Здавалка
Главная | Обратная связь

Однофакторная модель рыночного спроса



Од­но­фак­тор­ная мо­дель ин­ди­ви­ду­аль­но­го спро­са пред­по­ла­га­ет на­ли­чие на рын­ке од­но­го то­ва­ра и од­но­го по­ку­па­те­ля. По­ско­ль­ку же на рын­ке по­ку­па­те­лей мно­го, то на­до пе­рей­ти к ры­ноч­но­му спро­су, ко­то­рый яв­ля­ет­ся сум­мой (со­во­куп­но­стью) ин­ди­ви­ду­аль­ных спро­сов на то­вар. Гра­фи­че­ски это по­ка­зы­ва­ют раз­лич­но (прил. 8).

Многофакторная модель спроса

Спрос за­ви­сит не то­ль­ко от це­ны, но и от дру­гих фак­то­ров (детерминантов). В свя­зи с этим изу­ча­ют воз­дейс­твие на спрос не­це­но­вых фак­то­ров. Из­ве­ст­но мно­го за­ко­нов, по­ка­зы­ва­ющих воз­дейс­твие фак­то­ров на спрос. Назовем не­ко­то­рые из них:

За­ме­ня­емость то­ва­ров: чем бо­ль­ше хо­ро­ших за­ме­ни­те­лей то­ва­ра, тем элас­тич­нее спрос.

Уде­ль­ный вес рас­хо­дов на то­вар в до­хо­де по­тре­би­те­ля: чем бо­ль­шее мес­то за­ни­ма­ют расходы на то­вар в бюд­же­те по­тре­би­те­ля, тем вы­ше элас­тич­ность спроса.

Вре­мя: чем длин­нее пе­ри­од вре­ме­ни для при­ня­тия ре­ше­ния, тем элас­тич­нее спрос, и другие.

К не­це­но­вым де­тер­ми­нан­там спро­са обыч­но от­носят:

1. По­тре­би­те­льс­кие вку­сы, ко­то­рые ме­ня­ют­ся вмес­те с мо­дой и бла­го­при­ят­но или не благоприятно влия­ют на спрос;

2. Чис­ло по­ку­па­те­лей то­ва­ра: рост чис­ла по­ку­па­те­лей ве­дет к рос­ту спроса;

3. Де­неж­ный до­ход по­тре­би­те­лей пря­мо влия­ет на спрос;

4. Це­ны на со­пря­жен­ные то­ва­ры: рост цен на мас­ло ве­дет к рос­ту спро­са на мар­га­рин, ко­то­рый де­шевле;

5. По­тре­би­те­льс­кие ожи­да­ния из­ме­не­ний конъ­юнк­ту­ры: ес­ли ожи­да­ет­ся по­до­ро­жа­ние то­ва­ра, то в дан­ный мо­мент спрос на не­го воз­растет.

6. Дефицит или избыток товара.

Из­ме­не­ние этих фак­то­ров це­ны ве­дет к сдви­гу кри­вой на плос­ко­сти ко­ор­ди­нат: сдвиг вле­во озна­ча­ет па­де­ние спро­са, а впра­во -рост спроса. При кон­крет­ном изу­че­нии рын­ка не­об­хо­ди­мо вы­яс­нять раз­лич­ные фор­мы спро­са: от­ри­ца­те­ль­ный, от­сутс­твие (ну­ле­вой), скры­тый, па­да­ющий, чрез­мер­ный, не­ра­цио­на­ль­ный и т.п.

Кривые предложения

Ана­ло­гич­но ве­дут ана­лиз функции пред­ло­жения от цены.

За­кон пред­ло­же­ния показывает прямо пропорциональную за­ви­си­мость количества из­ме­не­ний пред­ло­же­ния по срав­не­нию с из­ме­не­ни­ем цен (при прочих равных условиях). Рост цен ве­дет к рос­ту пред­ло­же­ния то­ва­ра, и на­обо­рот. Со­от­ветс­твен­но раз­ли­ча­ют из­ме­не­ние ве­ли­чи­ны пред­ло­же­ния и са­мо­го пред­ло­же­ния. Гра­фик пред­ло­же­ния пред­став­ля­ет со­бой по­ло­жи­те­ль­но на­кло­нен­ную ли­нию -пря­мую или кри­вую. Раз­ли­ча­ют так­же ти­пич­ные и ати­пич­ные то­ва­ры, с точ­ки зре­ния гра­фи­ка пред­ло­же­ния. Со­от­ветс­твен­но ана­ли­зи­ру­ют элас­тич­ность ли­ний пред­ло­же­ния (прил. 9).

Из­ме­не­ние ве­ли­чи­ны пред­ло­же­ния про­яв­ля­ет­ся в пе­ре­ме­ще­нии точ­ки вдоль ли­нии. Дейс­твие не­це­но­вых фак­то­ров ве­дет к сдви­гу ли­нии гра­фика.

Не­це­но­вые фак­то­ры пред­ло­жения:

1. Це­ны на ре­сур­сы: сни­же­ние цен ве­дет к рос­ту пред­ло­жения;

2. Тех­но­ло­гии про­из­водс­тва: их со­вер­шенс­тво­ва­ние ве­дет к рос­ту пред­ло­жения;

3. На­ло­ги и до­та­ции: на­ло­ги со­кра­ща­ют, а до­та­ции со­дейс­тву­ют пред­ло­жению;

4. Це­ны на дру­гие то­вары;

5. Ожи­да­емое из­ме­не­ние цен, в т.ч. инфляционное;

6. Чис­ло про­дав­цов на рынке.

Со­во­куп­ное пред­ло­же­ние рав­но сум­ме ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­ло­жений.

Кри­вых пред­ло­же­ния нет у графиков мо­но­по­ль­ных рынков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.