Здавалка
Главная | Обратная связь

Аналитическая и синтетическая трактовки



Рынок конкуренции ┌───┴───┐ «совершенной» ®несовершенной (полиполия) (реальный) ┌───┴───┐ свободной ®монополистической

Суть свободного рынка остается неопределенной в литературе. Не давая обзора мнений, приведу ту концепцию, которую разделяю и использую в данной работе. В целом, она представлена схемой.

Полиполия-рынок совершенной конкуренции. Его признаки:

* част­ная собс­твен­но­сть на средс­тва про­из­водства;

* раз­ви­тость то­вар­ных от­но­ше­ний и на­ли­чие мно­гих

про­из­во­ди­те­лей и по­ку­па­те­лей то­вара;

· до­ля каж­до­го про­из­во­ди­те­ля и по­ку­па­те­ля в об­щем объ­еме ры­ноч­ных сде­лок долж­на быть малой;

· ка­че­ство од­них и тех же то­ва­ров раз­ных про­из­во­ди­те­лей долж­но быть оди­на­ко­вым (од­но­род­ность то­ва­ров);

· про­из­во­ди­те­ли и по­тре­би­те­ли име­ют сво­бод­ный в­ход на ры­нок (то есть им ни­кто не дол­жен ме­шать в этом де­ле), т.е. пол­ную сво­бо­ду для ор­га­ни­за­ции про­из­водс­тва лю­бо­го то­ва­ра и сме­ну его при пе­ре­хо­де в дру­гую от­расль;

· от­сутс­твие мо­но­по­лий и иных ве­ду­щих сил на рынке;

· все субъ­ек­ты рын­ка об­ла­да­ют со­вер­шен­ной ин­форма­ци­ей о це­нах на рын­ке, усло­ви­ях ре­али­за­ции то­ва­ров и т.п., т.е. по­лу­ча­ют пол­ную ин­фор­ма­цию об уров­не цен на рынке;

· про­дав­цы и по­ку­па­те­ли долж­ны ма­ло знать друг о дру­ге, они не долж­ны всту­пать в сго­во­ры друг с другом;

· участ­ни­ки со­вер­шен­ной кон­ку­рен­ции долж­ны вес­ти се­бя то­ль­ко ра­цио­на­ль­но, пре­сле­до­вать то­ль­ко вы­го­ду. Ина­че сле­ду­ет пред­по­ло­жить от­сутс­твие эмо­ций у по­ку­па­те­лей и про­давцов.

В современных ра­бо­тах на­блю­да­ют­ся край­но­сти. Од­ни счи­та­ют полиполию фик­ци­ей (фан­то­мом), ко­то­рой не бы­ло и нет. По мне­нию этих авторов, та­кой ры­нок су­ще­ству­ет то­ль­ко в учеб­ни­ках, но не в эко­но­ми­ке. Дру­гие при­зна­ют су­ще­ство­ва­ние такого рын­ка в эко­но­ми­ке в ка­че­стве ис­то­ри­че­ски ис­ход­ной и со­вре­мен­ной ба­зо­вой фор­мы рынка. В таком случае признают синонимами слова «свободный рынок» (СР) и «рынок совершенной конкуренции» (РСК).

На­зван­ные при­зна­ки рын­ка совершенной конкуренции по­ка­зы­ва­ют его не­воз­мож­ность. Иде­али­за­ция объ­ек­та, т. е. его упро­ще­ние, яв­ля­ет­ся обо­сно­ван­ным ме­то­дом теории. Не то­ль­ко в про­шлом, но и се­го­дня су­ще­ству­ют не­ко­то­рые част­ные рын­ки, ко­то­рые близ­ки к та­кой аб­страк­ции. Тем не менее, реальный рынок СК всегда характеризуется несовершенной конкуренцией.

Свободный рынок-это РСК при максимально возможном развитии конкуренции. Такой рынок пред­по­ла­га­ет, что ни один из его участ­ни­ков не име­ет воз­мож­но­сти опре­де­лять со­сто­яние рын­ка, не име­ет кон­тро­ля над це­на­ми. Он воз­ник с на­ча­ла по­яв­ле­ния ры­ноч­ной эко­но­ми­ки в фор­ме то­вар­ного обмена, а за­тем раз­вил­ся на осно­ве воз­ни­кно­ве­ния де­неж­ных от­но­ше­ний. В та­ком «чис­том» ви­де он про­су­ще­ство­вал пять-шесть ты­сяч лет, ког­да стал за­рож­да­ть­ся ры­нок биз­не­са (ка­пи­та­лов). Воз­ни­кно­ве­ние ка­пи­та­лов, не­со­мнен­но, мо­ди­фи­ци­ро­ва­ло сво­бод­ный ры­нок, от­те­сня­ло его на вто­рой план. Тем более его модифицировало становление монополистического рынка. Предельной идеализацией последнего является монополия (монопольный рынок), как противоположность полиполии.

Рынок конкуренции ┌───┴───┐ совершенной ®свободной ┌───┴───┐ несовершенной ® монопольной

Кон­цеп­ция сво­бод­но­го рын­ка име­ет вер­сии. Сво­бод­ный ры­нок мож­но счи­тать пред­шес­твен­ни­ком рын­ка ка­пи­та­ла, на­чав­ше­го воз­ни­кать при­мер­но 5000 лет на­зад, или пред­шес­твен­ни­ком ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го рын­ка, воз­ни­кше­го 500 лет на­зад, или пред­шес­твен­ни­ком мо­но­по­ли­сти­че­ско­го рын­ка, начавшего воз­ни­кать в середине ХIХ века. При­де­ржи­ва­ясь пер­вой вер­сии, счи­та­ем, что та­кой ры­нок су­ще­ству­ет и се­го­дня.

Рынок свободной конкуренции возник вместе со свободным рынком и длился до становления монопольного рынка. Последний не вытесняет полностью рынок свободной конкуренции. К та­ко­му рын­ку от­но­сят не­ко­то­рые то­вар­ные рын­ки раз­ви­тых стран, на­при­мер, се­льс­ко­хо­зяйс­твен­ных то­ва­ров в США.

Сво­бод­ный ры­нок пред­по­ла­га­ет част­ную собс­твен­ность и раз­де­ле­ние тру­да, гос­подс­тво ин­ди­ви­ду­али­зма, свободную кон­ку­ренцию простых и капиталистических товаропроизводителей.

На на­ча­ль­ных ста­ди­ях сво­бод­ный ры­нок за­ви­сел от гос­подс­тву­юще­го на­ту­ра­ль­но­го про­из­водс­тва. В свя­зи с этим име­ли мес­то дли­те­ль­ные за­стои в эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии, ко­то­рые этот ры­нок не мог пе­ре­бо­роть. В то же вре­мя он не ис­клю­чал раз­ви­тия. На его осно­ве воз­ни­кла ци­ви­ли­за­ция. Та­кой тип эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний сам был дви­жу­щей си­лой об­щес­твен­но­го раз­ви­тия. Он со­зда­вал ин­те­ре­сы для ак­тив­ных лю­дей. В по­го­не за на­жи­вой лю­ди раз­ви­ва­ли эру­ди­цию и ин­тел­лект. Они де­ла­ли от­кры­тия, за­ни­ма­лись изоб­ре­та­те­льс­твом, твор­че­ством. Ко­неч­но, та­кой ры­нок по­ко­ил­ся на прин­ци­пе «каж­до­му свое».

Со­де­ржа­ни­ем сво­бод­но­го рын­ка яв­ля­ют­ся то­вар­ные и де­неж­ные от­но­ше­ния, а, по­это­му, пре­жде все­го, не­об­хо­ди­мо их осмыс­лить.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.