Здавалка
Главная | Обратная связь

Подготовка к семинарскому занятию

Тема

«ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ В КОЛЛЕКТИВЕ,

СЕМЬЕ И СОЦИУМЕ»

ОПОРНАЯ СХЕМА ЛЕКЦИИ

       
 
 
   


Цель изучения: на основе актуализации полученных знаний о понятии «личность» сформировать и закрепить понятие «группа» и «коллектив», установить связь между ними, закрепить навыки изучения структуры группы, коллектива и основных характеристик; охарактеризовать возможности и направления взаимодействия семьи и школы: познакомить с социально-экономическими, демографическими и психологическими проблемами современной семьи и семейного воспитания.

Форма изучения: практическое занятие, самостоятельная работа студента.

Вопросы для изучения

1. Роль коллектива в формировании личности, динамика и этапы (стадии) становления воспитательного коллектива.

2. Семья – воспитательная среда ребенка. Виды и типы семей, особенности их влияния на ребенка.

3. Роль и значение национальных, моральных ценностей общества, образа жизни, менталитета, средств массовой информации при осуществлении воспитания.

Что записать в ваш педагогический словарь

Коллектив - это такая группа людей, которую объединяют общие, имеющие общественно и личностно ценный смысл, и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Воспитательный коллектив -такое объединение воспитанников, жизнь и деятельность которого мотивируетсяздоровыми социальными устремлениями, в котором хорошо функционируеторган самоуправления, а межличностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духовных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каждой личности.

Конформизм –некритическое восприятие человеком чужого мнения, сопровождаемое отказом от собственного, в правильности которого внутренне не сомневается.

Нонконформизм –критическое восприятие чужого мнения на фоне готовности отстаивать свое.

Семья -объединение лиц, основанное на браке, кровно -родственных отношениях, усыновлении, других формах принятия детей на воспитание, которые связаны материальной, моральной и духовной общностью, владеют личными и имущественными правами и обязанностями, выполняют функции рождения и воспитания детей.

Социум –сообщество, социальное окружение человека.

Блок самоконтроля

По итогам изучения данной темы вы можете знать:

· соотношение содержания понятий «группа» и «коллектив»:

· соотношение содержания понятий «коллективизм» и «индивидуализм», «конформизм и «нонконформизм;

· сущность и содержание параметров группы и этапов становления коллектива;

· основные современные тенденции индивидуализма и коллективизма в воспитании;

· сущность понятий «семья», «семейное воспитание»;

· специфику применения методов и форм педагогического взаимодействия семьи и школы в разных социальных ситуациях развития.

 

По итогам изучения данной темы вы можете уметь:

· выделять параметры группы, следить за их развитием;

· устанавливать этапы развития коллектива, причины конфликтных ситуаций между личностью и группой, коллективом;

· совершенствовать собственную педагогическую деятельность по участию в развитии группы и коллектива;

· анализировать характер и пути влияния семьи на личность;

· планировать совместную воспитательную деятельность школы и семьи.

Подготовка к семинарскому занятию

Вопросы и задания для самопроверки

1. Выделите основные признаки коллектива и его основные функции.

2. Охарактеризуйте основные направления педагогической работы с коллективом.

3. Дайте определение социального пространства воспитательного процесса.

4. Охарактеризуйте слагаемые социального пространства.

5. Охарактеризуйте основные функции современной семьи.

6. Какие типы семьи вы знаете?

Контрольный тест

1.Что такое группа?Отметьте правильный ответ:

 

1) форма коллектива;

2) социальная устойчивая совокупность людей, связанных системой отношений, регулируемая общими ценностями и нормами;

3) совокупность людей, которые стремятся к совместной деятельности, преследуя достижение общих целей;

4) совокупность людей, обладающих какими-то общими признаками.

 

2.Что такое коллектив?Отметьте правильный ответ:

 

1) высокоорганизованная группа;

2) среда, в которой формируется демократическая культура личности;

3) социальная общность, выделяемая в социальном целом на основе определенного признака;

4) высокоорганизованная группа, членов которой объединяют, имеющие общественно-ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения;

5) совокупность людей в обществе.

План семинара

1.Основной доклад «Понятие о группе».

Темы для содокладов и сообщений:

· Группа в психологии и педагогике: исторический экскурс.*

· Возможности и пределы влияния группы на развитие личности.**

· Признаки группы (с привлечением результатов собственного исследования).***

· Психологический климат в группе, его выявление (с привлечением результатов собственного исследования).***

 

2.Основной доклад: «Понятие о детском воспитательном коллективе». * *

Темы для содокладов и сообщений:

· Коллектив как объект и субъект воспитания.*

· Уровни развития коллектива, механизмы его становления

· (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, Л. И. Новикова, В. А. Караковский).*

· Возможности и пределы влияния коллектива на развитие личности (с привлечением результатов собственного исследования).* * *

· Конформизм и нонконформизм в современной школе (с привлечением результатов собственного исследования).***

 

3. Основной доклад: «Самоуправление в детском коллектииве».**

Темы для содокладов и сообщений:

· В чем заключается самоуправление в современной школе? *

· Специфика самоуправления в различных коллективах (по художественным произведениям А. С. Макаренко, Я. Корчака, В. А. Сухомлинского, Ш. А. Амонашвили и др

· Лидер в школьном коллективе: кто он? (с привлечением результатов собственного исследования).***

4. Основной доклад: «Характеристика современной семьи. Сложности ее функционирования».

Темы для содокладов и сообщений:

· Проблемы неблагополучия в семье.

· Критерии неблагополучных семей.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.