Здавалка
Главная | Обратная связь

Экспериментально-психологические исследования личности ребенка



Экспериментально-психологический метод изучения заклю­чается в том, что ребенок ставится в специальные условия, при которых ему предлагаются те или иные задачи для оценки отдель­ных сторон его личности. Существует ряд приемов, из которых мы остановимся на двух, наиболее популярных в нашей практике. Надо иметь в виду, что все методы психологического эксперимента легко распадаются на три основные группы. Первая — методы раздраже­ния, которые заключаются в том, что, изменяя силу, состав и ком­бинацию элементов раздражения, мы определяем те или иные связи и соотношения между внешней причиной и вызываемыми ею реак­циями. Вторая — методы выражения; они заключаются в изучении таких симптомов, как изменение пульса, дыхания^ мимики и речи, в которых находят свое выражение те или иные психические состо­яния. Третья — методы реакции, которые заключаются в вызыва­нии по сигналу заранее условленных реакций.

Каждый из методов неприменим в чистом виде к ребенку. От такого исследования требуется не детально-аналитическое описание фактов, но более или менее целостное констатирование сложных групп и форм поведения. В зависимости от этого реакция всякий раз связывается с рядом других и поведение изучается в его целом и связном виде.

Бине и Симон создали измерительную шкалу для исследования одаренности ребенка в зависимости от возраста. Шкала состоит из тестов или задач, приуроченных к каждой возрастной ступени, при­чем предполагается, что правильное решение всех требуемых тестов свидетельствует о нормальном для данного возраста разви-


тии. Надо сказать, что эта возрастная точность тестов Бине весьма приблизительна. Она исходит из расчета, что 50% детей данного возраста решают правильно все тесты, 25% опережают свою воз­растную ступень, а 25% отстают от нее. Да и вообще, возраст ребенка не представляет из себя такой четко обозначенной в erd развитии величины, чтобы мы могли судить о нем совершенно обт* ективно и точно. Однако единица измерений может быть выбрана > совершенно условно. Для нас важно иметь какую-нибудь точнуц|| норму для сравнения ребят, и эта норма может лишь отчасти отвей j чать настоящим возрастным ступеням развития ребенка.

Само испытание производится таким образом, что ребенку npej лагается исполнить все тесты какой-нибудь одной ступени. Пр этом необходимо найти границу решения: с одной стороны, дойти j такой ступени, где им не будет решена ни одна задача, а с другой • найти такую ступень, где ребенок решит все. Для этого надо двй гаться вперед и назад по возрастным ступеням, начиная с той, кс рая соответствует физическому возрасту ребенка. Между обе* границами разместятся такие ступени, на которых часть задач буде решена, а часть — нет.

Затем производится подсчет следующим образом: скажем, ма чик решил все задачи, соответствующие восьмилетнему возрасту! затем 3 задачи — 9 лет, одну задачу — 10 и две задачи 11 лет и ; одной — 12 лет. За каждую решенную задачу на любой ступеи ребенку насчитывается 1/5 года. Таким образом, весь подсчет обретает такой вид: 8+3/5+1/5+2/5=9 1/5.

Эта цифра и определит психический возраст ребенка. Тепе остается найти разницу между психическим и физическим возрас и выразить отсталость или переразвитие ребенка. Так, в нашем при мере: 9 1/5—8=1V5 — ребенок опередил свой возраст на 1 1/5 тор Затем исчисляется еще отношение психического возраста к физ ческому, которое тоже является показателем отсталости или о ренности ребенка.

Наконец, обращает на себя внимание количество возраста ступеней, которые заключены между границами. Психический : раст ребенка может соответствовать настоящему или даже опер дить его, и все-таки развитие ребенка нельзя признать нормаль* ибо цифра психического возраста может составиться из отделы задач, разбросанных на таком количестве возрастных ступеней, развитие ребенка должно быть признано явно неравномерным.

Вот краткое изложение метода Бине — Симона. Особенное этого метода является то, что он пытается применить свои тесть исследованию психических процессов сложного характера, 6ej отдельные формы поведения в том виде, в каком они встреча* жизни, а не в расчлененном, когда отдельно изучаются память, be мание и другие функции. Бине избирает такие поступки, в которь выражается характерная для данной ступени комбинация pea» Поэтому тесты Бине могут быть легко приноровлены к различи странам и служить, пока не созданы новые, кратким ориентировс


НЬ1М средством, позволяющим условно разбираться в трех новых вещах. Во-первых, выделить из массы детей группу, которая по своему недоразвитию может быть признана ненормальной и переве­дена в особое воспитательное учреждение. Во-вторых, убедиться в большей или меньшей серьезности развития остальной массы детво­ры. И в-третьих, следить за ходом детского развития, измеряя каждый год, насколько подвинулся ребенок.

Такие же цели преследует метод Россолимо, который автор называет также психологическим профилем, потому что здесь исследуются не цельные формы поведения, но отдельные психичес­кие функции: память, внимание, воля, восприимчивость, сметли­вость и т. п. Каждая функция испытывается при помощи 10 тестов, решенный тест обозначается плюсом, нерешенный — минусом, общая сумма плюсов по данной функции характеризует ее высоту. Потом графически это наносится на лист, разделенный на 10 кле­ток, где точками на соответствующей высоте отмечается количе­ство решенных тестов.

Затем выводится среднее арифметическое, которое должно характеризовать общую одаренность ребенка. Отдельно выводится среднее по трем основным группам: арифметическое среднее воле­вых процессов, памяти и ассоциационных процессов.

Такие же приблизительно формы тестов существуют для иссле­дования элементарных представлений у детей в раннем возрасте. Их общий недостаток заключается в том, что в основу кладется совер­шенно ложное представление о какой-то общей умственной одарен­ности. Несомненно, что это представление покоится на научно изжитом понимании, являющемся отголоском психологии способно­стей. Самое понятие умственной одаренности должно быть заме­нено понятием специальной пригодности.

Нельзя не указать на связь этих систем со старой школой, кото­рая все воспитательные приемы базировала на умственной выучке, и, таким образом, они (системы) представляют собой только исследо­вание интеллекта, но не эмоциональной и волевой сферы учащихся.

Поэтому такие системы односторонне интеллектуализировали личность ребенка и представляли ее в неверном свете. Наконец, этим системам присущ недостаток всякого экспериментального исследования, искусственность, так как испытуемый всякий раз ста­новится в необычное положение. Это и не давало гарантии, что память или внимание ученика будут работать в школе так же, как они работают в лаборатории. Поэтому, несмотря на то что экспери­ментальное исследование представляет необычайные выгоды в смыс­ле возможности вызывать по своему произволу какое угодно изме­нение в поведении учащегося, оно, однако, содержит те недостатки, которые свойственны всякому эксперименту, — оно ставит ученика в новые условия, и нет уверенности, что в результате получатся вер­ные выводы. Таким образом, экспериментальный метод, избегая недостатков наблюдения, несет в себе новые несовершенства.

Выход из тех и других заключается в третьей системе психологи­ческого исследования, в так называемом естественном эксперименте.


Естественный эксперимент

Само название этого метода звучит парадоксально, так как
перимент всегда предполагает искусственные формы исследования* j
и естественный эксперимент в буквальном значении слов звучит таю!
же, как сухая вода или круглый квадрат. Однако этот метод, выдв
нутый Лазурским, представляет из себя синтез наблюдения и экс
римента, для того чтобы избежать отрицательных сторон того
другого и сохранить положительные стороны обоих. „я

Лазурский говорит, что, чем выше и сложнее исследуемое яв ние, тем проще и ближе к жизни должен быть применяемый мет Дело в том, что различные элементы поведения встречаются такой сложной комбинации, что приходится выбирать синтетиче кие формы наблюдения.

Естественный эксперимент заключается в том, что уч* желающий произвести наблюдения, составляет заранее програ и план тех занятий с детьми, которые они ведут обычно, скажем, i уроках русского языка, физики, рисования, гимнастики, игр. ТЦ этом ученики думают, что идут нормальные занятия. Этим дс гается то, что работа ученика протекает в нормальных условиях!) он не чувствует на себе все время внимательного глаза экспери татора.

Но учитель ведет урок как экспериментатор, он заранее разра тал программу урока и на каждый ответ ученика смотрит как известное проявление, дающее то или иное толкование его повед ния. В группе для исследования обычно 4—5 учеников. Вог могут разнообразиться до крайности, и программа такого экспе мента может применяться к самым различным и гибким формам.]!

Возможно объединение ряда отдельных программ, составле ных с таким расчетом, чтобы в конечном результате получи цельная характеристика учащегося. Получаемые данные характер зуются всякий раз тремя оценками — нормально, выше и ниже ] мы. Результаты наносятся на особый бланк, представляющий себя три концентрических круга, соответствующих трем степей оценки. Круг разделен на секторы, каждый сектор соответств) одной какой-нибудь стороне поведения. В зависимости от той оце ки, которую получает данная функция, она отмечается точкой соответствующей окружности. Соединяя между собой все точ получаем замкнутую ломаную линию, которая обычно называе «звездочкой Лазурского», она помогает наглядно судить по вы) клостям и впадинам о развитии тех или иных сторон поведения; ника.

Надо сказать, что этот метод представляет из себя ту средни линию, которой, видимо, будет суждено сыграть важную роль в ] витии педагогического эксперимента. Однако надо указать, что i три способа психологического изучения ребенка до сих пор нахв дятся в зачаточном состоянии, и если ими приходится пользоват то не иначе, как в качестве временной меры. Но задача перееме


всех форм является неизбежной. При этом в основу реформы должно быть положено понятие о реакции, т. е. характеристика личности ребенка в его взаимодействии со средой.

Глава XIX







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.