Здавалка
Главная | Обратная связь

Апраксия - сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое локальными расстройствами лобных участков мозга.



Проявляется в нарушении произвольной регуляции движений, действий и поведения в целом. Действия не подчиняются заданной программе (например, программе, которая идет от врача к больному, хотя в обычной, конкретной ситуации такие действия возможны).

Так, больной мог высунуть язык, чтобы смочить губы, когда они у него пересохли, но не мог выполнить такого действия по просьбе врача, другой больной мог пользоваться ложкой и стаканом во время еды, но без конкретной ситуации он эти действия не способен выполнять, не может закрыть глаза на просьбу врача, хотя когда ему предлагают лечь спать, он это делает.

Все действия больных апраксией прикованы к конкретным, непосредственно данных ситуаций, из которых они не в состоянии освободиться.

 

23. Понятие о личности. Компоненты личности. Личность — это конкретный человек с индивидуально проявленными своеобразными умственными, эмоциональными, волевыми и физическими свойствами. Личность возникла и развилась в процессе общественно-исторического развития человечества, в процессе труда. Первый компонент (блок) структуры характеризует направленность личности, или отношение человека к действительности. Направленность включает различные свойства, систему взаимодействующих потребностей и интересов, идейных и практических установок. При этом одни из компонентов направленности доминируют и имеют ведущее значение, в то время как другие выполняют опорную роль. Доминирующая направленность определяет всю психическую деятельность личности. Так, например, доминирование познавательной потребности приводит к соответствующему волевому и эмоциональному настрою, что в свою очередь активизирует интеллектуальную деятельность. Одновременно естественные потребности несколько притормаживаются, повседневные заботы отодвигаются на задний план. Личность начинает обосновывать целесообразность своего увлечения, придавать ему особую общественную и личную значимость.

Второй блок определяет возможности личности и включает ту систему способностей, которая обеспечивает успех деятельности. Способности взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом. Как правило, одни из способностей доминируют, другие им подчиняются. Так, например, у А. С. Пушкина доминировало поэтическое дарование, хотя он проявил себя и как историк, и как талантливый рисовальщик. То же самое можно сказать и о М. Ю. Лермонтове. У Ф. И. Шаляпина основная способность - сценическая. Она подчинила себе изобразительные способности и заставила их служить сцене. По закону доминанты подчиненная способность усиливает основную, ведущую, способность.

Очевидно, на характере соотношения способностей сказывается структура направленности. В свою очередь дифференцирование способностей влияет на избирательность отношения личности к действительности.

Третьим блоком в структуре личности является характер, или стиль поведения человека в социальной среде. Характер - сложное синтетическое образование, где в единстве проявляются содержание и форма духовной жизни человека. Хотя характер и не выражает личности в целом, однако представляет сложную систему ее свойств, направленности и воли, интеллектуальных и эмоциональных качеств, типологических особенностей, проявляющихся в темпераменте.

В системе характера также можно выделить ведущие свойства. К ним относятся в первую очередь моральные (чуткость или черствость в отношениях к людям, ответственность по отношению к общественным обязанностям, скромность), во вторую очередь -волевые качества (решительность, настойчивость, мужество и самообладание), которые обеспечивают определенный стиль поведения и способ решения практических задач. Вот почему можно сказать, что морально-волевые свойства составляют действительную основу характера.

Четвертым блоком в структуре личности является темперамент человека как динамическая характеристика протекания его психических процессов. Поэтому свойства темперамента часто называют психодинамическими свойствами. В житейской психологии давно укоренилось представление о четырех темпераментах человека. Однако современная психология характеризует темперамент более многогранно и выделяет не столько типы темперамента, сколько его свойства (активность, реактивность, сензитив-ность, эмоциональность, тревожность и другие).

Последним блоком, надстраивающимся над всеми остальными, будет система управления, которую обычно обозначают словом «я». «Я» осуществляет саморегуляцию: усиление или ослабление деятельности, самоконтроль и коррекцию действий и поступков, предвосхищение и планирование жизни и деятельности.

 

24. Понятия «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»: отличительные черты. Основные факторы формирования личности. Что такое человек мы уже выяснили.

Он есть не что иное, как понятие родовое, в котором отражаются общие черты, присущие всему человеческому роду. Для качественной характеристики людей используются такие понятия, как индивид и личность. В человеческой среде индивидом обычно называют отдельного человека. Наряду с общими чертами, присущими всему человеческому роду, у него есть свои особые свойства, благодаря которым он отличается от других. Здесь и природные — рост, цвет глаз, строение тела, и социальные — интеллектуальный уровень развития, психологический склад, различная степень духовной культуры. С понятием "индивид" тесно связано понятие "индивидуальность". Прежде всего индивидуальность проявляет себя в природных и психических качествах человека, а если конкретизировать, то в памяти, темпераменте, характере, эмоциональности. Индивидуальные оттенки имеет осознанная деятельность человека, в частности, его суждения, поступки, культурные запросы. Следующая более высокая степень характеристики социальных свойств человека — его превращение в личность. Правомерно сказать так: каждая личность — человек, но не каждый человек — личность. Ничего обидного для людей в этом высказывании нет и используется оно лишь для того, чтобы в самой краткой форме выразить степень социального различия между человеком и личностью. В отличие от индивида и индивидуальности, сущность которых основывается преимущественно на биологической природе человека, сущность личности опирается главным образом на ее социальные качества.

Личность служит предметом изучения многих наук, таких, как философия, социология, психология, физиология, изучающих их под различным углом зрения. С философской точки зрения можно так определить ее суть. Основу личности составляет устойчивая система социально-значимых черт, проявляющаяся в активном участии в общественно-экономической и культурной жизни общества и оказании определенного влияния на происходящие в обществе, а порой, и в мире события. Какие же факторы влияют на формирование личности и чем конкретная личность отличается от других людей? Определяющая, но не единственная, роль в ее формировании принадлежит социальным условиям — воспитанию, образованию, окружающей социальной среде, родителям. От воспитания зависит то, какие моральные и общественные ценности усвоил ребенок в детские и юношеские годы, подвигли ли они его в будущем на служение отечеству. Образование дает человеку разнообразную информацию и что самое важное развивает у него мышление, способность к оценке и анализу происходящих событий в различных сферах земной жизни.

Окружающая социальная среда — это тот мир, профессиональный или сословный, в котором вращается человек, это мировоззренческие, профессиональные, нравственные ценности, которые самым непосредственным образом влияют на формирование личности. Но самое главное влияние на формирование личности оказывают родители. Именно они предстают перед ребенком как его "первый мир", соприкасаясь с которым он начинает подражать, отвергать или же переделывать его. Роль общества заключается как в том, что оно создает необходимые условия для появления личностей и реализации их возможностей, так и в создании преград на этом пути. Поэтому общественный строй, уровень экономического и социального развития значат очень много. Именно они опосредуют те возможности, которые общество предоставляет каждому человеку для получения образования, для реализации своих умственных и физических способностей. Известно, что историю делают люди и никто другой. Но среди людей есть такие, которые оказывают на происходящие события значительную, а порой, в отдельные периоды, решающую роль. Можно с полным основанием утверждать, что значение личности, ее след в истории в значительной степени сохранялись благодаря тому, в какой степени ее деятельность соответствовала историческому ходу развития. Получается, что только те исторические события сохранились в человеческой памяти и оказали влияние на дальнейшее развитие, которые отвечали объективным задачам и условиям своего времени. Вместе с тем никакая личность не может изменить исторический ход развития. Если в обществе не созрели необходимые условия для кардинальных перемен, то создать их искусственно невозможно. Само собой разумеется, что выдающаяся личность, в конечном счете, благодаря своим качествам ускоряет или замедляет происходящие события, но решающая роль все же принадлежит объективным условиям. Выдающиеся личности, подобно великим общественным идеям, возникают, как правило, в период кризисных или переломных периодов в истории народов. Но не они создают эти эпохи, а как раз наоборот, именно последние выступают той благоприятной средой, которая вырабатывает условия для превращения талантливых и профессионально подготовленных людей в великие символы человечества.

 

25. Направленность личности. Формы развития направленности.Направленность - важнейшее свойство личности, в котором выражается динамика развития человека как социального и духовного существа, главные тенденции его поведения.

Направленность личности — ведущее психологическое свойство личности, в котором представлены система ее побуждений к жизни и деятельности.

Как бы ни различались трактовки личности в психологии, практически все исследователи считают, что ведущим компонентом структуры личности, ее системообразующей характеристикой является направленность личности. Именно в этом свойстве выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности.

Направленность оказывает организующее влияние не только на компоненты структуры личности (например, на проявление темперамента или на развитие способностей), но и на психические состояния (например, преодоление стресса) и всю область протекания психических процессов.

Направленность воплощается в различных формах — ценностных ориентациях, симпатиях или антипатиях, вкусах, склонностях, привязанностях и проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной, семейной, политической и т.д. Именно в направленности выражаются цели, во имя которых действует личность, ее мотивы, ее субъективные отношения к различным сторонам действительности, т.е. вся система се характеристик.

В общем плане направленность личности в психологии определяют как систему устойчивых потребностей, интересов, идеалов, т.е. всего того, чего хочет человек. Направленность задает главные тенденции поведения. Человек с ярко выраженной позитивной направленностью обладает трудолюбием, целеустремленностью, высокой социальной активностью.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.