого. Жизнь салонного Петербурга, например, шла по-прежнему, «из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ». Некоторые офицеры, которых Толстой назвал «военными трутнями», видели в войне лишь «вихрь интриг, самолюбий, столкновений», заботились о «рублях, крестах, чинах». В то время как весь народ объединился для защиты отечества под знаменем православия, Элен Безухова принимает католичество. Берг занимает спокойное и приятное место помощника начальника штаба, во время пожара Москвы приискивает «шифоньерочку» для Веры, думая о благоустройстве своего дома, когда в России всё взорвалось и пошатнулось.

Безнравственность эгоизма приводит Берга, Элен, «военных трутней» к полному духовному омертвению – они не способны ни понять, ни прочувствовать душевный подъем, пробудивший всю Россию.

Выявление черт русского национального характера.Война 1812 года напрямую. Выявила определяющие черты русского национального характера. Воплощением одной из главных граней русского характера становится в романе Платон Каратаев. Наиболее точное определение для всего облика Платона – «круглый»: Каратаев стал для Пьера воплощением «всего русского, доброго и круглого». В Каратаеве есть русская незлобивость, доброжелательное и ласково-жалостливое отношение ко всему живому: «Он любовно жил со всем, с чем сводила его жизнь. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом». Было что-то мягкое, певучее в речи Платона, которая органично включала множество поговорок: «час терпеть, а век жить», «где суд, там и неправда», «от сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». Даже в обращении к Пьеру – «соколик» - сквозит что-то ласковое, миролюбивое, «круглое». Именно эта доброта, стихийное, неосознанное следование нормам христианской нравственности и поразили Пьера в Каратаеве.

Совсем не похож на Каратаева Тихон Щербатый – крестьянин села Покровское, «самый нужный и храбрый партизан» в отряде Денисова. Тихон всё делает исправно и легко: раскладывает костры, добывает воду, готовит пищу, доставляет пленных. Даже в облике Щербатого было что-то разинско-пугачёвское: внешняя суровость и внутренняя сила. Когда надо было сделать что-нибудь особенно трудное – вытащить из грязи повозку, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят вёрст, - все указывали на Тихона. «Что ему, чёрту, сделается, меренина здоровенный», - говорили про него.

Одним из героев Бородинского сражения становится капитан тимохин. Впервые мы встречаем его еще во время Смотра войск под Браунау, когда «лицо капитана выражало беспокойство школьника, которому велят сказать невыученный урок». Однако именно капитану Тимохину достается самый ответственный участок сражения на Бородинском поле, возглавляемый Багратионом.

Выявляет война 1812 года и еще одну черту русского национального характера – незлобивость к поверженному, уже неопасному, даже жалкому врагу. Кутузов говорит русским солдатам: «Вам трудно, да всё же вы дома, а они – видите, до чего дошли. Хуже нищих последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди». «Дубина народной войны», беспощадная к захватчикам, «гвоздит» французов вплоть до их полного изгнания из России, однако в ней нет бессмысленной жестокости ради жестокости.

Война как трагедия.Война 1812 года стала величием России и русского духа, однако не случайно в романе война названа «грозой двенадцатого года». В грозе есть не только освежающее, но и трагическое. Война двенадцатого года уносит жизни Андрея Болконского, Пети Ростова, старого князя Николая Андреевича и многих русских солдат. Война, по мнению Толстого, «противное человеческому разуму и всей человеческой природу событие». Для Андрея Болконского «война не любезность, а самое гадкое дело в жизни». Бородинское сражение становится не только нравственной победой русских, но и величайшей трагедией: из «семейного кружка» батареи Раевского, который принял к себе Пьера, не осталось почти никого, «несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми. На перевязочных пунктах трава и земля были пропитаны кровью». «Теперь они ужаснутся тому, что они сделали!» - думал Пьер, потрясенный трагической стороной войны.

Победа России в этой войне оказалась возможной именно потому, что «всем народом навалились», что для всех лишь одно оставалось на этот момент в жизни – судьба отечества.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.