Здавалка
Главная | Обратная связь

Воспитание в коллективе, через коллектив.

Принцип воспитания в коллективе и через коллектив является одним из классических принципов советской педагогики и предполагает организацию воспитательных воздействий на личность через коллективистские отношения и деятельность. Однако его следует понимать шире, как воспитание в группе, через общение, что требует знания учителем социальной психологии и умений формировать межличностные отношения.

Само слово коллектив происходит от латинского collectivus и представляет собой относительно компактную социальную группу, объединяющую людей, занятых решением конкретной общественной задачи. Его понятие строится на основании определения коллектива и потому под ним подразумевается объединение учащихся на основе общественно полезной учебной деятельности. Коллективомназывается объединение воспитанников (учеников), отличающееся рядом важных признаков.

1. Общая социально значимая цель. Цель есть у любой группы: ее имеют и пассажиры, севшие в трамвай, и преступники, создавшие воровскую шайку. Все дело в том, какая это цель, на что она направлена. Цель коллектива обязательно совпадает с общественными целями, поддерживается обществом и государством, не противоречит господствующей идеологии, конституции и законам государства.

2. Общая совместная деятельность для достижения поставленной цели, общая организация этой деятельности. Люди объединяются в коллективы для того, чтобы совместными усилиями быстрее достичь определенной цели. Для этого каждый член коллектива обязан активно участвовать в совместной деятельности, должна быть общая организация деятельности. Членов коллектива отличает высокая личная ответственность за результаты совместной деятельности.

3. Отношения ответственной зависимости. Между членами коллектива устанавливаются специфические отношения, отражающие не только единство цели и деятельности (рабочее сплочение), но и единство связанных с ними переживаний и оценочных суждений (моральное единение).

4. Общий выборный руководящий орган. В коллективе устанавливаются демократические отношения. Органы управления коллективами формируются при прямом и открытом избрании наиболее авторитетных членов коллектива.

Отдельные из этих характеристик могут быть присущи и другим видам групповых объединений (ассоциации, кооперации, корпорации и т. д.). Но особенно отчетливо они проявляются лишь при коллективной организации.

Сущ­ность этого принципа состоит в создании правильного влияния коллектива наличность, правильных, воспитывающих отношений в коллективе.

Чем шире и богаче общение человека с коллективом, тем полнее и разностороннееего знания, умения, навыки и привычки, которые он усваивает в процессеколлективной деятельности. Воспитательная работа в соответствии с этимпринципом должна быть направлена на организацию совместной деятельностидетей для достижения общественно значимых целей, а также на формированиесобственного мнения коллектива школьников и использование его в воспитательных целях.Принцип воспитания в коллективе и через коллектив утверждает новый подход кпониманию сущности и организации воспитания. Работая с коллективом, учитель получает возможность ярко, рельефнее увидеть каждого ученика в его деятельности, в отношениях к товарищам и организовать воспитание всех учащихся, а также уделить достаточное внимание каждому отдельному ученику.К примеру, если у ученика есть какое-нибудь отрицательное качество, и онпопадает в такой коллектив, в котором это качество осуждается, то этот ученикпо мере общения в этой среде постепенно утратит это качество, а также можетприобрести другие качества, или привычки, одобряемые в этом коллективе.

В интересах более эффективного и качественного решения воспитательных задач важно учитывать следующие явления коллективной (групповой) жизни:

- понимание и осознание членами коллектива целей и задач, стоящих перед данным воинским коллективом;

-направленность и уровень развития коллективного (группового) мнения, создание и поддержание положительного мнения у членов коллектива по вопросам воинской службы, деятельности коллектива, учет изменений в коллективном мнении и направлении его на решение боевых и учебно-воспитательных задач;

-учет коллективных настроений военнослужащих, создание и поддержание положительного настроения, способствующего активизации деятельности членов коллектива, успешному преодолению трудностей военной службы;

-формирование и использование в интересах воспитания положительных коллективных традиций, целенаправленный учет национальных, региональных обычаев;

-формирование и развитие уставных взаимоотношений, повышение культуры общения членов коллектива, учет реально сложившейся системы взаимоотношений между различными категориями военнослужащих, выявление фактов нарушения правовых, уставных норм взаимоотношений, проведение целенаправленной работы по их профилактике, недопущению и преодолению;

-наличие авторитетных лиц в коллективе, в первую очередь командиров и начальников, их влияние на все стороны жизни воинского коллектива, подразделения (части).

Таким образом, коллектив- это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех участников, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.