Здавалка
Главная | Обратная связь

Ступени познания экономики



Экономика

Общий курс

Учебник

Фундаментальной теории экономики

по дисциплинам:

экономика (введение, основы, общая теория),

рыночная экономика, экономическая теория, теоретическая экономика, политэкономия, микроэкономика, макроэкономика

 

Вой­тов А. Г. Экономика. Общий курс. (Фун­да­мен­та­ль­ная теория эко­но­ми­ки):

 

Фундаментальная теория экономики (ФТЭ) объясняет одновременно про­шлое, на­сто­ящее и осно­вы бу­ду­щей эко­но­ми­ки всех стран ми­ра. Она пред­на­зна­че­на для на­ча­ль­но­го сис­те­ма­ти­че­ско­го изу­че­ния эко­но­ми­ки и пред­став­ле­на дву­мя кур­са­ми: эко­но­ми­че­ский строй об­щес­тва (ввод­ный курс), эко­но­ми­че­ская сис­те­ма об­щес­тва (основ­ной курс). ФТЭ ориентирует, пре­жде всего, на раз­ви­тие интеллекта - спо­соб­но­сти мыс­лить (анализировать) для понимания сложных объектов.

 

 

Введение

Во введении рассмотрены предмет и метод общеэкономической теории, концепция последующей работы над учебником. Его не обязательно изучать в начале курса, а надо возвращаться к нему в меру осмысления экономики. Введение важно, прежде всего, для педагогов.

Ступени познания экономики

Ин­те­рес лю­дей к эко­но­мическим процессам ес­те­стве­нен и ва­жен. Эко­но­ми­ка обес­пе­чи­ва­ет ма­те­ри­аль­ные по­треб­но­сти лю­дей. Ее по­зна­ние пре­до­пре­де­ля­ет жизнь лю­дей, а по­это­му они осва­ива­ют ее в те­че­ние всей жизни.

Вос­пи­та­ние ┌────┴────┐ на­уче­ние ® об­ра­зо­ва­ние ┌────┴────┐ про­све­ще­ние ® обу­че­ние

Лю­ди вос­при­ни­ма­ют эко­но­ми­ку по­сте­пен­но, по ме­ре взрос­ле­ния и накопления знаний. Эко­но­ми­че­ское вос­пи­та­ние охва­ты­ва­ет все сто­ро­ны жиз­ни че­ло­ве­ка - под­со­зна­те­ль­ные, сти­хий­ные про­цес­сы и спе­ци­аль­но со­здан­ные сис­те­мы про­све­ще­ния, обу­чения.

НАУЧЕНИЕ эко­но­ми­ке - ис­ход­ная фор­ма освоения опы­та эко­но­ми­че­ской жиз­ни лю­дей. Оно про­ис­хо­дит в се­мей­ной жиз­ни, в до­маш­нем, лич­ном под­соб­ном хо­зяйс­тве. Быт, ули­ца, двор, до­ро­га и т.п. при­уча­ют че­ло­ве­ка в каж­дый мо­мент его жиз­ни к по­ряд­ку, пра­ви­лам об­ще­жи­тия, об­ще­ния, эко­но­ми­че­ским от­но­ше­ни­ям, де­ла­ют его осведомленным, раз­ви­ва­ют эру­ди­цию. Воз­ни­кая в детс­тве, эта фор­ма вос­пи­та­ния за­кан­чи­ва­ет­ся вмес­те с жиз­нью че­ло­ве­ка. Она яв­ля­ет­ся исходной в процессе познания экономики. И се­го­дня на­уче­ние (менторство, наставление) - единс­твен­ное средс­тво эко­но­ми­че­ско­го вос­пи­та­ния мно­гих лю­дей на зем­ном ша­ре. Та­кое по­ни­ма­ние на­чал эко­но­ми­ки яв­но не­до­ста­точ­но для со­вре­мен­ной жиз­ни в об­щес­тве, а по­это­му те, кто на­хо­дит­ся на этом уров­не её по­зна­ния, за­ни­мают ниж­ний ярус в жиз­ни об­щес­тва и вла­чат жал­кое су­ще­ство­вание.

ОБРАЗОВАНИЕ- бо­лее раз­ви­тая фор­ма пе­ре­да­чи жиз­нен­но­го опы­та, спе­ци­аль­но со­зда­ва­емая прак­ти­ка пе­ре­да­чи накопленных зна­ний, в том числе экономики, но­вым по­ко­ле­ни­ям людей.

┌─ Ре­кла­ма ┌─┴─ Про­па­ган­да ─┴─── Про­све­ще­ние

ПРОСВЕЩЕНИЕ (ис­ход­ная фор­ма об­ра­зо­ва­ния) мно­го­об­ра­зно: на­род­ное твор­че­ство (фо­ль­клор), ис­кус­ст­во, обы­чаи, тра­ди­ции, про­па­ган­да, де­яте­ль­ность средств мас­со­вой ин­фор­ма­ции и т.п. Про­све­ще­ние пред­став­ля­ет од­но­крат­ную и од­но­сто­рон­нюю пе­ре­да­чу све­де­ний (ин­фор­ма­ции) об эко­но­ми­ческих явлениях и их вос­при­ятие ин­ди­ви­дом. На этой осно­ве по­сто­ян­но накапливается зна­ние, повышается об­ра­зо­ван­ность, эру­ди­ция лю­дей во­об­ще, в том чис­ле и об эко­но­ми­ке. Сте­пень воз­дейс­твия про­све­ще­ния на лю­дей раз­лич­на, ко­ле­блет­ся от ну­ля до мак­си­му­ма, а со­от­ветс­твен­но, раз­лич­ны и ре­зу­ль­та­ты про­све­ще­ния. Осо­бое зна­че­ние в усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки име­ет ре­кла­ма как пре­вра­щен­ная фор­ма про­све­ще­ния, ре­зу­ль­та­ты ко­то­рой име­ют час­то асоциальный ха­рак­тер, пре­пятс­тву­я про­све­щению.

ОБУЧЕНИЕ- выс­шая фор­ма вос­пи­та­ния, об­ра­зо­ва­ния лю­дей, в том числе экономике. Оно пред­став­ля­ет мно­го­крат­ный и двус­то­рон­ний про­цесс пе­ре­да­чи опы­та жиз­ни меж­ду учи­те­ля­ми и уче­ни­ка­ми. Обу­че­ние ин­тен­си­фи­ци­ру­ет по­зна­ние эко­но­ми­ки все­ми сво­ими ас­пек­та­ми - про­цес­сом, дис­цип­ли­ной, фор­ма­ми ор­га­ни­за­ции и т.д. Обу­че­ние - единс­тво пря­мых и об­рат­ных свя­зей меж­ду учи­те­лем и уче­ни­ка­ми. Оно мно­го­об­ра­зно, пред­став­ля­ет сис­те­му ме­то­дов, средств. На осно­ве обучения растет осведомленность, об­ра­зо­ван­но­сть, эрудиция лю­дей - вос­при­ятие, усвое­ние, по­ни­ма­ние эко­но­ми­че­ских яв­ле­ний и спо­со­бов их умоз­ри­те­ль­но­го отра­же­ния в со­зна­нии. Обу­че­ние осуществляется сис­те­мой школ.

Школы ┌────────┼──────┐ на­ча­ль­ные ® сред­ние ® про­фес­си­она­льные ┌──────┼────────┐ учи­ли­ща ® тех­ни­ку­мы ® высшая школа ┌───────────┼────────┐ инс­ти­ту­ты® уни­вер­си­те­ты® ака­демии

Сис­те­ма школ сни­зу до­вер­ху пред­по­ла­га­ет по­сте­пен­ное раз­ви­тие адек­ват­но­го восприятия обу­ча­емы­ми эко­но­ми­ческих процессов, что обес­пе­чи­ва­ет­ся все­ми шко­ль­ны­ми дис­цип­ли­на­ми. Все шко­ль­ные пред­ме­ты в той или иной ме­ре за­тра­ги­ва­ют эко­но­ми­ку. Ис­то­ри­че­ские дис­цип­ли­ны от­ра­жа­ют ее ста­но­вле­ние. Об­щес­тво­вед­че­ские (гуманитарные), в т.ч. эко­но­ми­че­ские, пред­ме­ты да­ют обоб­щен­ное по­ни­ма­ние эко­но­ми­ки. Шко­ль­ные пред­ме­ты за­креп­ля­ют усво­ен­ные ас­пек­ты эко­но­ми­ки тем или иным спо­собом.

В зависимости от уровня обучения человек получает разный объём экономической эрудиции. Чем выше полученное обучение, тем полнее люди знают экономику. Последующая жизнь, как правило, предполагает уточнение и расширение экономических знаний на основе личного опыта, наставничества и т.п.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.