Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика мира 14 страница



Как вытекает из данных, приведенных в таблице 49, низкие показатели младенческой смертности имеют наиболее развитые страны мира, расположенные в зарубежной Европе, а также в Северной Америке, Восточной Азии, Австралии и Океании. Среди стран с наивысшими показателями младенческой смертности, как и следовало ожидать, преобладают наименее развитые государства Тропической Африки. Нетрудно подсчитать, что по этому показателю Япония благополучнее Сьерра-Леоне в 54 раза!

Таблица 49

ДВАДЦАТЬ СТРАН С САМОЙ НИЗКОЙ И САМОЙ ВЫСОКОЙ МЛАДЕНЧЕСКОЙ СМЕРТНОСТЬЮ (2006 г.)

Вполне естественно, что более крупные и экономически «продвинутые» развивающиеся страны в таблице 49 не представлены. Чтобы продемонстрировать успехи этих стран в деле снижения уровня младенческой смертности, приведем следующие данные. За период с 1960 по 2006 г. показатели младенческой смертности на 1000 жителей снизились в Китае со 165 до 32, в Индии – со 165 до 62, в Индонезии – со 150 до 36, в Египте – со 128 до 32, в Мексике – с 91 до 18. Тем не менее они еще продолжают оставаться во много раз более высокими, чем в странах Запада.

Как вытекает из данных, приведенных в таблице 48, Россия по некоторым важнейшим показателям уровня здравоохранения входит в первую десятку стран мира. Однако по показателю уровня младенческой и детской смертности она находится на одном из последних мест в Европе, опережая только Румынию, Албанию и Молдавию. Из других стран СНГ показатели младенческой смертности особенно высоки в Казахстане (60/1000), Таджикистане (87/1000), и Туркмении (76/1000) и Азербайджане (73/1000).

При всей важности приведенных выше сведений все-таки самым обобщающим, интегральным показателем состояния здоровья населения считается средняя ожидаемая продолжительность жизни.

47. Качество населения: средняя продолжительность жизни

Продолжительность жизни – одна из важнейших демографических категорий, представляющая собой как бы обобщающую характеристику смертности людей. При ее определении обычно пользуются термином «средняя продолжительность жизни», хотя с научной точки зрения правильнее говорить об ожидаемой продолжительности предстоящей жизни при рождении. Под этим понимают число лет, которое в среднем предстояло бы прожить человеку из поколения родившихся при условии, что на протяжении всей жизни этого поколения повозрастная смертность останется на уровне того года, для которого вычислен показатель.

Ученые считают, что средняя видовая продолжительность человеческой жизни составляет 110–115 и даже 120–140 лет. Однако в действительности – в результате воздействия многих биологических и социально-экономических факторов – она значительно меньше, хотя и имеет тенденцию к увеличению.

Существует много подтверждений того, что в Древнем Риме и в Древней Греции средняя продолжительность жизни составляла всего 25 лет. В средние века она увеличилась примерно до 30 лет. В России на рубеже XIX–XX вв. она выросла до 32 лет. Конечно, это усредненные показатели, которые вовсе не исключают долгожительства и в те времена. Например, Юлию Цезарю, когда его убили, было за 60. Платон скончался в возрасте 81 года. Микеланджело прожил 89, Тициан – 99 лет, Гёте – 83, Ньютон – 84 года.

Еще в 1800 г. средняя продолжительность жизни людей на Земле составляла около 40 лет. Естественно, что в XX в. по мере дальнейшего прогресса человеческой цивилизации и прежде всего снижения смертности, в том числе младенческой и детской, показатель средней продолжительности жизни приобрел отчетливую тенденцию к повышению (табл. 50).

Действительно, тенденция к повышению хорошо прослеживается в общемировых показателях. Однако нельзя не видеть и того, что за этим повышением стоят главным образом развивающиеся страны с молодым населением, тогда как в экономически развитых странах с низким, а то и с отрицательным естественным приростом и общим постарением населения показатель средней продолжительности жизни, уже достигший высокого уровня, начинает постепенно снижаться. Эта закономерность находит отражение и в данных по отдельным крупным регионам: средняя продолжительность жизни продолжает расти в зарубежной Азии, Северной Америке, Латинской Америке, Австралии и Океании, но начала снижаться в странах СНГ, в зарубежной Европе, а в Африке этот показатель более или менее стабилизировался.

Обращает на себя внимание и большое различие в ожидаемой продолжительности жизни мужчин и женщин. Это различие имеет всеобщий характер и основано на некоторых особенностях мужского и женского организмов, но к этому добавляется и влияние социально-экономических факторов (о повышенной смертности среди мужчин и ее причинах уже говорилось выше). Анализ демографической статистики свидетельствует о том, что женщины по этому важнейшему показателю все больше «обгоняют» мужчин. Еще во второй половине 1950-х гг. в целом в мире они жили на 2,4 года дольше мужчин, во второй половине 1980-х гг. – на 2,9 года, а в 2006 г. уже на 4 года. Особенно сильный их перевес по этому показателю характерен для экономически развитых стран, а из отдельных регионов – для зарубежной Европы в целом и в еще большей степени – для стран СНГ. Довольно большой разрыв по этому показателю между мужчинами и женщинами наблюдается и в Латинской Америке, но он характерен и для других регионов, кроме Африки.

Весьма интересны также данные о распределении по крупным регионам мира долгожителей, т. е. лиц в возрасте 100 и более лет. Таковых, по данным ООН, ныне в мире 135 тыс., в том числе 107 тыс. женщин и 28 тыс. мужчин (самому старому из них – американцу Бену Холокомбу из штата Оклахома – в 2000 г. исполнилось 111 лет). Больше всего столетних людей в Азии (45 тыс.), в Европе (39 тыс.) и в Северной Америке (39 тыс.), тогда как в Африке и Австралии с Океанией долгожителей всего по 1 тыс. Прогноз на 2050 г. оценивает общее число столетних людей почти в 2200 тыс. (в том числе 1850 тыс. женщин и 340 тыс. мужчин). Примерно половина столетних людей будет проживать в Азии, около 1/4 – в Европе, около 1/6 – в Северной Америке, 126 тыс. – в Латинской Америке, 27 тыс. – в Африке и 24 тыс. – в Австралии и Океании.

Таблица 50

ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДСТОЯЩЕЙ ЖИЗНИ С МОМЕНТА РОЖДЕНИЯ

Не меньший, если не больший, интерес представляют данные о средней ожидаемой продолжительности жизни в отдельных странах мира. Обратимся сначала к тем странам, где этот показатель наиболее высокий (табл. 51 ).

Анализ таблицы 51 приводит к нескольким интересным выводам. Во-первых, за исключением Кубы, в ней представлены только экономически развитые страны. Во-вторых, за исключением Японии, Австралии, Новой Зеландии, Израиля, Кипра и Сингапура, – только страны Западной Европы и Северной Америки. В-третьих, наиболее высокий рейтинг по показателю ожидаемой средней продолжительности жизни для всего населения, для мужчин и для женщин имеет Япония. В-четвертых, в подавляющем большинстве вошедших в таблицу стран показатель средней продолжительности жизни для мужчин уже превышает 75 лет, а для женщин – 80 лет. В-пятых, перевес женщин над мужчинами в этом отношении особенно велик (от 5,5 до 7 лет) в европейских странах – Германии, Италии, Бельгии, Швейцарии, а также в США и Японии. В Финляндии, Испании и Австралии он превышает 7, а во Франции – 8 лет. В каждом случае такие различия нуждаются в специальном объяснении, но одна общая причина лежит, что называется, на поверхности – это сказывающиеся еще демографические последствия Второй мировой войны.

Таблица 51

ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ СТРАН С НАИБОЛЬШЕЙ ОЖИДАЕМОЙ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ЖИЗНИ (в 2005 г.)

Страны мира с наиболее низкими показателями средней ожидаемой продолжительности жизни показаны в таблице 52.

Таблица 52

ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ СТРАН С НАИБОЛЕЕ НИЗКОЙ ОЖИДАЕМОЙ СРЕДНЕЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ЖИЗНИ (в 2005 г.)

Анализ таблицы 52 также позволяет сделать несколько интересных выводов. Во-первых, в ней представлены только страны Тропической Африки – самого отсталого в социально-экономическом отношении региона мира. Во-вторых, первая десятка стран фактически остается стабильной во всех трех колонках таблицы. В-третьих, «абсолютным чемпионом» мира с самым низким показателем продолжительности жизни является Ботевана, где он более чем в два раза ниже, чем во многих странах Западной Европы, в Японии, Канаде и Австралии. В-четвертых, разрыв между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин в странах Тропической Африки хотя и наблюдается, но обычно не превышает двух-трех лет. В-пятых, ни в одной из стран этого региона средняя продолжительность жизни мужчин не превышает 50 лет. Подобная ситуация – прямое отражение еще сохраняющейся в африканских странах высокой смертности населения.

При составлении таблицы по принципу «самый-самый» (как и в случае с младенческой смертностью) в нее не попадает группа более крупных и развитых стран Азии, Африки и Латинской Америки, данные о которых могут существенно дополнить общую картину. О том, что показатель средней продолжительности жизни в этих странах возрастал значительно быстрее, чем в экономически развитых, свидетельствуют следующие данные. За период с 1960 по 2006 г. ожидаемая средняя продолжительность жизни выросла: в Китае – с 40 до 72 лет, в Индии – с 43 до 64, в Индонезии – с 41 до 68, в Нигерии – с 39 до 48, вЕгипте– с 46 до 71, в Бразилии– с 37 до 71 и в Мексике – с 57 до 75 лет.

Россия по показателю средней продолжительности жизни занимает в мире несколько особое место. До середины 1960-х гг. в стране наблюдался устойчивый рост этого показателя. Затем он сменился снижением его у мужчин и стагнацией у женщин. К началу 1980-х гг. продолжительность жизни снизилась до 61,5 года у мужчин и 73 лет у женщин. Во второй половине 1980-х гг., с началом перестройки и антиалкогольной кампании, она снова стала было расти, но в 1990-х гг., по мере нарастания кризисных явлений, роста смертности и ухудшения состояния окружающей среды произошел новый спад. Средняя продолжительность предстоящей жизни в России (65 лет) продолжает оставаться более низкой, чем во всех (за пределами СНГ) экономически развитых странах мира, да и во многих развивающихся странах. Во всяком случае, согласно опубликованным в 2000 г. официальным данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), по этому показателю она занимает 91-е место, находясь между Тунисом и Гондурасом.

По мнению экспертов ВОЗ, это связано с высоким уровнем потребления алкоголя и табака, которые провоцируют сердечно-сосудистые заболевания и рак. Отечественные демографы дают более детальный анализ этого явления. Они отмечают низкое качество, а подчас и просто нехватку питания, ухудшение медицинского обслуживания, недоступные цены на хорошие лекарства, нарастающее загрязнение окружающей среды, усиление нервно-психических нагрузок, травматизм на производстве, рост алкоголизма и наркомании. В странах Запада мужчины, достигнув пенсионного возраста, который там выше, чем в России, имеют шанс прожить еще 10–15 лет, в России же даже при низком пенсионном возрасте многие мужчины умирают, так и не дожив до пенсии.

С этим связана еще одна особенность России – огромный разрыв показателя ожидаемой продолжительности жизни для мужчин (59 лет) и для женщин (72,4 года). Действительно, такого огромного разрыва (более 13 лет!) нет ни в одной другой стране мира. При этих средних показателях наблюдаются довольно существенные различия между отдельными крупными частями страны. В середине 1990-х гг. самые высокие показатели продолжительности жизни имел Центрально-Черноземный район (67,5 года), а самые низкие – Восточно-Сибирский (63 года).

48. Качество населения: образование и квалификация

Важными составными частями, характеризующими качество населения, служат также сведения о его образовательном уровне и квалификации трудовых ресурсов.

Согласно данным ЮНЕСКО, в 1950 г. доля элементарно неграмотных среди взрослого населения мира (старше 15 лет) составляла 44 %. К 1990 г. уровень неграмотности снизился до 26,9 %, к 2000 г. – до 20,6 %. В таблице 53 приведены данные, характеризующие положение с неграмотностью в двух группах стран и отдельных регионах.

Из приведенных в таблице 53 данных вытекает, что в экономически развитых странах в 1980 г. элементарно неграмотных взрослых было 3,4 %. Однако и этот сравнительно невысокий показатель привлек к себе много внимания в связи с введением понятия о так называемой функциональной неграмотности. Под функциональной неграмотностью понимают неспособность человека адаптироваться к политическим переменам в обществе, к структурным, техническим и технологическим изменениям в экономике, понять необходимые объяснения и инструкции, касающиеся трудовой деятельности и т. д. Поэтому функциональная неграмотность, которой в США были подвержены 23 млн, а в Великобритании – 6 млн человек, считается одной из главных причин безработицы. В бывшем СССР, согласно переписи 1989 г., неграмотным оказалось 2 % населения старше 15 лет, или 4,3 млн человек, а функциональная неграмотность была значительно выше.

Таблица 53

РАСЧЕТНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ НЕГРАМОТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ВОЗРАСТЕ 15 ЛЕТ И СТАРШЕ[31]

В последнее время статистика ООН публикует лишь выборочные сведения о неграмотности в развитых странах. По ним можно судить о том, что в Европе, например, несколько большей долей неграмотных на общем почти нулевом фоне выделяются страны южной ее части – Испания, Греция и в особенности Португалия (8 % у мужчин и 16 % у женщин).

Что же касается развивающихся стран, то, как вытекает из данных таблицы 53, по абсолютной численности неграмотных в 1980 г. выделялись Южная и Восточная Азия благодаря прежде всего Индии (251 млн человек), Китаю (219 млн), а также Пакистану (43 млн), Бангладеш (42 млн), Индонезии (27 млн человек). Нетрудно подсчитать, что более половины всех неграмотных в мире тогда приходилось на две, правда самые многонаселенные, страны – Индию и Китай. За этими двумя регионами следовала Африка к югу от Сахары.

Генеральная Ассамблея ООН по инициативе ЮНЕСКО провозгласила 1990 год Международным годом грамотности. Итоги его затем были рассмотрены органами ООН, которые приняли соответствующие решения о мерах по дальнейшему преодолению и предупреждению неграмотности в ее различных формах и по внедрению образования для всех. К 2000 г. было намечено сократить численность неграмотных до 22 % и обеспечить охват начальным образованием всех детей. Хотя в полной мере осуществить эти планы не удалось, однако некоторые перемены к лучшему произошли. Так, к 2005 г. доля неграмотных среди лиц старше 15 лет в Африке к югу от Сахары снизилась до 38 %, в арабских странах Ближнего и Среднего Востока – до 30 в Латинской Америке – до 11,8, в Восточной Азии – до 12, в Южной Азии – до 34 %. Некоторые развивающиеся страны теперь тратят на образование 7—10 % своего ВВП (Ботсвана, Намибия, Зимбабве, Тунис, Лесото), превосходя в этом отношении большинство развитых стран мира.

Тем не менее доля неграмотных среди населения старше 15 лет во многих развивающихся странах продолжает оставаться еще очень большой (табл. 54).

Таблица 54

ДВАДЦАТЬ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН С САМОЙ БОЛЬШОЙ ДОЛЕЙ НЕГРАМОТНЫХ В НАСЕЛЕНИИ СТАРШЕ 15 ЛЕТ

В таблице 54 представлены 15 стран Африки, 4 страны Азии и одна страна Латинской Америки. Обращает на себя внимание значительно более низкий уровень грамотности среди женского населения. А «рекордсменом» мира по доле неграмотных среди всего населения, и в частности среди женщин, выступает Буркина-Фасо.

Из развивающихся стран, сведения о которых не вошли в таблицу 54, можно назвать несколько крупных государств, где доля неграмотных людей во всем населении остается еще довольно значительной. Из стран Азии это Индия (36 % неграмотных), Иран (20), из стран Африки – Египет (35), Алжир (30), из стран Латинской Америки – Боливия (18), Бразилия (17), Мексика (15 %). В Китае доля неграмотных составляет 9 %, и в том числе среди женщин – 15 %. К этому нужно добавить, что огромный разрыв между развитыми и развивающимися странами в сроках обучения также продолжает сохраняться. В группе развитых стран средняя продолжительность обучения составляет 10 лет (в США, Канаде, некоторых странах Западной Европы – 12 лет и даже больше), а в развивающихся странах – около четырех лет.

Главный же вывод, который можно сделать на основе анализа таблицы 54, неутешителен: за 20 лет (1980–2000 гг.) общее число неграмотных в мире даже несколько увеличилось – прежде всего за счет Южной Азии, арабских государств и Африки к югу от Сахары.

Для характеристики состояния высшего образования пользуются разными показателями. Например, таким, как численность студентов из расчета на 100 тыс. жителей, который большей частью коррелируется с общим уровнем развития страны и душевым ВВП (табл. 55).

Таблица 55

ЧИСЛЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ НА 100 ТЫС. ЖИТЕЛЕЙ ПО СТРАНАМ МИРА[32]

Другой показатель того же ряда – доля людей с университетским образованием среди населения в возрасте от 25 до 64 лет. По этому показателю с большим отрывом от других стран лидируют США (24 %). В группу стран, где этот показатель находится в пределах от 10 до 15 %, входят страны Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция, Испания, страны Северной Европы), а также Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Наконец, качество населения (трудовых ресурсов) характеризуется также квалификацией рабочей силы, как ведущего компонента производительных сил. В свою очередь, такая квалификация зависит от уровня образования, наличия трудовых навыков, степени вовлеченности в производство и т. д. Все это, вместе взятое, формирует так называемый благоприятный деловой климат, который в большинстве случаев влияет не только на развитие, но и на размещение производства.

Особенно большое значение квалификация трудовых ресурсов приобрела на современном этапе НТР, когда рабочая сила, обладающая новаторским потенциалом, становится даже более важным фактором развития, чем передовые технологии. Это непосредственно связано со все большей интеллектуализацией труда, характерной для постиндустриального общества. Говорят даже о революции в трудовых ресурсах, начавшейся в конце XX в. Считается, что для повышения конкурентоспособности работника он должен пройти три последовательные стадии: 1) общее школьное образование; 2) получение профессионального образования, обучение в аспирантуре; 3) реализацию полученных знаний в сфере трудовой деятельности при совмещении ее с дальнейшим образованием и самообразованием. Не случайно в большинстве стран современного мира ныне осуществляются реформы образования – как среднего, так и высшего. В США уже в середине 1990-х гг. доля лиц, получивших среднее образование, составила в структуре рабочей силы 90 %, а получивших законченное и незаконченное высшее образование превысила 55 %.

Россия была и остается одной из самых образованных стран мира. И ныне она сохраняет достаточно высокий образовательный уровень: почти 1/3 всех занятых в ее народном хозяйстве имеет высшее и среднее специальное образование. В России более 7 млн студентов. Однако социально-экономический кризис 1990-х гг., остаточный принцип финансирования образования, рост безработицы не могли не сказаться на количестве и качестве трудовых ресурсов. По мнению многих исследователей, современное состояние рабочей силы России не соответствует требованиям рынка. Во многих отраслях, в особенности в машиностроении, в 1990-е гг. произошла существенная потеря квалифицированных кадров, поэтому отношение к образованию и соответственно к качеству трудовых ресурсов должно быть пересмотрено исходя из того, что они являются важнейшими компонентами национальной безопасности страны.

49. Этнический (национальный) состав населения мира

Изучением этнического (национального) состава населения занимается наука, называемая этнологией (от греч. ethnos – племя, народ), или этнографией. Сформировавшаяся как самостоятельная ветвь науки еще во второй половине XIX в., этнология и ныне сохраняет тесную связь с географией, историей, социологией, антропологией и другими науками.

Основное понятие этнологии – понятие об этносе. Этносом называется сложившаяся на определенной территории устойчивая общность людей, обладающих, как правило, единым языком, некоторыми общими особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием, т. е. сознанием своего единства, в отличие от других подобных этнических образований. Некоторые ученые считают, что ни один из перечисленных признаков этноса не является определяющим: в одних случаях главную роль играет территория, в других – язык, в третьих – особенности культуры и т. д. (В самом деле, например, немцы и австрийцы, англичане и австралийцы, португальцы и бразильцы говорят на одном языке, но относятся к разным этносам, а швейцарцы, напротив, говорят на четырех языках, а образуют один этнос.) Другие полагают, что все же определяющим признаком следует считать этническое самосознание, которое к тому же обычно закрепляется в определенном самоназвании (этнониме), например, «русские», «немцы», «китайцы» и др.

Теория возникновения и развития этносов получила наименование теории этногенеза. До недавнего времени в отечественной науке господствовало деление народов (этносов) на три стадиальных типа: племя, народность и нация. При этом исходили из того, что племена и союзы племен – как общности людей – исторически соответствовали первобытно-общинному строю. Народности обычно связывали с рабовладельческим и феодальным строем, а нации как высшую форму этнической общности – с развитием капиталистических, а затем и социалистических отношений (отсюда и деление наций на буржуазные и социалистические). В последнее время в связи с переоценкой прежнего формационного подхода, в основе которого лежало учение об исторической преемственности общественно-экономических формаций, и со все большей ориентацией на современный цивилизационный подход, многие прежние положения теории этногенеза стали пересматриваться, а в научной терминологии – в качестве обобщающего – все шире начало применяться понятие «этнос».

В связи с теорией этногенеза нельзя не упомянуть и об одном принципиальном споре, который уже давно ведут отечественные ученые. Большинство из них придерживается взгляда на этнос как на историко-социальное, историко-экономическое явление. Другие исходят из того, что этнос нужно считать своего рода био-гео-историческим феноменом.

Эту точку зрения в книге «Этногенез и биосфера Земли» и других своих работах отстаивал географ, историк и этнограф Л. Н. Гумилев. Он считал этногенез процессом прежде всего биологическим, биосферным, связанным с пассионарностью человека, т. е. с его способностью к сверхнапряжению сил для достижения великой цели. При этом условием для возникновения пассионарных толчков, влияющих на образование и развитие этноса, является не солнечная активность, а особое состояние Вселенной, от которой этносы получают энергетические импульсы. По Гумилеву, процесс существования этноса – от его возникновения до распада – продолжается 1200–1500 лет. За это время он проходит фазы подъема, затем надлома, обскурации (от лат. obscurous – затемненный, в смысле реакционный) и, наконец, реликтовую. При достижении высшей фазы возникают и наиболее крупные этнические образования – суперэтносы. Л. Н. Гумилев считал, что Россия вступила в фазу подъема в XIII в., а в XIX в. перешла в фазу надлома, которая в XX в. находилась в своей заключительной стадии.

После знакомства с понятием об этносе можно перейти к рассмотрению этнического состава (структуры) населения мира, т. е. распределения его по принципу этнической (национальной) принадлежности.

Прежде всего, естественно, возникает вопрос об общем количестве этносов (народов), населяющих Землю. Обычно считается, что их от 4 тыс. до 5,5 тыс. Более точную цифру назвать трудно, поскольку многие из них еще недостаточно исследованы, и это не позволяет отличить, скажем, язык от его диалектов. По численности все народы распределяются крайне диспропорционально (табл. 56).

Таблица 56

ГРУППИРОВКА НАРОДОВ ПО ИХ ЧИСЛЕННОСТИ (1992 г.)

Анализ таблицы 56 показывает, что в начале 1990-х гг. 321 народ, насчитывавший более 1 млн человек каждый, составлял 96,2 % всего населения земного шара. В том числе на 79 народов с численностью более 10 млн человек приходилось почти 80 % населения, на 36 народов численностью более 25 млн человек – около 65 % и на 19 народов численностью более 50 млн человек каждый – 54 % населения. К концу 1990-х гг. количество самых крупных народов выросло до 21, а доля их в мировом населении приблизилась к 60 % (табл. 57).

Нетрудно подсчитать, что общая численность 11 народов, каждый из которых насчитывает более 100 млн человек, составляет около половины человечества. А на другом полюсе находятся сотни малочисленных этносов, обитающих преимущественно в тропических лесах и в районах Севера. Многие из них насчитывают менее 1000 человек, например андаманцы в Индии, тоала в Индонезии, алакалуфы в Аргентине и Чили, юкагиры в России.

Таблица 57

ЧИСЛЕННОСТЬ КРУПНЕЙШИХ НАРОДОВ МИРА В НАЧАЛЕ XXI В.

Не менее интересен и важен также вопрос о национальном составе населения отдельных стран мира. В соответствии с его особенностями можно выделить пять типов государств: 1) однонациональные; 2) с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных национальных меньшинств; 3) двунациональные; 4) с более сложным национальным составом, но относительно однородным в этническом отношении; 5) многонациональные, со сложным и разнородным в этническом отношении составом.

Первый тип государств достаточно широко представлен в мире. Например, в зарубежной Европе около половины всех стран – практически однонациональные. Это Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, ФРГ, Польша, Австрия, Чехия, Словения, Италия, Португалия. В зарубежной Азии таких стран значительно меньше: Япония, Бангладеш, Саудовская Аравия, некоторые небольшие страны. Еще меньше их в Африке (Египет, Ливия, Сомали, Мадагаскар). А в Латинской Америке почти все государства однонациональные, поскольку индейцы, мулаты, метисы считаются частями единых наций.

Страны второго типа также встречаются довольно часто. В зарубежной Европе это Великобритания, Франция, Испания, Румыния, страны Балтии. В зарубежной Азии – Китай, Монголия, Вьетнам, Камбоджа, Таиланд, Мьянма, Шри-Ланка, Ирак, Сирия, Турция. В Африке – Алжир, Марокко, Мавритания, Зимбабве, Ботсвана. В Северной Америке – США, в Океании – Австралийский Союз и Новая Зеландия.

Третий тип стран встречается значительно реже. Примерами его могут служить Бельгия, Канада.

Страны четвертого типа, с довольно сложным, хотя этнически однородным составом чаще всего встречаются в Азии, Центральной, Восточной и Южной Африке. Есть они и в Латинской Америке.

Наиболее характерные страны пятого типа – Индия и Россия. К этому типу можно отнести также Индонезию, Филиппины, многие страны Западной и Южной Африки.

Известно, что в последнее время в странах с более сложным национальным составом заметно обострились межэтнические противоречия.

Они имеют разные исторические корни. Так, в странах, возникших в результате европейской колонизации, сохраняется угнетение коренного населения (индейцев, эскимосов, аборигенов Австралии, маорийцев). Другой источник противоречий – недооценка языковой и культурной самобытности национальных меньшинств (шотландцев и валлийцев в Великобритании, басков в Испании, корсиканцев во Франции, франкоканадцев в Канаде). Еще одной причиной усиления подобных противоречий стал приток во многие страны десятков и сотен тысяч иностранных рабочих. В развивающихся странах межэтнические противоречия связаны в первую очередь с последствиями колониальной эпохи, когда границы владений проводили большей частью без учета этнических границ, в результате чего возникла своеобразная «этническая мозаика». Постоянные противоречия на национальной почве, доходящие до воинствующего сепаратизма, особенно характерны для Индии, Шри-Ланки, Индонезии, Эфиопии, Нигерии, ДР Конго, Судана, Сомали, да и многих других стран.

Этнический состав населения отдельных стран не остается неизменным. С течением времени он постепенно изменяется, в первую очередь под воздействием этнических процессов, которые подразделяются на процессы этнического разделения и этнического объединения. К разделительным относятся те процессы, при которых прежде единый этнос либо прекращает свое существование, либо делится на части. Объединительные процессы, напротив, приводят к слиянию групп людей различной этнической принадлежности и образованию более крупных этнических общностей. Это происходит в результате межэтнических консолидации, ассимиляции и интеграции.

Процесс консолидации проявляется в слиянии близких по языку и культуре этносов (или их частей), которые в результате превращаются в более крупную этническую общность. Этот процесс характерен, например, для Тропической Африки; происходил он и в бывшем СССР. Сущность ассимиляции заключается в том, что отдельные части какого-либо этноса или даже целый народ, живя в среде другого народа, в результате длительного общения усваивает его культуру, воспринимает его язык и перестает считать себя принадлежащим к прежней этнической общности. Одним из важных факторов такой ассимиляции служат смешанные в национальном отношении браки. Ассимиляция более характерна для экономически развитых стран с давно сложившимися нациями, где эти нации ассимилируют менее развитые национальные группы людей. А под межэтнической интеграцией понимают сближение различных этносов без слияния их в единое целое. Она происходит и в развитых, и в развивающихся странах. Можно добавить, что консолидация приводит к укрупнению этносов, а ассимиляция – к сокращению национальных меньшинств.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.