Здавалка
Главная | Обратная связь

Натуральная экономика



Ксе­но­фонт на­пи­сал пер­вую ра­бо­ту о до­мо­хо­зяйс­тве. Арис­то­тель ис­по­ль­зо­вал тер­мин «до­мо­хо­зяйс­тво». Тог­да же на его осно­ве воз­ник и тер­мин «эко­но­ми­ка», как его си­но­ним и как спе­ци­аль­ная на­ука о до­мо­хо­зяйс­тве. Арис­то­тель ука­зы­вал на то, что цель до­мо­хо­зяйс­тва - бо­гатс­тво [см.: 8,Т.4,с.381]. По­сле­ду­ющая эко­но­ми­че­ская прак­ти­ка и на­ука ис­по­ль­зо­ва­ли этот тер­мин.

Экономика представляет сегодня единство трех элементов: домохозяйств, предприятий и правительства. Каждый из них выполняет свою функцию в экономике.

Стая ® Ста­до (орда) ® Пле­мя ® Об­щи­на ® До­мо­хо­зяйство

Эволюционное понимание домохозяйств исходит из учета его предшественников. Стая не име­ет вожаков, и она является временным образованием рыб, птиц (для перелета и т.п.), животных. Ста­до - постоянное объединение животных (например, крупного рогатого скота). В стаде обычно имеется лидер, вожак. Та­кой ги­по­те­ти­че­ский об­раз жиз­ни лю­дей ино­гда на­зы­ва­ют пер­во­быт­ной ор­дой. На их осно­ве воз­ни­кли пле­ме­на, ко­то­рые за­тем по­де­ли­лись на ро­ды по 40-50 че­ло­век. Пер­во­быт­ные пле­ме­на жи­ли при­своением даров природы и ве­ли кол­лек­тив­ный об­раз жиз­ни: обыч­но жи­ли в од­ном жи­ли­ще и со­вмест­но обес­пе­чи­ва­ли ис­точ­ни­ки средств су­ще­ство­ва­ния - со­вмест­но охо­ти­лись, за­ни­ма­лись со­би­ра­те­льс­твом. Они со­вмест­но по­треб­ля­ли пи­щу. В пле­ме­ни бы­ли патриархи, во­жа­ки, во­жди и т.п., ко­то­рые вы­дви­га­лись на осно­ве опре­де­лен­но­го по­ряд­ка. Пле­мен­ной об­раз жиз­ни со­хра­ня­ет­ся вплоть до на­сто­яще­го вре­ме­ни в эк­ва­то­ри­аль­ной зо­не зем­но­го ша­ра у не­ко­то­рых пле­мен. Его, иногда, на­зы­ва­ют «пер­во­быт­ным ком­му­ни­змом».

В по­сле­ду­ющем пер­во­быт­ное пле­мя рас­па­лось на от­де­ль­ные ро­ды - иму­ще­ствен­но обо­со­блен­ные пат­ри­ар­ха­ль­ные се­мьи, ко­то­рые жи­ли от­де­ль­но в фор­ме со­седс­кой об­щи­ны (“мир”), со­хра­няя об­щие ре­сур­сы средств су­ще­ство­ва­ния (лес, вы­го­ны для ско­та и т.п.). Нор­мой об­ра­за жиз­ни ста­ли до­мо­хо­зяйства. Общинный образ жизни сохраняется в разных формах - монастырях, различного рода коммунах, например, в кибуцах Израиля.

Землевладение ┌───┴───┐ об­щин­ное ® под­ворное ┌──┴───┐ пе­ре­де­ля­емое ® без пе­ре­де­ла (чер­ный пе­редел)

Фор­ми­ро­ва­ние со­вре­мен­ных до­мо­хо­зяйств про­шло ряд ста­дий, основ­ные из ко­то­рых связаны с развитием зем­ле­вла­дения.

До­мо­хо­зяйс­тво - от­де­ль­ный че­ло­век или се­мья или груп­па се­мей, по­сто­ян­но про­жи­ва­ющих в дан­ном мес­те и со­вмест­но обес­пе­чи­ва­ющих се­бя всем не­об­хо­ди­мым для жизни.

Хозяйствование ® труд ® потребление

В до­мо­хо­зяйс­тве име­ет­ся ли­дер, ко­то­ро­го на­зы­ва­ют хо­зя­ином. Хо­зяйс­тво­ва­ние со­сто­ит в РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВЕ - ре­ше­нии во­про­сов: ЧТО, КАК и СКОЛЬКО де­лать, КОМУ и НА КАКИХ УСЛОВИЯХ пе­ре­да­вать про­дукт тру­да. Хозяин принимает решения об использовании ресурсов сообществом. От­но­ше­ния по по­во­ду ре­ше­ния этих во­про­сов на­зы­ва­ют хо­зяйс­твен­ны­ми.

До­мо­хо­зяйство ┌────┴────┐ кол­лек­ти­вное ® обо­со­бленное ┌─────┴─────┐ се­мьи ® оди­ноч­ки, жи­ву­щего в ┌────────┴───────┐ своем до­ме ® об­ще­житии

Со­хра­ня­ют­ся кол­лек­тив­ные фор­мы до­мо­хо­зяйств - об­щин­ные и пат­ри­ар­ха­ль­ные се­мьи, крестьянские хозяйства, мо­на­стырс­кие и ком­му­нарс­кие фор­мы про­жи­ва­ния; не­ком­мер­че­ские пред­при­ятия. В то же вре­мя глав­ной фор­мой до­мо­хо­зяйств яв­ля­ют­ся се­мьи. Су­ще­ству­ют до­мо­хо­зяйс­тва и оди­но­чек. Ска­жем, в США 64 млн. се­мей и 24 млн. оди­но­чек (27% от об­ще­го чис­ла се­мей). В России - 50 млн. семей, из них одиночек - 10 млн. Иногда речь ведут о людях, у которых нет домашнего хозяйства (человек живет в гостинице и не имеет ничего своего).

Эволюция домохозяйств ┌─ по­тре­би­те­льс­кое ┌─┴─ про­из­во­дя­щее ┴─── пе­ре­ра­ба­ты­ва­ющее

До­мо­хо­зяйс­тво - ди­на­мич­ное и мно­го­об­ра­зное яв­ле­ние. Его фор­мы на­зы­ва­ли и по­мес­ть­я­ми (за служ­бу), и име­ни­ями (на­следс­твен­ные), и ла­ти­фун­диями (ра­бо­вла­де­ль­че­ские), и эко­но­миями феодалов, и подворьем простолюдин.

Перерабатывающее до­мо­хо­зяйс­тво - ис­ход­ная фор­ма. Оно со­сто­ит в со­де­ржа­нии в по­ряд­ке мес­та про­жи­ва­ния, ре­мон­те жи­лья, под­де­ржа­нии ог­ня, при­го­то­вле­нии пи­щи, пе­ре­ра­бо­тке да­ров при­ро­ды и т.п. Эти фор­мы тру­да еще не ста­ли про­из­водс­твом. Та­кие до­мо­хо­зяйс­тва - ис­то­ри­че­ски ис­ход­ная и на се­го­дня про­стая их фор­ма. В та­ком слу­чае до­мо­хо­зяйс­тво - мес­то пре­бы­ва­ния, сна, от­ды­ха, хра­не­ния утва­ри. Труд обес­пе­чи­ва­ет со­хра­не­ние да­ров при­ро­ды - суш­ка, моч­ка, ква­ше­ние, со­ле­ние и т.п.

Производящее до­мо­хо­зяйс­тво воз­ни­ка­ет вмес­те с земледелием. Оно все бо­лее выражается в со­зда­нии ору­дий про­из­водс­тва, в вы­ра­щи­ва­нии се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных рас­те­ний, в раз­ве­де­нии жи­вот­ных. Так труд превратился в про­из­водс­тво. И пер­во­на­ча­ль­но все это про­ис­хо­дит в рам­ках до­мо­хо­зяйс­тва. Домохозяйство было основой домашней промышленности средневековья [см.: 79,Т.20, с.256]. И се­го­дня ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны та­кие до­мо­хо­зяйс­тва (кустарное производство), в ко­то­рых в од­ном и том же мес­те жи­вут, ре­мес­лен­ни­ча­ют и порой тор­гу­ют про­из­ве­ден­ны­ми то­ва­рами.

Об­щес­тво воз­ни­кло в ре­зу­ль­та­те развития тру­да, ко­то­рый не воз­мо­жен без средств производства. Под­бор пред­ме­тов при­ро­ды в ка­че­стве средств тру­да при­вел ко все бо­ль­ше­му при­спо­со­бле­нию их к тру­ду. В свя­зи с этим изготовление средств тру­да так­ же древ­не, как и са­мо об­щес­тво. Этот про­цесс со­зи­да­ния мож­но на­звать и про­из­водс­твом. При та­кой оцен­ке про­из­водс­тво бы­ло всег­да. В то же вре­мя в на­уке обыч­но воз­ни­кно­ве­ние про­из­водс­тва ото­ждес­твля­ют не с из­го­то­вле­ни­ем ору­дий тру­да, а с на­ча­лом зем­ле­де­лия. Эта эпо­ха в жиз­ни об­щес­тва на­ча­лась при­мер­но 15-20 тыс. лет на­зад.

Хозяйствование ® производство ® потребление

Домохозяйство ба­зи­ру­ет­ся на тру­де, но не сво­дит­ся к не­му. В по­сле­ду­ющем оно мо­ди­фи­ци­ру­ет­ся в по­тре­би­те­льс­кую ячей­ку ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. 30% экономической деятельности мира приходится на домохозяйства. В США они обес­пе­чи­вают 4% ВНП. Про­из­водс­твен­ная функ­ция до­мо­хо­зяйс­тва па­да­ет по ме­ре обособления производства от домохозяйства в качестве предприятия.

Доля домохозяйства в ВНП

Ис­то­рия эко­но­мики

До­мо­хо­зяйс­тва обыч­но яв­ля­ют­ся фор­мой аль­тру­ис­ти­че­ско­го со­дру­же­ства родс­твен­ни­ков. Меж­ду ни­ми про­ис­хо­дит распределение и да­же раз­де­ле­ние тру­да, спе­ци­али­за­ция. Оно ста­ло осно­вой воз­ни­кно­ве­ния меж­хо­зяйс­твен­ной ко­опе­ра­ции в фор­ме по­мо­чей, суп­ряг, то есть раз­лич­ных форм ко­опе­ра­ции тру­да меж­ду раз­лич­ны­ми хо­зя­ева­ми. Зна­чи­мость этой фор­мы про­из­водс­тва в со­вре­мен­ном ми­ре мож­но ви­деть из сле­ду­юще­го фак­та: «В бо­ль­шинс­тве мо­ло­дых аф­ри­канс­ких го­су­дарств 3/4 са­мо­де­яте­ль­но­го на­се­ле­ния, а ино­гда и бо­ль­ше, за­ня­то в на­ту­ра­ль­ном и по­лу­на­ту­ра­ль­ном хо­зяйс­тве» [55,с.37].

В Рос­сии 50 млн. домохозяйств. 4/5 из них имеют личное подсобное хозяйство. На не­го при­хо­дит­ся 1/4 се­льс­ко­хо­зяйс­твен­но­го про­из­водс­тва страны, и на 90% оно яв­ля­ет­ся на­ту­ра­ль­ным. В США этот вид про­из­водс­тва так­же име­ет зна­че­ние: 64% фер­ме­ров США получают 85% своего дохода из источников, не связанных с фермой, подрабатывая на предприятиях. Их обычно на­зы­ва­ют «лю­би­те­льс­ки­ми». До­ход 1/3 фермеров со­став­ля­ет ме­нее 1000 дол­ла­ров в год от это­го ви­да тру­да, что ни­же уров­ня бед­но­сти.

На­ту­ра­ль­ная эко­но­мика ┌────┴──────┐ По­тре­би­те­льс­кая ® От­чуж­денная ┌───┴────┐ Альтруистическая® Эксплуататорская ┌────┴─────┐ Ра­бо­вла­де­ль­че­ская ® Фе­ода­льная

До­мо­хо­зяйс­тво бы­ло осно­вой для воз­ни­кно­ве­ния экс­плу­ата­торс­ких фор­маций.

Про­из­во­дя­щая функ­ция до­мо­хо­зяйств со­хра­ня­ет­ся в со­вре­мен­ном ми­ре. Вы­рож­де­ние про­из­во­дя­щей функ­ции до­мо­хо­зяйств пред­став­ля­ет про­цесс, ко­то­рый да­ле­ко не за­вер­шен и не бу­дет за­кон­чен в ис­то­ри­че­ски близ­кое вре­мя. В свя­зи с этим от­ме­тим чрез­мер­ную иде­али­за­цию (упро­ще­ние) трак­тов­ки до­мо­хо­зяйств в не­ко­то­рых по­со­би­ях по эко­но­ми­че­ским на­укам: в них до­мо­хо­зяйс­тва трак­ту­ют­ся обыч­но как по­тре­би­те­льс­кие ячей­ки эко­но­ми­ки. На са­мом же де­ле, во мно­гих со­вре­мен­ных до­мо­хо­зяйс­твах име­ет­ся про­из­водс­тво. Осо­бен­но су­ще­ствен­но его зна­че­ние в раз­ви­ва­ющих­ся странах.

Потребительское до­мо­хо­зяйс­тво есть по­след­няя фор­ма до­мо­хо­зяйств, ко­то­рая бы­стро рас­про­стра­ня­ет­ся в ры­ноч­ной эко­но­ми­ке, пре­жде всего, в со­вре­мен­ных го­ро­дах. В по­тре­би­те­льс­ком до­мо­хо­зяйс­тве не ве­дет­ся про­из­водс­тво, ко­то­рое обо­со­бля­ет­ся в ка­че­стве пред­при­ятия. Оно ока­зы­ва­ет­ся по­став­щи­ком на­ем­ной ра­бо­чей си­лы для про­из­водс­тва, ко­то­рое осуществляется не в его рам­ках, и по­тре­би­те­лем то­ва­ров пред­при­ятий. По­тре­би­те­льс­кое до­мо­хо­зяйс­тво не ис­клю­ча­ет про­из­водс­твен­ных про­цес­сов, ко­то­рые обыч­но яв­ля­ют­ся вспо­мо­га­те­ль­ным ис­точ­ни­ком до­хо­дов.

До­мо­хо­зяйство ┌───────┼──────────┐ до­маш­нее ® под­соб­ное ® дачное

До­мо­хо­зяйс­тво мо­жет сво­ди­ть­ся то­ль­ко к до­маш­не­му хо­зяйс­тву, то есть быть то­ль­ко по­тре­би­те­льс­кой ячей­кой об­щес­тва. В то же вре­мя в его рам­ках обыч­но су­ще­ству­ет и лич­ное под­соб­ное хо­зяйс­тво (подворье, сады и огороды, дач­и). Все это фор­мы вспо­мо­га­те­ль­но­го про­из­водс­тва, лю­би­те­льс­ко­го и ре­кре­аци­он­но­го фер­мерства.

ДАРЫ И МЕНА

«Ты мне, я тебе»

На­ту­ра­ль­ное хо­зяйс­тво, эко­но­ми­ка, про­из­водс­тво ори­ен­ти­ро­ва­ны на лич­ные по­треб­но­сти про­из­во­ди­те­ля и чле­нов се­мьи. При опре­де­лен­ных усло­ви­ях про­дук­ты тру­да отчуждают другим.

Про­дукт труда ┌───┴───┐ для се­бя ® для других ┌───┴────┐ аль­тру­изм® от­чуж­да­ет­ся (эгоизм) ┌────┴───┐ пре­ступ­но® за­конно ┌───┴───┐ при­ну­ди­те­ль­но® до­бро­во­льно (эксплуатация) ┌───┴──┐ ду­хам ® людям ┌───┴───┐ без­воз­мезд­но (дары)® воз­мезд­но (мена) ┌─────┴─────┐ да­ро­об­мен ® то­ва­ро­обмен

Аль­тру­изм - бескорыстная помощь, принесение блага другому человеку. Это - са­мый про­стой тип ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Он - осно­ва жиз­ни пер­во­быт­ных пле­мен в про­шлом и на­сто­ящем, а так­же нор­ма со­вре­мен­ной се­мьи: ро­ди­те­ли кор­мят де­тей и т.п. [см.: 78, с.130].

Разновидностью альтруизма являются отношения между людьми на основе принципа жизни взаимопомощи - “делиться” между неродственниками. Принцип “поделиться” материальными благами с другими людьми широко распространен в современных условиях. Можно утверждать, что это сохранение исходной формы сотрудничества в общинах, когда один человек помогал другому. Передаваемые таким образом блага не следует считать дарами.

От­чуж­де­ние про­дук­тов тру­да пред­став­ля­ет бо­лее слож­ную фор­му от­да­чи их дру­гим ли­цам. Ис­ход­ной ее фор­мой мож­но счи­тать про­ти­во­за­кон­ные фор­мы от­чуж­де­ния, из­ве­ст­ные с древ­но­сти и ши­ро­ко рас­про­стра­нен­ные в на­сто­ящее время.

За­кон­ное от­чуж­де­ние (присвоение) про­ис­хо­дит на осно­ве уста­но­влен­ных об­щес­твом норм, обы­ча­ев, пра­в, за­ко­нов. Ис­ход­ной его фор­мой яв­ля­ет­ся принудительное отчуждение экс­плу­ата­ции. До­бро­во­ль­ное от­чуж­де­ние так­же мно­го­об­ра­зно. Его ис­то­ри­че­ски ис­ход­ной фор­мой мож­но счи­тать по­жер­тво­ва­ния ду­хам пред­ков. С древ­но­сти и по на­сто­ящее вре­мя во всех стра­нах стро­ят па­мят­ни­ки, устра­ива­ют по­мин­ки по усо­пшим и со­вер­ша­ют иные по­жер­тво­ва­ния [см.: 78].

До­бро­во­ль­ное от­чуж­де­ние жи­вым лю­дям так­же мно­го­об­ра­зно. В про­стом слу­чае оно при­ни­ма­ет фор­му ми­ло­сты­ни ни­щим, по­да­яний бед­ным и т.п. В це­лом это на­зы­ва­ют бла­го­тво­ри­те­ль­но­стью.

Со­труд­ни­чество ┌──────┬─────────┼─────────┐ об­щин­ные ® по­мо­чи ® суп­ря­ги ® ар­те­ли ра­бо­ты за угощение (вза­имопомощь)

Иной фор­мой до­бро­во­ль­но­го от­чуж­де­ния лю­дям яв­ля­ют­ся да­ры, по­дар­ки, сувениры, гостинцыи т.п. В ми­ро­вой эко­но­ми­че­ской на­уке их на­зы­ва­ют од­но­сто­рон­ним транс­фер­том и двусторонней сделкой. Все лю­ди и да­рят и по­лу­ча­ют по­дар­ки. Эта прак­ти­ка жиз­ни об­ще­из­ве­ст­на, за­креп­ле­на в юри­ди­че­ских нор­мах граж­данс­ко­го ко­де­кса, но не на­шла адек­ват­но­го от­ра­же­ния в эко­но­ми­че­ской теории. Да­ре­ние не­ль­зя счи­тать про­стым яв­ле­ни­ем. Оно есть ре­зу­ль­тат гос­подс­тво­ва­вших ра­нее ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Н. Зи­бер по­ка­зал воз­мож­ность та­кой тен­ден­ции их ста­но­вле­ния. Ис­то­ри­че­ски ис­ход­ным бы­ло об­щее упо­треб­ле­ние пи­щи и на­пит­ков в об­щи­не. Та­кое по­ль­зо­ва­ние бла­га­ми со­хра­ня­ет­ся в пе­ре­жи­точ­ных фор­мах со­вре­мен­ных по­ми­нок по усо­пшим, ви­ди­мо, у мно­гих на­ро­дов. На его осно­ве воз­ни­ка­ет гос­те­при­имс­тво, ко­то­рое пред­по­ла­га­ет кор­мле­ние лю­бо­го чу­жо­го че­ло­ве­ка, по­се­тив­ше­го се­мью. Раз­ви­тие этих без­воз­мезд­ных от­но­ше­ний по­рож­да­ет за­тем да­ре­ние - пе­ре­да­чу про­дук­тов тру­да дру­гим в свя­зи с тем или иным со­бы­ти­ем. По­дар­ки ста­но­вят­ся средс­твом воз­на­граж­де­ния за труд лю­дей, что лег­ко на­блю­да­ет­ся в эт­но­гра­фи­че­ских ма­те­ри­алах по по­во­ду по­мочей.

Н. Зи­бер рас­сма­три­вал в ка­че­стве ис­ход­но­го отношения об­щин­ные ра­бо­ты, ко­то­рые по­рож­да­ют по­мо­чи и за­тем транс­фор­ми­ру­ют­ся в бо­лее слож­ные фор­мы со­труд­ни­че­ства.

Об­щин­ные ра­бо­ты пред­по­ла­га­ют со­вмест­ное стро­ите­льс­тво до­рог, мос­тов и т.п. Про­дук­ты та­ко­го тру­да идут в об­щее по­ль­зо­вание. По­мо­чи (слово агноним) пред­став­ля­ют со­вмест­ное вы­пол­не­ние ра­бот для от­де­ль­ных хозяев за уго­ще­ние и обя­за­те­льс­тво учас­тия в та­ком со­вмест­ном тру­де в по­ль­зу других. Взаимопомощь случайна, эпизодична, а помочи являются обычаями.

Суп­ря­ги - вза­имо­по­мощь на осно­ве до­го­во­ров, обыч­но при вы­пол­не­нии се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных ра­бот. Суп­ря­ги пред­по­ла­га­ют со­вмест­ное ис­по­ль­зо­ва­ние средств про­из­водс­тва при вы­пол­не­нии ра­бот в по­ль­зу каж­до­го участ­ни­ка. Еще сложнее «складчина» при совместном труде многих крестьян. На этой осно­ве воз­ни­ка­ют раз­лич­ные фор­мы пред­при­ятий, в том чис­ле ар­тели.

Ар­тель - первоначально со­вмест­ная ра­бо­та в по­ль­зу тре­ть­их лиц за воз­на­граж­дение. Затем она становится одной из первичных форм предпринимательства.

Пе­ре­жит­ки этих форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний ста­би­ль­ны во всех стра­нах, хо­тя и име­ют раз­ное зна­че­ние. Одновременно с ними происходила эволюция и особых отношений людей по поводу добровольного безвозмездного отчуждения ими продуктов своего труда. В целом, основные его стадии и современную структуру его форм можно показать схемой.

┌─Спон­сорс­тво ┌─┴─Бла­го­тво­ри­те­ль­ность ┌─┴─── По­бо­ры ┌─┴─────Да­ро­об­мен ┌─┴───────Гос­тин­цы ┌─┴─────────Да­ры ┌─┴───────────По­да­яния ┌─┴─────────────По­дар­ки ─┴───────────────Под­но­ше­ния

ПОДНОШЕНИЕ полезности име­ет мес­то у жи­вот­ных, птиц, на­се­ко­мых, в част­но­сти «сва­деб­ные по­дар­ки» [см.: 76,с.137]. В та­ком слу­чае од­но жи­вое су­ще­ство не­сет дру­го­му опре­де­лен­ный про­дукт пи­та­ния, укра­ше­ния и т.п. Та­кие от­но­ше­ния про­яв­ля­ют аль­тру­изм - бес­ко­ры­ст­ный тип ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний по по­во­ду ре­сур­сов. Ана­ло­гич­ные от­но­ше­ния име­ют мес­то и в жиз­ни родс­твен­ных лю­дей. На их осно­ве воз­ник но­вый тип от­но­ше­ний, ко­то­рый су­ще­ству­ет по по­во­ду по­дарков.

ПОДАРКИ (4-5% дохода всех людей) сле­ду­ет рас­сма­три­вать в ка­че­стве вза­имо­по­мо­щи, бла­го­де­яний меж­ду неродс­твен­ни­ка­ми. В та­ком слу­чае име­ет мес­то од­но­сто­рон­нее дви­же­ние про­дук­та тру­да. И се­го­дня су­ще­ствен­ная их до­ля пре­под­но­сит­ся без рас­че­та на встреч­ное дви­же­ние про­дук­тов тру­да, не как эле­мент да­ро­об­ме­на. Их мо­ти­ва­ми мо­гут быть са­мые раз­лич­ные со­об­ра­же­ния: че­ло­век хо­чет оста­вить хо­ро­шее впе­ча­тле­ние о се­бе у дру­го­го че­ло­ве­ка, ко­то­ро­го он бо­ль­ше не встре­тит в жиз­ни. Дейс­тву­ют раз­лич­ные тра­ди­ции, обы­чаи в та­ких сделках.

ПОДАЯНИЯ (подачки) - осо­бый слу­чай по­дар­ков: их да­рят ни­щим в ка­че­стве по­мо­щи, как средс­тво обес­пе­че­ния их вы­жи­ва­ния. Это на­зы­ва­ют ми­ло­се­рди­ем, ми­ло­сты­ня­ми, пожертвованиями.

ДАРЫ («презентные отношения») мож­но счи­тать осо­бой фор­мой по­дар­ков. Богатым дают подношения. Дарами являются и слу­чаи, ког­да обы­чаи за­пре­ща­ют пла­тить, но пред­по­ла­га­ют опре­де­лен­ное воз­на­граж­де­ние за ка­кое-ли­бо дейс­твие, по­сту­пок. На­при­мер, тра­ди­ции мно­гих на­ро­дов за­пре­ща­ли пла­тить по­ви­ту­хам (по­ви­ва­ль­ным баб­кам) за при­ем ро­дов, но пред­по­ла­га­ли по­лу­че­ние опре­де­лен­ных да­ров в стро­го опре­де­лен­ное вре­мя [см.: 98].

ГОСТИНЦЫ - спе­ци­фи­че­ская фор­ма по­дар­ков, свя­зан­ных с по­се­ще­ни­ем дру­зей, зна­ко­мых, родс­твен­ни­ков. «Ка­кой ты гость, ес­ли не при­нес гос­тин­ца». У не­ко­то­рых на­ро­дов гос­тин­цем мо­жет быть не обя­за­те­ль­но ма­те­ри­аль­ная вещь, а опре­де­лен­ные све­де­ния, рас­сказ. Пред­по­ла­га­ет­ся, что гос­ти­нец слу­жит эк­ви­ва­лен­том уго­ще­ния, пре­до­став­ля­емо­го гостю.

СПОНСОРСТВО - ре­клам­ный дар бо­га­тых человеку, не имеющему средств на осу­ще­ствле­ние его идей. Он вы­го­ден то­му, кто его ока­зы­вает.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - осо­бая фор­ма та­ких ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Она не сво­дит­ся только к пе­ре­да­че цен­но­стей, но и пред­по­ла­га­ет ока­за­ние услуг, например, ме­ди­цинс­ких, раз­ре­ше­ние на про­жи­ва­ние в опре­де­лен­ных мес­тах. Ее ока­зы­ва­ют бо­га­тые или об­щес­тво в це­лом (фи­лан­тро­пия).

Прак­ти­ка да­ре­ния об­ще­из­ве­ст­на. В по­всед­не­вной жиз­ни лю­ди час­то всту­па­ют в та­кие от­но­ше­ния. Что же ка­са­ет­ся эко­но­ми­че­ской на­уки, то она иг­но­ри­ру­ет от­но­ше­ния по по­во­ду да­ре­ния ма­те­ри­аль­ных благ, хо­тя ес­те­ствен­но зна­ет их. Обыч­но об этих от­но­ше­ни­ях то­ль­ко упо­ми­на­ют в тех или иных си­ту­аци­ях, но спе­ци­аль­но не ана­ли­зи­ру­ют их. В юри­ди­че­ской на­уке обо­со­бля­ют эту фор­му ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. О них мож­но по­чи­тать в Или­аде и Одис­сее. Име­ет­ся это и в тео­ло­ги­че­ских пи­са­ни­ях, например, в Биб­лии, где ска­за­но о том, что вол­хвы при­не­сли да­ры Иису­су - мла­ден­цу [см.: от Мат­фея, гл.2]. В про­шлом мыс­ли­те­ли уде­ля­ли да­ре­нию мно­го вни­мания.

Современная практика дарения регламентируется этически и юридически - конституциями, кодексами законов (Глава 32 Гражданского кодекса России). Наиболее полно она отражается в юридических комментариях. Все это надо специально изучать для того, чтобы знать: кто, что, когда, при каких условиях может дарить и получать подарки. Имеется много важных аспектов дарственных отношений. Например, не допускаются дарственные отношения между коммерческими предприятиями, нельзя дарить то, что находится во владении (а не в собственности). Дарением является и наследование имущества и приданное. В России имеет значение возраст: дети могут получать подарки с 6 лет, дарить свой доход (заработок) с 14 лет, а имущество - с 18 лет. Важна этика дарения в отношениях между полами, начальством и подчиненными и т.п.

Да­вая по­да­рок, не рас­счи­ты­вай­те на от­вет­ный дар. Ес­ли хо­ти­те по­лу­чить по­да­рок, то луч­шим средс­твом для это­го яв­ля­ет­ся ваш по­да­рок, ко­то­рый, ве­ро­ят­нее все­го, вы­зо­вет отдар.

Да­ре­ние проявляет совместный образ жизни людей посредством передачи благ друг другу. На опре­де­лен­ном эта­пе оно по­ро­дило ме­ну-возмездную передачу ценностей.

Дарение ® мена ® рынок®пострынок

Историческая тенденция развития меновых отношений в целом представлена графиком.

продуктообмен

Товар - товар (товарообмен)

дар - дар (дарообмен ценностями)

добро-добро (нравственность поведения)

 

Нравственность покоится на определенных принципах взаимоотношений, в том числе на порядочности, гуманности и т.п., когда без нужды не вредят иным людям, стараясь отвечать добром на добро. Особое значение имеет этический принцип эквивалентности обязательств: добро за добро и т.п. Такие взаимоотношения возникли среди развитых животных, в том числе гоминидов (непосредственных предшественников людей). Они - норма поведения гуманных людей. Они существуют не только в обыденном общении, но и как принцип материальных отношений, проявляясь в дарообмене, а затем в товарообмене и продуктообмене.

Даяния ┌──────┴─────┐ по­дар­ки® воз­да­яния, от­да­ры (возмездные) ┌─────┴────┐ вы­год­ные ® при­бы­льные

Пла­тон на­зы­вал дарс­твен­ный об­мен как про­ти­во­по­лож­ность «тор­го­во­му об­ме­ну». «... Ис­кус­ст­во об­ме­на по обо­юд­но­му со­гла­ше­нию по­средс­твом да­ров, най­ма и про­да­жи ...» [105,Т.2, с.279]. Для не­го «дар - об­мен лю­бе­знос­тя­ми» [105,Т.4, с.619]. Осо­бен­но подробно рас­сма­три­вал эти фор­мы ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний Арис­то­тель. Он ана­ли­зи­ро­вал их как осо­бый тип по­ступ­ков и пы­тал­ся их сис­те­ма­ти­зи­ро­вать [см.: 8,Т.4,с.241]. Всесторонне их рас­сма­три­ва­ют в ис­то­рии дип­ло­ма­тии и иных ис­то­ри­че­ских ра­бо­тах. Ин­те­ре­сны оцен­ки его зна­че­ния в древ­нем Ки­тае: «Об­мен да­ра­ми для древ­них лю­дей не был, ко­неч­но, обык­но­вен­ной сдел­кой. Он, пре­жде всего, удо­сто­ве­рял со­ци­аль­ный кре­дит че­ло­ве­ка, его по­ло­же­ние в об­щес­тва. Он уста­на­вли­вал, кто стар­ший и кто млад­ший, кто гос­по­дин, а кто слу­га» [78,с.57]. Эти со­об­ра­же­ния ве­сь­ма важ­ны для раз­ра­бо­тки об­щей ги­по­те­зы эво­лю­ции ма­те­ри­аль­ных от­но­шений.

Арис­то­тель рас­сма­три­вал и бес­ко­ры­ст­ные ти­пы да­яний, то есть без рас­че­та на от­дар - бла­го­де­яние в чис­том ви­де. Он обо­со­блял и та­кие, ко­то­рые име­ют вы­го­ды или пред­по­ла­га­ют воз­да­яние (ко­ры­ст­ные). В про­стом слу­чае да­ря­щий ока­зы­ва­ет под­держ­ку дру­гу и на­де­ет­ся на вза­им­ность при сво­их за­труд­не­ни­ях. При этом друзья пред­по­ла­га­ют рав­ное воз­да­яние. Дру­гие же да­ют и ожи­да­ют бо­ль­ших воз­да­яний. В свя­зи с этим воз­ни­ка­ет по­ня­тие «при­бы­ли». «Спор­ным яв­ля­ет­ся во­прос, что сле­ду­ет счи­тать ме­рой, что­бы со­от­ветс­твен­но от­да­вать на­зад: вы­го­ду при­няв­ше­го бла­го­де­яние или же [са­мо] бла­го­де­яние сде­лав­ше­го [до­брое де­ло]? ... Не прав­да ли, ме­рой при друж­бе ра­ди по­ль­зы яв­ля­ет­ся вы­го­да то­го, кто ее по­лу­ча­ет? Ведь это он нуж­да­ет­ся, и [бла­го­де­тель] ока­зы­ва­ет ему под­держ­ку, имея в ви­ду по­лу­чить та­кую же. А зна­чит, под­держ­ка бы­ла та­ких раз­ме­ров, как по­лу­чен­ная вы­го­да, и от­да­вать сле­ду­ет сто­ль­ко, ско­ль­ко до­ста­лось, или да­же бо­ль­ше, ибо это пре­крас­ней» [8,Т.4,с.241].

Всесторонне рас­смо­трел этот во­прос Н. Зи­бер в ХIХ ве­ке. При­ве­ден­ный им эт­но­гра­фи­че­ский ма­те­ри­ал по­ка­зы­ва­ет зна­че­ние да­ре­ния, как и мно­го­об­ра­зие его форм, спо­со­бов и т.п. На­при­мер, ри­ту­ал да­ре­ния мог пред­по­ла­гать пе­ре­да­чу по­дар­ков в пер­вый день по­се­ще­ния ино­стран­но­го ко­раб­ля при от­ка­зе брать что ли­бо в этот день. На сле­ду­ющий же день че­ло­век по­се­щал ко­рабль с пус­ты­ми ру­ка­ми, но пред­по­ла­гал по­лу­че­ние бо­ль­ших по­дар­ков [см.: 52,с.164]. По­ра­зи­те­ль­но оби­лие форм та­ко­го пе­ре­дви­же­ния про­дук­тов тру­да, как и ле­жа­щих в их осно­ве обы­ча­ев. Де­лясь сво­им иму­ще­ством, человек при­об­ре­та­ет жаж­ду де­ле­ния чу­жо­го иму­ще­ства. И про­ис­хо­дит это раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми. При этом час­то про­ис­хо­дит об­мен раз­лич­но­го ро­да: про­дукт тру­да ме­ня­ет­ся на труд, что ха­рак­тер­но для по­мо­чей: по­мог­ли вы­пол­нить опре­де­лен­ную ра­бо­ту и вза­мен по­лу­ча­ют уго­щение.

Зом­ло так трак­то­вал это пре­вра­ще­ние да­ра в ме­ну: «Эта юри­ди­че­ская сдел­ка тем по­хо­дит на да­ре­ние, что она с са­мо­го на­ча­ла яв­ля­ет­ся од­но­сто­рон­ним да­ром, ко­то­ро­му со­от­ветс­тву­ет одностороннее по­лу­че­ние с тем, что ве­ли­чи­на это­го да­ра, рав­но как са­мый факт да­ре­ния вы­те­ка­ет из од­но­сто­рон­не­го ре­ше­ния то­го, кто да­ет. Она, од­на­ко, по­сто­ль­ку при­бли­жа­ет­ся к ме­не, по­ско­ль­ку этот факт да­ре­ния про­ис­хо­дит в ожи­да­нии от­пла­ты и обыч­но стро­жай­шим об­ра­зом обя­зы­ва­ет к та­ко­вой. От­но­си­те­ль­но цен­но­сти да­ра и цен­но­сти обя­за­те­ль­ной от­пла­ты су­ще­ству­ют твер­дые обы­чаи. Правильно, по­это­му, эту юри­ди­че­скую сдел­ку обо­зна­чать как да­ре­ние-ме­ну» [131, с.106].

Деяние ® даяние ® дар (вклад) [см.: 82,Т.4,с.622]

В по­след­нее вре­мя ак­ти­ви­зи­ру­ет­ся ис­сле­до­ва­ние эко­но­ми­ста­ми дарс­твен­ных от­но­ше­ний. Широту ис­сле­до­ва­ний этих от­но­ше­ний мож­но ви­деть на примере ра­бо­ты Н.З. Дэ­ви­са [см.: 44, хо­ро­шая биб­лио­гра­фия]. В ней он по­ка­зы­ва­ет со­от­не­се­ние дарс­твен­ных и ры­ноч­ных от­но­ше­ний. Дарс­твен­ные от­но­ше­ния, не­со­мнен­но, воз­ни­кли пер­вы­ми и все бо­лее вы­тес­ня­ют­ся ры­ноч­ны­ми от­но­ше­ни­ями. «Ры­нок вы­тес­ня­ет дар» [там же]. В то же вре­мя дарс­твен­ные от­но­ше­ния со­хра­ня­ют зна­че­ние в усло­ви­ях рын­ка. Н.З. Дэ­вис по­ка­зы­ва­ет мно­го­об­ра­зие форм дарс­твен­ных от­но­ше­ний в сред­не­ве­ко­вой Фран­ции. «Су­ще­ству­ет це­лый ком­плекс пра­вил об­ме­на да­ра­ми, от­но­ся­щим­ся к глав­ным со­бы­ти­ям че­ло­ве­че­ской жиз­ни, та­ким как рож­де­ния, бра­ки, смерть. Та­кой об­мен свя­зы­вал се­мьи меж­ду со­бой и объ­еди­нял их с бо­лее ши­ро­ким со­ци­аль­ным со­об­щес­твом. Су­ще­ство­вал так­же «ка­лен­дар­ный» об­мен да­ра­ми в те­че­ние го­да. Он на­чи­нал­ся с но­во­год­них по­дар­ков ...» [там же]. Н.З. Дэ­вис рас­сма­три­ва­ет «го­ри­зон­та­ль­ные» (со­седс­кие) и «вер­ти­ка­ль­ные» (бла­го­род­ные) да­ре­ния. Эти от­но­ше­ния так­же ши­ро­ко бы­ли рас­про­стра­не­ны и в ка­че­стве эле­мен­та воз­на­граж­де­ния за труд: «В сфе­ре тру­да опла­та и по­дар­ки шли как бы бок о бок на всех сту­пе­нях со­ци­аль­ной лест­ни­цы». Вне по­дар­ков не мог су­ще­ство­вать и биз­нес. «Лю­бо­му пред­при­ни­ма­те­лю, до­би­вав­ше­му­ся ко­ро­левс­ких при­ви­ле­гий для сво­ей про­дук­ции, при­хо­ди­лось ис­кать про­тек­ции у ко­ро­левс­ких долж­но­ст­ных лиц, и путь свой от низ­ших сту­пе­ней к выс­шим он дол­жен был вы­мос­тить по­дар­ка­ми» [там же]. Та­кое зна­че­ние по­дар­ки со­хра­ня­ют по на­сто­ящее вре­мя. Они про­ни­ка­ют в ры­ноч­ные от­но­ше­ния, ста­но­вясь их эле­ментом.

Современное дарение обычно является элементом дарственной мены (дарообмена). Да­ро­об­мен пред­по­ла­га­ет от­дар: «Даю для того, чтобы ты мне дал». В то же вре­мя не лю­бой по­да­рок ста­но­вит­ся ис­ход­ным началом да­ро­об­ме­на. Да­вая по­да­рок, не сле­ду­ет рас­счи­ты­вать на воз­да­яние. Но ес­ли нет воз­да­яний, то сле­ду­ющий раз не бу­дет и по­дарка.

Да­ро­об­мен пред­по­ла­га­ет со­от­не­се­ние зна­чи­мо­сти да­ра и от­да­ра, о чем уже раз­мыш­лял Арис­то­тель. В до­ры­ноч­ную эпо­ху та­кое со­от­не­се­ние зна­чи­мо­сти да­ра и от­да­ра мог­ло осу­ще­ствля­ть­ся то­ль­ко на осно­ве за­трат тру­да на эти объ­ек­ты. Это подтверждает и следующее по­ло­же­ние Пла­то­на: «... Ре­мес­лен­ник зна­ет дейс­тви­те­ль­ную сто­имость сво­ей ра­бо­ты ...» [105,Т.3,с.384]. Ре­мес­лен­ни­ки зна­ют за­тра­ты тру­да на про­из­водс­тво сво­их ве­щей. И это бы­ло кри­те­ри­ем со­по­став­ле­ния зна­чи­мо­сти да­ров и от­да­ров с античности. В усло­ви­ях ры­ноч­ной эко­но­ми­ки оно про­ис­хо­дит по­средс­твом денежной оцен­ки да­ра и от­да­ра. Имен­но на осно­ве та­ких кри­те­ри­ев и воз­ни­кло пред­став­ле­ние о про­пор­ци­ях об­ме­на. Де­тер­ми­ни­ро­ван­ность про­пор­ций вы­те­ка­ет из от­но­ше­ний лю­дей.

Пропорции мены

Мена ┌───┴────┐ сти­хий­ная ® пла­новая ┌────┴────┐ (про­дук­то­обмен) дарс­твен­ная ® ры­ноч­ная (да­ро­об­мен) (то­ва­ро­обмен)

Глав­ная про­бле­ма ме­но­вых от­но­ше­ний - ПРОПОРЦИИ. Про­пор­ции мены отражают от­но­ше­ния меж­ду лю­дь­ми: их си­лу, ин­тел­лект, по­ло­же­ние в об­щес­тве, ин­те­ре­сы и т.п. Об этом писал, например, Сенека в работе «О благодеяниях». Иными словами, пропорции показывают степень осуществления интересов людей в таком типе их материальных отношений. При бо­лее про­стых фор­мах ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний да­ры про­яв­ля­ют сло­жив­шу­юся иерар­хию в об­щес­тве, за­креп­ля­емую в нра­вах, це­ре­мо­ни­ях, ри­ту­алах. Про­пор­ции дарс­твен­ной ме­ны объ­ек­ти­ви­ру­ют субъ­ек­тив­ные ка­че­ства лю­дей, про­ис­хо­дит вменение - ове­ще­ствле­ние их от­но­ше­ний в ка­че­стве со­ци­аль­ных свойств ве­щей, благ. Кри­те­ри­ем для опре­де­ле­ния со­ци­аль­ной спра­ве­дли­во­сти про­пор­ций ме­но­вых от­но­ше­ний яв­ля­ют­ся за­тра­ты тру­да на про­из­водс­тво этих благ.

Про­пор­ции да­ро­об­ме­на раз­лич­ны. Они характеризуют су­ще­ству­ющие меж­ду лю­дь­ми от­но­шения.

Да­ро­обмен ┌─────┴──────┐ вер­ти­ка­ль­ный ® го­ри­зон­та­льный ┌───┴───┐ ‑‑->=<-‑- ран­го­вый® ста­ту­сный -‑--->><- ‑><<‑‑---

Ран­го­вый да­ро­об­мен су­ще­ству­ет меж­ду лю­дь­ми раз­лич­ных ран­гов. Пред­по­ла­га­ет­ся бо­ль­ший раз­мер по­дар­ка че­ло­ве­ку бо­ль­ше­го ран­га. Та­кой да­ро­об­мен изначально име­ет­ся в ви­ду в ка­че­стве долж­но­го, обя­за­те­ль­но­го ти­па ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. Этот да­ро­об­мен фак­ти­че­ски ока­зы­ва­ет­ся его от­ри­ца­ни­ем. Это пре­вра­щен­ная фор­ма пред­шес­тву­ющей да­ни, по­да­ти и дру­гих форм ПОДНОШЕНИЙ, ког­да ни­же­сто­ящий обя­зан вы­шес­то­яще­му. В по­сле­ду­ющем эти от­но­ше­ния вы­мо­га­те­льс­тва ста­ли взят­кой. И со­вре­мен­ные учеб­ни­ки по об­ще­эко­но­ми­че­ской тео­рии вклю­ча­ют да­же ма­те­ри­алы по «эко­но­ми­ке пре­ступ­но­сти» [см.:116, Т.2, с.275].

Дары ® Поборы ® Взятки ® Коррупция ® Подкуп®Непотизм

По­бо­ром мож­но счи­тать вымогательство - открытое тре­бо­ва­ние не­бо­ль­ших по­да­чек, цен­но­стей, услуг, взи­ма­емых ре­гу­ляр­но при опре­де­лен­ных усло­ви­ях боссами. Они аморальны, но не подсудны. Взят­ка - про­ти­во­прав­ное яв­ле­ние, за ко­то­рое по­ла­га­ет­ся уго­ло­вное на­ка­за­ние, суд. Взят­ка обыч­но пре­вы­ша­ет опре­де­лен­ный раз­мер цен­но­сти, дается тайно и единовременно. Кор­руп­ция - крупная взятка должностных лиц. По определению ООН, коррупция – «злоупотребление государственной властью для получения выгоды в личных целях». Под­куп - выс­шая фор­ма коррупции, ког­да по­лу­ча­тель взятки ока­зы­ва­ет­ся за­ка­ба­лен­ным на всю жизнь. Непотизм – торговля должностями и служебное покровительство родственникам. (Не­ско­ль­ко иную трак­тов­ку этих от­но­ше­ний см. прил. 5).

Ста­ту­сный да­ро­об­менвоз­ни­ка­ет в от­но­ше­ни­ях с инс­ти­ту­ци­али­зи­ро­ван­ны­ми ли­де­ра­ми - во­ждя­ми, жре­ца­ми. Бы­ло при­ня­то у име­ющих бо­лее вы­со­кий ста­тус лиц бо­ль­ше отдавать, чем брать. Се­го­дня та­кой да­ро­об­мен про­ис­хо­дит с на­ча­ль­ни­ка­ми, ко­то­рые не ста­ра­ют­ся на­жи­ть­ся на этом.

Горизонтальный да­ро­об­мен характеризует от­но­ше­ния сотрудничества меж­ду об­щи­на­ми, ин­ди­ви­да­ми, родс­твен­ни­ка­ми, то есть меж­ду рав­ны­ми по по­ло­же­нию лю­дь­ми. И он пред­став­ля­ет со­бой рав­ные ве­ли­чи­ны. Для этих це­лей ис­по­ль­зу­ют­ся все фор­мы иму­ще­ства. Он пред­по­ла­га­ет от­дар - воз­мезд­ное, встреч­ное дви­же­ние дру­гих цен­но­стей, не обя­за­те­ль­но ве­ще­ствен­ных. В древ­нем ми­ре, да и сей­час, имел зна­че­ние срок, вре­мя, че­рез ко­то­рое про­ис­хо­дил от­дар. Очень ма­лый и бо­ль­шой срок от­да­ра вос­при­ни­мал­ся в ка­че­стве сви­де­те­льс­тва то­го, что с ва­ми об­ща­ть­ся не же­ла­ют. Происходит вы­рож­де­ние этих от­но­ше­ний. В ме­нее из­ме­нен­ном ви­де они су­ще­ству­ют в глу­бин­ках об­щес­твен­ной жизни.

Мыс­лен­ный экс­пе­ри­мент: пред­став­ьте, что за от­кры­ты­ми две­ря­ми сто­ят не­ви­ди­мые вам два субъ­ек­та и со­вер­ша­ют ме­но­вые от­но­ше­ния. Вы их не ви­ди­те, в т.ч. оде­жду, про­яв­ля­ющую их сан (со­ци­аль­ное по­ло­же­ние), а ви­ди­те то­ль­ко про­пор­ции ме­ны. Эти про­пор­ции ме­ны показывают отношения между обменивающимися субъектами, в т.ч. где сто­ит со­ци­аль­ный функ­ци­онер то­го или ино­го типа.

Сделка (трансакция) ┌────┴───┐ односторонняя ® двусторонняя ┌───┴───┐ дарение® рыночная ┌──┴──┐ просто® целенаправленное ┌───┴────┐ приданое® пожертвование

Меновые отношения происходят посредством сделок - возмездных меновых операций, совершаемых по договору двумя субъектами.

Да­ро­об­мен был ис­ход­ным для воз­ни­кно­ве­ния ры­ноч­ных форм ма­те­ри­аль­ных от­но­ше­ний. В свою очередь, ры­ноч­ные от­но­ше­ния мо­ди­фи­ци­ро­ва­ли да­ро­об­мен, по­ро­ди­ли спе­ци­фи­че­ские его формы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.