Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАКОНЫ МОНОПОЛИСТИЧЕСКОГО РЫНКА И ПОСТРЫНКА



Эко­но­мика ┌──────┼───────┐ пред­ры­ноч­ная ® ры­ночная ® по­стры­ночная ┌──────┼──────┐ свободный ® рынок ® монополистический рынок капитала рынок

Современная эко­но­ми­ка пред­став­лена единс­твом раз­ных ти­пов материальных от­но­ше­ний лю­дей, начиная с ассимиляции свободных благ и кончая бесплатными общественными благами.

Ры­нок - ве­ду­щий сек­тор эко­но­ми­ки. Уде­ляя рынку долж­ное вни­ма­ние, не сле­ду­ет иг­но­ри­ро­вать не­ры­ноч­ные (пред­ры­ноч­ный и по­стры­ноч­ный) сек­тора эко­но­ми­ки и при­ро­до­по­ль­зо­ва­ние во­обще.

Ры­нок рос за счет со­кра­ща­ющей­ся сфе­ры тра­ди­ци­он­ных и на­ту­ра­ль­ных от­но­ше­ний. По­след­ние все бо­лее ока­зы­ва­ют­ся в за­ви­си­мо­сти от ры­ноч­ных от­но­шений, но не вытесняются ими полностью. К нерыночной экономике относится и крепнущий пострынок. Со­вре­мен­ный не­ры­ноч­ный сек­тор со­сто­ит из ря­да форм. К не­му от­но­сит­ся на­ту­ра­ль­ная эко­но­ми­ка. О ее зна­чи­мо­сти в раз­ви­тых стра­нах мож­но су­дить по мно­гим дан­ным. На­при­мер, Хай­ман ука­зы­ва­ет на рост не­ры­ноч­ной де­яте­ль­но­сти и от­но­сит к не­му вы­пол­не­ние ра­бот в до­мо­хо­зяйс­твах для са­мих се­бя, что со­став­ля­ет 1/3 про­дук­ции про­из­ве­ден­ной для рын­ка. Прибавьте 1/3 пра­ви­те­льс­твен­ных рас­хо­дов, ко­то­рые не­ль­зя счи­тать про­стым рын­ком. Име­ет зна­че­ние и де­яте­ль­ность бла­го­тво­ри­те­ль­ных фон­дов, ко­то­рая осуществляется так­же не в пол­ном со­от­ветс­твии с за­ко­на­ми рын­ка [см.150,Т.1,с.8]. По­след­ние фор­мы от­но­ше­ний пред­став­ля­ют фак­ти­че­ски пре­вра­щён­ные фор­мы по­стры­ноч­ных фе­но­менов. Весьма важно проанализировать интеграцию пред- и пострыночных отношений. Например, обязанность служить в армии возникла независимо от рынка. К чему ее относить - к пред- или пострынку? Аналогично, например, тушение пожаров.

Ры­ноч­ные от­но­ше­ния воз­ни­кли в древ­но­сти и по­сто­ян­но раз­ви­ва­лись. На раз­ных ста­ди­ях ста­но­вле­ния они бы­ли неоди­на­ко­вы­ми. В на­сто­ящее вре­мя ры­нок до­стиг свое­го выс­ше­го уров­ня и пред­став­ля­ет собой слож­ную сис­те­му от­но­ше­ний лю­дей (раз­ных форм рын­ка). В ХХ ве­ке опре­де­ля­ющим стал мо­но­по­ли­сти­че­ский ры­нок. Ес­ли в пред­шес­тву­ющий пе­ри­од вре­ме­ни определяющим фактором рынка бы­ли про­из­во­ди­те­ль­ные си­лы, то в ХХ ве­ке -си­ла мо­но­по­лий или мо­но­по­ль­ная власть.

Рынки ┌───┴───┐ кон­ку­рент­ные ® не­кон­ку­рентные ┌─────┴─────┐ мо­но­по­ли­сти­че­ские ® мик­ро­мар­кетные

Главной формой господства монополий стал финансовый капитал. Его функционирование порождает новую форму капитала - фиктивный капитал. Значимость фиктивного капитала требует специального исследования. Некоторые его аспекты можно показать на примере фактов. Ежедневный оборот финансового капитала в 90-е годы ХХ века составил один триллион долларов, что в 30 раз превышает ежедневный товарооборот. На каждый доллар, обращающийся в производственной сфере мировой экономики, приходится 20-50 долларов обращающихся в чисто финансовой сфере. Теперь главной формой кризисов становятся финансовые. За последние 40 лет они происходили каждые 10 лет [см.: 65].

Законы современного рынка ┌─────┐ │┌───┐│ ││┌─┐││ ││└─┘<─────Мо­но­по­ли­сти­че­ские │└───┘<──── Биз­не­са └─────┘<─── Фун­да­мен­та­льные

Для по­ни­ма­ния современного ры­н­ка не­об­хо­ди­мо изу­чать его по­сте­пен­но, ите­ра­ти­вно от про­стых к слож­ным, от чис­тых к пре­вра­щен­ным его фор­мам. Следуя этим правилам, в раз­де­ле «За­ко­ны сво­бод­но­го рын­ка» по­ка­за­ны фун­да­мен­та­ль­ные за­ко­ны рын­ка. В чис­том ви­де они дейс­тво­ва­ли на за­ре ры­ноч­ной эко­но­ми­ки. Се­го­дня они так­же дейс­тву­ют в той или иной ме­ре в чис­том ви­де, но более существенным яв­ля­ет­ся их дейс­твие в пре­вра­щен­ных фор­мах. За­тем по­ка­за­ны за­ко­ны рын­ка биз­не­са (капитала), ко­то­рые наи­бо­лее пол­но дейс­твовали при капитализме до второй половины ХХ века. Они в бо­ль­шей ме­ре дейс­тву­ют и се­го­дня по срав­не­нию с за­ко­на­ми со­вер­шен­ной кон­ку­рен­ции. На­зван­ные две груп­пы за­ко­нов рын­ка от­ра­жа­ют в це­лом кон­ку­рент­ные фор­мы рын­ков. Они не ис­чер­пы­ва­ют со­де­ржа­ния со­вре­мен­но­го рын­ка. В свя­зи с этим сле­ду­ет изучить спе­ци­фи­че­ские за­ко­ны со­вре­мен­но­го не­кон­ку­рент­но­го рын­ка -за­ко­ны мо­но­по­ли­сти­че­ско­го рын­ка. А это возможно только в монографическом исследовании.

Идя от об­ще­го к част­но­му, аб­стра­ги­ру­ем­ся от рас­смо­трен­ных ра­нее законов рынка и со­сре­до­то­чим вни­ма­ние на спе­ци­фи­че­ских для современности за­ко­нах рынка. Рынку ХХ века присущи многие признаки: динамизм, усиление потенциальной опасности дестабилизации экономики; обострение общественных противоречий; рост экологической опасности и т. п.

ХХ век ха­рак­те­ри­зо­вал­ся бур­ным эко­но­ми­че­ским рос­том - экс­тен­сив­ным и ин­тен­сив­ным раз­ви­ти­ем про­из­водс­тва, ин­фра­струк­ту­ры. Глав­ные тен­ден­ции - ин­те­гра­ция (пре­жде всего, внут­ри­фир­мен­ные, вер­ти­ка­ль­ные про­цес­сы ком­би­ни­ро­ва­ния про­из­водс­тва) и ди­вер­си­фи­ка­ция (го­ри­зон­та­ль­ная ин­те­гра­ция), а также услож­не­ние струк­ту­ры эко­но­мики.

Сек­то­ра эко­но­мики ┌───────┴────┐ основ­ной ® вспо­мо­га­те­льный ┌──────────┼─────────┐ пер­вич­ный ® вто­рич­ный ® тре­тичный
Осно­ва об­щества ┌─ идей­ность, иде­оло­гия ┌┴─ ин­те­рес, ре­кла­ма ─┴── си­ла, власть

Пер­вич­ный сек­тор - се­льс­кое хо­зяйс­тво и до­бы­ва­ющая про­мыш­лен­ность, вто­рич­ный - об­ра­ба­ты­ва­ющая про­мыш­лен­ность, транспорт и др., тре­тич­ный - услу­ги, туризм и т.п. Од­но­вре­мен­но всё бо­лее обо­со­бля­ет­ся вспо­мо­га­те­ль­ный сек­тор эко­но­ми­ки - ин­фра­струк­ту­ра, ко­то­рую, в свою оче­редь, делят на про­из­водс­твен­ную, ры­ноч­ную, со­ци­альную. Осно­вой эко­но­ми­ки оста­ют­ся преж­ние спо­со­бы уде­ржа­ния не­по­средс­твен­ных про­из­во­ди­те­лей в под­чи­не­нии, начиная с личной зависимости непосредственных производителей. По­яв­ля­ют­ся и новые. Существенным оста­ёт­ся экономический ин­те­рес и вещ­ная за­ви­си­мость не­по­средс­твен­ных про­из­во­ди­те­лей. На ее основе произошло ста­но­вле­ние под­чи­не­ния тру­да ка­пи­та­лу, которое воз­ни­кло вмес­те с ка­пи­та­лом и под­ня­лось на но­вый уро­вень в ХХ веке.

Фор­ма­ль­ное под­чи­не­ние тру­да ка­пи­та­лу возникло 5000 лет назад. Существовали две формы капитала - кредит и коммерция. В та­ком слу­чае ка­пи­тал под­стра­ивал­ся под су­ще­ству­ющие обы­чаи, тра­ди­ции и ее инс­ти­ту­ци­она­ль­ных пред­ставителей (власти). Так было до

Под­чи­не­ние тру­да ка­пи­талу

│ ┌──Мо­но­по­ли­сти­че­ское: эксплуатация потребителей
│ ┌───┴──Ре­аль­ное: эксплуатация производителей
│ ────┴──────Фор­ма­ль­ное: опосредованное кредитом и коммерцией
└───────────────────────────────────────────────────

5000 500 100 лет

ста­но­вле­ния при­ма­та про­из­водс­тва - господства промышленного капитала на основе найма рабочей силы. С воз­ни­кно­ве­ни­ем ка­пи­та­ли­зма 500 лет назад на­чи­на­ет­ся ре­аль­ное под­чи­не­ние тру­да ка­пи­та­лу - эксплуатация наемного труда, обоснованное могуществом науки, техники, производства.

Могущество

┌────────────┼───────────────┐

техническое ® индустриальное ® монопольная власть

Основ­ной фор­мой стал про­из­во­ди­те­ль­ный, пред­при­ни­ма­те­льс­кий, про­мыш­лен­ный ка­пи­тал. В ХIХ ве­ке на­ча­лось ста­но­вле­ние мо­но­по­ли­сти­че­ско­го под­чи­не­ния тру­да ка­пи­та­лу. Его основой является монопольная власть, проявляющаяся в способности фирмы влиять на цену своей продукции - устанавливать ее по своему усмотрению для получения сверхприбыли. Глав­ным средс­твом экс­плу­ата­ции ста­ли власть монополий, фи­нан­сы и диспаритет це­н, используемый монополиями. Монополия эксплуатирует не то­ль­ко тех, кто за­нят на их пред­при­яти­ях - производителей, но и всех субъ­ек­тов тра­ди­ци­он­ной эко­но­ми­ки и рынка - потребителей. Монополии, а не рынок определяют теперь цены. И с их помощью они эксплуатируют всех субъектов рынка - и производителей и потребителей, а посредством финансовой системы - всех граждан мира.

Эксплуатация ┌────┴────┐ субъектов рынка ® всех граждан ┌────┴────┐ производителей ® потребителей ┌────┴────┐ подневольных ® наемных

Структура современного ценообразования вытекает из структуры рынка. Степень монополизации рынка определяет стратегию ценообразования.

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО РЫНКА яв­ля­ет­ся об­ще­из­ве­ст­ным для эко­но­ми­че­ской на­уки фак­том. Не­су­ще­ствен­ные раз­ли­чия в трак­тов­ке структуры рынка не ме­ня­ют об­щей оцен­ки это­го явления. Ди­на­мизм рын­ка и со­хра­не­ние ис­ход­ных его форм при­ве­ли к мно­го­об­ра­зию рыночных отношений. Со­вре­мен­ный ры­нок пред­став­лен де­яте­ль­но­стью са­мых раз­лич­ных субъ­ек­тов, на­чи­ная с тех, для ко­го ры­нок не яв­ля­ет­ся глав­ным ис­точ­ни­ком средств су­ще­ство­ва­ния (кус­та­ри) и, кон­чая мо­но­по­ли­ями, ко­то­рые гос­подс­тву­ют на рынке.

Характеристика структуры рынка

Степень

Фор­мы При­зна­ки контроля

кон­ку­рен­ции над це­на­ми

Мно­же­ство пред­при­ятий,
про­из­во­дя­щих один и
тот же то­вар;
Пол­ная од­но­род­ность
то­ва­ра;
Со­вер­шен­ная От­сутс­твие пре­пятс­твий От­сутс­твие
для пе­ре­ли­ва ка­пи­та­ла; контро­ля

Полная информация;

От­сутс­твие на­ту­ра­ль­ных
до­хо­дов;
-‑---------------------------------------------------
Не­со­вер­шен­ная:
1. Мо­но­по­ли­сти- Мно­же­ство про­из­во­ди­те­лей Сла­бый
чес­кая Круп­ные пред­при­ятия кон­троль
2. Оли­го­по­лия Не­бо­ль­шое число крупных Значительный
пред­при­ятий, прои- кон­троль

зво­дя­щих дан­ный то­вар
3.Ду­опо­лия Два про­из­во­ди­те­ля товара Господствуют

на рын­ке


4.Мо­но­по­лия То­вар про­из­во­дит­ся од­ним Аб­со­лют­ный
кон­троль
5.Диф­фе­рен­ци­ро- Дискриминационные цены Гра­бит

ван­ная бо­га­тых
мо­но­по­лия и бед­ных

6. Естественные Водопровод, канализация Цены уста-

монополии энергетика и др. навливает

государство

7.Пострынок Рынок общественных благ Бесплатно

При объ­яс­не­нии по­ня­тия «ры­нок» представители неоклассического направления на­чи­на­ют с объ­яс­не­ния поведения наи­бо­лее раз­ви­тых пред­ста­ви­те­лей рын­ка - мо­но­по­ли­стов. Это ве­сь­ма важ­ный мо­мент на­уч­но­го объ­яс­не­ния, но он при­зван скрыть глав­ные при­зна­ки со­вре­мен­но­го рын­ка, как и тен­ден­ции его раз­ви­тия. Мо­но­по­лии сни­ма­ют дань со все­го со­вре­мен­но­го ми­ро­во­го рын­ка - со всех его субъ­ек­тов. Только платежи за международное лицензирование и роялти возросли во всем мире с 7 млрд. долларов в 1976 году до более чем 60 млрд. долларов в 1995 году [см.: 50, с.15]. Тем са­мым монополии со­кра­ща­ют воз­мож­но­сти нормального раз­вития всех субъектов рынка. Они пре­успе­ва­ют на ни­ве «со­зи­да­те­ль­но­го раз­ру­ше­ния» Й. Шум­пе­те­ра [см.: 160, с.14].

Все пред­шес­тву­ющие мо­но­по­ли­стам субъ­ек­ты рынка фак­ти­че­ски мо­ди­фи­ци­ру­ют­ся мо­но­по­ли­ями и те­ря­ют свое ис­ход­ное со­сто­яние. В ре­зу­ль­та­те со­вер­шен­ный кон­ку­рент пре­вра­ща­ет­ся в бед­ня­ка, а гос­подс­тву­ющей в ми­ро­вом рын­ке си­лой становятся монополии. Не от­ри­цая это­го под­хо­да, про­ана­ли­зи­ру­ем поведение глав­ных субъ­ек­тов рын­ка в ге­не­ти­че­ской их по­сле­до­ва­те­ль­ности.

«Конкуренция покоится на интересе, а интерес снова создает монополию; короче говоря, конкуренция переходит в монополию. С другой стороны, монополия не может остановить поток конкуренции; больше того, она сама порождает конкуренцию ...» [79,Т.1, с.559-560].

Кон­ку­ренты

┌───────────┼──────────┐

со­вер­шен­ные ® ре­аль­ные ® мо­но­по­льные

│ │ │
│ │ │
└───────── └───────── └─────────

«СОВЕРШЕННЫМ КОНКУРЕНТОМ» на­зы­ва­ют та­ко­го про­из­во­ди­те­ля то­ва­ра, ко­то­рый не воз­дейс­твует на це­ны рын­ка. Он при­ни­ма­ет це­ны рын­ка. До­ля его то­ва­ров на рын­ке несу­ще­ствен­на, и ско­ль­ко бы ни про­из­во­дил он то­ва­ров, це­ны на рын­ке не из­ме­ня­ют­ся. Со­вер­шен­ный кон­ку­рент ис­хо­дит из объ­ек­ти­вной це­ны его то­ва­ра. Он при­спо­са­бли­ва­ет­ся к це­не рынка, т.е. яв­ля­ет­ся це­но­по­лу­ча­телем. В на­сто­ящее вре­мя к со­вер­шен­ным кон­ку­рен­там мож­но от­не­сти мелких пред­при­ни­ма­те­лей, капиталистов (мелкий бизнес). Спрос на их товары определяет рынок. Линия цены одновременно отражает средние и предельные доходы.

РЕАЛЬНЫЙ (монополистический) КОНКУРЕНТ вы­нуж­ден по­ни­жать це­ны на свои то­ва­ры с це­лью по­вы­ше­ния их сбы­та. Та­кое по­ло­же­ние воз­ни­кло в древ­нем ми­ре. Ина­че, это бы­ло и в усло­ви­ях ре­аль­но­го до­ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го и ка­пи­та­ли­сти­че­ско­го рын­ков: цены были главным орудием конкурентной борьбы. В ре­зу­ль­та­те це­ны на то­ва­ры име­ли тен­ден­цию к па­де­нию. Ре­аль­ный кон­ку­рент дол­жен про­во­дить по­ли­ти­ку це­но­ис­ка­те­ля, то есть опре­де­ле­ния та­ко­го уров­ня цен на свои то­ва­ры, ко­то­рый по­зво­лит ему ре­шить свои про­блемы.

По ме­ре раз­ви­тия рын­ка уве­ли­чи­ва­лось воз­дейс­твие его за­ко­нов на то­ва­ро­про­из­во­ди­те­ля. Имен­но эти за­ко­ны при­ве­ли к огра­ни­че­нию чис­то­го рын­ка биз­не­сом и ста­но­вле­нию со­вре­мен­но­го рын­ка, основ­ны­ми эле­мен­та­ми ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся оли­го­по­лия, ду­опо­лия и, в известной степени, мо­но­полия. Максимизация прибыли конкурентной фирмой происходит на основе анализа предельных характеристик производимого товара.

ПИ

СИ

Ц=ПД

 
 


ПП

 
 


ОЛИГОПОЛИЯ воз­ни­ка­ет при огра­ни­чен­ном чис­ле кон­ку­рен­тов. Олигополисты зна­ют друг друга. Их вза­им­ная бо­рь­ба учи­ты­ва­ет мно­же­ство фак­то­ров. Она, как пра­ви­ло, ве­дет­ся не­це­но­вы­ми ме­то­да­ми: «на­си­ли­ем» (ложь, об­ман, за­пу­ги­ва­ние, убийс­тво и т.п.), путем улуч­ше­ния ка­че­ства сво­их то­ва­ров, через ре­кла­му, а также развитием по­слеп­ро­даж­ного об­слу­жи­ва­ни­я тех­ни­ки и т.п. Отраслевые цены в таких условиях стабильны в силу согласования цен фирмами.

Ма­лая элас­тич­ность

‑‑---- --- От­рас­ле­вой уро­вень цен

Бо­ль­шая элас­тич­ность

Поведение олигополий определяется множеством факторов, а поэтому необходим ряд моделей для отражения их деятельности. Олигополисты учитывают не только издержки своих товаров, но и ответные действия со стороны конкурентов. Обычно практику ценообразования олигополий иллюстрируют ломаной кривой спроса. Она предложена в 1939 году рядом экономистов. В соответствии с этой моделью понижение цены одной фирмой ведет к аналогичному понижению цены другими фирмами. При повышении же цены фирмой, другие фирмы не будут следовать за ней, а начнут захватывать ее рынок более дешевыми товарами. Кри­вая спро­са на то­ва­ры оли­го­по­лии име­ет два учас­тка: ма­лой и бо­ль­шой элас­тич­но­сти. На первом этапе небольшое снижение цены дает большой прирост спроса. Их гра­ни­цей слу­жит от­рас­ле­вой уро­вень цен. Це­ны сна­ча­ла па­да­ют мед­лен­но, а за­тем бы­стрее. На втором участке - большое падение цены ведет к небольшому росту спроса.

ДУОПОЛИЯ по­зво­ля­ет гос­подс­тво­вать на рын­ке по причине от­ка­за от це­но­вой кон­ку­рен­ции. По­ско­ль­ку та­кое со­сто­яние в це­лом при­об­ре­та­ет иде­али­зи­ро­ван­ный ха­рак­тер (оно вре­мен­но и ред­ко име­ет мес­то на практике), то ес­те­ствен­но, что це­ны все же име­ют большое зна­че­ние для та­ких субъ­ек­тов рын­ка.

МОНОПОЛИЯ блокирует вход на рынок других продавцов. Она пред­по­ла­га­ет аб­со­лют­ное гос­подс­тво на рын­ке про­дав­ца, об­ла­да­ние мо­но­по­ль­ной влас­тью. Иде­али­зи­руя гос­подс­тво монополий, пред­по­лагают воз­мож­ность лю­бо­го по­вы­ше­ния цен на то­ва­ры без из­ме­не­ния ко­ли­че­ства про­да­ва­емых ими то­варов.

│ └───────

С древ­но­сти воз­ни­ка­ли та­кие си­ту­ации на рын­ке, но они бы­ли ве­сь­ма ред­ки и эпи­зо­дич­ны. Ес­ли це­ны мо­но­по­ли­ста рын­ка под­ни­ма­лись до опре­де­лен­но­го уров­ня, то про­ис­хо­дил про­сто от­каз по­ку­па­те­ля от дан­но­го то­ва­ра из-за воз­мож­но­сти его за­ме­ны дру­ги­ми бла­га­ми. Возможно, то­ль­ко це­ны на нар­ко­ти­ки не влия­ют на уро­вень по­треб­ле­ния, да и то в опре­де­лен­ных пре­делах. Поэтому реально монополии используют гибкую стратегию ценообразования. Они выбирают такой объем выпуска, при котором ПД=ПИ, но цена (Ц1) больше средних издержек. Ц1 выше Ц2, которая соответствует условиям совершенной конкуренции. Разница между ними - сверхприбыль.

Предельные из­держки

Ц1

Сверх­прибыль Средние издержки

Ц2

Предельный доход Спрос

└────────────────────────

 

Монопольная цена

Рыночная равновесная

цена

 
 


Величина сокращения

производства

Фактическое производство

На гра­фи­ке не ука­зы­ва­ют кри­вую предложения, по­то­му что мо­но­по­лии со­кра­ща­ют объ­ем про­из­водс­тва по срав­не­нию со спро­сом на их то­ва­ры. В ре­зу­ль­та­те они мо­гут по­вы­сить це­ну на свои то­ва­ры и по­лу­чить сверх­при­быль.

Монополисты максимизируют не прибыль от отдельного товара, а ее массу от всего реализованного товара. Они понижают цены на свой товар до равенства ПД=ПИ.

ДИСКРИМИНАЦИОННАЯ МОНОПОЛИЯ сегментирует рынок и устанавливает для каждого из них особую цену на один и тот же товар. В результате она изымает «ренту покупателя» - заставляет платить каждого ту цену, которую он может.

ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ ра­бо­та­ет на об­щес­твен­ные по­треб­но­сти. Ей уста­на­вли­ва­ют та­ри­фы, т.е. фик­си­ро­ван­ные го­су­дарс­твом це­ны, и про­во­дят по­ли­ти­ку стан­дар­ти­за­ции их то­ва­ров. В свя­зи с этим для них те­ря­ет пре­жнее зна­че­ние при­быль и глав­ным ста­но­вит­ся удо­влет­во­ре­ние об­щес­твен­ных по­треб­но­стей. Воз­ни­ка­ет осо­бый тип транс­ферт­ных цен в рам­ках всей на­цио­на­ль­ной эко­но­ми­ки. При не­об­хо­ди­мо­сти го­су­дарс­тво за­щи­ща­ет эти це­ны все­ми спо­со­ба­ми. На­при­мер, пра­ви­те­льс­тво США за­ко­ном за­пре­ща­ет кон­ку­рен­цию с мест­ны­ми по­став­щи­ка­ми элек­тро­энер­гии [см.: 148, с.58]. В этих усло­ви­ях гос­сек­тор ока­зы­ва­ет­ся в труд­ном фи­нан­со­вом по­ло­же­нии, а его ра­бот­ни­ки ста­но­вят­ся объ­ек­том фи­нан­со­вой эксплуатации мо­но­полий.

Зна­че­ние мо­но­по­ли­сти­че­ско­го и мо­но­по­ль­но­го сек­то­ров рын­ка по­сто­ян­но растет. Мо­но­по­ли­за­ция рын­ка - преобладающая тенденция в развитии современных экономических отношений. Она уси­ли­ва­ет гос­подс­тво фи­нан­со­вой оли­гар­хии и под­ры­ва­ет устои всех оста­ль­ных слоев об­щес­тва. Государство, выражая интересы всех слоев населения, выступает с политикой ограничения монополий. Го­су­дарс­твен­ная по­ли­ти­ка ан­ти­мо­но­по­ль­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния дав­но ста­ла важ­ным ме­то­дом сдер­жи­ва­ния мо­но­по­лий. Од­на­ко не сле­ду­ет пре­уве­ли­чи­вать её зна­че­ние и сво­дить то­ль­ко к ней роль го­су­дарс­тва. Го­су­дарс­тво не то­ль­ко огра­ни­чи­ва­ет мо­но­по­лии, но и за­щи­ща­ет их интересы все­ми спо­со­ба­ми, вплоть до ад­ми­ни­стра­тив­ных за­пре­тов кон­ку­рен­ции с мо­но­по­ли­ями. Пра­ви­те­льс­тво США за­ко­но­да­те­ль­но огра­ни­чи­ва­ет кон­ку­рен­цию в тех слу­ча­ях, ког­да это на­до эко­но­ми­че­ской сис­те­ме.

Воз­ни­кно­ве­ние со­вре­мен­ных мо­но­по­лий при­ве­ло к их гос­подс­тву во всех сфе­рах эко­но­ми­ки. Они опре­де­ля­ют раз­ви­тие эко­но­ми­ки, под­чи­ня­ют ее се­бе. Мо­но­по­лизм обес­пе­чи­ва­ет им по­лу­че­ние вы­со­ких при­бы­лей, во многом превышающих среднюю прибыль.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР эко­но­ми­ки в усло­ви­ях со­вре­мен­но­го рын­ка ока­зы­ва­ет­ся в за­ви­си­мо­сти от мо­но­по­ли­сти­че­ско­го сек­то­ра эко­но­ми­ки. Име­ет мес­то обыч­ный гра­беж го­су­дарс­твен­но­го сек­то­ра в уго­ду част­но­му ка­пи­та­лу по­средс­твом го­су­дарс­твен­но­го ре­гу­ли­ро­ва­ния го­су­дарс­твен­но­го сек­то­ра. Го­су­дарс­твен­ный сек­тор де­ржат в «чер­ном» те­ле. Под­чи­няя его «ин­те­ре­сам на­ро­да», уде­ржи­ва­ют за­ра­бот­ную пла­ту за­ня­тых в нем на низ­ком уров­не, устанавливают низкие цены на продукцию и услуги государственных предприятий. Тем са­мым част­ный сек­тор по­ль­зу­ет­ся де­ше­вы­ми услу­гам го­су­дарс­твен­но­го сек­то­ра эко­но­мики.

Монополии удерживают высокие цены на свои товары и одновременно низкие цены на покупаемые ими товары. В результате они перераспределяют созданные ценности в свою пользу. Наглядно это показывают графиком “ножницы цен”.

Цены на товары монополий

 

 

Цены на товары других производителей

 
 


Транс­на­ци­она­ли­за­ция (глобализа­ция) эко­но­ми­ки ста­но­вит­ся фак­том, но осмыс­ле­ние этих тен­ден­ций пред­по­ла­га­ет спе­ци­аль­ное их ис­сле­до­вание.

ГМК раз­ви­тых стран гос­подс­тву­ет в ми­ро­вой эко­но­ми­ке. Осо­бен­но это про­яв­ля­ет­ся в де­яте­ль­но­сти со­вре­мен­ных ТНК, бо­ль­шинс­тво из ко­то­рых яв­ля­ют­ся аме­ри­канс­ки­ми. Не про­сто мо­но­по­лии, а ГМК (как единс­тво сил мо­но­по­лий и го­су­дарс­тва) гос­подс­тву­ет в со­вре­мен­ной ми­ро­вой эко­но­ми­ке.

Не то­ль­ко це­ны, но и на­ло­ги ста­но­вят­ся средс­твом ак­ку­му­ля­ции ка­пи­та­лов для гос­подс­тву­ющей эли­ты об­щес­тва. В свя­зи с этим важ­но изу­чить на­ло­ги и це­ны, до­та­ции и це­ны, мо­но­по­лии и цены. На­ло­ги вы­пол­ня­ют не то­ль­ко фис­ка­ль­ную функ­цию, то есть обес­пе­чи­ва­ют го­су­дарс­тво средс­тва­ми, но и ста­но­вят­ся важ­ней­шим ин­стру­мен­том го­су­дарс­твен­ной по­ли­ти­ки, на­прав­лен­ной на кон­се­рва­цию со­вре­мен­но­го строя.

Гос­подс­тво мо­но­по­ли­сти­че­ско­го и мо­но­по­ль­но­го рын­ков ве­дёт к из­ме­не­нию ха­рак­те­ра дейс­твия всех за­ко­нов рын­ка. На сме­ну за­ко­ну «цен про­из­водс­тва» при­шел за­кон мо­но­по­ли­сти­че­ско­го це­но­об­ра­зо­ва­ния. Вы­де­ли­лся ряд форм по­стро­ения цен - на то­ва­ры мо­но­по­лий и то­ва­ры аут­сай­де­ров с разными уровнями прибыли.

Ина­че дейс­тву­ют и дру­гие за­ко­ны, пре­жде всего, закон про­из­во­ди­те­ль­но­сти тру­да. Здесь эта про­бле­ма мо­жет быть ука­за­на то­ль­ко в общих чертах. В за­пад­ной ли­те­ра­ту­ре гос­подс­тву­ет убеж­де­ние в дейс­твии за­ко­на убы­ва­ющей отдачи факторов производства, что слу­жит осно­ва­ни­ем для мно­гих утвер­жде­ний. Это - ан­ти­под за­ко­на рос­та про­из­во­ди­те­ль­но­сти тру­да. Несомненно, замедление роста производительности труда:

Про­из­во­ди­те­ль­ность труда

┌────┴───┐

убы­ва­ет « растет

Ви­ди­мо, сле­ду­ет обо­со­бить за­кон по­вы­ша­ющей­ся про­из­во­ди­те­ль­ной си­лы тру­да [см.: 79,Т.13,с.24] (ППСТ) от за­ко­на про­из­во­ди­те­ль­но­сти тру­да (ПТ). Дейс­твие пер­во­го вряд ли вызывает со­мне­ние. В то же вре­мя, и рост на­се­ле­ния, и вы­ра­бо­тка наи­бо­лее до­ступ­ных при­род­ных ре­сур­сов, и эко­ло­ги­че­ская про­бле­ма, и мно­гое дру­гое впол­не мо­гут быть при­чи­ной па­де­ния про­из­во­ди­те­ль­но­сти тру­да на со­вре­мен­ном эта­пе раз­ви­тия об­щес­тва. Все это объясняет тен­ден­цию роста цен в ХХ ве­ке.

«ВНУТРЕННИЕ РЫНКИ» (МИКРОМАРКЕТ)- переходная форма рынков к пострынку. Подробно они будут рассмотрены в основном курсе.

ПОСТРЫНОК. Развитие экономики не может быть процессом возврата к дорыночной натуральной экономике. Оно представляет переход к пострыночной экономике. Пострынок - зародыш будущего непосредственно общественного производства. Он существует сейчас, а поэтому не нужно гадать о его содержании, а надо изучать практику развитых стран. Современность не только «музей древности» (идея русского историка Болтина), но и кунсткамера будущего.

Пострынок (его иногда называют «постэкономика») представляет современную форму развивающихся с древности материальных отношений. Он сосуществует с монополистическим рынком и во многом от него зависит. Тем не менее, он набирает силу, и его не следует игнорировать. Нужны специальные, фундаментальные его исследования, которые интегрировали бы объяснение общеизвестных фактов. В частности, необходимо учесть такие феномены, как общественные блага (бесплатные дороги, образование и медицину, культурные зрелища и т.п.); специальный рынок (продажа оружия и

т.п.), который не является обычным рынком; общественные фонды потребления; общественный (государственный) сектор экономики; плановый (социалистический) рынок; плановость и планомерность экономики и другие формы социализации.

В учебных пособиях уже выделяют особый материал по этому вопросу. В частности, Г.И. Арутюнова [см.: 9] трактует нерыночные отношения в рыночной экономике, относя к ним и налоги, и субсидии, и социальное страхование, и общественное потребление, бесплатное пользование дорогами, больницами, школами, охрану внутренней и внешней безопасности, страхование по безработице, пенсионное страхование, страхование на случай болезни и несчастного случая. Однако, многие явления, например обязанность служить в армии (известная с древности), в строго научном смысле не являются рыночным типом отношений людей.

О значении данного типа пострыночных отношений можно судить по некоторым фактам. Так, например, в США 90% детей посещают государственные школы, 40% затрат на медицинское обслуживание оплачивают из бюджета, 10% населения получают питание или субсидии на питание от государства и т.п. Трансфертные платежи в 1929 году составляли 4% национального дохода, а сейчас 12% или 600 млрд. долларов. Если в начале 1950-х годов среднедушевые расходы на социальные нужды составляли в Швеции -510 долларов в год, в США -410, Японии -235, то в 1990 г. -2615, 1700, 1380 долларов соответственно.

Государство США предоставляет работу почти каждому шестому занятому. Налоговые поступления составляют 1/3 совокупного производства США. Все это свидетельствует о новом типе материальных отношений людей. Или пример, факт из жизни современной России: 67 категорий граждан Москвы пользуются правом бесплатного проезда в метро, и на них приходится 57% пассажиров.

Средством становления пострыночной экономики является возникновение мобилизационной экономки, при которой значение имеет экономическая роль государства. В ХХ веке ряд стран стал на этот путь развития - СССР, Китай, Индия, Япония и иные развивающиеся страны [см.: 170, с.28 и далее].

Пострынок - это и есть непосредственно - общественное производство [см.: 79,Т.20,с.320], о котором писали уже в прошлом веке. Одновременно это свидетельствует о том, что называли в начале ХХ века вытеснением товарного производства или “подрывом” его. «На внутренний (плановый) рынок корпораций приходится половина мирового торгового оборота, то есть половина мировой торговли «выведена» из-под действия рыночных законов» [94].

Особое значение имеет осознание фундаментальной оценки одной из главных тенденций развития экономики:

РАСПОРЯДИТЕЛЬСТВО ® РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ® РАЦИОНИРОВАНИЕ.

┌─ Рационирование ┌─┴─ Ценообразование ┌─┴─── Вменение ┌┴───── Распределение

Распорядительство возникло вместе с хозяйствованием, составляя его суть. Хозяева распоряжались трудом. Это явление сохранилось и сегодня во всех формах экономической деятельности - обособленных домохозяйствах или функциональных звеньях микромаркета или на предприятиях пострыночного госсектора (например, при производстве электроэнергии в США). Распорядительство трудом привело к распределению его продуктов. Многообразны исторические формы распределения продукта труда, начиная с альтруизма, включая “криминальную экономику”, законы дарообмена и, тем более, рыночной мены. В последних случаях распределение проявляется в превращенной форме вменения интересов субъектов мены (не только рыночной, но и дарственной) в пропорции обмениваемых благ. Вменение в древности стало существовать как ценообразование, когда субъекты отстаивают интересы всеми формами борьбы за повышение цен на товары и понижение цен на покупаемые ими товары.

Интеллект ® вменение интересов® доход ® благосостояние

Сохраняются исторически известные типы распределения продуктов труда. Но главным все более становится рационирование, когда это делается в масштабе всей страны волевым решением правительства. Фактически возникает централизованное хозяйствование, о котором много писали исследователи прежних эпох.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.