Однофакторная модель рыночного спроса
Однофакторная модель индивидуального спроса предполагает наличие на рынке одного товара и одного покупателя. Поскольку же на рынке покупателей много, то надо перейти к рыночному спросу, который является суммой (совокупностью) индивидуальных спросов на товар. Графически это показывают различно (прил. 8). Многофакторная модель спроса Спрос зависит не только от цены, но и от других факторов (детерминантов). В связи с этим изучают воздействие на спрос неценовых факторов. Известно много законов, показывающих воздействие факторов на спрос. Назовем некоторые из них: Заменяемость товаров: чем больше хороших заменителей товара, тем эластичнее спрос. Удельный вес расходов на товар в доходе потребителя: чем большее место занимают расходы на товар в бюджете потребителя, тем выше эластичность спроса. Время: чем длиннее период времени для принятия решения, тем эластичнее спрос, и другие. К неценовым детерминантам спроса обычно относят: 1. Потребительские вкусы, которые меняются вместе с модой и благоприятно или не благоприятно влияют на спрос; 2. Число покупателей товара: рост числа покупателей ведет к росту спроса; 3. Денежный доход потребителей прямо влияет на спрос; 4. Цены на сопряженные товары: рост цен на масло ведет к росту спроса на маргарин, который дешевле; 5. Потребительские ожидания изменений конъюнктуры: если ожидается подорожание товара, то в данный момент спрос на него возрастет. 6. Дефицит или избыток товара. Изменение этих факторов цены ведет к сдвигу кривой на плоскости координат: сдвиг влево означает падение спроса, а вправо -рост спроса. При конкретном изучении рынка необходимо выяснять различные формы спроса: отрицательный, отсутствие (нулевой), скрытый, падающий, чрезмерный, нерациональный и т.п. Кривые предложения Аналогично ведут анализ функции предложения от цены. Закон предложения показывает прямо пропорциональную зависимость количества изменений предложения по сравнению с изменением цен (при прочих равных условиях). Рост цен ведет к росту предложения товара, и наоборот. Соответственно различают изменение величины предложения и самого предложения. График предложения представляет собой положительно наклоненную линию -прямую или кривую. Различают также типичные и атипичные товары, с точки зрения графика предложения. Соответственно анализируют эластичность линий предложения (прил. 9). Изменение величины предложения проявляется в перемещении точки вдоль линии. Действие неценовых факторов ведет к сдвигу линии графика. Неценовые факторы предложения: 1. Цены на ресурсы: снижение цен ведет к росту предложения; 2. Технологии производства: их совершенствование ведет к росту предложения; 3. Налоги и дотации: налоги сокращают, а дотации содействуют предложению; 4. Цены на другие товары; 5. Ожидаемое изменение цен, в т.ч. инфляционное; 6. Число продавцов на рынке. Совокупное предложение равно сумме индивидуальных предложений. Кривых предложения нет у графиков монопольных рынков. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|