Здавалка
Главная | Обратная связь

Международное признание



 

Сентября в ДМШ № 5 на заседании областной теоретической секции при Центре развития образования в сфере культуры и искусства Пензенской области состоялась презентация новых учебных пособий по музыкальной грамоте и сольфеджио для 5 и 6 классов, разработанных Татьяной Валентиновной Солдатовой.

Ранее была закончена работа Татьяны Валентиновны над четырьмя пособиями для младших классов, представленных в 2011 году, а в новых пособиях продолжены обобщение и систематизация методического материала.

Очень отрадно, что в этом году пособия с первого по пятый классы получили признание за пределами Пензенской области, они были удостоены Гран-при на Первом международном конкурсе художественного творчества в сфере музыкально-компьютерных технологий, мультимедиа, проектов, электронных и печатных учебных пособий, печатных работ и музыкальных композиций «Классика и современность» в Екатеринбурге. Не только пензенские музыковеды, но и жюри Международного конкурса дали высокую оценку труду Татьяны Валентиновны.

Но первыми пришли в восторг от учебников ученики Татьяны Валентиновны и их родители, от выпуска к выпуску интерес возрастал, а последний учебник ожидался с нетерпением, ведь так хотелось, что бы дети прошли весь курс семилетнего обучения по уникальному методическому проекту. Пособие для шестого класса закончено совсем недавно.

Огромное значение имеет то, что рационально отобранный теоретический и музыкальный учебный материал расположен по темам и урокам в соответствии с программой и календарно - тематическими планами, разработанными коллективом пензенских теоретиков под руководством Заслуженного работника культуры Т.Н. Панайкиной. Такую задачу на сегодняшний день не выполняет ни один учебник. Теоретические сведения изложены как в виде адаптированных определений, так и в виде занимательных стихов и зарифмованных подтекстовках песенок. Периодически в уроках определения повторяются для закрепления, возвращаясь в дополненном, более емком виде, соответствующем возрастным изменениям учащихся.

Татьяна Валентиновна выбрала наиболее удачные стихи и песенки, сочиненные ею и ее учениками, а также заимствовала материалы из сборников Т.Сиротиной, других известных учебников и из практики сольфеджистов. В мелодиях песенок, выполняющих роль интонационных упражнений-распевок, обыгрываются элементы, изучаемые на уроке. В пособии Т.В. Солдатовой обобщен опыт подобной практики, широко распространенной в музыкальных школах. Кроме того, уроки включают примеры для чтения с листа, слухового анализа с фактурой, ритмические упражнения, творческие задания, задания на построение изучаемых элементов. Полный комплекс видов работы по теме соответствует программированному методу обучения.

Главное достоинство учебного пособия заключается в том, что в нем собран самый необходимый материал по темам, представлен-ный сконцентрировано и наглядно, в результате чего на уроке можно не менять учебники и не тратить время на разыскивание примеров. Для преподавателя пособие значительно облегчает подготовку к уроку. Оно включает так же некоторые темы, отсутствующие в других учебниках, например, «Цезуры, каденции и виды каденций». Пособие в полной мере отвечает требованию наглядности обучения, здесь размещены таблицы, соответствующие новейшим столичным методическим изысканиям в направлении клавишного сольфеджио, например, многообразно применяется таблица соотнесения линеек и клавиатуры. Пособия для пятого и шестого классов содержат полное обобщение и закрепление всех ключевых тем музыкальной грамоты и сольфеджио с необходимым количеством ярких музыкальных примеров и увлекательных заданий.

От таких учебников невозможно оторваться, они составляют конкуренцию всепоглощающему в наше время компьютеру. Пособия отражают богатый педагогический опыт работы автора, в этом году исполнилось 40 лет педагогической деятельности Татьяны Валентиновны. Многие ее ученики учились в нашем колледже, и всегда они отличались хорошей подготовкой по сольфеджио. Все воспитанники Татьяны Валентиновны занимаются по учебным пособиям, распечатанным с диска, который может приобрести каждый. Такой диск и готовый комплект учебников Татьяна Валентиновна подарила нашему отделению «Теория музыки».

Мы сердечно и от души поздравляем Татьяну Валентиновну с победой на Международном конкурсе, 40-летием педагогической деятельности, желаем ей здоровья и талантливых учеников.

 

История и судьбы

В конце сентября исполнилось 132 года со дня основания Пензенского музыкального колледжа.

Музыкальные классы (первое название колледжа), созданные по инициативе Пензенского отделения Русского музыкального общества, прошли длительный исторический путь с момента своего рождения до сегодняшнего дня. История колледжа – это одновременно летопись музыкальной жизни города. Обратим свой взгляд в прошлое…

…Пензенский край издавна славился своим культурным потенциалом. Во главе Русского музыкального общества (РМО), основанного в Петербурге в XIX веке по инициативе композитора А.Г. Рубинштейна, стоял Комитет директоров, в который входилнаш земляк, уроженец с.Знаменское (бывшие Большие Буртасы) Башмаковского района, граф М.Ю. Виельгорский. В с.Зубрилово Тамалинского района начинается династия пензенского губернатора князя Г.С. Голицына, любителя-арфиста. В с.Куракино Сердобского района в усадьбе князя А.Б. Куракина работали первая музыкальная школа и роговой оркестр. В Пензе жил и работал исследователь русского церковного пения Н.М. Потулов, под руководством которого изучал древние церковные напевы А.А. Архангельский, уроженец с.Старое Тезиково Наровчатского района, ставший впоследствии хоровым дирижером и композитором с мировым именем. В Наровчате родился А.Н. Карасев - дирижер-хоровик, организатор Регентских курсов в Пензе. В пензенском крепостном театре Г.В. Гладкова ставились первые русские оперы, а с балконе дома на Соборной (ныне Советской) площади два раза в неделю звучала музыка в исполнении оркестра из крепостных губернатора А.А. Панчулидзева…

…Почва для открытия профессионального музыкального образования на пензенской земле была готова. В сентябре 1882 года в Пензе, в здании Дворянского собрания (ныне здание Городской думы по ул. Кирова), открылись классы фортепианной игры, скрипки, виолончели, сольного пения и теории музыки. Первым заведующим был назначен выпускник Петербургской консерватории М.И. Костромитинов. Это было рождение Музыкального колледжа.

Музыкальный колледж за свою историю несколько раз менял название и местоположение в городе: Музыкальные классы, Музыкальная школа второй ступени, Народная консерватория, Музыкальный техникум, Музыкальное училище им. А.А. Архангельского, Пензенский колледж искусств. Почти полвека колледж располагался в одном здании с ДМШ № 1 по ул. Богданова, куда во время Великой Отечественной войны была эвакуирована школа для одаренных детей из Москвы, несколько лет музыканты провели на ул.Московской, пока не переехали на нынешнее «место жительство».

В первые годы Музыкальные классы насчитывали 46 учеников. Педагоги - выпускники Петербургской консерватории – преподавали фортепиано (Л.С. Шор), скрипку и виолончель (К.К. Горский и П.П. Загорский), теорию музыки и сольфеджио (М.И. Костромитинов), сольное пение (Е.П. Остроумова).

С начала ХХ века преподавательский состав расширился: фортепиано стал вести выпускник Московской консерватории Н.А. Витвери наши земляки - выпускники училища - Е.В. Казаченко, Е.И. Протопопова; Ф.П. Вазерский вел хоровое и сольное пение, элементарную теорию и сольфеджио; начали свою трудовую деятельность скрипач и теоретик П.А. Попов, его ученик Н.И. Гудков, хоровики А.В. Касторский, И.И. Пономарьков, вокалисты Н.С. Грачев, С.Г. Грасгоф, Е.А. Салтыкова. Капельмейстер пехотного полка А.С. Турищев, владеющий игрой на всех деревянных и медных духовых инструментах, стал основателем профессионального обучения музыкантов-духовиков в Пензе - он преподавал класс кларнета.

В 1935 году был открыт класс баяна, а через год – класс струнных народных инструментов, что способствовало развитию народно-исполнительской традиции на профессиональном уровне. Список нового поколения педагогов открыли народники: баянист Д.С. Кулешов, уроженец д.Ахлебиновка Пензенского района, и домрист А.М. Тишулин, через два года после прихода в училище создавший первый оркестр народных инструментов.

В 1968 году с приездом из Уральской консерватории специалиста-теоретика Т.Н. Ивановой решено было открыть специальное отделение – «Теория музыки». Добрую память о себе оставили преподаватели общеобразовательных дисциплин того времени: Л.А. Северина и И.П. Павликова (физика, математика), А.К. Капустина (история), Л.А. Елисеева (литература, русский язык), Р.А. Дубровина (иностранные языки), А.В. Шуватова (химия, биология), А.Г. Кузьмин (НВП), В.Н. Журкина (физкультура). В 1979 году А.Г. Тархов, выпускник отделения хорового дирижирования, стал инициатором образования нового и самого молодого отделения – «Руководитель народного хора» (сегодня «Сольное и хоровое народное пение»). Спустя многие годы, уже в XXI веке возродилось самостоятельное отделение «Сольного пения».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.