Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОАОГИЯ 20 страница



Новая мораль будет создана одновременно с новым человечес­ким обществом, но тогда, вероятно, моральное поведение совер­шенно растворится в общих формах поведения. Все поведение в целом станет моральным, потому что не будет никаких оснований для конфликтов между поведением одного лица и всего общества.

Сейчас можно наметить только несколько пунктов, с которыми приходится встречаться моральной педагогике.

Первый из них заключается в отрицании абсолютного, еверхэм-пирического корня морали или какого-нибудь врожденного мораль­ного чувства. С психологической точки зрения моральное поведе­ние, так же как и всякое другое, возникает на основе приро­жденных и инстинктивных реакций и вырабатывается под влиянием систематических воздействий среды. Несомненно, что в основе морального чувства мы найдем и инстинктивную симпатию к дру­гому человеку, и общественный инстинкт, и многое другое. Сталки­ваясь в процессе роста с множеством всевозможных фактов, поня­тий и явлений, прирожденные реакции превращаются в условные формы поведения, которые мы называем моральными.

Отсюда надо сделать кыкод, что моральное поведение есть пове­дение, воспитываемое таким же точно образом через социальную среду, как и всякое другое.

Второй — заключается н той неустойчивости, которую пережи­вает сейчас мораль. С одной стороны, нужна революционная сме­лость, необывательский взгляд на вещи, для того чтобы разглядеть совершающееся, его истинный смысл и уметь отказаться от таких предрассудков, которые еще недавно считались незыблемыми нрав­ственными догмами. Все то, что осталось как гнилое наследие преж­него быта, буржуазной морали, должно быть выметено из школы начисто. Но, с другой стороны, в этой неустойчивости морали в наше время кроется и некоторая опасность — отказ от всякой нрав­ственной сдержки и полный произвол в детском поведении.

Надо принять во внимание, что такой полный аморализм, полное отсутствие всяких сдерживающих начал возвращают нас к наивным и давно оставленным позади идеалам следования природным инстинктам, на которое никак не может согласиться современный


человек. Мы не можем согласиться на слепое следование за требою
ваниями нашего инстинкта, потому что наперед знаем, что требова-й
ния эти, порожденные предшествующими эпохами, являются
ком давно минувшего опыта приспособления к исчезнувшим
виям среды и, следовательно, ведут не вперед, а назад. А у

неизбежность ограничения и приспособления инстинктов к новым' условиям жизни составляет необходимое требование воспитания1 ,':

Следовательно, в том неустойчивом хаосе, который представ
ляет нынешнее состояние морали, все же должно быть выделен^
некоторое количество таких норм, которые легли бы в основа
социального поведения человека. Не дело педагогической психолрЭ
гии заниматься точным определением содержания и качества нра№
ственных норм. Это забота социальной этики, дело же психологии
только расценить формальные возможности для проведения этого щ
жизнь. I

Надо иметь в виду, что революционные эпохи крушения и ломкК старого быта представляют часто такое невероятное соединен^; самых различных моральных культур, что ребенку подчас бывае^ трудно разобраться в этом смешении. Поэтому моральные кризисЦ подстерегают его на каждом шагу, и, следовательно, воспитатель,4 учитель никак не могут игнорировать вопросы морального воспитав ния. Никакая другая эпоха не создает таких блестящих возможно^ стей для нравственного героизма, как и никакая другая не создаем таких опасностей нравственного уродства.

Единственным мерилом делается приобщение к духу эпохи, ц. тем великим течениям, которые пронизывают мир. При этом чистр эстетическое и пассивное восприятие музыки революции, к которой страстно призывал русскую интеллигенцию Блок, когда писал: «Всем телом, всем сердцем, всем сознанием — слушайте Револю­цию», не может являться основой нравственного воспитания, ибр одно слушание революции не приводит к живому общению с ней, и призыв поэта, в применении к нашим действиям, должен звучать так, чтобы его смысл выражал требование не слушать, а самим делать музыку революции.

Третий, основной пункт нравственного воспитания в нашу эпоху заключается в той черте правды, которой отличается нравствен­ность, создающаяся на наших глазах. Правда и бесстрашное умение смотреть действительности прямо в глаза в самых трудных и запу­танных положениях жизни — вот первое требование революци.он ной морали. Никогда еще моральное воспитание не могло дойти до такой решительной и беспощадной правды, как сейчас, когда на карту поставлены и разоблачены в их истинном виде все реши­тельно неразоблаченные моральные «ценности».

И в этой области, как во всех других, революционная эпоха едва ли способна выдвинуть законченные системы морали, какими могли похвастаться предыдущие эпохи. Но напротив того, мы можем поставить нашему нравственному воспитанию такие отдельные тре­бования, которые много превосходят требования предыдущих эпох


можем потребовать от нашего воспитания, чтобы оно готовило сфере нравственности борцов и революционеров, как и во всех остальных сферах. Оно не должно задаваться отвлеченными иде­алами создания совершенной личности, потому что такой личности не существует и подобное воспитание забывает современные цели и играет в словесные бирюльки. Перед нами стоят конкретные цели подготовки людей ближайшей эпохи, людей ближайшего поколения в полном соответствии с той исторической ролью, которая выпадает на их долю. Отсюда чрезвычайная конкретность и правдивость делаются основой нравственного воспитания в нашу эпоху.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.