Подготовка к семинарскому занятию
Тема «ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ, СЕМЬЕ И СОЦИУМЕ» ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ Цель изучения: на основе актуализации полученных знаний о понятии «личность» сформировать и закрепить понятие «группа» и «коллектив», установить связь между ними, закрепить навыки изучения структуры группы, коллектива и основных характеристик; охарактеризовать возможности и направления взаимодействия семьи и школы: познакомить с социально-экономическими, демографическими и психологическими проблемами современной семьи и семейного воспитания. Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента. Вопросы для изучения 1. Роль коллектива в формировании личности, динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива. 2. Семья – воспитательная среда ребенка. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка. 3. Роль и значение национальных, моральных ценностей общества, образа жизни, менталитета, средств массовой информации при осуществлении воспитания. Что записать в ваш педагогический словарь Коллектив - это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл, и совместная деятельность, организуемая для их достижения. Воспитательный коллектив -такое объединение воспитанников, жизнь и деятельность которого мотивируетсяздоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируеторган самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности. Конформизм –некритическое восприятие человеком чужого мнения, сопровождаемое отказом от собственного, в правильности которого внутренне не сомневается. Нонконформизм –критическое восприятие чужого мнения на фоне готовности отстаивать свое. Семья -объединение лиц, основанное на браке, кровно -родственных отношениях, усыновлении, других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями, выполняют функции рождения и воспитания детей. Социум –сообщество, социальное окружение человека. Блок самоконтроля По итогам изучения данной темы вы можете знать: · соотношение содержания понятий «группа» и «коллектив»: · соотношение содержания понятий «коллективизм» и «индивидуализм», «конформизм и «нонконформизм; · сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллектива; · основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании; · сущность понятий «семья», «семейное воспитание»; · специфику применения методов и форм педагогического взаимодействия семьи и школы в разных социальных ситуациях развития.
По итогам изучения данной темы вы можете уметь: · выделять параметры группы, следить за их развитием; · устанавливать этапы развития коллектива, причины конфликтных ситуаций между личностью и группой, коллективом; · совершенствовать собственную педагогическую деятельность по участию в развитии группы и коллектива; · анализировать характер и пути влияния семьи на личность; · планировать совместную воспитательную деятельность школы и семьи. Подготовка к семинарскому занятию Вопросы и задания для самопроверки 1. Выделите основные признаки коллектива и его основные функции. 2. Охарактеризуйте основные направления педагогической работы с коллективом. 3. Дайте определение социального пространства воспитательного процесса. 4. Охарактеризуйте слагаемые социального пространства. 5. Охарактеризуйте основные функции современной семьи. 6. Какие типы семьи вы знаете? Контрольный тест 1.Что такое группа?Отметьте правильный ответ:
1) форма коллектива; 2) социальная устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемая общими ценностями и нормами; 3) совокупность людей, которые стремятся к совместной деятельности, преследуя достижение общих целей; 4) совокупность людей, обладающих какими-то общими признаками.
2.Что такое коллектив?Отметьте правильный ответ:
1) высокоорганизованная группа; 2) среда, в которой формируется демократическая культура личности; 3) социальная общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака; 4) высокоорганизованная группа, членов которой объединяют, имеющие общественно-ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения; 5) совокупность людей в обществе. План семинара 1.Основной доклад «Понятие о группе». Темы для содокладов и сообщений: · Группа в психологии и педагогике: исторический экскурс.* · Возможности и пределы влияния группы на развитие личности.** · Признаки группы (с привлечением результатов собственного исследования).*** · Психологический климат в группе, его выявление (с привлечением результатов собственного исследования).***
2.Основной доклад: «Понятие о детском воспитательном коллективе». * * Темы для содокладов и сообщений: · Коллектив как объект и субъект воспитания.* · Уровни развития коллектива, механизмы его становления · (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. И. Новикова, В. А. Караковский).* · Возможности и пределы влияния коллектива на развитие личности (с привлечением результатов собственного исследования).* * * · Конформизм и нонконформизм в современной школе (с привлечением результатов собственного исследования).***
3. Основной доклад: «Самоуправление в детском коллектииве».** Темы для содокладов и сообщений: · В чем заключается самоуправление в современной школе? * · Специфика самоуправления в различных коллективах (по художественным произведениям А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и др · Лидер в школьном коллективе: кто он? (с привлечением результатов собственного исследования).*** 4. Основной доклад: «Характеристика современной семьи. Сложности ее функционирования». Темы для содокладов и сообщений: · Проблемы неблагополучия в семье. · Критерии неблагополучных семей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|