Здавалка
Главная | Обратная связь

М. Горький. Пьеса «На дне» (1902). Спор о человеке и правде. Ницшеанское и христианское. Традиции и новаторство. Полифонизм.



В основе пьесы лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему. И в этом споре участвуют почти все персонажи. Попавшие в подвал принадлежат к различным слоям общества, но участь у них одна, они изгои общества, и никому не удастся выбраться отсюда. Слесарь Клещ считал свое нынешнее положение временным, надеясь, что упорный, честный труд спасет его. Сначала он даже презрительно относился к ночлежникам, противопоставляя себя им: «Я — рабочий человек... мне глядеть на них стыдно... я с малых лет работаю... Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу... кожу сдеру, а вылезу». Но надежда Клеща не сбывается, он смиряется со своим положением. Настоящее жителей «дна» ужасно, потому что будущего нет, а все лучшее — позади. У Барона — это обеспеченная жизнь, у Клеща — слесарное дело, у Актера — творческая работа. Но, как говорит бывший телеграфист, а теперь шулер Сатин, «в карете прошлого далеко не уедешь». Не нужна таким людям «ложь утешительная, ложь примиряющая». Ничего им помочь уже не может. Они пали так низко, что подняться уже не могут.

Лука же, который верит в то, что человек изначально хорош, чист и только обстоятельства портят его, никак не виноват перед этими людьми. Нельзя его осуждать за то, что он обманывал их. Потом ведь еще неизвестно, может, и существует загробная жизнь, о которой Лука говорил умирающей Анне. Не виноват Лука и в самоубийстве Актера, ведь другой дороги у последнего и не было: либо смерть, либо дальше влачить такое жалкое, позорное для человека существование. Актер выбрал первое.

И все-таки в этой галерее героев есть один, который пошел дальше всех, — Сатин. Конечно, это всего лишь герой слова, а не дела, но именно в его уста вложил эти замечательные слова автор: «Что такое — правда? Человек — вот правда!.. Ложь — религия рабов и хозяев... Правда — бог свободного человека!»

Сильный, действительно свободный человек должен стремиться к правде, ради нее он должен бороться, всеми своими силами бороться. Спор остаётся открытым.

В пьесе «На дне» происходит столкновение двух философий: ницшеанской, её представляет Сатин, который выступает за «сверхчеловека» и считает, что только такой человек достоин уважения и почёта. Слабых он не поддерживает. Ему противопоставляется философия Луки, христианская философия.

Горький в драме продолжает традиции «натуральной школы» 40 –х гг. 19 века (Гоголя, Некрасова, Чернышевского, Добролюбова, Писарева), что проявляется в его критическом отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту погружённым и ею сформированным.

Новаторство пьесы «На дне» заключалось не в теме, а в новом её решении. Как и в рассказах 90-х годов, Горький, изображая страшный мир нищеты и страданий людей «дна», выступает обличителем буржуазно-собственнического мира, представленного в пьесе в лице зловещей фигуры лицемерно-елейного содержателя ночлежки Костылева, готового выжать прибыль даже из мертвого.

По своей жанровой природе драма «На дне» -полифонична. В ней большая правда вырастает из неразрешимых маленьких человеческих правд. В пьесе возникло многоголосие – не скопление монологов, диалогов, а непрерывный полилог, такое многоголосие, когда говорящие слышат и отвечают друг другу, не вступая в прямой обмен репликами. Они думают и говорят о своём, но тем не менее вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей по ночлежке. Звучит не голос, не слаженный хор, а хаотичная, неприглаженная жизнь.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.